Головин СЮ Словарь практического психолога. С. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник
Скачать 5.35 Mb.
|
ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ – общепсихологическая система представлений, выделяющая в качестве центрального объяснительного понятия принцип установки. Создана в трудах грузинского советского психолога Д. Н. Узнадзе и его школы (А.С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе и пр.). По Узнадзе установка, это «целостная модификация субъекта», его готовность к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой его целесообразной избирательной активности. Установка возникает при «встрече» двух факторов – потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. Когда импульсивное поведение наталкивается на некие препятствия, оно Прерывается и начинает функционировать специфический для сознания человека механизм объективации, благодаря коему человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как объективному и независимому от него. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм деятельности психической. Для их исследования экспериментального предложен метод фиксации, различные варианты коего применяются при анализе развития: 1) психики в филогенезе и онтогенезе; 2) процессов познавательных; 3) личности и отношений межличностных. Особое внимание уделяется изучению с позиций теории установки неосознаваемых явлений психических, понимание природы коих кардинально отличается от трактовки бессознательного в психоанализе З. Фрейда. Один из вариантов развития теории установки – концепция уровней активности психической (Ш.А. Надирашвили). Теория установки выступает в качестве конкретно-научной методологии для различных специальных отраслей психологии (медицинской, возрастной, инженерной, социальной и др.). ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ ПЕРЦЕПТИВНЫХ – концепция, разработанная А. В. Запорожцем, в коей восприятие трактуется как овладение все более сложными видами действий перцептивных, основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с системами эталонов сенсорных, коими ребенок овладевает в детстве. Первоначально происходит овладение внешнедвигательными формами обследования объектов, базируемое на эталонах материальных. Затем, после интериоризации, образуются собственно действия перцептивные, состоящие из все более свернутых движений воспринимающих органов; при этом эталоны материальные сменяются представлениями эталонными. ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ УМСТВЕННЫХ (теория поэтапного формирования умственных действий, – теория планомерного формирования умственных действий) концепция, разработанная П. Я. Гальпериным и развитая его последователями. Представляет собой общие психологические основы формирования знаний, умений и навыков с предзаданными свойствами на базе определенного плана и программы их поэтапного развития – как управляемого извне процесса образования представлений и понятий об объектах на основе действий внешних. Основана на ряде допущений: 1) перед выполнением нового действия нужна активная ориентировка субъекта в условиях действия; 2) построение действия выполняется при преимущественной ориентации на орудия деятельности психической, в качестве коих выделяются эталоны, знаки, меры; 3) восприятие и мышление суть интериоризованные действия внешние – действия предметные. В контексте этой теории описаны четыре группы условий, требуемых для овладения новым умственным действием: 1) наличие мотивации; 2) выполнение действия во внешней форме без ошибок; 3) обретение действием свойств обобщенности и разумности; 4) перевод действия в умственный план. При выполнении требований теории в процессе учебном регламентируются следующие действия: 1) сначала для учащихся разъясняется основа действия ориентировочная (-> действие: основа ориентировочная), представленная в виде схемы на карточке; 2) на базе этой схемы начинается решение задач, совокупность коих соответствует полноценному действию. При этом действие сначала выполняется и отрабатывается в речи внешней, которая переходит в речь внутреннюю и, наконец, в речь скрытую, являющую собой исключительно внутреннее действие. ТЕОРИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТНЫХ (теория черт личности) – теория личности, основанная на научно определенном понятии черты личностной. Рассматривает строение, происхождение, формирование и развитие личности как системы черт личностных. ТЕОРИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СОЗНАНИЯ – теория, созданная В. Вундтом, который задачей психологии считал изучение элементов сознания (как ощущения и «простые чувствования» типа удовольствие-неудовольствие, покой-беспокойство и пр.) и выявление законов, по коим образуются связи между элементами. ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ДЖЕМСА – ЛАНГЕ – выдвинута независимо американским философом и психологом У. Джемсом и датским психологом Г. Ланге (80-е – 90-е гг. XIX в.). Согласно ей появление эмоций обусловлено вызываемыми от внешних воздействий изменениями как в произвольной сфере двигательной, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой и секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. Согласно Джемсу, человек печален потому, что плачет; боится потому, что дрожит; радуется потому, что смеется. Эмоции рассматриваются как субъективное отражение органических процессов, утверждается их производность от процессов, происходящих в организме. Если У. Джемс связывал эмоции с широкой сферой периферических изменений, то Ланге – только с состоянием иннервации и просветом сосудов. Итак, периферические органические изменения, кои обычно рассматривались как следствие эмоций, объявлялись их причиной. Теория эмоций Джемса – Ланге представляла собой попытку превратить эмоции в объект, доступный естественному изучению. Но, связав эмоции исключительно с телесными изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к потребностям и мотивам, и лишила эмоции их адаптивного смысла, регулирующей функции. Проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась упрощенно: считалось, что нежелательные эмоции можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций. Основные возражения психологов против теории эмоций Джемса – Ланге относятся к механистическому пониманию эмоций как совокупности ощущений, вызываемых периферическими изменениями, и к объяснению природы высших чувств. Критика теории физиологами основана на данных, полученных в экспериментах с животными. Главные из них свидетельствуют о том, что одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных. Теория критикуется также за противоставление «низших», элементарных эмоций, как обусловленных сдвигами в организме, «высшим», истинно человеческим – эстетическим, интеллектуальным, нравственным и прочим, будто бы не имеющим материальных оснований. ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ – концепция, согласно коей эмоции определяются некоей актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения, характеризуемой вероятностью достижения цели. Субъект оценивает эту вероятность на базе врожденного и ранее обретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно надобных для удовлетворения потребности, с текущей информацией. Вероятность достижения цели может прогнозироваться и на осознаваемом, и на неосознаваемом уровне. Возрастание вероятности при поступлении новой информации порождает положительные эмоции, падение вероятности ведет к отрицательным эмоциям. Стремление максимизовать – усилить, продлить, повторить положительные эмоции и минимизовать – ослабить, прервать, предотвратить отрицательные определяет регуляторные функции эмоций, их роль в организации поведения целенаправленного. Теория эмоций информационная разработана в 1964 г. П. В. Симоновым на основе психофизиологических экспериментов. В 1984 г. Д. Прайс и Дж. Баррелл в результате количественной обработки данных психологических опытов подтвердили существование зависимости, которую назвали общим законом человеческих эмоций. Теория эмоций информационная позволяет использовать регистрируемые правления эмоций – мимику, голос, изменения физиологических функций и активности электрической мозга как индикаторы потребности субъекта и степени их удовлетворения, уточнить классификацию этих потребностей, процесс их формирования и взаимодействия. Анализ многообразных эмоций с позиций этой теории привел к выводу о существовании трех основных групп потребностей – витальных, социальных, идеальных (познания и творчества) и двух вспомогательных – потребности в компетентности (вооруженности знаниями и умениями) и потребности в преодолении препятствий на пути к цели (именуемой обычно волей). Среди социальных различаются потребности «для себя», осознаваемые субъектом как права, и потребности «для других», осознаваемые в качестве обязанностей. В ходе экспериментальной разработки теории эмоций информационной: 1) выявлены структуры мозга головного, преимущественно связанные с мотивационными и информационными факторами генеза состояний эмоциональных; 2) проанализированы закономерности и механизмы появления стресса эмоционального, его роль в формировании заболеваний невротических и психосоматических. Теория эмоций информационная позволила предложить методы диагностики степени напряжения эмоционального у человека, выполняющего ответственную операторскую деятельность (летчик, диспетчер аэропорта, космонавт и пр.), и меры профилактики этого напряжения. ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ КЕННОНА – БАРДА – утверждает, что эмоции суть результат переработки сигналов, поступающих в мозг из среды внешней и внутренней. Переключаясь в таламусе на нервные пути, одновременно идущие к коре мозга головного и к внутренним органам, эти сигналы порождают эмоции и сопутствующие им органические изменения. Эта теория выступает как альтернатива теории эмоций Джемса – Ланге. ТЕОРИЯ ЭТАЛОНА – концепция, разработанная в психологии когнитивной, где распознание стимула трактуется как сравнение вызванного им нервного паттерна с хранимыми в памяти внутренними эталонами. При совпадении паттерна вызванного и эталонного стимул распознается. ТЕРАПИЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППОВАЯ – совокупность психоаналитически ориентированных методов анализа и групповой психотерапии, направленных на избавление клиента от психических конфликтов, обусловивших появление заболеваний, и на достижение соответственного терапевтического эффекта. Согласно Э. Берну, ныне применяется три главных вида терапии групповой: 1) собственно терапия аналитическая групповая – соотносящая все происходящее в группе с состоянием всей группы и соответственно с составляющими ее индивидами; 2) терапия психоаналитическая групповая (-> психоанализ групповой); 3) терапия взаимодействия групповая. ТЕРАПИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРУППОВАЯ – вид терапии групповой. Анализирует взаимодействие между клиентами с целью установления разыгрываемых игр психологических и оказания на них соответственного воздействия. ТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ (психотерапия игровая) – метод психотерапии, основанный на использовании игры ролевой как одной из самых сильных форм воздействия на развитие личности. В начале 20-х гг. Я. Морено предложил исполнять драматические инсценировки для лечения болезненных психических проявлений – за счет перестройки отношений и системы переживаний клиента. Он назвал новый метод психодрамой. Процедура терапии игровой состоит в исполнении группой специальных упражнений, предполагающих взаимное общение – вербальное и невербальное, и разыгрывание различных жизненных ситуаций. В ходе «спектаклей» происходит создание отношений личностных между членами группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, возрастает самооценка. ТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ / ДЕТИ АУТИЧЕСКИЕ (игровая терапия аутических детей) – метод психотерапии, основанный на игровых занятиях с аутическими детьми (-> аутизм детский), ориентированных прежде всего на установление между детьми и терапевтом положительного контакта эмоционального. При этом используются рисование, игры с разнообразными игрушками, водой, песком. В ходе терапии корректируются подавляемые ребенком негативные эмоции (страхи, неуверенность в себе); он становится более открытым к общению; у него увеличивается диапазон доступных действий с предметами. ТЕРАПИЯ КАУЗАЛЬНАЯ – врачевание, направленное на устранение причин болезни, а не ее симптомов. ТЕРАПИЯ КРИКА УТРОБНОГО – форма психотерапии, разработанная Дж. Яновым на базе теории невроза трехфазной X. Айзенка. Целью ставится избавление клиента от «первичной боли», о коей свидетельствует то или иное физическое или психологическое напряжение. Процедура проведения предполагает последовательное прохождение ряда этапов. На первом этапе – в течение нескольких недель – клиент выключается из прежних своих отношений: он не работает, не общается с родственниками и знакомыми, не принимает никаких стимулирующих средств и настраивается на предстоящую терапию. На втором этапе проводится ряд сеансов, во время коих клиент, лежа на полу, пытается вспомнить свои негативные переживания большой интенсивности, бывшие в раннем детстве; при этом его задача – не просто вспомнить эти ситуации, но отреагировать внешним образом те эмоции, что были в них заторможены. Подобное отреагирование должно проходить в как можно более выраженной, даже утрированной форме: крики, ругань, деструктивные действия. Таким образом нужно переработать эмоции гнева, ярости, ужаса, заботы, печали и пр. На заключительном этапе метода происходит обобщение полученного психологического опыта в условиях общения группового. ТЕРАПИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (музыкотерапия) – метод психотерапии, основанный на целительном действии музыки на психологическое состояние субъекта. Применяется для лечения больных с нервно-психическими заболеваниями. Взгляды врачей на лечебный эффект музыки неоднозначен, однако они сходятся на том, что музыка не может заменить медикаментозные средства и традиционные методы лечения, но ее разумное, индивидуализованное применение может снять аутизм больного и существенно облегчить контакт врача и клиента. Различаются пассивная и активная формы терапии музыкальной. При пассивной терапии клиентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответственные состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью является определенное эмоциональное – в том числе эстетическое – переживание, кое должно способствовать отреагированию своих проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто применяются дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, тренировка автогенная, гипноз, живопись или танец. Выбор музыкальных произведений может выполняться на базе разных критериев: 1) в так называемой «американской школе музыкотерапии» предлагаются такие отрывки, кои вызывают весьма широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и пр.); 2) в «шведской школе», основанной на анализе глубинном (-> психология глубинная), предъявление музыки специально индивидуализуется для отреагирования определенных скрытых комплексов. При активной терапии клиенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные (например, собственное тело – хлопки, постукивания и пр.). Основная цель в этом случае – интеграция индивида в группы социальные, ибо в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость; сверх того, формируется выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике терапия музыкальная особенно эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод применяется и при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), и в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в ней, стали применяться в практике музыкального образования. ТЕРАПИЯ ПЕРВИЧНАЯ – создатель А. Янов. Несмотря на свою спорность, пользуется широкой популярностью. В основе теории лежит положение о том, что в результате неудовлетворения базовых потребностей – биогенных и потребностей, связанных с взаимоотношениями – накапливается «первичная боль», воплощаемая в физическом и психическом напряжении. Для разрядки напряжения необходимо в терапевтическом процессе вновь пережить события отдаленного прошлого, положившие начало первичной боли. Именно в них кроется причина основных расстройств. Эти события отреагируются криками, позами, словами и телодвижениями. ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ (терапия поведения) – сложившийся в США метод психотерапии, основанный на принципах бихевиоризма. При этом психические и эмоциональные расстройства рассматриваются как нарушение адаптации индивида к существующим условиям. Задача терапии поведения усматривается в формировании привычек, облегчающих конформное приспособление к действительности. Разница между нормальным и «ненормальным» поведением определяется лишь степенью приспособленности индивида к среде, поэтому несогласие с социальными условиями и любые действия протеста против них порой тоже трактуются как «ненормальность», требующая, подобно неврозам, «исправления» методами терапии. Позднее понятие терапии поведения обычно заменяется понятием модификации поведения. ТЕРАПИЯ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ – форма психотерапии когнитивной, разработанная А. Эллисом. Основана на устранении иррациональных суждений клиента, страдающего неврозом. Как философская установка в этом методе использовано положение об ответственности самого человека за свою судьбу (Б. Рассел), а как теоретическое обоснование предложена модель опосредования – так называемая «А-В-С-теория», согласно коей определенное негативное качество эмоций (фрустрация, разочарование и пр.) или поведения (С) возбуждается не непосредственно некоим событием (А), но лишь опосредованно, через систему интерпретаций или верований (В). Соответственно этому целью психотерапевтической работы ставилось обнаружение и устранение системы патогенных интерпретаций, приведших к нарушению эмоциональных и поведенческих реакций. Описано около десятка самых существенных иррациональных суждений, посредством коих клиент может описывать внешний мир и самого себя, и постоянное воспроизведение коих – в виде порочного круга – приводит к тем или иным нарушениям. Путем логических рассуждений и убеждений клиент должен осознать систему своих оценок мира и самого себя в нем, устранить в оценках иррациональную компоненту и, обратясь к принципу реальности, приобрести новый психологический опыт, основанный на открытости по отношению к другим людям, к своей индивидуальности, к своим творческим потенциям. |