Реферат Роль сюжетно ролевой игры в жизни детей. реферат матях. сахалинский государственный университет
Скачать 53.8 Kb.
|
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Южно-Сахалинский педагогический колледж ПЦК Психолого-педагогических дисциплин реферат роль сюжетно-ролевой игры в жизни детей Сорочиной Веры Владимировны Специальность 44.02.01 Дошкольное образование Курс II, группа 213 «А» Научный руководитель: Матях Г.И. Защита состоялась «___» «____________» 20___ г. Оценка___________ Южно-Сахалинск 2018 Содержание Введение 3 Глава 1. Теоритические основы сюжетно ролевой игры 5 1.1. Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка 5 1.2. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры 7 1.3. Руководство сюжетно-ролевой игрой 8 Краткие выводы по первой главе 12 Заключение 14 Список использованных источников 15 Глоссарий 16 ВведениеАктуальность исследования: На современном этапе существует проблема саморазвития ребенка в сюжетно ролевой игре. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Объект исследования: игровая деятельность дошкольников Предмет исследования: сюжетно ролевая игра дошкольника Цель исследования: изучить особенности и своеобразие развития сюжетно ролевой игры Задачи исследования: Провести анализ сюжетно ролевой игры, как средства всестороннего развития ребёнка. Вывить структуру, содержание и виды сюжетно ролевой игры. Изучить руководство сюжетно ролевой игрой. Гипотеза: если провести теоретический анализ официальных документов, учебно-методических, научных источников литературы по проблеме исследования, систематизировать методы исследования, то это создаст теоретическую основу для последующей разработки учебного исследования по дисциплинам профессионального цикла. Методами исследования были определены следующие: теоретический анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение официальных документов, учебно-методических, научных, справочных и электронных источников удалённого доступа по проблеме исследования. Практическая значимость исследования состоит в том, что в процессе работы были получены навыки проведения самостоятельного учебного исследования, что способствовало формированию общих компетенций (ОК), направленных на осознание сущности и социальной значимости профессии (ОК 1), осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4), овладение ИКТ в профессиональной деятельности (ОК 5). Структура исследования состоит из введения, одной главы, заключения, списка использованных источников, глоссария. Во введении обосновывается актуальность, параметры исследования. В первой главе теоритические основы сюжетно ролевой игры рассматриваются: сюжетно ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка, структура, содержание виды сюжетно ролевой игры, руководство сюжетно ролевой игрой, в заключении приведены основные выводы исследования. Список использованных источников содержит 5 наименований официальных источников: 4 монографий, учебников, учебных пособий, печатных журналов; 1 электронный источников удалённого/локального доступа. Глоссарий содержит научные определения 5 терминов. Глава 1. Теоритические основы сюжетно ролевой игры1.1. Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнкаСюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых» (Д. Б. Эльконин). В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка». В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Как отмечает Ядешко В.И. — в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи. Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса. Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива. 1.2. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игрыВзаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности. Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел — это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить группы: отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов,.); отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений. Сюжет, содержание игры — это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр. Сюжетно-ролевые игры: различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные). 1.3. Руководство сюжетно-ролевой игройРуководство сюжетно- ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях: 1. Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей). Приемы косвенного воздействия: • наблюдения; • целевые прогулки; • экскурсии • беседы; • чтение художественной литературы; • просмотр кино -, видеофильмов; • занятия (особенно речевые) • рассмотрение иллюстраций; • ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования; • организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) • игры (конструктивные, дидактические, подвижные); • изобразительная деятельность; • игры-имитации; • мнимые «телефонные разговоры»; • придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог ей необычный чай». • домашние задания, которые приучили ребенка к самостоятельному поиску информации, например: «Как мама убирает, что делает сначала, что потом». 2. Прямое руководство (с вмешательством в игру). Прямые педагогические приемы: • ролевое участие в игре • участие в сговоре детей • показ образца игрового действия • предложение готового сюжета игры • предложение готовой темы игры • совет по ходу игры • разъяснение • беседа о содержании предстоящей игры • о распределении в ней ролей • помощь в распределении ролей • подборе игрушек, атрибутов • обучение ролевому поведению. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла. Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли) • показ игровых действий; • описание сюжета или персонажа (например, больной куклы); • рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы); • упражнения ребенка в игровых действиях; • упражнения в игровых действиях в новых ситуациях («Скорая помощь везет в больницу», «Больного несут на носилках»); • обращение персонажа к детям; • вопросы к ребенку, к персонажу; • проблемные игровые ситуации («У Мишки температура», «Зайчик сломал ножку»). В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы. На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметом. Воспитатель - партнер и помощник в игре (средняя группа) Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером: • непосредственное участие в игре (преимущественно второстепенные роли); • вопросы; • предложение темы игры; • совет в игровой форме; • беседа с детьми перед началом игры (помощь начать игру); • беседа о распределении вещей; беседа о чем должно состояться (помощь в планировании игры); • напоминание о том, что наблюдали; • подсказка ходу игры (игровые действия); • сообщение любого нового факта во время игры. На втором этапе (3 года - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить от од- ной роли к другой. Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старшая и подготовительная группа) руководство и помощник. Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с ними: • совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно); • уместен вопрос перед началом игры; • помощь в объединении нескольких сюжетов в одну развернутую игру (подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво) • прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления (воспитатель в игровой форме подталкивает способы выхода в сложившейся ситуации). Развитие сюжетно- ролевой игры на протяжении дошкольного периода проходит по этапам. На третьем этапе (5 - 7 лет) воспитатель совместно с детьми может развернуть своеобразную игру-придумывание, протекающую в речевом плане, а дети продолжают придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Педагогу также следует помнить, что во время игры, принимая в ней непосредственное участие или управляя косвенно, обращаться к детям надо так, как этого требует роль: «Товарищ капитан, разрешите матросам увольнение на берег», «Анна Ивановна, ваши ученики должны идти в столовую». Принимая непосредственное участие в игре и выполняя при этом одну из ролей, педагог сам показывает образцы внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, вежливости, культуры поведения. Краткие выводы по первой главеСюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Руководство сюжетно- ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях: Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей). 2. Прямое руководство (с вмешательством в игру). Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом», в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом. ЗаключениеТеоретический анализ, учебно-методических, научных, периодических источников по проблеме исследования «сюжетно ролевая игра в жизни дошкольников» позволяет заключить следующее: Сюжетно — ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Сюжетно-ролевые игры: различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные). Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Список использованных источниковМонографии, учебники, учебные пособия, журналы (печатные) 1. Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре М.: Просвещение, 1982. 210 с. (дата обращения .7.01.2019) 2. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. М.: Просвещение, 1978. 321 с. (дата обращения .7.01.2019) 3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология М.: Просвещение, 1988. 336 с. (дата обращения .7.01.2019) 4. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. М.: Просвещение, 1989. 284 с. (дата обращения .7.01.2019) Электронные источники удалённого/локального доступа MAAM.RU [Электронный ресурс] Руководство сюжетно ролевой игрой у детей дошкольного возраста: [сайт]. [2016]. URL http://www.maam.ru/ (дата обращения .7.01.2019) Глоссарий
|