Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности реализма Достоевского 1.1

  • 2. Философия Достоевского 2.1

  • 3.«Братья Карамазовы» 3.1

  • 4. Портрет у Достоевского 4.1.

  • Психологизм Достоевского. Психологизм Ф. Достоевского. Самые главные, самые трудные непосильные вопросы поднимает он в своем творчестве, самыми беспокойными и беспокоящими мыслями пронизывает каждое свое произведение


    Скачать 30.33 Kb.
    НазваниеСамые главные, самые трудные непосильные вопросы поднимает он в своем творчестве, самыми беспокойными и беспокоящими мыслями пронизывает каждое свое произведение
    АнкорПсихологизм Достоевского
    Дата16.12.2021
    Размер30.33 Kb.
    Формат файлаodt
    Имя файлаПсихологизм Ф. Достоевского.odt
    ТипДокументы
    #305996

    Психологизм и Философия Ф. Достоевского
    Сложен и противоречив Достоевский. Величайший русский писатель-реалист, знаток жизни, психолог-ясновидец, сострадающий бедным и угнетенным, гуманист, страстный обличитель социального зла, лжи и лицемерия, буржуазных порядков и «демократии», вечно озабоченный судьбой своего народа и человечества, он чрезвычайно субъективно ставил и решал вопросы о совершенствовании личности, об идеалах человеческого общежития. Он был несправедливо придирчивым оппонентом революционеров и социалистов своего времени, самоотверженно искавших, хотя и не без ошибок и противоречий, но искренне, пути спасения народа, заботившихся о его будущем.

    Самые главные, самые трудные — непосильные вопросы поднимает он в своем творчестве, самыми беспокойными и беспокоящими мыслями пронизывает каждое свое произведение.



      Особенности реализма Достоевского



    1.1. Начав как ученик Гоголя и как один из писателей натуральной школы 40-х годов XIX века, к которой принадлежали Герцен, Некрасов, Тургенев,Гончаров, Достоевский взрывал самый принцип их творчества, заявляя, что «среда» вовсе не всесильна над человеком. На первом плане у Достоевского — сама «личность», она, главным образом, и в ответе за все беды действительности. С нее и спрос, ее самоказнь и интересовала писателя прежде всего.

    Путались и противопоставлялись автором два разных вопроса: право личности на восстание против среды и зависимость личности от среды. А ведь право и зависимость вовсе не исключают друг друга.

    1.2. Достоевский всегда ставит героя лицом к лицу с своей совесть. В этом — одна из пронзительнейших особенностей его реализма. Тут вывертывается изнанка индивидуализма, себялюбия, культа своей личности. Превращение героя в антигероя, это «двойничество», расщепление сознания, голос изнутри, появление «подполья» - великие завоевания реализма Достоевского. Источник пронзительной силы Достоевского в том, что он всегда стоит на почве реальности и осуждает своеволие «личности», как и своеволие среды. Если распадается единство между ними, рушится человек, цель и смысл существования.

    1.3. Для всех великих романов Достоевского характерна одна сквозная идея: отстаивание цельности человека. Есть герои, совершившие преступления и потом «восстанавливающиеся»; есть герои — носители этой идеальной правильности и совершенства; и есть герои «ординарности», которые мечутся в поисках самих себя.
    2. Философия Достоевского
    2.1. Литературоведы всего мира считают Достоевского основоположником так называемого интеллектуального романа предтечей Т. Манна, Г. Гессе, У. Эко, А. Мердок. Как отмечает Р. Лаут, «все они (романы Достовского – Г. М.) вращаются вокруг философских теорий, которые представлены и живут в одном или нескольких персонажах.

    Однако новаторство Достоевского состоит не только в создании новой романной формы, но и в появлении нового типа философствования. Каждый его роман — это один большой мысленный эксперимент, проверяющий (примеривающий) ту или иную нравственно-философскую идею на практике. При этом само развитие, прорастание идеи требует «додумывания» её до конца, что нередко приводит к очевидному абсурду или абсолютной нравственной неприемлемости (фальсификации). Подобный метод позволяет Достоевскому погрузиться в глубины человеческого сознания, не прибегая к излишней объективации и не превращая человека в некий абстрактный трансцендентальный субъект, препарированный и методично разложенный на элементы. Создание подобного метода философствования, возведение литературы в ранг философского метода – достижение Достоевского именно как философа.

    2.2. Мир Достоевского — это мир исключительного,катастрофического, трагедийного. В основ сюжетов Достоевского лежит не просто исключительное, а выходящее из норм нравственного и общественного поведения события. Вероятно, самое выходящее из всех норм — это преступление. Почти все романы Достоевского построены на детективе. Многие исследователи Достоевского считают, что знаменитый разговор следователей Порфирия Петровича с Раскольниковым — лучший материал для криминалистов. В «Братьях Карамазовых» строится часть коллизии. Всюду — исключительность,патологическая психология,преступления, страсти до предела,до накала — и из этого вытекает мир человеческих страданий.

    Достоевский — создатель особого жанра, по определению одного из исследователей писателя, Б. Энгельгардта, жанра «идеологического романа»

    У Достоевского характер — как пружина, сдавленная в тсключительных, особых обстоятельствах. Например, человек готовиться совершить преступление (пружина сдавлена ), а потом вдруг все раскручивается. Какие тогда в человеке обнаруживаются возможности? Идеи персонажей Достоевского, которые определяют все развитие действия, это идеи и логически, выдуманные, но это и идеи, котрые стали человеческой сущностью..
    3.«Братья Карамазовы»

    3.1Достоевский по опыту собственной биографии и по опыту многих выдающихся своих современников знал, что смена общественных идеалов связана со сменой философских убеждений. Вдумчивый и сопереживающий наблюдатель, он видел, что характеры, деятельность, нравственные принципы, отношение к женщинам, к детям, сознание и даже подсознание у многих и притом передовых людей поколения формируются под влиянием борьбы нового миросозерцания со старым и что у некоторых семидесятников философские основы, философские противоречия и философские сомнения приобретают гипостазированное значение, овладевая всем их существом, определяя все их эмоции, все их искания, и ставят их в иных случаях в трагически-безысходное положение.

    Философская жизнь эпохи наложила резкий отпечаток на жанровое и композиционное строение «Братьев Карамазовых».

    Для Достоевского главным было — философская и психологическая проблематика, далеко выходящая за пределы эмпирических данных и соприкасающаяся в своих последних выводах с миром утопического или «фантастического». В «Братьях Карамазовых» эта безбрежная «поэтика и патетика» Достоевского достигают своих вершин.

    «Братья Карамазовы» - как справедливо писал Н. М. Чирков « наиболее завершенный у Достоевского синтез социального и психологического романа, является и полнейшим выражением так называемого философского романа»

    В. Я. Крипоткин, отмечал признаки трагедии в романах Достоевского, которые он связывает, в частности с особенностями героев «преступников», говорит о синтезе пластов в романах писателя: « У Достоевского был свой особый путь — Едва коснувшись политической стороны темы, Достоевский сразу же переводит ее в сферу психологическую и философскую. Его герой подвергается не общественному, а - нравственному суду»

    Из многообразия проблем «Братьев Карамазовых» «вечные» вопросы, связанные с будущем человека и человечества, с возможностью для человеческого разума все это познать — рассчитать и понять, занимают центральное место в романе и отражают, что по мнению Достоевского, беспрерывный поиск истины молодым поколениям « Вся молодая Россия, - говорит Иван Карамазов своему брату в главе «Братья знакомятся», - только лишь о вековечных вопросах теперь и толкует... « Како веруеши, аши вовсе не веруеши» ( о мирных вопросах, не иначе : есть ли бог,есть, есть и бессмертие? А которые в бога не веруют, ну те о социализме и об анархизме заговорят, о переделке всего человечества по новому штату, так ведь это один же черт выйдет, все те же вопросы, только с другого конца». Иван Карамазов в наибольшей мере воплощает авторскую субъективность: главный вопрос, которым писатель мучался всю жизнь, - вопрос о существовании бога, равный вопросу о назначении человечества.
    4. Портрет у Достоевского

    4.1. Портрет у Достоевского почти всегда дается дважды: сначала внешний, потом внутренний, сначала как простое, потом как сложное. Так и Соня сначала является в будничном уличном наряде, с пером на шляпке,а потом — в простеньком платье, приглашая Раскольникова на поминки отца. Видение внутреннего человека всегда преобладает у Достоевского над видением внешним. У Достоевского герои проходят через нравственную и идейную катастрофу: человек не всегда на себя похож, надо отыскивать «главную идею» его физиономии. Человек у Достоевского всегда в брожении, есть главный слом в его жизни. Чаще он порочен в начале, избрал неверный путь, а потом проносится над ним очистительная буря. Жажда идеала, светлого будущего — главный мотив внутренней эволюции героев Достоевского .


    1. Особенности реализма Достоевского

    2. Философия Достоевского

    3. «Братья Карамазовы»

    4. Портрет у Достоевского


    Список используемой литературы

    1. Л. Троссман «Достоевский», Издательство ЦК ВЛСКМ 1965 г. (стр. 574)

    2. А. Белкин «Читая Достоевского и Чехова», Издательство «Художественная литература» 1973 г. (стр. 15-16)

    3. В. Кулешов «Жизнь и творчество Достоевского», Издательство «Детская литература» 1979 г. (стр. 182, 180,89,4,3)


    написать администратору сайта