Главная страница
Навигация по странице:

  • ДЫХАНИЕ ХОЛОТРОПНОЕ

  • ЕДИНСТВО

  • ЕДИНСТВО ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ

  • ЖЕЛАНИЕ ИМПУЛЬСИВНОЕ

  • ЖИВОТНОЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТРУКТИВНАЯ

  • ЖИВОТНОЕ: ДЕЙСТВИЕ ОРУДИЙНОЕ

  • ЖИВОТНОЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ

  • Головин СЮ Словарь практического психолога. С. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник


    Скачать 5.35 Mb.
    НазваниеС. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник
    Дата23.09.2022
    Размер5.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГоловин СЮ Словарь практического психолога.pdf
    ТипСправочник
    #692297
    страница26 из 129
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   129
    ДУАЛИЗМ – 1. Концепция, утверждающая сосуществование двух равноправных начал. 2. В психологии – подход дуалистический.
    ДУГА РЕФЛЕКТОРНАЯ: СХЕМА -> принцип дуги рефлекторной духовность – с позиций материализма – индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:
    1) идеальная потребность познания;
    2) социальная потребность жить и действовать «для других». Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, а вторая – под
    душевностью. С категорией духовности соотносится потребность познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Объективная полезность духовной деятельности человека диалектически сочетается с субъективным бескорыстием, где награда
    – удовольствие, доставляемое процессом познания внешнего мира, и удовлетворение от выполненного долга; наказание – угрызения совести и чувство вины. Эта относительная независимость деятельности познавательной от прагматических целей, а альтруистических деяний – от немедленного социального одобрения делает духовность важнейшим фактором развития цивилизации, открытия новых норм общественной жизни, соответственных изменившимся условиям существования. Л. Н. Толстой считал лучшим из людей того, кто живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, худшим – человека, эгоистически ориентированного на себя, подчиняющего свои суждения не истине, а выгоде.
    Формирование духовных потребностей личности – важнейшая задача воспитания.
    ДУША – понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа – нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. В эллинской философии существование души не подвергалось сомнению. Вообще во времена античности обозначились различные мнения о душе – ее «материальности» и «идеальности».
    Специальный трактат, посвященный душе, принадлежит Аристотелю и является первым известным собственно психологическим трудом. В нем были систематизированы известные идеи о душе, выдвинуты и обоснованы несколько важных положений. Здесь душа определяется как сущность живого тела – особый орган, посредством коего тело чувствует и мыслит. В целом душа смертна вместе с телом, но часть ее, соответственная абстрактному, теоретическому мышлению, бессмертна. С позиций материализма, появление понятия души связано с анимистическими представлениями первобытного человека, примитивно-материалистически истолковывавшего сон, обморок, смерть и пр. Сновидения воспринимались как впечатления души, покидающей тело и обретающей независимое существование. Дальнейшее развитие представлений о душе происходило в контексте истории психологии и выражалось в столкновении идеалистических и материалистических учений о психике. Впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул Аристотель, согласно коему душа у человека выступает в трех модификациях: растительной, животной и разумной. В новое время Декарт отождествлял душу с сознанием как рефлексией субъекта. В эмпирической психологии понятие о душе было заменено понятием о душевных явлениях. В научной литературе – философской, психологической и прочей – термин «душа» не употребляется или употребляется очень редко – как синоним слова психика. В повседневном словоупотреблении душа по содержанию обычно соответствует понятиям психики, внутреннего мира человека, переживания, сознания. Согласно К. Г. Юнгу, душа – некая нефизическая реальность, исполненная энергии, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. Она исполнена противоположностей: сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное...
    Проблема состоит в том, что по ряду причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе лишь одну из сторон единой противоречивой пары, а другая остается скрытой и непринятой. Человек должен открыть и принять себя в процессе индивидуации. Скрытые стороны души требуют принятия, являясь в сновидениях, символически взывая; нужно уметь увидеть смысл призыва, а игнорирование его, типичное для неподготовленного человека, приводит к дезинтеграции, невозможности саморазвития и кризисным переживаниям и заболеваниям.
    ДУШЕВНОСТЬ – с позиций материализма – индивидуальная выраженность в системе мотивов личности фундаментальной социальной потребности жить и действовать
    «для других». Это понятие связано с понятием собственно духовности. Душевность характерна добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется
    и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью – «с душой».
    ДЫХАНИЕ ХОЛОТРОПНОЕ -> ребефинг.
    _Е_
    Е-ВОЛНА (волна ожидания) – отрицательное изменение электрического потенциала преимущественно в лобно-центральных отделах коры мозга головного, связанное с настройкой на появление стимула. Появляется во время между действием сигнала настраивающего и пускового, требующего некоей реакции испытуемого. Свидетельствует о готовности действовать при восприятии сигнала. Е-волна возникает через 0.5 с. после действия настраивающего сигнала. Ее амплитуда прямо связана со скоростью требуемой двигательной реакции, а также с напряжением внимания или воли. Это позволяет рассматривать ее как проявление действия механизмов поведения произвольного.
    ЕДИНСТВО – 1. Общность, полное сходство. 2. Сплоченность, цельность. 3.
    Неразрывность, взаимная связь.
    ЕДИНСТВО ДУАЛЬНОЕ – понятие, введенное Л. Сонди для обозначения чрезмерно близкого, невротического контакта, возникающего в некоих любовных парах и основанного на регрессии сферы эмоциональной до тех переживаний, что сформировались в раннем детстве относительно собственной матери. В частности, такая эмоциональная взаимозависимость характерна для алкоголиков или наркоманов.
    ЕДИНСТВО ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ – один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, особенно значимым для группы в целом.
    Показателем единства служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания.
    Высокая степень единства ценностно-ориентационного выступает важным источником интенсификации общения внутригруппового и повышения эффективности деятельности совместной. Оно не приводит к нивелировке личности в группе, не препятствуя разнообразию вкусов, интересов и привычек ее членов. Оно не предполагает и обязательного совпадения в понимании способов достижения общих целей. Единство ценностно-ориентационное в коллективе как группе высокого уровня развития – это сближение подходов к целям и задачам деятельности совместной, ориентированное на нравственно оправданные ценности. В рамках концепции стратометрической разработаны методики получения его эмпирических показателей, позволяющие сравнивать различные группы.
    _
    Ж_
    ЖАЖДА КРОВИ – согласно Э. Фромму – архаическое чувство и тип насилия, направленные на самоутверждение путем кровопролития и убийства.
    ЖЕЛАНИЕ – осознанное влечение, отражающее потребность; переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Обладая побуждающей силой, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Субъективная характеристика мотивационного процесса, в коей ключевым переживанием субъекта выступает его целеориентированность, целенаправленность. Желание как мотив деятельности характерно достаточно отчетливой осознанностью потребности. При этом осознаются не только ее объекты, но и возможные пути удовлетворения.
    ЖЕЛАНИЕ ИМПУЛЬСИВНОЕ – согласно З. Фрейду – наследуемые непроизвольные, порывистые желания инцеста, каннибализма и кровожадности – жажды убийства.
    ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – фактор, искажающий самоотчеты – в частности, ответы на пункты опросников личностных – путём увеличения частоты тех
    самоотчетов, что кажутся испытуемым более привлекательными, социально приемлемыми, представляющими их в выгодном свете. Влияние желательности социальной нужно учитывать при разработке любых опросников, тестов и шкал, использующих самоотчеты.
    Есть ряд способов, уменьшающих их влияние – например, составление каждого пункта опросника из двух альтернатив, равных по желательности. Кроме того, разработаны методики, специально измеряющие Склонность испытуемого давать социально желательные ответы.
    ЖЕСТ – элемент пантомимики, выполняемый посредством действий руками: Ряд жестов имеет ритуализованное значение. Выделяются жесты:
    1) иллюстративные (означающие) – обслуживающие некую высказываемую мысль;
    2) выразительные (экспрессивные) – говорящие об эмоциях или намерениях человека.
    ЖИВОТНОЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТРУКТИВНАЯ – манипулирование предметами, в результате коего животное сооружает комплексный объект: гнезда некоторых улиток, рыб, лягушек и птиц; разнообразные жилища грызунов; хатки и дамбы бобров; спальные гнезда шимпанзе, и пр. Иногда является важной частью интеллектуального поведения животных (-> животное: поведение интеллектуальное) – например, решение животным экспериментальной задачи посредством орудия для доставания приманки, удлиняемого вставлением дополнительных сегментов.
    ЖИВОТНОЕ: ДЕЙСТВИЕ ОРУДИЙНОЕ – (орудийная деятельность животных, орудийные действия животных). Специфическая форма обращения животных с предметами, когда производится воздействие одним предметом – орудием – на другой предмет или животное; поведение с использованием некоих предметов для воздействия на другие предметы. При этом используемое орудие является лишь В результате возникает опосредованное – через орудие – физическое отношение между животным и объектом воздействия. При этом используемое орудие является лишь посредником между организмом и другими предметами внешней среды, служащим обеспечению организмических потребностей (добывание пищи, обеспечение удобной среды обитания, коммуникации, агрессия). Действия орудийные наблюдаются у немногих видов насекомых, у птиц, млекопитающих (несколько чаще у человекообразных обезьян) в сферах поведения пищевого (разбивание пищевого объекта камнем), комфортного (почесывание посторонним предметом), коммуникационного (контактирование посредством предмета), защитного
    (бросание предмета во врага). Иногда предмет предварительно приспосабливается к употреблению в качестве орудия. В лабораторных условиях действия животных орудийные применяются для изучения психических, в частности интеллектуальных, способностей животных. Прежде предполагалось, что использование орудий доступно лишь человекообразным обезьянам. Позже обнаружилось применение орудий у многих видов животных, включая низших обезьян, птиц и даже насекомых. Нередко животные не только применяют «готовые», но совершенствуют или даже изготовляют их. Однако безусловный факт – неспособность животных изготовлять одни орудия с помощью других: животные обрабатывают орудия лишь с помощью собственных органов – рук, когтей, зубов. Эта грань отделяет их от человека. Кроме того, животные никогда не заготовляют орудия впрок, но только в конкретной ситуации.
    ЖИВОТНОЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ – целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс отражения психического действительности как продукт и проявление активности животного во внешнем мире.
    Изучается в зоопсихологии (=> этология). Главные особенности деятельности психической животных в отличие от человеческой:
    1) вся активность животных определяется биологическими мотивами – животное не может делать ничего бессмысленного;
    2) вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций – они практически не способны планировать действия и руководствоваться «идеальной»
    целью;
    3) основа поведения животных во всех сферах жизни – наследственные видовые программы, научение преимущественно ограничивается обретением индивидуального опыта, за счет коего видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида;
    4) у животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме – в форме предметов материальной культуры. Все проявления деятельности психической животных экологически и ситуационно обусловлены и подчиняются общебиологическим закономерностям. В процессе адекватно отражаются не только компоненты среды, но и само поведение, конкретные двигательные воздействия эффекторных органов на компоненты среды совокупно с произведенными в них изменениями. В ходе эволюции (уже на низших этапах филогенеза) выделились и развились два направления деятельности животных психической – локомоционное и манипуляционное.
    У высших животных (на уровнях перцептивной психики) ориентационная компонента деятельности психической реализуется на базе формирования обобщенных психических образов, причем на высших филогенетических уровнях – на основе целостных образов всей среды обитания. Этим обеспечиваются адекватное, полноценное и биологически максимально адаптивное управление, корректировка и совершенствование внешней активности, в результате чего появляется возможность установления оптимальных для организма отношений с биологически значимой компонентой среды.
    Животное: игра (игра животных, игра у животных) – активность, свойственная главным образом высшим млекопитающим – особенно хищникам и обезьянам, – направленная на условное моделирование некоей биологической формы взаимодействия с внешним миром.
    Комплекс разнообразных поведенческих актов (преимущественно у молодых животных), не имеющих утилитарного значения: действия с биологически нейтральными предметами и игровое общение, не приводящее к биологически значимым результатам. Как правило, игра возникает как сенсорно-двигательная активность в период, непосредственно предшествующий половой зрелости, и направлена на предметы, кои в ходе игры выступают как биологически нейтральные. В этом процессе происходит усвоение эталонов сенсорных, совершенствование движений, координация элементов видоспецифического поведения. По мнению большинства исследователей, игры животных служат подготовкой к предстоящей взрослой жизни, способствуют накоплению соответственного индивидуального опыта путем упражнений в сферах сенсорной и моторной:
    1) отработка особенно сложных двигательных актов;
    2) налаживание сенсорно-нейромоторных систем;
    3) формирование видоспецифических компонент поведения;
    4) совершенствование общей лабильности поведения;
    5) развитие ориентировочно-исследовательских форм поведения;
    6) обретение навыков общения;
    7) широкое ознакомление с внешним миром – в частности с помощью разнообразного и многостороннего манипулирования предметами (функция когнитивная игры). Игры встречаются только у высших позвоночных – млекопитающих и птиц, что указывает на их исключительное значение для развития онтогенетического психики на высших уровнях ее эволюции. К. Э. Фабри расценивает игры животных как развивающую деятельность, составляющую основное содержание поведения в особом, «игровом» периоде онтогенеза психики, предшествующем зрелости. В таком случае игры животных представляются не особой категорией поведения, а совокупностью специфических проявлений «обычных» форм поведения и стадией развития поведения как единого целого.
    ЖИВОТНОЕ: ИНТЕЛЛЕКТ – высшая форма деятельности психической животных
    (высших позвоночных), отличающаяся отражением не только предметных компонент среды, но их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач – различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в
    предшествующем индивидуальном опыте. Этот перенос производится как по сходству предметов, так и по сходству отношений между ними. Возможность решения задачи предварительно подготавливается специальными действиями, кои сами по себе биологически незначимы, – иногда в виде поиска или приготовления орудия (-> животное: деятельность орудийная).
    Интеллект животных практически неотделим от сложных навыков (-> животное: научение) и основан на интенсивном и разнообразном манипулировании (-> животное: манипулирование) и широком чувственном (зрительном) обобщении. Он проявляется в процессах мышления, которое у животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, является предметно отнесенным и выражается в практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями (и предметами), непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации. Мышление животных всецело ограничивается биологическими закономерностями, чем качественно отличается от человеческого; даже человекообразные обезьяны неспособны к абстрактному понятийному мышлению и пониманию коренных причинно-следственных связей. Интеллект животных исследуется в психологии сравнительной.
    ЖИВОТНОЕ: МЫШЛЕНИЕ – процесс отражения психического внешнего мира, присущий высших позвоночным животным, особенно приматам). Характерен способностью к активному улавливанию и установлению связей между предметами на базе обобщенных психических образов. Реализуется моторно-сенсорным анализом, направленным на выявление общих признаков различных ситуаций и формирование предельно обобщенного образа среды обитания, подобного образу мира у человека. Мышление животных воплощается в нестереотипном подходе к решению сложных задач (-> животное: интеллект), включающем подготовительную фазу, в ходе коей создаются условия для осуществления действия (-> животное: деятельность конструктивная). Процессы мышления у животных всегда предметно соотнесены. Известны два типа мышления животных:
    1) установление связей между явлениями или предметами, непосредственно воспринимаемыми в ходе деятельности (например, выбор предметов, пригодных для употребления в качестве орудия);
    2) установление связей между непосредственно воспринимаемыми явлениями или предметами и представлениями (обобщенными образами), сформированными при накоплении двигательного опыта. Второй тип мышления присущ лишь человекообразным обезьянам и встречается, в частности, при изготовлении орудий. Ведущую роль при этом играют высокоразвитые способности обезьян к манипулированию. Но мышление обезьян, как и других животных, преимущественно ограничивается биологическими закономерностями, что обусловливает его качественное отличие от мышления человека – неспособность даже человекообразных обезьян к пониманию коренных причинно-следственных связей.
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   129


    написать администратору сайта