Головин СЮ Словарь практического психолога. С. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник
Скачать 5.35 Mb.
|
СОЗНАНИЕ: ПАТОЛОГИЯ – нарушения в деятельности сознания, при коих образы внешнего мира строятся неадекватно, причем поведение подстраивается под этот искаженный образ. Среди таковых выделяются: оглушение; аменция; онейроид (-> сознание: состояние онейроидное); помрачение сознания сумеречное (-> сознание: помрачение сумеречное); кома. СОЗНАНИЕ: СОСТОЯНИЕ – психология традиционно признает два состояния сознания: 1) сон, рассматриваемый как период отдыха; 2) бодрствование, или активное состояние. СОЗНАНИЕ: СОСТОЯНИЕ ОНЕЙРОИДНОЕ (онейроидное состояние сознания) – расстройство сознания, характерное сочетанием образов реального мира и фантастических представлений. В качестве его физиологической основы указывается тормозное состояние коры мозга головного, при коем и сильные, и слабые раздражения вызывают одинаковую реакцию, или даже слабые раздражители приводят к более сильной реакции, чем сильные. Чаще всего наблюдается при заболеваниях инфекционных, некоих заболеваниях психических, и при глубоко расположенных опухолях мозга. СОЗНАНИЕ НОРМАТИВНОЕ – сфера сознания, связанная с пониманием и осознанием, а также с принятием существующих в обществе норм и правил поведения. СОЗНАНИЕ ОБЫДЕННОЕ – совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основанных на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, коей они принадлежат. Отличается от сознания, основу коего составляют научные знания. Сознанию обыденному свойственны ошибки, могущие препятствовать научному познанию мира, способствуя сохранению укоренившихся предрассудков. Вместе с тем фиксация многократно повторяющихся связей между вещами и людьми – народная мудрость, характерная для сознания обыденного, дает возможность делать правильные выводы, что проверяется практикой повседневной жизни. СОЗНАНИЕ ПОВЕРХНОСТНОЕ -> сознание экстравертированное. СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ – социально-психологические феномены, связанные с отношением человека к общественным институтам, прежде всего – институтам власти. К ним относятся как сознательные, так и не всегда осознаваемые предпочтения некоего типа организации общественной жизни, распределения ответственности, установок по отношению к различным системам социальным, и пр. В каждом обществе имеются носители определенного типа сознания политического, кои не просто подчиняются данной системе власти, но по убеждению предпочитают ее остальным. Среди типов сознания политического выделяются такие, как тоталитарное, авторитарное, демократическое и пр. Особенности сознания политического выражаются в ожиданиях людей по отношению к власти, в их приверженности определенным нравственным идеалам, в ориентациях ценностных, касающихся различных процессов социальных, и пр. СОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ – с позиций материализма – фантастическое отражение людьми господствующих над ними природных и социальных сил в образах, представлениях, идеях, соотносимых с действием сверхъестественных сил. Имеет как познавательные, так и эмоциональные корни: страх перед непонятными силами природы, чувство бессилия перед болезнями, стихийными бедствиями, голодом и пр. К его зачаткам относятся тотемизм – вера в кровнородственную связь группы людей и покровительствующих им животных, растений, и фетишизм – вера в сверхъестественную силу предметов, вещей и пр. К более зрелой форме относится анимизм – верование в то, что люди, животные, растения и даже предметы наряду с видимой, чувственно воспринимаемой стороной, обладают особым активным, самостоятельным началом – душой. Стремление понять и объяснить происхождение предметов, явлений природы и самого человека привело к появлению мифологических представлений как специфической формы чувственной конкретизации отвлеченных категорий. Персонифицированный, чувственно-созерцаемый мифологический бог уже у первых древнегреческих философов воплощал абстрактные принципы. В ходе развития классового общества боги все больше уподоблялись земным царям и их приближенным. Религиозные верования систематизировали жрецы и другие служители религиозного культа, они создавали богословские учения и через свою организацию (церковь) на основе этих учений формировали сознание религиозное. СОЗНАНИЕ ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОЕ (сознание поверхностное) – в нем осознание внешнего мира и одновременно мира внутреннего меняется на протяжении дня. Восприятие событий в значительной мере зависит от состояния человека – напряжен он или расслаблен, бодрствует или полудремлет. Обработка информации меняется, подчас весьма существенно, в зависимости от уровня бодрствования и готовности к восприятию сигналов. По мере усиления активации организма уровень бодрствования возрастает, но при этом адаптация, возможная благодаря бодрствованию, начиная с какого-то момента может ухудшиться, если активация возрастет чрезмерно. Это может произойти из-за слишком сильной моги нации или же серьезного расстройства чувств. До недавних времен это сознание экстравертированное, поверхностное рассматривалось психологией научной как единственный нормальный аспект, достойный изучения. Согласно такой классической концепции, слабость активации приводит к дремоте и сну, а чрезмерная активация – к дезорганизации поведения, рассматриваемой уже как патологическое явление, если человек оказывается не способен восстановить равновесие. СОМАТИЧЕСКИЙ – телесный, относящийся к телу: термин, применяемый для обозначения различных явлений в организме, связанных с телом, – в противоположность психике. СОМАТОАГНОЗИЯ – вид тактильной агнозии; проявляется в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела. СОМАТОПСИХОЛОГИЯ – в круг ее проблем входит изучение личности, психологических вопросов диагностики, лечения, экспертизы больных различными заболеваниями, не относимыми к неврологическим и психическим. Особое значение имеет исследование больных с расстройствами психосоматическими – внутренними заболеваниями (например, гипертоническая болезнь, хроническая коронарная недостаточность, бронхиальная астма и пр.), в происхождении и течении коих ведущее место занимают психические факторы. СОМНАМБУЛИЗМ (лунатизм; снохождение) – форма сложного, внешне как бы целенаправленного, но неосознаваемого поведения; происходит при переходе от сна к гипнозоподобному состоянию (-> гипноз). Обыденный синоним – лунатизм: его происхождение восходит к донаучным представлениям о влиянии Луны на человека во время сна. Эпизоды сомнамбулизма обычно начинаются через час-полтора после засыпания, во время сна медленного. Картина сомнамбулизма: субъект встает с постели и совершает ряд стереотипных и координированных движений при открытых глазах; его действия могут быть и антисоциальными. При этом зрачки сужены, взгляд застывший, на энцефалограмме регистрируется ритм спокойного бодрствования (альфа-ритм), однако – не подавляемый раздражителями внешними и сохраняемый при открытых глазах (что отличает это состояние от обычного расслабленного бодрствования). Спонтанный переход к бодрствованию не происходит, сомнамбулизм обычно завершается возвращением к нормальному физиологическому сну. По пробуждении воспоминания о бывшем среди ночи сомнамбулизме отсутствуют. СОМНЕНИЕ – 1. Неуверенность в истинности чего-либо; отсутствие твердой веры в кого-либо, во что-либо. 2. Затруднительность, недоумение при разрешении некоего вопроса. СОМНЕНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ – неадекватные тягостно-тревожные переживания нравственно-этического, ипохондрического и прочего содержания, несоответственные реальной и возможной неприятности или беде. У субъекта, склонного к ним, малейшее неприятное ощущение в желудке порождает тревожные раздумья о его возможной злокачественности, и пр. Им также способствуют мнительность, склонность к анализу и другие особенности характера (-> психопатия). В отличие от бреда и идей сверхценных, сомнения патологические устраняются при умелой психотерапевтической беседе. СОН – периодическое функциональное психическое состояние человека и животных со специфическими поведенческими проявлениями в сфере вегетативной и моторной, характерное значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира, – состояние, в коем пропадает интерес к внешнему миру. У человека в снах наблюдается угнетение осознаваемой психической активности. В психологии западной традиционно рассматривается как период отдыха. Сон с сопровождающими его сновидениями оказывается гораздо сложнее, чем думали прежде. Стало известно, что сон – это состояние первостепенной важности, как по месту, занимаемому им в жизни, так и по мозговой деятельности, лежащей в его основе. Сон представляет собой совокупность двух основных чередующихся фаз, кои получили название сна медленного и сна быстрого (или парадоксального); их физиологические характеристики во многом противоположны. Обе фазы имеют сложную многоуровневую организацию, обеспечивающую развитие активных процессов в мозге, специфичных для каждой фазы. Фазы сна медленного и быстрого образуют цикл длительностью в 60-90 мин, повторяющийся в естественном ночном сне 4-5 раз. Длительность фаз сна быстрого к утру увеличивается, а медленного – убывает. При общем лишении сна сначала восстанавливается сон медленный, а затем быстрый. Сон способствует восстановлению функций соматических тканей и нервных клеток, психологической стабилизации, защиты личности от нерешенных конфликтов, отбору и сохранению в памяти значимой информации. Согласно З. Фрейду (его теории либидо), сон – состояние, в коем все привязанности к объектам, и либидинозные и эгоистические, оставляются и возвращаются в Я. Сон – это отдых, разрыв связи с внешним миром и уход от реальности. Душевные процессы во время сна имеют совершенно иной характер, чем при бодрствовании. Изучение сна – самый надежный путь к исследованию глубоких психических процессов. СОН: КАТЕГОРИЯ (три категории сна) – согласно З. Фрейду, в отношении к выполнению желаний различаются три категории сна: 1) сны, являющие в незамаскированном виде такие желания, кои спящий не старался подавить, – детский тип сновидений, редкий у взрослых; 2) замаскированные изображения подавленных желаний – огромное большинство сновидений; 3) сны, где то или иное подавленное желание выступает открыто или же в слегка замаскированном виде. СОН БЫСТРЫЙ – (сон БДГ – «с быстрыми движениями глаз»; сон быстроволновый; сон «быстрый»; сон парадоксальный) одна из двух основных чередующихся фаз сна. Имеют сложную многоуровневую организацию, обеспечивающую развитие специфических активных процессов в мозге. Во время сна быстрого на энцефалограмме фиксируются быстрые низкоамплитудные колебания, сходные с начальной стадией сна или даже бодрствования, развивается атония антигравитационной мускулатуры, резко падает активность мышц шеи, появляются фазические явления в виде быстрых движений глаз, подергивания мышц лица, конечностей, нарушения регулярности ритма дыхания, сердечной деятельности, подъема артериального давления. Пороги поведенческого пробуждения возрастают на 200 – 300 %. После сна быстрого человек в 75-90 % случаев сообщает о сновидениях с элементами нереальности, фантастичности. У нормального человека на сон быстрый приходится около 20 % всего периода сна. Длительность фаз сна быстрого к утру увеличивается. При общем лишении сна сон быстрый восстанавливается после сна медленного. СОН МЕДЛЕННЫЙ (сон медленноволновый; сон «медленный») – одна из двух основных чередующихся фаз сна. Имеет сложную многоуровневую организацию, обеспечивающую развитие специфических активных процессов в мозге. В фазе сна медленного наблюдаются тонические (стойкие) изменения вегетативных и моторных показателей: снижается тонус мускулатуры, замедляется дыхание, сердечный ритм. На стадии сна медленного пороги поведенческого пробуждения возрастают на 30-40 %. При пробуждении от сна медленного человек часто не отмечает сновидений, ибо во сне медленном они напоминают мысли, рассуждения. В период сна медленного может появляться сомнамбулизм, ночные кошмары у детей, о коих после пробуждения они не помнят. Длительность фаз сна медленного к утру убывает. При общем лишении сна первым восстанавливается сон медленный. СОПЕРЕЖИВАНИЕ – уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другого субъекта или группы социальной; при этом в индивидуальном сознании субъекта отражается отношение другого человека (группы социальной) к происходящим с ним (с нею) событиям. Различаются два класса их: 1) сопереживания, возникающие вследствие неосознаваемого непроизвольного заражения эмоционального и охватывающие субъекта при непосредственном, обычно случайном контакте с испытывающими те или иные эмоции людьми – например, мгновенно распространяющиеся во внешне связанной группе страх или радость; такие сопереживания иногда называются непосредственными ответными эмоциями (-> эмпатия); 2) сопереживания, представляющие в индивидуальном сознании субъекта соответственный уровень отношений межличностных, опосредованных деятельностью совместной, общими целями, нормами (-> норма групповая) и ценностями группы социальной – например, радость в связи с успехом и сострадание неудаче по отношению к члену коллектива; в их основе лежит идентификация эмоциональная, когда индивид как бы ставит себя на место другого в деятельности совместной (-> идентификация коллективная). Особенно рельефно сопереживание выступает в гуманном отношении к другим. СОПЕРНИЧЕСТВО – стремление к соревнованию с другими людьми; желание одержать над ними верх, превзойти. СОПОСТАВИМОСТЬ – применительно тестов означает, что оценки, полученные посредством теста, можно сравнивать независимо от того, где, когда и кем они получены (если тест применялся правильно). СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕОСОЗНАВАЕМОЕ (сопровождение неосознаваемое действий сознательных) – такие процессы просто сопровождают действия. Существует большое их количество, и они весьма интересны для психологии. Сюда входят движения непроизвольные, тонические напряжения, мимика и пантомимика, и большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и психические состояния. Примером могут служить движения непроизвольные челюстей или губ в такт движениям рук, непроизвольные горестные гримасы при сопереживании другим людям, и пр. Многие из этих процессов, особенно вегетативные компоненты, составляют объект физиологии. Но они весьма важны и для психологии, ибо: 1) они включены в процессы общения и являются важнейшими дополнительными средствами коммуникации; 2) их можно использовать как объективные показатели различных психологических характеристик человека – его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей и прочего; именно в расчете на эти процессы в психологии экспериментальной ведется разработка индикаторов объективных психических процессов и состояний. СОПРОТИВЛЕНИЕ – согласно З. Фрейду – сила и процесс, производящие вытеснение и поддерживающие его посредством противодействия переходу представлений и симптомов из бессознательного в сознание. Сопротивление – верный признак конфликта и исходит из тех же высших слоев и систем психики, кои в свое время произвели вытеснение. Сопротивление может быть только выражением Я, кое в свое время произвело вытеснение, а теперь хочет его сохранить. Имеются пять основных разновидностей сопротивления, исходящих из трех сторон, – Я, Оно и Сверх-Я: 1) сопротивление вытеснение – от Я; 2) сопротивление из перенесения – от Я; 3) сопротивление из выгоды от болезни – от Я; 4) сопротивление от Оно; 5) сопротивление от Сверх-Я. СОПРОТИВЛЕНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО – процесс, происходящий после устранения сопротивления, состоящий в том, что Я приходится еще преодолеть силу навязчивого воспроизведения – того притяжения, коим бессознательные прообразы влияют на вытесненный процесс влечения. СОПРОТИВЛЕНИЕ БОЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЮ – сила, препятствующая осознанию забытых воспоминаний, переведению их из бессознательного в сознательное для установления ассоциативных связей воспоминаний бессознательных и сознательных. В процессе психоаналитической терапии это сопротивление создает неосознаваемое противодействие клиента врачу и выздоровлению. Это сопротивление формируется под влиянием Я, не желающего прекратить вытеснения, и сексуальных влечений, не желающих отказаться от замещающего удовлетворения, пока не известно, дает ли реальный мир что-то лучшее. Согласно З. Фрейду, вся психоаналитическая теория построена на признании сопротивления, оказываемое клиентом при попытке сделать его бессознательное сознательным. Объективный признак сопротивления-то, что ассоциативные мысли клиента остаются необъяснимыми или далеко уклоняются от обсуждаемой темы. СОПРОТИВЛЕНИЕ ТОЛКОВАНИЮ СНОВИДЕНИЯ – согласно З. Фрейду – сопротивление вытеснения, выступающее как признак цензуры сновидения. СОСОЧЕК ВКУСОВОЙ – структуры, рассеянные по поверхности языка и содержащие вкусовые почки. СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ – 1. Направленность в одно место; собранность в одном месте. 2. Направленность, напряженность, устремленность на нечто одно; сконцентрированность внимания. СОСТОЯНИЕ – в самом общем виде – характеристика любой системы, отражающая ее положение относительно координатных объектов среды. Состояние человека может быть внутренне и внешне наблюдаемым. Оно выступает регулятивной функцией адаптации к внешней ситуации и среде. Внутренне наблюдаемое состояние – это зафиксированное сознанием на определенный момент времени интегральное ощущение благополучия (неблагополучия), комфорта (дискомфорта) в неких подсистемах организма или всего организма в целом. Внешне наблюдаемое состояние-это степень благополучия (неблагополучия), комфорта (дискомфорта), определяемая по внешне читаемым признакам (-> перцепция социальная). СОСТОЯНИЕ ВЫТЕСНЕНИЯ – своеобразное психическое состояние, в силу коего бессознательные мысли не могли стать сознательными. СОСТОЯНИЕ ГИПНОИДНОЕ – согласно Брейеру – особый вид душевного состояния, при коем возникают истерические симптомы. Согласно З. Фрейду, эта гипотеза излишня и даже задерживает развитие психоаналитического метода, а потому оставлена психоанализом. |