Старостенков вопросы. Самоорганизация в контексте современного этапа общественного развития. Самоорганизация
Скачать 66.85 Kb.
|
21.Мимика и ее значение в процессе общения. Мимика- внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в совокупности координированных движения лицевых мышц. В общении подростков и взрослых людей используется более разнообразная мимика. Иногда она намеренно минимальна, чтобы скрыть свои эмоции, но сделать это очень сложно. Управлять мимикой для сокрытия чувств значительно сложнее, чем жестами. А вот подчеркнуть мимикой эмоции очень просто — пошире улыбнуться или еще более поднять брови от удивления. Некоторые люди чрезмерно выражают свои эмоции, чем приковывают к себе излишнее внимание. Это утомляет окружающих. Каждый человек в жизни испытывает разные эмоции, они перетекают одна в другую и при спонтанном проявлении выражаются естественно. Совсем не нужно их подчеркивать. Преобладание тех или иных эмоций у определенного человека является составляющей чертой его характера. В процессе общения лицо собеседника невольно приковывает к себе внимание. Оно позволяет нам получить ответную информацию — поняли ли нас, как отнеслись к нашему сообщению и др. Универсальными эмоциями, которые можно отобразить мимически, являются радость, удивление, страх, печаль, отвращение, гнев, презрение. Они проявляются на лице следующим образом: 1) удивление — мгновенная мимическая реакция на что-либо неожиданное или новое. Очень сложно зафиксировать удивление на лице, тем не менее, встречаются люди, лицо которых как бы все время улыбается. Мимика удивления: поднятые вверх брови, горизонтальные морщины на лбу, широко раскрытые, но без напряжения, глаза, рот приоткрыт; 2) страх — ожидание неминуемой боли или неприятности, которые невозможно предотвратить. В состоянии страха у человека приподняты брови, но иначе, чем при удивлении. Они растянуты и сведены у переносицы. На лбу появляются короткие морщины. Глаза напряженно и широко раскрыты, губы напряженно растянуты; 3) гнев — возникает в качестве физической угрозы. Она может быть намерением причинить какой-либо вред. От гнева у человека повышается артериальное давление, поэтому лицо краснеет, на висках и шее при сильном гневе вздуваются вены. 4) отвращение — ответная мимическая реакция на неприятный запах, вкус, звук, прикосновение и др. Брови опускаются, особых морщин при этом не появляется. Глазные щели суживаются, веки почти прикрываются. 5) радость — приятное ощущение, соответствует приподнятом настроению. Часто сочетается с удивлением, но не фиксируется на лице. Радость может быть маской, под которой скрываются негативные эмоции (гнев, страх). Но ложные эмоции всегда достаточно легко распознать по другим приметам (голосу, дыханию, жестам). При радости на лице нет чрезмерного напряжения, брови почти не участвуют в мимике. Глазные щели немного суживаются, глаза блестят. Приподняты кверху уголки губ, которые растянуты в полуулыбке. Это приятное выражение лица; 6) печаль — мимическая реакция, которая чаще связана с потерями, неудачами. В норме она проявляется недолго и затем появляется привычное для человека выражение лица. 22.Приемы рукопожатий и их трактовка. Рукопожатие — это важнейший элемент невербальной коммуникации. Это ключ, который открывает или закрывает дверь, если только вы уделите ему необходимое и достаточное внимание. Приемы рукопожатий: При рукопожатии ваш собеседник держит руку под прямым углом, прижав локоть к телу. Такой жест принадлежит субъекту, который не может предложить вам ничего, кроме собственного времени. Вы ему обязаны уже потому, что он согласился вас принять. Если у вас нет острой необходимости убеждать или обольщать этого человека, сократите время визита до минимума, поскольку не получите никакой выгоды. Ваш собеседник недоступен, закрыт и очень расчетлив. Рука вашего собеседника остается приклеенной к телу. Это вынуждает вас тянуться, чтобы пожать ему руку. В данном случае вы оказались лицом к лицу с персонажем, дорожащим своими привилегиями и не склонным проявлять симпатию с первого раза. Ваш собеседник далеко вытягивает руку для рукопожатия. Скорее всего, он нуждается в вашей поддержке, потому-то и вытягивает руку — чтобы вы пришли на помощь. Он становится полностью доступным и неизбежно станет расположенным и спонтанным. Это рукопожатие означает дружеский прием. Собеседник с улыбкой пожимает вам руки и предплечья обеими руками. Если ваш собеседник пожимает вам руки и предплечья обеими руками, вы в ловушке. Он владеет инициативой и с самого начала игры нейтрализует все ваши защитные и наступательные механизмы. Такое рукопожатие может также говорить о том, что оба героя в тяжелом положении и нуждаются друг в друге. Этот вид рукопожатия выдает хищника. 23. Анализ жестов представителей различных субкультур. Основными принципами субкультуры являются: ненасилие, свобода, духовность. В качестве пропаганды мира без войн они вставляли цветы в дула оружий, по причине чего получили прозвище «дети цветов». Вероисповедание индуизм и даосизм, приверженцами которого они являются, выражает их стремление к свободе. Вероятно, наличие длинных волос, присущих хиппи, берет начало от Шивы. Ведь у шиваитов — это символ отречения от мирского и принятие природы такой, какая она есть. Характерной чертой проявления свободы и принятия естества природы является босоногий образ жизни хиппи. Характерные жесты субкультуры (Хиппи): oНаклонить голову, чтобы свисала челка, и приставить к виску два пальца на манер пистолета. oСложить руки вместе в виде сердца. oФотографировать свое отражение в зеркале. Характерные черты субкультуры: Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях в России широкий размах получил рэп. Манера исполнения(«чтение»), внешний вид исполнителей , их действия идут в рэпе от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. Реперы носят широкую, на несколько размеров больше одежду. Спортивны, любимый вид спорта-баскетбол. Реперы- не только те, кто слушает музыку в стиле «рэп», но и люди, пишущие рэп , проникнутые его идеей. Характерные жесты субкультуры(металлисты). Характерный жест металлистов, известный в России как «коза»- вскинутый вверх кулак с разжатым мизинцем и указательным пальцем и направленной стороной ладони вперед. Мода: • типичный ремень • длинные волосы • кожаная куртка(«косуха») • Черные футболки или балахоны • Напульсники - кожаные браслеты • Тяжелая обувь, кожаные штаны • Цепи, крепящиеся на пояс. 24. Жест открытой ладони в изобразительном искусстве и религиях мира. Ладонь, открытая в сторону смотрящего на икону, — это символ праповедника. Знак открытого миру человека, помыслы которого чисты. Именно с этим жестом можно увидеть изображение блаженной Матроны, а еще, например, святых князей Бориса и Глеба, которые, как мы знаем из жития, не пошли на предательство родного брата Святополка — выбрали вместо этого честную и чистую смерть. В человеческом общении жестам принадлежат разные роли: они могут повторять актуальную речевую информацию, замещать определенные высказывания, подчеркивать и усиливать некоторые компоненты речи и, в то же время, могут противоречить сказанному. В общении жесты могут также регулировать речь и придавать ей дополнительный смысл. Языку тела и невербальной коммуникации в истории культуры всегда уделялось большое внимание. Жесты являлись предметом изучения таких областей человеческой деятельности, как риторика, медицина, психология, искусство. Особый интерес всегда вызывал жест в изобразительном искусстве. Чтобы понять значение жеста для художников и скульпторов, приведем, следуя одной из классификаций , основные его функции в области человеческой коммуникации. 1. Функция регулирования и управления вербальным поведением. Это так называемые иллюстративные жесты, сопровождающие речевые акты: приветствия, приказы, просьбы, угрозы. 2. Функция отображения в коммуникативном акте актуальных речевых действий является основной для так называемых перформативных жестов — жестов, обеспечивающих визуальную репрезентацию некоего разворачивающегося речевого действия. К перформативным жестам относятся невербальные просьбы типа «поманить пальцем», жесты-вопросы, жесты-предложения. 3. Коммуникативная функция для передачи некоего объема смысловой информации, которую жестикулирующий в коммуникативном акте намеренно передает адресату. Этой функцией обладают коммуникативные эмблемы. Обратимся к жестам, получившим воплощение в произведениях изобразительного искусства. Воспринимаемые визуально, они представляют собой фиксированные на плоскости или в объеме (скульптура) движения человеческого тела. Создавая тот или иной художественный образ, автор использует пластические формы жестов, заимствованные из жизни, и посредством их пластики и условного символического значения раскрывает идею своего творения, выражая одновременно собственное чувственно-эмоциональное отношение. 25.Стол как продолжение личного пространства: особенности расположения собеседников за различными типами столов. Известно, что самые близкие стараются занять положение рядом друг с другом, в то время как неприятели стараются сесть подальше. Таким образом, различное отношение людей к вам выражается через место, которое они занимают за столом относительно вас. Позиция Делового Взаимодействия, когда собеседники сидят рядом друг с другом за одной половине стола, чаще всего такое положение занимают люди, находящиеся в соавторстве. Это позиция является одной из самых удачных для обсуждения проекта. Также данную позицию используют для ввода третьего участника. Круглый стол создаёт атмосферу неофициальности и непринужденности, также является наилучшим вариантом для проведения бесед среди людей с одинаковым статусом. Форма обеденного стола формирует представление о том, как распределяются роли в семье, при условии, что гостиная позволяет поставить стол любой формы, и что решение о покупке стола было принято в семье после некоторых раздумий и обсуждений. "Открытые" семьи пойдут покупать круглый стол, "закрытые" семьи выберут квадратный стол, а люди "руководящего" типа отдадут предпочтение прямоугольному столу. Квадратный стол способствует созданию соперничества и вызывающего поведения у равных по положению людей. Стол данной формы хорошо подойдет для короткой, деловой беседы. С человеком, который сидит справа устанавливаются отношения сотрудничества в большей степени, нежели с человеком слева. За прямоугольным столом, место находящиеся по центру меньшей стороны является главенствующим. В таком случае, человек, сидящий на этом месте, оказывает максимальное влияние, при условии, если он не сидит спиной к двери. Индивид, сидящий напротив главенствующего человека, будет являться вторым по значимости. 26. Основные методы распознавания обмана по жестам и мимике собеседника. Обратная сторона медали заключается в том, что обманутым никто быть не желает. Мы не хотим попасться на уловки мошенников, купить некачественный продукт, заключить сделку с нечестным человеком. Многие методы, используемые полицией и судебными психологами для распознавания лжи, могут пригодиться и людям других профессий, например, работодателям, да и всем, кто не желает оказаться обманутым. Распознавание лжи по мимике лица и глазам Микровыражения. У человека, который лжет, подсознательно проявляется эмоция бедствия. Внешне это выражается в непроизвольном поднятии бровей, вследствие чего на лбу образуются складки. Судить о неправдивости поможет ассиметрия – разное проявление эмоций на правой и левой частях лица. Такая несогласованность есть приметой того, что эмоция выдуманная, а не пережитая. Движения глаз. Человек чаще моргает, когда врет. Веки остаются дольше закрытыми, чем обычно, во время лжи. У мужчин часто наблюдается желание тереть глаза во время утаивания правды. По направлению взгляда легко определить выдумывает человек информацию или нет. Так, взгляд праворукого человека направленный вверх влево свидетельствует о воображении, а вверх вправо – о воспоминании. Язык тела. Потоотделение. Выше говорилось, что данный признак не всегда верный, но статистика неумолимо утверждает: человек, который врет, потеет больше чем правдивый. Кивки головой. Как правило, мы киваем непроизвольно, чтобы подтвердить свои слова или согласиться со сказанным. В случае, когда человек лжет, возникает задержка между словами и кивком головой. Суетливость. На воре и шапка горит. Общая суетливость, нервозность, невозможность усидеть на месте, неестественная поза будут хорошим подспорьем в определении правдивости слов человека. 27. Дискуссия и её особенности. Дискуссия-обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную(дискуссионную) проблемы, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Признаки дискуссии: o Дискуссионная тема с наличием противоположных точек зрения. o Ведущий. o Публицистический или научный стиль речи. o Аргументация в речи спорящих с целью доказательства своей точки зрения. Особенности дискуссии: o Устная форма речи. o Публичная речь. o Выраженность противоположных позиций. o Организованный характер спора (наличие ведущего, организующего общение). o Сочетание монологической и диалогической речи. 28. Особенности научной дискуссии. Научная дискуссия как инструмент разрешения сложных проблем, в том числе и научных, и согласования взаимодействия позволяет прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу, преодолевать приверженность некоторым управленческим стереотипам, затрудняющим процесс результативного научного сотрудничества. Дискуссия тяготеет к формированию общего мнения, к компромиссу на основе последовательных высказываний ее участников. Цель научной дискуссии- достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия участников по обсуждаемой проблеме. Основными особенностями научной дискуссии являются: • 1. Субъекты дискуссии — соавторы в коллективном процессе обсуждения научной проблемы. • 2. Тезисы сторон могут быть не только взаимоисключающими, но и взаимодополняющими. • 3. Научная дискуссия характеризуется как форма обсуждения предмета на уровне сущности. • 4. Обсуждение спорного положения связано с всесторонностью анализа, коллективной мыследеятельностью, формированием универсального субъекта. • 5. Научная дискуссия всегда регламентирована в пространственном и временном отношении и упорядочена в процедурном отношении. 29. Технологии научной дискуссии. Научная дискуссия является одним из видов публичного спора и состоит из определенных технологий: • — определение темы научной дискуссии; • — подготовка к научной дискуссии (каждый участник знакомится с материалами, делает выписки из специальной литературы, посещает тематические лекции, связанные с дискуссией); • — один из участников научной дискуссии выдвигает тезис и обозначает его правомочность, опираясь на заранее подготовленные аргументы; • — другой участник научной дискуссии либо пытается опровергать выдвинутый тезис, либо, наоборот, усиливает его справедливость своими доводами; • — первый участник научной дискуссии, реагируя на выступление второго, либо может показать несостоятельность его доводов, либо поддержать его мнение; • — другие участники научной дискуссии подключаются к обсуждению выдвинутого либо, наоборот, усиливает его справедливость своими доводами; • — первый участник научной дискуссии, реагируя на выступление второго, либо может показать несостоятельность его доводов, либо поддержать его мнение; • — другие участники научной дискуссии подключаются к обсуждению выдвинутого тезиса. 30. Этические нормы дискуссии Дискуссия - форма коллективного обсуждения, цель которой - выявить истину через сопоставление различных взглядов, правильное решение проблемы. Во время такого обсуждения выявляются различные позиции, а эмоционально-интеллектуальный толчок пробуждает желание активно мыслить Организация дискуссии имеет три основных этапа: подготовительный, основной, заключительный Подготовительный этап предусматривает следующие задачи: 1.Сформулировать тему дискуссии; 2. Определить основные вопросы, которые будут обсуждаться; 3. Подготовить основную литературу по проблеме, которая выносится на дискуссию; 3. Определить место и время проведения дискуссии На втором этапе - основном - обсуждаются вопросы, внесенные в повестку дня. Если в процессе обсуждения или осмысления некоторых моментов дискуссии возникает небольшая пауза, то председательствующему не рекомендуется её прерывать, давая возможность участникам дискуссии немного поразмыслить, это может способствовать новому повороту дискуссии. Третий этап - заключительный- это подведение итогов. Как правило, это делает ведущий - председатель, однако можно поручить это дело одному из специалистов - участников дискуссии Основные правила ведения дискуссии: 1. Откровенно выражать мысли; 2. Уважать точки зрения всех членов дискуссии; 3. Слушать других, не перебивая; 4. Не говорить слишком долго и слишком часто; 5. В одно время должен говорить только один человек; 6. Соблюдать позитивных идей и отношений; 7. Не критиковать себя и других; 8. Разногласия и конфликты относительно идей не должны быть направлены на конкретную личность. |