КУЛЬТОРОЛОГИЯ 2.2. Самостоятельная работа по теме 2 Работу выполнил студент группы 8 до0920А1 Короткевич Снежана Ивановна
Скачать 147.02 Kb.
|
37. Фон на фресках обычно условно передаёт местность, где разворачивается то или иное действие. Часто намечалась линия переднего плана, задние планы располагались регистрами над передним. Так, если изображаются несколько рядов фигур, то те действующие лица, которые занимают задний план, показаны над стоящими на первом плане, а не за ними. Система росписи основных фресковых композиций всегда связана с архитектурой, а сюжеты напрямую соотносятся со "сценарием" основных ритуальных действ. 38. Самая ранняя из фресок Кносского дворца — "Собиратель шафрана". По фрагментам восстанавливается горный пейзаж, цветы шафрана, фрагменты голубой фигуры. Декоративный ритм этой фрески отличается некоторой угловатостью и расплывчатостью, пропорции и движения человеческой фигуры не вполне согласованы. Фреска свидетельствует об изумительном колористическом даровании её автора. …колористическая концепция критского живописца…отнюдь не натуралистична, а экспрессивна, эмоциональна,… его колорит произволен; но в основе этого произвола заложено удивительное чутьё эмоционального воздействия красок— сказочным стилем критский живописец владел в совершенстве" 39. "Дамы в голубом" — маленький фрагмент, вероятно, большой композиции сюжет которой, восстановить невозможно, располагался в Большом Восточном зале. Дамы представлены в изысканных позах, обозначенных легким, струящимся силуэтом, плавность линии которого постоянно повторяется в жестах рук, в длинных изящных пальцах, во вьющихся локонах волос и декоре причёсок. Парадные и тщательные причёски (возможно, ритуальный костюм) указывают на важность действа, в которое они включены. Лучше всего сохранились композиции т. наз. "миниатюрных фресок" – восстановлено два панно, украшавших стены небольшой комнаты нижнего или верхнего этажа в восточном крыле. Сюжетом фресок являются или праздник урожая или различные этапы мистерий в честь Великой богини. 40. Самая известная фреска этого времени — изображения акробатов, прыгающих через быка. Композиции отличаются цветом фона (голубой и жёлтый), позами быков и акробатов. Каждая сцена по периметру обрамлена орнаментальной рамой — подобное обрамление не характерно для минойского искусства, это единственный случай использования этого приёма. Фон композиций нейтрален. Быки изображены в позе "летящего галопа". Вытянутое в прыжке тело быка состоит из двух кривых, которые, почти соприкасаясь друг с другом в изгибе, затем далеко расходятся широкими взмахами». Плавная линия даёт каждому персонажу характерные, отличительные качества — гибкость фигур людей, могучесть тела быка. 41. «Синие обезьяны». Фреска с Санторини. 42. Кносский дворец. Тронный зал. Частично реконструированный. 43. Кроме фресок и скульптур во дворце были найдены вазы с изображениями быка и стилизованных морских звезд, рыб, осьминогов. Интересны эмблемы дворца Миноса: рога быка и двухсторонний топорик, который погречески называется «лабрис». Это слово созвучно со словом «лабиринт», что означает «дом двойного топора», т.е. Кносского дворца. 44. Пример линейного письма Б 45. Камарес— стиль росписи керамических изделий, получивший распространение на острове Крит (прибл. 1900 г. — 1650 гг. до н. э.). Название стилю дала местность в центральной части острова, где в гроте и были впервые обнаружены вазы в этом стиле. 46. Характерной особенностью камареса является линейный орнамент, который наносился на матовую основу чёрного цвета белой, оранжевой или красной краской. В этом стиле расписывалась тонкостенная глиняная посуда в крито-минойский период. Камарес был чрезвычайно популярен и распространился по всему восточному побережью Средиземного моря до Египта. 47. Развитие КРИТСКОЙ КУЛЬТУРЫ оборвала внезапная Катастрофа - грандиозное извержение вулкана на острове Санторин (или Фера), расположенном севернее Крита. Чудовищные волны опустошили побережье острова, землетрясение разрушило его города. Оставшиеся в живых критяне бежали на Кипр, в Египет, Грецию, Финикию. Позднее они поселятся вдоль восточного берега Средиземного моря под именем филистимлян (в Палестине) и будут упоминаться как «народы моря». Память о катастрофе осталась в легенде о девкалионовом потопе (Девкалион и Пирра). Эллин сын Девкалиона, стал, по легенде, родоначальником греческого племени, преемником культуры Крита. Итак, в результате санторинской катастрофы Крит опустел. 48. МИКЕНСКАЯ ИЛИ АХЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА После внезапной гибели праздничное, красочное искусство Крита сменяет микенская цивилизация, которая развивалась на юге материковой Греции с центрами в Микенах и Тиринфе и в Малой Азии, в Трое. Ее создатели - греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III - II тысячелетия до н. э., многое позаимствовали у критян. Например, микенское линейное письмо «Б» было вариантом минойского письма, которое было приспособлено к греческому языку. Но в то же время микенская культура обладала самобытностью. Она имела более суровый, мужественный, крепостной характер. 49. 50. 1700—1200 гг. до н. э. — период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на возвышенностях, с мощными стенами циклопичной кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в двух уровнях — нижний город (место обитания населения околиц) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилищ (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из самана с деревянными связками) складывается тип прямоугольного с портиком дома — мегарона, прообраз древнегреческого «храма в антах». 51. Цитадель в Тиринфе. Сер. II тыс. до н. э. Фрагмент 52. Лучше других раскопанный дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с т. н. ложным сводом и дромосом («гробница Атрея» около Микен, 1400—1200 гг. до н. э.). Изобразительное и декоративноприкладное искусство ахейской Греции испытывало сильное влияние искусства Крита, особенно в 1700—1500 гг. до н. э. (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах «шахтовых гробниц», похоронные маски, некоторая посуда («кубок Нестора») из захоронений). 53. Микенский акрополь . Сер. II тыс. до н. э. Сокровищница Атрея (гробница Агамемнона) . XIV в. до н. э. 54. Микенянка . Около 1300 г. до н. э. Фрагмент 55. Свои поселения греки-ахейцы устраивали на высоких холмах, окружая их кольцом мощных крепостных стен. Особенно впечатляют сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа, сложенные насухо из огромных каменных глыб. Такая кладка позднее будет названа циклопической, т.к. сами греки считали, что ее могли возвести лишь одноглазые великаны - циклопы. А укрепленные поселения впоследствии получат у греков название «акрополь» - «верхний город». 56. Дорога на акрополь проходила через крепостные ворота. Особенно знамениты сохранившиеся «Львиные ворота» в Микенах, названные так по рельефу с изображением двух львов. Если центром дворцов на Крите был открытый двор, то сердцем микенских крепостей мегарон, который стал прообразом эллинских храмов. Мегарон представлял собой прямоугольное здание с очагом в центре и колоннами вокруг него. Микенцы возводили два вида гробниц: шахтовые и купольные - толосы 57. Искусство 1500—1200 гг. до н. э., как и Критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но склоняется к стойким симметричным формам и обобщениям (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа Львиных ворот в Микенах). 58. 59. История эгейской цивилизации завершилась с приходом северных племен греков дорийцев, которые по сравнению с ахейцами стояли на более низком уровне развития. Грабя и сжигая богатые ахейские города, они вытеснили ахейцев на острова Эгейского моря, в Малую Азию и на остров Кипр. 60. Приблизительно с ХI в. до н. э. наступает смутный период в истории древней Греции, время упадка материальной культуры. Он продлится несколько десятков лет, пока греческие племена, называвшие себя эллинами, не создадут свою самобытную культуру, которая откроет следующий период греческой истории. Этот период назван гомеровским, так как основным источником знаний об этом времени служат гениальные творения Гомера «Илиада» и «Одиссея». Населяли эллины земли Эгейского моря в трех центрах: - на Балканском полуострове и на полуострове Пелопоннес, отделенном от первого Истмийским перешейком; - в Малой Азии, в Ионии, основано там 12 городов; - на многочисленных островах Эгейского моря, разделявшего Европу и Азию. 61. 62. Гомеровский период ЭПИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ ГОМЕРА И ГЕСИОДА. БАСНИ ЭЗОПА Мифология сыграла важную роль в развитии древнегреческой литературы и в первую очередь в рождении эпической поэзии. Прекрасными знатоками греческой мифологии были поэт-крестьянин Гесиод и слепой певец Гомер. Их гимны и поэмы стали для нас главным источником знаний об этой эпохе. Они открыли нам мир греческих богов, которых, по мнению Геродота, сотворили для греков Гомер и Гесиод - родоначальники не только древнегреческого эпоса, но и последующей европейской литературы. 63. Г е с и о д жил в конце VIII - начале VII в. до н. э. в Беотии. Будучи мелким земледельцем, занимался тяжелым крестьянским трудом и научился мастерству рапсода искусству декламации речитативом эпических поэм на праздниках, пирах и состязаниях. В поэме «Теогония» («происхождение богов») Гесиод повествует о начале мира и рождении богов, о борьбе богов с титанами. Поэма Гесиода «Труды и дни» написана в форме наставлений и напутствий, обращенных к брату Персу. В них высказаны главные нравственные ценности, которые можно считать основным жизненным кредо Гесиода, воспевающего «работы и роды вечно блаженных богов, как и героев былых». 64. Г о м е р Гениальный древнегреческий поэт Г о м е р родился в одном из городов Ионии в Малой Азии. Семь городов, пререкаясь, зовутся отчизной Гомера... Жил он в VIII в. до н. э., и о его жизни нет почти никаких сведений. Был этот гениальный слепой одним из странствующих певцов, которые, переходя из города в город с кифарой в руках, нараспев рассказывали о давних временах, богах, героях, войнах. 65. О личности Гомера можно судить по скульптурному портрету слепого старца и по двум гениальным произведениям древнегреческой литературы, посвященным ахейскому эпосу о походе греков на Трою, или Илион. Это поэмы «Илиада» и «Одиссея». При чтении его произведений обращает на себя внимание непривычная форма, ритм сказа. Это гекзаметр. 66. Древняя Греция - родина басни, которая именно здесь сложилась в самостоятельный, литературный жанр. Известным сочинителем басен в древней Греции был Эзоп, имя которого известно так же, как и имя Гомера. Впервые о нем, как об исторической и довольно известной личности, вскользь написал историк Геродот. Опираясь на сочинения Геродота, можно лишь сказать, что Эзоп был баснописцем, жил на острове Самос около 560 г. до н. э., был рабом некоего Иадмона и был убит в Дельфах. Существует легенда о подброшенной золотой чаше из храма. Так решили отомстить Эзопу его современники, видевшие в героях его басен свои пороки: жадность, зависть, хвастовство, глупость. По легенде, за такое преступление Эзопа должны были либо казнить, либо он должен был снова стать рабом, за которого хозяин бы уплатил штраф. Эзоп отказался от рабства и выбрал смерть свободного человека. 67. От гомеровского периода в истории античности почти не осталось памятников зодчества, так как материалом служили в основном дерево и необожженный, но лишь высушенный на солнце кирпич-сырец. Представление об архитектуре у ее истоков могут дать лишь плохо сохранившиеся остатки фундаментов, рисунки на вазах, терракотовые погребальные урны, уподобленные домам и храмам, и строки гомеровских поэм. 68. Создавались в ту эпоху и редкие памятники скульптуры, простые по формам и небольшие по размерам. Особенно же широкое распространение получило украшение сосудов, к которым древнейшие греки относились не только как к необходимым в быту предметам. В формах и рисунках ваз, возникших до IX века до н. э., выступала несложность выражения чувств создавших их людей. Сосуды обычно покрывались орнаментами в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. С течением времени узоры на сосудах усложнялись, разнообразными становились их формы. 69. В конце IX - начале VIII века до н. э. появились вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментами. Тулово амфоры из мюнхенского музея прикладного искусства разделено на тонкие пояса - фризы, расписанные геометрическими фигурами, как кружево лежащими на сосуде. Древний художник решился показать на поверхности этой амфоры помимо узоров животных и птиц, для которых он выделял особые фризы, расположенные один в верхней части горла, другой в самом начале тулова и третий-около днища. 70. Принцип повтора, свойственный ранним ступеням развития искусства разных народов, выступает и у греков в керамических росписях, вазописец здесь использовал, в частности, повтор в изображении животных и птиц. Однако даже в несложных композициях на горле, тулове и у днища заметны различия. У венчика - лани спокойны; они мирно пасутся, пощипывая траву. В том месте тулова, где начинается подъем ручек и форма сосуда резко изменяется, животные показаны иначе - будто в тревоге они повернули головки назад, встрепенулись. Нарушение плавного ритма контурной линии сосуда нашло отзвук в изображении ланей. 71. VIII веку относится дипилонская амфора, служившая надгробным памятником на кладбище Афин . Выразительны ее монументальные формы; широко массивное тулово, гордо поднимается высокое горло. Она кажется не менее величественной, чем стройная колонна храма или статуя мощного атлета. Вся поверхность ее разделена на фризы, в каждом из которых свой узор, с часто повторяющимся меандром различного типа. Изображение животных на фризах подчинено здесь тому же принципу, что и на мюнхенской амфоре. На самом широком месте представлена сцена прощания с умершим. Справа и слева от покойного- плакальщики с заломленными над головой руками. Скорбность рисунков на вазах, служивших надгробиями, предельно сдержанна. Суровыми кажутся представленные здесь чувства, близкие тем, что испытывал Одиссей, слушавший волнующий рассказ плачущей и еще не узнавшей его Пенелопы: "Но как рога иль железо, глаза неподвижно стояли В веках. И воли слезам, осторожность храня, не давал он!" 72. 73. В лаконизме росписей Х-VIII веков формировались качества, развившиеся позднее в пластически сочных формах греческого искусства. Эта эпоха была школой для греческих художников: строгой четкости рисунков геометрического стиля обязаны сдержанной гармоничностью образов архаика и классика. 74. Характерные черты геометрического стиля вазописи: Условный характер изображений, упрощенность форм как результат стремления выразить графическим знаком общее понятие какого-либо вполне определенного предмета реального мира. Ограниченность такого принципа изображения - в отсутствии конкретных, индивидуальных черт образа. Ценность его в том, что человек на ранней ступени развития начинает вносить в мир, кажущийся еще непонятным и хаотическим, элемент системы, упорядоченности. 75. В аттическом искусстве, представленном дипилонскими вазами, счастливо сочетаются формы, вырабатывавшиеся веками в различных областях Греции - на островах, в дорических центрах, в Беотии. В Аттике создаются особенно красивые сосуды с росписями многоречивыми, живыми. В Аргосе композиции предельно лаконичны, в Беотии экспрессивны, на островах Эгейского моря нарядны. Но для всех художественных школ, своеобразие которых намечается уже в гомеровский период, и в особенности для аттической, характерны общие качества - нарастание интереса к человеческому образу, стремление к гармоничному соответствию форм и четкости композиции. 76. В скульптуре геометрического стиля не меньше своеобразия, чем в вазописи. Мелкая пластика украшала керамику, когда изготовленные из глины или бронзы фигурки животных крепились на крышках сосудов и выполняли роль ручек. Существовали и не связанные с сосудами статуэтки культового характера, которые посвящались божествам, ставились в храмы или предназначались для могил. Чаще всего это были исполненные из обожженной глины фигурки с только намеченными чертами лица и конечностями. Лишь иногда скульпторы брались за сложные задачи и решали их довольно оригинальными методами своего стиля. В большинстве своем геометрические статуэтки предназначаются для созерцания в профиль и кажутся плоскостными, подобными изображениям на вазах. Огромное значение в них имеет силуэт, лишь позднее начнет пробуждаться интерес мастера к объему. Элементы пластического понимания мира художником только намечаются. |