Главная страница

Детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр


Скачать 34.03 Kb.
НазваниеДетей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр
Дата12.03.2022
Размер34.03 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла0015dbca-43e5eb72.docx
ТипДокументы
#393616

Формирование представлений о форме и цвете посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста

Введение.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, величины (длинный - короткий, высокий - низкий, толстый - тонкий и др., цвета (основные цвета спектра, белый, черный) в процессе практической и игровой деятельности. Использование при этом сенсорных пособий - пирамидок-вкладышей, «Почтового ящика»«Доски Сегена»«Логического куба» и других значительно повышает эффективность всей работы.

Выделение названных свойств на начальном этапе знакомства, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития распознавание формы, величины, цвета достигается в процессе соотнесения свойств предметов с усвоенными эталонами.

Дидактические игры с детьми дошкольного возраста.

В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятания и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).

Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др., позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка в раннем возрасте.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. []

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

Поэтому наилучшим средством развития сенсорных навыков у ребенка является дидактическая игра, но, чтобы ее использование было наиболее эффективным необходимо иметь четкое представление о ее особенностях. Чем же дидактическаяигра отличается от других игр?

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

Структуру дидактической игры мы разберем на примере игры «Строим дом»:

1. Дидактическая задача. Развивать представления детей о цвете.

2. Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.

3. Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.

Ход игры.

Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки, сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает помощь в строительстве: «Собачка хочет жить в красном домике из кирпичиков, кошка – в синем. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».

Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков разных цветов; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из красных кирпичиков – собачке, из синих – кошке.

Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.

В дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное.

1. Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах (Развивать представления детей о цвете) Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями. Этим и обусловлено наличие 2-х задач в структуре дидактической игры.

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её. (Построить домики для собачки и кошки) Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: («построй дом») .

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях. (Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков разных цветов; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из красных кирпичиков – собачке, из синих – кошке) .

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением. (Выбрать строительный материал, который понравится собачке – красные кирпичики и кошке - синие) .

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Они направляют поведение и познавательную деятельность детейопределяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. (собачке - только красные кирпичики, а кошке- только синие).

В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признакамицветом, величиной, формой и др.

Дидактические Иры.

Цель:

Учить детей различать и называть геометрические фигуры – квадрат, овал, круг, прямоугольник и треугольник, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;

Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по формецвету, развивать умение находить и на ощупь определять форму предмета.

1. Подбери фигуру.

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Ход игры. Показываю круг и, обводя его пальцами, спрашиваю«Как называется эта фигура, какая она по форме Показываю овал, тоже обвожу его пальцем«А это какая форма То же самое проделываю с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, фиксирую внимание на углах. Исправляю не точные и ошибочные ответы детей.

«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». Прошу детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать её на начерченную фигуру и только при полном совпадении - класть.

В конце игры подвожу итог: «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник».

2. Подбери по форме.

Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаковцвета, величины.

Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических формРаздаточный: карточки с контурами геометрических фигур; по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке) .

Ход игры. Раздаю детям на подносах карточки и фигуры.

«Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?» Показываю круг, вызываю отдельно детей для ответа. Далее этот вопрос повторяю с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше». При помощи приёма наложения на большие фигуры накладываются фигуры поменьше такой же формы.

Детям, неправильно разложившим фигуры. Предлагаю обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.

3. «Найди, то, что я покажу».

Дидактическая задача. Учить детей находить предмет определённой формы с использованием геометрических фигур – образцов. Игра требует двойного сопоставления: вначале форма предмета сопоставляется с геометрической фигурой, затем эта фигура – с формой другого предмета.

Материал. Набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и два набора предметов различных форм.

Ход игры. Воспитатель показывает детям геометрические фигуры – образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо – круглой формы; флажок, кубик, пирамидку – треугольной формы; книгу, зеркало, поднос – прямоугольной формы и т. п. После этого воспитатель ведёт детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие сейчас они видели. Затем объясняет детям, как они будут играть: «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую фигуру соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т. е. такую же коробку». При повторном проведении игры воспитатель усложняет задание: ребёнок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, другой предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает «Коробка и кольцо – предметы круглой формы». Дети поочерёдно выполняют задание.

Длительность и повторность. Игра заканчивается, когда дети найдут все нужные предметы, пользуясь геометрическими фигурами – образцами. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов. Игра повторяется 3 – 4 раза. Продолжительность игры – 15минут.

4. Дидактическая игра «Цветная пирамида».

Дидактическая задача. Закрепить умение детей путём зрительного и тактильного обследования определить цвет, размер, форму предметов; особенности поверхности (мягкая, шершавая, гладкая, пушистая) .

Игровые правила. Ощупывание, поглаживание, обследование цветаопределение размера.

Игровые действия. Интересно, кто отгадает, что в моей секретной коробочке? (Ответы детей) .

Дети, а коробка такая огромная, значит в ней что-то большое?

Давайте посмотрим. Да, это пирамида.

Давайте посмотрим какая она? Погладьте вот эту грань пирамиды.

Какая она на ощупь, Маша? А ты как думаешь, Федя? Правильно, ребятки, шершавая. А эта грань, какая Игорь, а Леночка? Молодцы, эта грань гладкая. Ваня погладь эту грань, какая она? Правильно, пушистая. Какая на ощупь эта грань, Миша? А Лика как думает? Мягкая, правильно. А теперь давайте найдём шершавые грани. Молодцы. А гладкие?

Ребята, если не трогать пирамиду можно сказать какая это грань? А ты как думаешь Маша? Да правильно она пушистая, значит будет мягкая.

В порядке усложнения этой игры предлагаются и другие правила - на закрепление цвета, нахождение геометрических форм, группировка предметов - по цвету, размеру, форме.

5. Дидактическая игра «Сказочный цветок, любимой мамочке».

Дидактическая задача. Закрепить умение детей выделять формуцвет лепестка, активизировать речь детей, развивать мелкую моторику.

Игровые правила. Отобрать лепестки соответствующей формы и цвета, которые подойдут к цветку, собирать цветок по желанию.

Игровые действия. Поиск лепестков, выкладывание их на мольберте.

Ход игры. Дети, посмотрите, какой красивый букет? Как вы думаете, кому мы его подарим? Правильно ребятки, этот чудесный букет для наших любимых мамочек. Мы с вами сделаем по одному цветку, а вместе будет букет из разных сказочных цветов. Выбирайте серединку и составляйте цветок. Продумайте сами, какого цвета лепесток вы возьмёте и форму лепестков тоже выберете сами.

Коля, а у тебя какой будет цветок? Красный, лепестки продолговатые, выбирай себе материал. А у Саши? А у Кати? Дети берут серединки и выбирают лепестки для составления букета на мольберте.

Воспитатель вместе с детьми продумывает, как расположить букет на мольберте. Молодцы, у нас получился чудесный букет, для наших мамочек.

6. Дидактическая игра «Волшебный цветок».

Дидактическая задача. Закрепить умение детей выделять формуцвет лепестка, активизировать речь детей, развивать мелкую моторику.

Игровые правила. Отобрать лепестки соответствующей формы и цвета, которые подойдут к цветку, собирают цветок по схеме.

Игровые действия. Поиск лепестков, выкладывание их на столе.

Ход игры. Дети, послушайте, кто это стучится? Пойду, посмотрю. Это почтальон принёс нам конверт, а что в нём? Посмотрите, что это? Правильно ребятки это лепестки от цветов и нам с вами нужно составить красивый цветок. А у цветка, какие лепестки? Ваня, как ты думаешь? А Вероничка, как думает? Да бывают разноцветные и разной формы. Посмотрите вот у меня схемы, берите себе любую и по схеме будем строить цветок. Выбирайте серединку и составляйте цветок. Витя, у тебя какой будет цветок? Красный, лепестки круглые, значит, ты берёшь лепестки красного цвета, круглые, а у Саши? А у Мариночки? Дети берут серединки и выбирают лепестки для составления букета. Молодцы, у нас получились волшебные цветы.

7. «Сделаем куклам бусы»

Оборудование: Плоскостное изображение кукол, одетых в одинаковые платья разных цветов. Мелкие кружочки – бусы, таких же цветов что и платья.

Ход игрыПредложить детям выбрать кукол. Надо помочь куклам сделать бусы. Дети выкладывают бусы такого же цвета что и платье.

Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключение: «Такой же шарик. Предметы одинаковыеЦветочки разные.» Дети учатся сравнивать, сопоставлять цвета. Работу по цвето-восприятию можно продолжить в сюжетно-ролевой игре «Семья».Предложить для куклы в красном платье налить чай красную чашку и поставить на блюдце такого же цвета.

8. Составь рисунок

Учить составлять плоскостное изображение из геометрических фигур.

9. «Геометрическое лото»

Воспитатель предлагает детям карточку с изображением разноцветных геом. фигур разного размера и набор геом. фигур. Дети должны найти фигуры соответствующего цветаформы, размера и закрыть их на карточке.

10. «Жил – был кружочек»

Детям предлагаются карточки с изображением различных предметов. Они должны определить, на какую фигуру похож данный предмет.

11. «На что похоже?»

Дети рассматривают геом. фигуру, определяют цвет и говорят, на какой предметокружающего мира похожа данная фигура.

12. «Пикник для фигур»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель кладет карточку-ориентир с контуром фигуры - паровозик. Дети из геом. фигур выбирают такие же по форме и «рассаживают» их по вагонам.

13. «Один пассажир»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель в паровозик кладет карточку – ориентир: одну с контуром фигуры, другую с цветовым пятном. Ребенок должен выбрать из набора карточку данного цвета и формы и посадить в вагон.

14. «Друзья»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель из набора выбирает 3 карточки-ориентира: 2 – с контурами фигур и 1 – с цветовым пятном. И предлагает ребенку найти друзей, которые поедут в поезде. Ребенок выбирает из набора нужные карточки и «рассаживает» их в поезд.

15. «Вкусный груз»

(Д/и «Веселый поезд»)

Воспитатель берет из общего набора карточку и выкладывает ее на вагончик, сравнивая ее с каким-либо подходящим предметом (помидор, огурец, конфета) и говорит, что сегодня поезд везет «вкусный груз». Ребенку предлагается подобрать подходящее сходство с геом. фигурой.

16. «Игра с обручем»

Для игры используются 4-5 сюж. Игрушек: куклы, матрешки, отличающиеся по величине, цветуформе. Игрушка ставится в обруч. Дети определяют признаки, свойственные игрушкецветформа, размер. И кладут в обруч те геом. фигуры, которые обладают сходными признаками. Вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенными признаками.

17. «Закрой окошко в домике»

Воспитатель раздает детям геом. фигуры разного цвета. На столах лежат разноцветные домики с окошками разной формы. Нужно детям закрыть окошко соответствующей фигурой.

18. «Зашей комбинезон»

Воспитатель раздает детям разноцветные комбинезоны с «дырками». На столах лежат заплатки разного цвета и формы. Детям предлагается зашить комбинезон, правильно подобрав заплатки.

19. «Открой замок»

Воспитатель детям раздает ключи разной формы и просит открыть замки, лежащие на столе. Надо быть внимательным, потому что ключик подойдет к замку с отверстием соответствующего цвета и формы.

20. «Найди стеклышко»

На столах лежат вазы. Воспитатель говорит, что от вазы откололось стеклышко и предлагает детям найти стеклышко соответствующей формы и цвета.

Когда дети познакомились с дидактическими играми сенсорного содержания, возрос интерес к данным играм можно переходить к следующему этапу работы. Закреплять умение определять цветформу, величину предметовДидактическиеигры разученные ранее используют в интегрированном образовательном процессе:

-в образовательной области «Познавательное развитие»«В какую коробочку»«Чудесный мешочек».)

- в художественно- эстетическом развитии( «Разноцветные капли»«Сложи узор»и др.)

- в речевом развитии( «Назови какой»«Кто вышел погулять») .

Таким образом благодаря дидактическим играм дети начинают устанавливать связь между действием и результатом, делают выводы, начинают логически мыслить.

Заключение.

В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить адекватно воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования коррекционной педагогики и психологии показывают, что восприятия у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (формацвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.)

В связи с этим необходимо создавать условия для упражнения сенсорных функций, с тем, чтобы дети могли систематически тренироваться в различении, классификации признаков окружающей действительности для наиболее точного и адекватного взаимодействия с окружающим миром.

Во-первых, для того, чтобы дидактические игры дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.

Среди них - принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем больше результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов. Исходя из него, дидактические игры должны проводиться в определенной последовательностираспределяться от простого к сложному. Для того чтобы дидактические игры дали положительный результат необходимо соблюдать условие систематичности их проведения

Учитывать принцип доступности, который вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся, с другой. То есть дидактические игры должны учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.

Реализоваться принцип прочности, в котором закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся – две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения знаний учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания, структуры этого материала, но также от субъективного отношения к этому материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обуславливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, от времени обучения. В связи с этим успешное проведение игр требует их повторности. Для прочного усвоения сенсорных эталонов необходимо неоднократное повторение игр. Однако, повторность должна осуществляется в разных вариантах. Повторение дидактических игр без всяких изменений имеет свои положительные стороны, так как дает возможность путем упражнений закреплять получаемые знания и умения. Вместе с тем точное воспроизведение может привести к снижению заинтересованности детей. Эффективность дидактических игр с детьми во многом зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путем повторения прочных знаний и умений, следует заботиться о том, чтобы сохранить у детей интерес. Дети быстрее овладевают доступными им умениями, если этот прочес вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия. Для реализации этого принципа необходимо помнить, что эстетике материалов. Дети будут заниматься с удовольствием, если все, что им показывают имеет привлекательный вид, рассматривание их должно доставлять ребенку радость. Усложнение знакомой игры также ведет к развитию интереса, а решение новой задачи приносит чувство радости и удовлетворения, возникает стремление к умственной деятельности.

Список используемой литературы:

1. Артемова, Л. В. Мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992г.

2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение. 1988 – 144с.

3. Венгер Л. А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 1985.

4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2007. - С. 142.

5. Метлина Л. С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / Л. С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 255 с.

6. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - С. 233.


написать администратору сайта