Главная страница
Навигация по странице:

  • ФИГУМ

  • ФИЗИОГНОМИКА

  • ФИЗИОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ

  • ФИКСАЦИЯ

  • ФЛАГЕЛЛЯЦИЯ

  • ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ

  • ФРЕЙДО-МАРКСИЗМ

  • Головин СЮ Словарь практического психолога. С. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник


    Скачать 5.35 Mb.
    НазваниеС. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник
    Дата23.09.2022
    Размер5.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГоловин СЮ Словарь практического психолога.pdf
    ТипСправочник
    #692297
    страница119 из 129
    1   ...   115   116   117   118   119   120   121   122   ...   129
    ФЕТИШ – 1. Некий предмет, наделенный, по представлениям верующих, магической силой и служащий предметом своеобразного поклонения. Отношение к фетишу двойственно: его ублажают и «кормят, когда хотят добиться от него желаемого, и
    наказывают, когда он „не выполняет“ просьбы.
    2. Предмет слепого поклонения.
    ФЕТИШИЗМ – 1. Религиозное поклонение фетишам – общий и постоянный элемент многих религий. 2. Слепое поклонение чему-либо. 3. Согласно З. Фрейду – один из видов перверсий половых, характерный тем, что половое влечение связывается с различными предметами, по своему биологическому статусу не имеющими эротического значения. Эти предметы (как правило, предметы туалета противоположного пола и пр.) лишь символизируют сексуальный объект – полового партнера, и половое удовлетворение достигается посредством различных манипуляций и контактов с этими символами, кои сами по себе лишены эротического значения.
    Фетиш замещает объект любви, и взаимоотношения с реальным партнером нарушаются или совершенно прекращаются.
    ФИГУМ – внешнее очертание, форма чего-либо. Некое изображение предмета.
    ФИГУРА (фигура и фон) – различение, возникшее в искусстве изобразительном и введенное в психологию в начале XX в. датским психологом Э. Рубином. Здесь фигурой называется замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть феноменального паля, имеющая «вещный» характер. А фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.
    Разделение фигуры и фона можно показать на примере так называемых двузначных рисунков, отдельные части коих могут восприниматься то как фигура, то как фон. Так что фигура и фон имеют не только описательные, но и функциональные различия. В восприятии зрительном фон выполняет функцию системы отсчета, относительно коей оцениваются цветовые, пространственные и другие характеристики фигуры. Отношение фигуры и фона лежит в основе различных видов константности.
    Соотношение фигуры и фона среди свойств восприятия находится ближе всего к физико-физиологическим закономерностям. Выделение фигуры из фона, объекта восприятия из всех остальных предметов – биологическая необходимость. У животных выделение определенных объектов, жизненно важных для них, нередко заложено генетически.
    Возможность выйти за пределы умвельта реализуется, если организм может реагировать на предмет, пребывающий за пределами его умвельта, и именно на предмет, а не на его отдельное свойство.
    У человека выделение фигуры из фона и удержание фигуры как объекта восприятия включает психофизиологические механизмы, но определяется личностными, социальными факторами. В гештальт-психологии показано, что любое плоскостное изображение при восприятии расслаивается на фигуру и фон. При длительном восприятии фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперед, фон – отодвинут назад, хотя без иллюзии объемности; фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне.
    ФИЗИОГНОМИКА – учение об однозначности связи внешнего облика человека с типом его личности, благодаря чему по внешним признакам можно установить психологические характеристики индивида. Возникло в древности на основе представления о предопределенности психического (нравственного) и телесного в человеке тем, что ему изначально предписано природой. На протяжении веков физиогномика служила предпосылкой многих типологий характеров (-> характерология).
    ФИЗИОЛОГИЯ – наука, изучающая: жизнедеятельность организмов; процессы, протекающие в их системах, органах, тканях, клетках и их структурных элементах; регуляцию функций. Раскрывает законы функционирования организма как целого в его единстве и взаимодействии со средой, в его приспособлении к изменчивым условиям среды, в его развитии.
    ФИЗИОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ – концепция, трактующая поведение организма как активное отношение к среде, определяемое потребной организму моделью будущего – искомого результата. Как специальное направление исследований развита Н. А.

    Бернштейном, разработавшим ее на основе изучения движений.
    В ней активность рассматривается как существенное свойство организма животного, определяющее его поведение. Физиология активности была новым шагом в развитии нейрофизиологии, психологии и даже биологии: был совершен переход от рассмотрения организма как реактивной системы к рассмотрению его как активной системы. Идеи физиологии активности оказали влияние на развитие ряда наук, в том числе психологию.
    Активность проявляется, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. На это преодоление организм отпускает энергию, пока не восторжествует над средой или не погибнет. Организм движется негэнтропически, добиваясь понижения уровня энтропии в самом себе и оплачивая это ценой метаболического возрастания энтропии в своем окружении за счет разрушения веществ – участников энергетического метаболизма.
    Принцип физиологической и биологической активности альтернативен концепциям, основанным на представлении о дуге рефлекторной для условного и безусловного рефлексов, поскольку стимул, будучи бесспорной формой появления рефлекса, ничего не говорит о значении этого рефлекса – о том, почему на этот стимул организм отвечает именно так, а не иначе. А физиология активности стремится ответить на вопрос, для чего совершается реакция организма, какой потребности она соответствует.
    Жизнедеятельность организма – не уравновешение со средой, но активное преодоление среды, определяемое моделью будущего потребного. Активность строится соответственно вероятностному прогнозированию развития событий в среде и положению в ней организма.
    Модель будущего потребного строится на базе информации о текущей ситуации и прежнем опыте, но не носит жесткого характера, ибо организм постоянно стоит перед надобностью вероятностного прогноза и выбора самых эффективных путей достижения цели или решения двигательной задачи. Создав программу поведения, организм борется за нее, преодолевая сопротивление среды, особенности коей учитываются посредством вносимых в программу сенсорных коррекций. Это позволяет активно перестраивать поведение по принципу связи обратной, благодаря чему оно носит характер кольца рефлекторного, а не дуги рефлекторной. Непрерывное циклическое взаимодействие организма со средой происходит на разных уровнях построения движения. Для исполнительного аппарата характерно большое количество степеней свободы, избыточность коих преодолевается координацией движений и превращением исполнительного органа в управляемую систему.
    ФИКСАЦИЯ – особенно тесная привязанность влечения к объекту.
    ФИЛОГЕНЕЗ – историческое формирование группы организмов. В психологии филогенез понимается как:
    1) процесс появления и исторического развития, эволюции психики и поведения животных;
    2) процесс появления и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
    Основные проблемы при изучении филогенеза таковы:
    1) выделение главных этапов эволюции психики животных – в связи с особенностями среды обитания, строения системы нервной и прочим; здесь одной из самых известных остается схема К. Бюлера: инстинкт – навык – интеллект;
    2) выявление общих факторов эволюции – условий перехода от этапа к этапу;
    3) выделение главных этапов эволюции форм сознания – в связи с особенностями деятельности производственной, отношений социальных, культуры, языка и пр.;
    4) установление соотношения основных этапов филогенеза – в частности, человеческой психики, и онтогенеза (-> развитие психическое).
    ФЛАГЕЛЛЯЦИЯ – бичевание – способ полового возбуждения и получения сексуального наслаждения с помощью бичевания. Реализуется в активной и пассивной формах.
    ФЛАГЕЛЛЯЦИЯ ПАССИВНАЯ – вид мазохизма, при коем субъект испытывает половое удовлетворение при его наказании плетьми.

    ФЛЕГМАТИК – субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента (в классификации Гиппократа). Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с низким уровнем активности психической, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний (невыразительностью мимики). Он трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. Преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства и настроения обычно постоянны. При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бледность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.
    ФОБИЯ – навязчивые состояния при заболеваниях психических – болезненные навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающих субъекта в определенной – фобической – обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями – сердцебиением, обильным потом и пр. Встречаются в рамках неврозов, психозов и органических заболеваний мозга головного.
    Появление фобий связано с развитием психозов, неврозов и психопатий. При фобиях невротических больные обычно осознают необоснованность страхов, относятся к ним как к болезненным и субъективно мучительным переживаниям, но не в силах их контролировать.
    В их «клетку» невротик бессознательно «прячется» от неразрешимого для него конфликта.
    Они обычно возникают у людей с образным мышлением и в то же время известной душевной инертностью, вегетативной неустойчивостью. При квалифицированном психотерапевтическом вмешательстве они в основном проходят.
    Если клиент не обнаруживает отчетливого критического понимания беспочвенности, неразумности страхов, то чаще это не фобия, а патологические сомнения (опасения) или бред.
    Фобии имеют определенные поведенческие проявления
    – навязчивые, ритуализованные действия, цель коих – избегание предмета фобии или уменьшение страха.
    Различаются:
    1) нозофобии – страх заболевания (канцерофобии, кардиофобии и пр.);
    2) социофобии – страх публичных выступлений, страх покраснеть и пр.;
    3) боязнь пространства: клаустрофобия – боязнь закрытых помещений, агорафобия – страх открытого пространства, и пр.
    К фобиям также относятся: антропофобия, гидрофобия, гисофобия, дисморфобия, мизофобия, танатофобия, эритрофобия, эрейтофобия и пр.
    Согласно З. Фрейду, один из существенных признаков фобий – то, что в них внутренняя опасность переводится во внешнюю – невротический страх превращается в кажущийся реальным. В фобиях нужно видеть лишь синдромы, принадлежащие к различным неврозам, и им не следует придавать значение особых болезненных процессов. В большинстве случаев фобии излечимы при помощи психоанализа или иного квалифицированного психотерапевтического вмешательства.
    ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ – согласно А. Фрейд – механизм защитный, обеспечивающий преувеличение противоположной тенденции.
    ФОТОТАКСИС -> таксис.
    ФРЕЙДИЗМ – философско-психологическое учение австрийского психолога З.
    Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Основано на комплексе психоаналитических идей и их развитии. Процедура излечения состояний невротических заключается в доведении до сознания клиента истинных причин его болезненных переживаний и состояний.
    Иногда термин применяется для обозначения всего комплекса идей и трудов Фрейда, а также всей психоаналитической традиции – синонимично психоанализу, в широком и узком смысле.

    Основным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, инстинктивные по природе. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности – в виде оговорок, произведений искусства, симптомов невротических.
    Самые существенные сферы фрейдизма – теория личности, общее учение о человеке, теория бессознательного, концепции массовой психологии, истории, культуры и общества.
    Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов (-> психогения), он возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре и приобрел большое влияние. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главная из коих – либидо, влечение сексуальное) и потребностью выжить во враждебной среде социальной.
    Запреты со стороны последней создают «цензуру» сознания; нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, коя прорывается на обходных путях в виде симптомов невротических, сновидений, действий ошибочных (оговорок, описок), забывания неприятного и пр.
    Процессы и явления психические рассматривались во фрейдизме с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической.
    Топическое рассмотрение означает схематическое «пространственное» представление структуры душевной жизни в виде различных инстанций, имеющих особое местоположение, функции и закономерности развития. Первоначально топическая система душевной жизни представлялась тремя инстанциями, взаимоотношения между коими регулировались цензурой: бессознательным, предсознательным и сознанием. С начала 20-х гг. выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Две последние локализовались в слое бессознательного.
    Динамическое рассмотрение предполагало изучение душевных процессов как форм проявлений определенных целенаправленных влечений, тенденций и прочего, обычно скрытых от сознания, а также – с позиции переходов из одной подсистемы в другую.
    Экономическое рассмотрение означало анализ процессов психических с позиции их энергетического обеспечения – в частности, энергией либидо. Энергическим источником считается Оно – средоточие слепых инстинктов, сексуальных либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Я, кое воспринимает информацию о мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия в интересах самосохранения индивида. Сверх-Я содержит моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные большей частью бессознательно в ходе воспитания, прежде всего – от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым
    (отцом), оно проявляется как совесть и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Я со стороны Оно, Сверх-Я и внешней реальности несовместимы, индивид неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от коего он спасается с помощью механизмов защитных – вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии и пр.
    Важная роль в формировании мотивации отводится детству; считается, что оно однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин симптомов невротических. Для этого применяется анализ сновидений, метод ассоциаций свободных и пр. В ходе психотерапии терапевт наталкивается на сопротивление клиента, кое сменяется эмоционально позитивной установкой по отношению к врачу – трансфером, благодаря чему возрастает «сила Я» клиента, осознающего источник своих конфликтов и изживающего их.
    Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем:

    1) проблему мотивации бессознательной:
    2) проблему соотношения нормальных и патологических явлений психики;
    3) проблему механизмов защитных психики;
    4) проблему роли сексуального фактора;
    5) проблему влияния детских травм на поведение взрослого;
    6) проблему сложного строения личности;
    7) проблему противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.
    В трактовке этих проблем он отстаивал положения:
    1) о подчиненности мира внутреннего и поведения асоциальным влечениям;
    2) о всесилии либидо – пансексуализм;
    3) об антагонизме сознания и бессознательного.
    Эти положения вызвали критику со стороны многих школ психологических.
    ФРЕЙДО-МАРКСИЗМ (фрейдомарксизм) – общее обозначение различных течений, стремящихся объединить фрейдизм и марксизм, но руководствующиеся разнообразными идеями, ориентациями и принципами. Особенно типичны стремления к объединению на основе общности отдельных положений, объединению по принципу равновесной дополнительности, дополнению фрейдизма марксизмом или наоборот.
    Основателем считается В. Райх, хотя сам этот термин впервые появился в советской литературе. Сформировался фрейдо-марксизм в двадцатые годы и значительно распространился в СССР, в определенной мере – в Германии и США. В шестидесятые годы
    XX века в США и Европе, преимущественно во Франции, стали популярны фрейдо-марксистские идеи немецко-американского философа Херберта Маркузе. Идеи фрейдо-марксизма остаются предметом полемики.
    Райх считал, что революционная борьба пролетариата должна быть дополнена борьбой за новую политику в области воспитания сексуального. Продолжатель этой линии Маркузе усматривал смысл капиталистической эксплуатации в ограничении реализации людьми своих влечений, в том числе извращенных, а революционную борьбу сводил в к борьбе за раскрепощение инстинктов. Согласно ему, революционными силами являются отверженные общества, к коим относятся студенты, безработные, люмпен-пролетариат и национальные меньшинства. Такого рода взгляды сделали Маркузе идеологом левацких и анархиствующих элементов среди молодежи. Определенное сходство с течением фрейдо-марксизма можно усмотреть и в учении Э. Фромма.
    ФРЕЙМ – 1. Минимальное описание некоего явления, факта или объекта, обладающее свойством целостности: удаление из этого описания любой составляющей приводит к тому, что данное явление перестает правильно опознаваться (классифицироваться).
    2. Эталон, с коим сравниваются изображения, подлежащие классификации – фрейм-классификатор.
    Создатель теории фреймов – американский ученый в области интеллекта искусственного М. Минский. По его мнению, процессы мышления базируются на хранящихся в памяти многочисленных структурах данных – фреймов, с помощью коих человек:
    1) осознает образы зрительные – фреймы восприятия визуального;
    2) понимает слова – фреймы семантические;
    3) понимает рассуждения, действия – фреймы-сценарии;
    4) понимает повествования – фреймы-рассказы.
    Фрейм – это «идеальный» образ реального предмета или явления, удобное упрощение действительности. Его можно представить как сеть, состоящую из узлов и связей между ними. В конкретной социально-психологической ситуации узлы могут представлять собой отдельных людей или группы, а связи могут характеризовать те или иные отношения либо воздействия. С помощью фреймов описывается поведение людей, характеризуются отдельные поступки и пр. Группа фреймов может объединяться в систему. Результаты характерных действий отражаются с помощью трансформации между фреймами системы.

    Фреймы применяются в психологии социальной, психологии восприятия, теории распознания образов, при создании интеллекта искусственного, в программировании.
    1   ...   115   116   117   118   119   120   121   122   ...   129


    написать администратору сайта