Головин СЮ Словарь практического психолога. С. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник
Скачать 5.35 Mb.
|
СПОСОБНОСТЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ – система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Может проявляться в достаточно раннем возрасте. Так, у Рафаэля способности проявились в 8 лет, у Ван Дейка – в 10, у Микельанджело – в 13. В структуре способностей изобразительных выделяются свойства ведущие и свойства опорные. К ведущим относятся: мышление художественное и воображение творческое; способность к ярким зрительным образам (=> эйдетизм; образ эйдетический); эмоциональность и чувство эстетическое; воля и целеустремленность. К опорным свойствам относится сформированности сенсомоторных операций (=> координация сенсомоторная). Для проявления способностей изобразительных значимо не только умение создать изображение, сходное с оригиналом, но и способность к дивергентному мышлению, быстрота научения, наличие чувства эстетического. СПОСОБНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ – индивидуально-психологические особенности личности, включающие: 1) природную слуховую чувствительность, обусловливающую анализ естественных, речевых или музыкальных звуков; 2) развившееся в труде и социальном общении субъективное отношение к речевым и музыкальным интонациям, выраженное в виде эмоциональной реакции. В своем развитии они образуют систему со сложными динамическими связями между отдельными способностями. В структуре способностей музыкальных выделяются способности основные, общие и специальные. К основным способностям музыкальным, требуемым для всех видов музыкальной деятельности, можно отнести: 1) чувство ладовое – способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные; 2) представления музыкально-слуховые – способность прослушивать «в уме» ранее воспринятую музыку, составляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления; 3) чувство музыкально-ритмическое – способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания. К общим способностям музыкальным относятся: 1) память музыкальная (усвоение знаний, умений и навыков) – способствует накоплению музыкальных впечатлений и слухового опыта, существенно влияющих на формирование способностей музыкальных, а также на деятельность психическую слушателя, исполнителя, композитора и педагога; органически включаясь в профессиональную деятельность, она обусловливает способ музыкального мышления (вокальный или конкретно-инструментальный); 2) способности психомоторные – проявляются в возможности музыканта при исполнении передать свое понимание содержания музыкального произведения; выражаются в мастерстве и виртуозности. Специфическим синтезом способностей и доминирующим показателем музыкально одаренной личности является музыкальность, основой коей служит эмоциональная отзывчивость на музыку. Музыкальность как реактивное качество личности мало поддается развитию. Однако есть факты, говорящие о расцвете музыкальности в результате обучения, удачно найденного репертуара, успешной исполнительской деятельности. СПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности – музыкальной, сценической, литературной и пр. Развитие способностей специальных опирается на соответственные задатки, – например, слух музыкальный и память. О способностях специальных них можно говорить в двух планах: 1) как о способностях в некоей области деятельности психической; сюда относятся способности перцептивные, мнестические, логические и пр.; 2) как о способностях к определенному типу деятельности; сюда относятся способности лингвистические, художественные, педагогические и пр. Способности второго типа, как правило, описываются на базе первого типа, и тесты для их диагностики включают задания для диагностики способностей первого типа. Показано существование особых периодов сенситивных (-> сенситивность возрастная), на протяжении коих развитие способностей специальных происходит особенно благоприятно. Так, для музыкальных способностей это период до пяти лет, когда активно формируется слух музыкальный и память. В силу многозначности задатков возможно формирование способностей специальных на достаточно различной анатомо-физиологической основе. Определенный уровень способностей специальных (математических, художественных и пр.) можно сформировать практически у любого здорового ребенка. Поэтому имеются реальные основания для направленного развития способностей детей в условиях специально организованного обучения. СПОСОБНОСТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ (способность к умозаключениям) – способность, позволяющая решать задачи без предварительных пробных манипуляций. Появляется у высших млекопитающих, преимущественно у обезьян и человека. Позволяет улавливать связь между различными элементами ситуаций и выводить из нее правильное решение путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям наугад. СРАВНЕНИЕ – одна из логических операций мышления. Задания на сравнение предметов, изображений, понятий широко применяются в психологических исследованиях развития мышления и его нарушений. Анализируются используемые основания для сравнений, легкость перехода от одного из них к другому и пр. СРЕДСТВО ВОЗБУЖДАЮЩЕЕ – наркотик или лекарство, прием коего возбуждает, увеличивает энергию и активность индивида. СРЕДСТВО ПСИХОТРОПНОЕ – лекарственные препараты – химические соединения и природные продукты, обладающие избирательной активностью по отношению к нормальной и нарушенной деятельности психической (-> психофармакология); их действие направлено на изменения в протекании процессов психических (процессов когнитивных, эмоций, поведения). Есть различные их классификации, исходящие из принципов их химического строения, фармакологической динамики, клинического эффекта и пр. В соответствии с последним особенно распространено такое деление: 1) психолептики – вещества, подавляюще и успокаивающе воздействующие на систему нервную центральную: аминазин, галоперидол, седуксен и пр.; 2) психоаналептики – стимуляторы активности, настроения и работоспособности: фенамин, кофеин, сиднокарб и пр.; 3) психодизлептики – вещества, дезорганизующие деятельность мозга: диэтиламид лизергиновой кислоты, бенактизин и пр. С другой стороны, выделяются следующие основные типы средств психотропных, по разному действующих на психику: 1) нейролептики – блокируя ретикулярную формацию мозга головного и снижая скорость проведения возбуждения, действуют успокаивающе: подавляют бред, галлюцинации, чувство страха, психомоторное возбуждение, агрессивность; 2) транквилизаторы – за счет снижения возбудимости подкорковых отделов мозга, связанных с эмоциональными состояниями, снимают эмоциональное напряжение, чувство тревоги; 3) седативные средства (валериана, бромиды) – за счет снижения процессов возбуждения сглаживают различные невротические расстройства; 4) антидепрессанты (трициклические и ингибиторы моноаминоксидазы) – тонизируя систему нервную центральную, способствуют осуществлению адренэргических процессов в мозге; применяются для лечения депрессивных состояний, для улучшения общего психического состояния; 5) психостимуляторы (производные пурина, сиднонимина) – стимулируя процессы возбуждения в коре мозга и воздействуя на обмен норадреналина, обусловливают повышение умственной и физической работоспособности, уменьшение утомляемости и сонливости; 6) психотомиметики (мескалин, псилоцибин) – вызывают галлюцинации и бредовые расстройства. Появляются новые классы средств психотропных, весьма дифференцирование воздействующих на психические функции и поведение человека, его память и работоспособность: нейропептиды, ноотропы, психоэнергизаторы и пр. СТАДИЯ – период, ступень в развитии чего-либо, при достижении чего-либо. СТАДИЯ ПРЕГЕНИТАЛЬНАЯ – согласно З. Фрейду – ранняя стадия особого рода организации детской сексуальности, которая характерна большой неустойчивостью, появлением садистских и анальных влечений, а также влечением к разглядыванию и познанию (=> организация прегенитальная). СТАНДАРТ – 1. Образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними прочих подобных объектов. 2. Нечто шаблонное, трафаретное, не содержащее в себе ничего творческого, оригинального, самобытного. СТАНДАРТИЗАЦИЯ – 1. Установление единых норм и требований – стандартов. 2. В психодиагностике различаются две формы стандартизации: 1) стандартизация и единообразие инструкций, процедуры обследования, материалов, способов регистрации и прочего при применении некоего теста – в этом смысле все тесты стандартизованы; 2) стандартизация данных, полученных посредством конкретной методики, – соотнесение их с со специально разработанной и обоснованной шкалой оценок. СТАНДАРТИЗОВАННОСТЬ – применительно тестов здесь понимается то, что они всегда и везде должны применяться одинаково, начиная от ситуации и инструкции – и кончая способами вычисления и интерпретации полученных показателей. СТАРОСТЬ – заключительный период жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологическое определение границы, отделяющей старость от зрелости, не всегда оправданно из-за огромных различий индивидуальных в появлении признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Кроме прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил старость характерна собственно психологическими изменениями – например, интеллектуальным и эмоциональным «уходом» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Постепенное ослабление по мере старения процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других функций психических. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и прочих профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Поэтому неправомерно связывать с периодом старости лишь регрессивные явления – ее можно рассматривать и как период развития. С этой позиции старость – в случае позитивного прохождения предшествующих возрастных стадий-достижение мудрости и чувства удовлетворенности., полноты жизни, исполненного долга, высший уровень интеграции личностной. Но если главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не реализовались, она сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности прожитой жизни, отчаянием. Психология ставит проблему создания условий для активной, полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте, необходимости подготовки человека к наступлению старости (-> геронтопсихология). СТАТИКА – состояние покоя или равновесия. Противоположное понятие – динамика. СТАТИСТИКА – 1. Наука, изучающая и обрабатывающая количественные показатели общественного развития общества и различных общественных явлений, их соотношения и изменения. 2. Количественный учет массовых явлений. СТАТИСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКАЯ – область математики, основанная на теории вероятностей. Занимается поиском законов изменения и способов измерения величин случайных, а также обоснованием расчетных методов над этими величинами. Описывает закономерности, характеризующие взаимодействие случайных величин. Ее методы широко применяются в психологии для обнаружения «статистически значимых» связей психических и поведенческих явлений с иными факторами, рассматриваемыми как их причины или следствия. СТАТУС – в психологии социальной – положение субъекта в системе отношений межличностных, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Существенные расхождения в статусе, который обретает индивид в группах, различающихся по уровню развития группового, содержанию деятельности и общения, нередко становятся причинами фрустрации, конфликта и пр. Статус экспериментально выявляется путем применения различных социально-психологических методов. Важные характеристики статуса – престиж и авторитет как своеобразная мера признания. СТАТУС СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ – показатель социально-психических свойств личности как объекта коммуникации в группе, фиксирующий позицию и величину престижа человека в его общении с другими (-> социометрия). СТЕНИЧНОСТЬ – характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности – даже при лишении сна в течение нескольких суток. Противоположность стеничности – астения. СТЕРЕОПСИС – субъективное ощущение глубины пространства при зрении бинокулярном, обусловленное сетчаточной горизонтальной диспарантностью. При прочих равных условиях – чем больше диспарантность, тем больше видимая глубина. СТЕРЕОСКОП – оптическое устройство, изобретенное в 1833 г. английским физиком И. Уитстоном. Позволяет независимо предъявлять правому и левому глазу два диспаратных изображения одного и того же предмета и тем самым создавать ощущение объемности изображения предмета. СТЕРЕОТИП – нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно. Характерная черта стереотипа – высокая устойчивость. СТЕРЕОТИП ВОСПРИЯТИЯ -> стереотип социальный. СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ – понятие, введенное И. П. Павловым, отражающее интеграцию условно-рефлекторных процессов в коре больших полушарий мозга головного, коя достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных раздражителей условных, следующих с постоянными интервалами времени. Система рефлексов условных, образуемых в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей условных. В отношении человека нужно подчеркнуть: 1) на формирование стереотипов динамических в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке; 2) при образовании стереотипов динамических определяющую роль играет система сигнальная вторая и выражаемые через нее социальные воздействия и реакции на них. Нервные процессы, лежащие в основе формирования стереотипа динамического, объединяются вследствие того, что текущий рефлекторный ответ становится сигналом для следующего ответа и подкрепляется им. При упроченном стереотипе эта последовательность процессов нервных закрепляется, и все ответы могут быть воспроизведены даже при предъявлении лишь одного из стимулов. Формирование, стереотипа динамического требует существенных энергозатрат, кои в дальнейшем окупаются за счет повышения эффективности работы системы нервной, ибо после каждой реакции происходит автоматическая подготовка к последующей. СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ – относительно устойчивый и упрощенный образ объекта социального – группы, человека, событии, явления и прочего, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в обществе (нередко предвзятых). Термин введен американским журналистом У. Липманом. Наличие стереотипа социального, хотя он и не всегда отвечает требованию субъекта к точности, играет существенную роль в оценке мира, ибо позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Однако, возникая в условиях ограниченной информации об объекте, стереотип социальный может оказаться ложным и выполнять консервативную и даже реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя взаимодействие межличностное. Определение истинности или ложности стереотипа социального должно строиться на анализе конкретной ситуации. Любой стереотип, будучи истинным в одном случае, в другом может оказаться совершенно ложным или меньше отвечающим действительности и, следовательно, неэффективным для решения задач ориентации во внешнем мире, ибо его основание выступает как второстепенное по отношению к целям и задачам новой классификации. Содержательно родствен стереотипу социальному ряд явлений, фигурирующих в процессе восприятия межличностного (эффект Ореола, эффект первичности, эффект новизны, феномен теории личности имплицитной, и пр.) и отражающих определенную тенденцию к восприятию индивидом объекта социального максимально однородным и непротиворечивым. СТЕРЕОТИП ЭТНИЧЕСКИЙ – относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных общностей этнических. В из содержании обычно зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах, но могут содержаться и предписания к действию в отношении людей данной национальности. Стереотипы этнические подразделяются так: 1) автостереотипы – мнения, суждения, оценки, относимые к собственной общности этнической; обычно содержат комплекс положительных оценок; 2) гетеростереотипы – совокупность оценочных суждений о других народах; бывают как положительными, так в отрицательными – в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. В содержании стереотипов этнических нужно различать: 1) относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителей этого народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках; 2) ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств этого народа; изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в отношениях межнациональных и межгосударственных. Адекватность содержания стереотипов этнических действительности весьма проблематична. Скорее нужно считать, что они отражают прошлый и настоящий, позитивный или негативный опыт взаимоотношения народов – особенно в тех сферах деятельности, где народы активно контактировали (торговля, сельское хозяйство и пр.). СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ – восприятие, классификация и оценка объектов социальных (событий) путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и прочего на основе определенных представлений – стереотипов социальных. Как механизм взаимопонимания – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, категориям, стереотипам социальным. Одна из важнейших характеристик восприятия межгруппового и межличностного; отражает схематизированность и аффективную окрашенность, свойственную этой форме перцепции социальной в целом. С психологической позиции представляет собой процесс приписывания сходных характеристик всем членам некоей группы социальной или общности без достаточного осознания возможных различий между ними. Основываясь на элементарных общепсихологических механизмах, связанных с упорядочением н отбором информации, стереотипизация в итоге выступает как сложное социально-психологическое явление, выполняющее ряд функций, важнейшие из коих – поддержание идентификации личности и группы; оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам, и пр. |