Тест 2. Самое интересное что вообще есть те 1 33 вопросы что связаны свои сне не им того 1 35
Скачать 38.21 Kb.
|
отделимых друг от друга состояний 0:19 является культура и то что называют 0:22 жизненным миром миром повседневной жизни 0:24 как возможно истинное знание в таком 0:27 контексте 0:28 наша иерархическая модель знания 0:31 сводится к тому что есть знание 0:32 множественного то есть чувственно 0:34 эмпирическое есть знание целостностей то 0:38 есть рациональное знание тех или иных 0:40 общих принципов и законов и знания 0:43 единого то есть как рациональная так и 0:46 сверх рациональное знание мира как 0:48 целого наиболее общим знанием называется 0:51 то что в конечном счете является знанием 0:54 изначальной то есть до нее нет ничего 0:57 другого причины и смысла всего 0:59 остального 1:00 наиболее общие понятия называются 1:02 категориями скажем у книги и у дерева 1:06 разные конкретные причины но поскольку и 1:08 это книга и это дерево есть у них есть 1:11 общее основание которое философии 1:13 именуется бытием кажется что наиболее 1:16 общее основание тем самым уже 1:17 установлена но вся проблема в том и 1:20 состоит чтобы понять что такое бытие то 1:23 что у нас имеются слова бытие само по 1:25 себе ничего пока нам не дает если бытие 1:28 это просто есть то что значит есть и 1:30 самое интересное что вообще есть те 1:33 вопросы что связаны свои сне не им того 1:35 что есть как есть носит философии 1:38 название онтологических от греческого он 1:40 даст то что существует вот и первое 1:43 дерево она есть или его нет вопрос 1:45 кажется на первый взгляд смешным и 1:47 нелепым поскольку для нас совершенно 1:48 очевидно что дерево есть но как есть то 1:52 что мы зовем дерева и где оно есть вот 1:55 перед нами некое конкретное дерево в 1:57 уникальности своих веток и листьев 1:58 скажем береза а вот перед нами другое 2:01 дерево скажу сосна повторим вопрос 2:04 немного его уточнив а где собственно 2:06 дерево вообще там где конкретно и береза 2:09 или там где конкретная сосна или еще где 2:11 то 2:12 это что мы смело называем деревом как 2:14 общим наименованием сходных друг с 2:16 другом предметов но если просто дерево 2:19 не какой породы и никакого конкретного 2:21 вида вот один из вопросов о наиболее 2:24 общем это одна из важнейших проблем 2:26 проблема истинности понятий важно 2:29 осознать кроме того что в конечном итоге 2:31 дело состоит в разбирательстве со 2:34 словами и их значениями ум движется 2:37 мысль о понятии выносят суждение и делая 2:39 умозаключения но он должен также 2:41 поставить вопрос о смысле понятие 2:44 суждений и умозаключений 2:46 выявить их принципы и способ связи их с 2:49 тем что есть с миром как таковым другими 2:51 словами как например знание понятие 2:54 обозначаемые по-русски как дерево 2:56 связано с тем что есть в мире в качестве 2:58 определенного объекта как и бытие истина 3:01 это просто есть но это есть 3:03 удостоверенная умом не что 3:06 удостоверенное то есть истина понятие 3:08 истины таким образом связана с понятием 3:10 достоверности философия пытается 3:13 определить основании достоверности 3:15 выяснить различие и от недостоверности в 3:18 разговоре об истине философы имея в виду 3:20 что есть ум и есть мир стремятся понять 3:24 характер связью ума и мира на предмет 3:26 возможности понимания мира умом другими 3:29 словами если оставить перед конкретным 3:31 деревом и говорю про него что-то 3:33 наподобие то дерево сосна но при каких 3:35 условиях мы можем считать это 3:37 высказывание истинным очевидна при 3:39 условии что это дерево действительно 3:41 является сосной то есть при условии что 3:43 смысл моего высказывания соответствует 3:46 тому что есть на самом деле такое 3:48 определение истину называется все рис 3:50 соответствие восходят греческого 3:52 философа аристотеля 3:53 но вот именно это соответствие очень 3:56 темная проблема сущность состоит в том 3:58 какие у нас вообще из основания говорить 4:00 что столь разные сущности как мысль в 4:03 уме и предмет в мире соотносятся ведь 4:07 моя мысль о дереве не является ни в коей 4:09 мере не ким отражением дерево на вроде 4:11 отражения в воде формы и содержания 4:14 мысли о дереве совершенно не совпадают с 4:17 формой содержание дерево а если мы 4:20 говорим об установлении наиболее общих 4:22 оснований целого мира то вопрос о 4:25 возможности истины серьезно усложняется 4:27 по причине например того что мир в целом 4:30 мы вообще никак не можем воспринимать 4:32 получается что только разбирательство с 4:35 принципами нашего ума способна дать нам 4:37 хоть какие-то ответы наши наиболее общие 4:40 вопросы вы должны положиться на то что 4:42 ум каким-то образом все таки связан с 4:44 миром и способен тем самым соотносить 4:48 наше высказывание с действительным 4:49 положением дел дать все вопросы что 4:52 связанные с проблемой возможностей 4:54 механизмов познания то есть достижение 4:56 истины носят название гносеологических 4:59 от греческого гнозис знания одна из 5:03 самых влиятельных теорией познания где 5:05 вопрос об истине становится 5:07 фундаментальной проблемой эта теория 5:09 немецкого философа восемнадцатого века 5:11 иммануила канта разговор об этой теории 5:14 познания следует начать с понятие опыта 5:16 опыт это знание которое дано человеку 5:19 непосредственно в процессе прямого 5:22 контакта с реальностью внешней вижу 5:24 птицу в окне с и шум улицы или 5:27 внутренние вспоминаю детства мечтаю о 5:30 будущем канта интересует такой вопрос 5:32 как возможен опыт как работает это 5:35 устройство вам не благодаря которому я 5:37 вижу слышу и тому подобные скажем глаз 5:39 это сложная система фоторецепторов 5:42 которые сами по себе ничего не видят 5:43 моделирование образы воспринимаемого 5:46 происходят в мозге возьмем современная 5:48 сравнении с цифровым фотоаппаратом 5:50 видимое на экране изображения являются 5:52 результатом сложной программной 5:54 обработки информации процессором 5:56 вернемся к понятию опыта зрительный опыт 5:59 возможен не столько потому что есть 6:01 глаза а потому что есть некоторая 6:03 программа моделирующие образы из чувства 6:05 на данного материала эту программу кант 6:08 называет схемой а теперь очень важный 6:10 момент 6:11 схема делает опыт возможным но сама она 6:14 естественно не может быть результатом 6:16 опыта она должна быть до всякого 6:18 возможного опыта то есть введем 6:20 кантовский термин она априорно то есть 6:23 это такое знание которое есть до всякого 6:26 опыта и более того такое знание которая 6:28 структурирует любой опыт если бы наш 6:31 рассудок не было состояние собирать 6:33 сырой материал чувств встроенные 6:35 конструкции образов но вообще были бы не 6:38 в состоянии отличить один предмет от 6:39 другого да и вообще восприятие было бы 6:42 невозможно будь у нас хоть 1000 глаз 6:44 образ мир и которым мы располагаем на 6:47 уровне восприятия это образ 6:48 сконструированы нашим рассудком по его 6:51 внутренним принципам а тут возникает 6:53 жуткий вопрос а что если априорные 6:55 принципы нашего рассудка конструирует 6:58 такой образ мира который имеет мало 7:00 общего с миром как он есть то есть мир 7:02 скажем 9 мерной а наш рассудок способен 7:05 конструировать только трехмерные образы 7:07 и мы ведь никогда не сможем увидеть тот 7:10 настоящий мир он навсегда останется нам 7:12 неизвестен мы сможем только гадать и 7:14 предполагать о его сущности то есть мы 7:17 не сможем сказать каковы пространство и 7:19 время в мире на самом деле если они там 7:22 вообще мы можем только утверждать что 7:24 мир мы воспринимаем в пространстве и 7:27 времени эти соображения канта составили 7:30 переворот в философии сам кант и вставил 7:33 один ряд с революцией коперника и 7:35 возникновением неевклидовой геометрии 7:37 кроме того извечный философский вопрос о 7:40 единстве мира единстве всего вопроса 7:43 бытие мира оказывался перенесён в 7:46 область рассмотрение схемы принципов 7:48 нашего рассудка то есть в область 7:50 гносеологии так как сам принцип единства 7:54 оказывался одним из моделирующих 7:56 компонентов нашей внутренней программы 7:59 возможно ли организовать познание так 8:02 чтобы имею в виду все эти ограничения 8:04 получить надежду на истину цель нашего 8:07 курса в общем смысле показать как это 8:10 возможно например в науке |