Главная страница
Навигация по странице:

  • 79. Архаический период

  • 102. Как же был устроен театр в древней Греции Из каких элементов он состоял

  • 105. Какие драматурги писали для греческого театра

  • 106. Эсхил (525-456 гг. до н. э.)

  • 107. Софокл (496-406 гг. до н. э.)

  • 108. Еврипид (ок. 484-405 гг. до н. э.)

  • 109. Аристофан (445-385 гг. до н. э.)

  • 110. СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

  • 112. классический период (V-IVвв. до н. э.)

  • 113. Фидий (начало V в. до н. э. - около 432-431 гг. до н. э.)

  • 118. Мирон (500 - 440 гг. до н. э.)

  • 120. Скопас (IV век до н. э.)

  • КУЛЬТОРОЛОГИЯ 2.2. Самостоятельная работа по теме 2 Работу выполнил студент группы 8 до0920А1 Короткевич Снежана Ивановна


    Скачать 147.02 Kb.
    НазваниеСамостоятельная работа по теме 2 Работу выполнил студент группы 8 до0920А1 Короткевич Снежана Ивановна
    Дата18.01.2022
    Размер147.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКУЛЬТОРОЛОГИЯ 2.2.docx
    ТипСамостоятельная работа
    #334931
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    77.

    В скульптуре
    геометрического стиля еще
    редки такие произведения
    сюжетного характера, как
    хранящееся в Метрополитенмузее Нью-Йорка бронзовое
    изображение кентавра и
    человека, рассчитанное на
    восприятие сбоку.
    Однако уже здесь отчетливо
    можно наблюдать то, что
    проявится позднее в
    греческой архаике, обнаженность мужской
    фигуры, подчеркнутая
    мускулатура бедер, плеч .
    78.

    Во второй половине VIII века до н. э. в
    геометрическом стиле появляются черты,
    свидетельствующие об отказе от его строгих
    правил. Наблюдается желание показать фигуру
    человека, животного, различные предметы не
    схематично, но более живо. В этом можно видеть
    начало отхода от условности росписей и
    скульптур.
    Постепенно греческие мастера переходят к
    образам более полнокровным, жизненно
    конкретным. Уже на закате геометрического
    стиля наметились первые признаки того
    процесса, который от условности форм ранней
    античности в геометрическом стиле приведет к
    предельной конкретности воспроизведения мира
    в памятниках поздней античности.
    С возникновением более зрелых представлений
    человека о мире появляется потребность не
    схематического, но детального изображения,
    ведущая к кризису геометрического стиля и
    появлению новых форм в памятниках
    архаического периода VII-VI веков до н. э.
    79. Архаический период  

    Искусство архаической эпохи (VII-VI века до н. э.)
    характеризуется расцветом каменной архитектуры,
    монументальной скульптуры, расписной керамики.
    Возросший интерес к человеческому образу находит
    выражение в пропорциях архитектурных ордеров, в
    создании статуй прекрасных и совершенных юношей
    и девушек, в сложных мифологических композициях,
    развернутых вазописцами на поверхности глиняных
    сосудов.
    80.

    Развитие культовой архитектуры в VII веке до н. э. совпадает с
    формированием самостоятельных городов-государств (полисов) и
    переходом от патриархального быта к общинному.
    Если в древнейшие времена изображения богов ставились под деревьями,
    подобно статуе Артемиды в Эфесе, или в дуплах больших деревьев, как
    изваяние Артемиды в Орхомене, то к VII веку появилась необходимость в
    храмах.
    Греческий храм был в то время центром городской жизни, не только
    религиозной, но политической и экономической деятельности.
    На священных участках, обнесенных оградой, около восточного фасада
    храма под открытым небом ставился алтарь, а внутри - статуя божества.
    Место выбиралось обычно лучшее. "Для храмов и жертвенников, - говорил
    Сократ, - самое подходящее место то, которое видно отовсюду, но где мало
    ходят, потому что приятно, увидав храм, помолиться, приятно подойти к
    нему, находясь в чистоте".
    Нередко архитекторы ставили святилища на высоких холмах, порой на
    берегу моря.
    81.

    Развитие греческого храма шло от простейших форм к
    сложным, от деревянных к каменным.
    Постепенно возник окруженный со всех сторон
    колоннами периптер.
    Вход был обычно с востока.
    Основное помещение - наос, или целла,- располагалось за
    преддверием - пронаосом. Сзади целлы - в адитоне или
    опистодоме - хранились дары.
    82.

    83.

    84. ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА

    Греческая архитектура, до сих пор поражающая
    благородством своих форм, с конструктивной точки зрения
    отличалась простотой.
    Уже в период архаики эллинские мастера разработали
    строго продуманную систему рациональных соотношений
    между колоннами и перекрытиями, лежащими на них.
    Ее суть заключается в художественном оформлении
    стоечно-балочной конструкции, состоящей из двух частей:
    несущей и несомой.
    Эта цельная художественно осмысленная система
    выявления конструкции сооружения получила
    впоследствии название ордера (от латинского слова
    «ордо» - порядок).
    85.

    86.

    87.

    88.

    89.

    Основные греческие ордера: тосканский, дорический,
    ионический и коринфский - сформировались не сразу.
    В конце VII в. до н. э. возник дорический, вскоре ионический,
    и позднее, в конце V начале IV в. до н. э., появился ордер
    коринфский.
    Первый ордер развивался в основном на Пелопоннесе и в
    городах Великой Греции (в греческих колониях на юге
    Италии и Сицилии),
    второй - главным образом на побережье Малой Азии,
    которое называли Ионией.
    90. Античный храм

    В зависимости от расположения
    колонн храмы подразделялись
    на следующие типы:
    1. «Храм в антах» представлял
    собой небольшое прямоугольное
    сооружение, вход в который
    обрамлялся выступами
    продольных стен - антами (анты
    - выступающие стены),
    между которыми ставились
    одна-две колонны. (Обычно
    на фасаде античного храма
    было четное количество
    колонн).
    91.

    2. Если колонны
    располагались перед
    одним из фасадов
    (восточным), такой храм
    назывался простиль.
    З. Если колонны
    располагались перед
    двумя
    противоположными
    торцевыми фасадами, то
    такой храм назывался
    амфипростиль («амфи»
    - с двух сторон).
    92.

    4. Если же колоннада окружала
    прямоугольное здание храма по
    всему периметру, то такой
    храм назывался периптер, что
    означает «оперенный». Это
    самый распространенный
    классический тип греческого
    храма. У периптера количество
    колонн на боковом фасаде
    равнялось удвоенному
    количеству колонн на главном
    (восточном) фасаде плюс одна
    колонна (2п + 1).
    4.Храм с двойным рядом колонн
    назывался диптер.
    5. Был и круглый в плане храм моноптер, состоявший из
    одной колоннады, перекрытой
    конусовидной крышей.
    93.

    Одним из высших достижений древнегреческой
    архитектуры является комплекс Акрополя в Афинах,
    восстановленный греками после изгнания персов в V в. до
    н. э.
    В создании Акрополя в Афинах участвовали крупнейшие
    греческие архитекторы и художники того времени: Иктин,
    Калликрат, Мнесикл, Каллимах и многие другие. Руководил строительством всего ансамбля и создал
    важнейшие его скульптуры Фидий, близкий друг Перикла.
    Работы на Акрополе начались в 447 г. до н. э.
    94.

    95.

    96.

    97.

    Главное сооружение всего комплекса - дорический Парфенон, храм
    Афины девы. Он размещается за входными мраморными Пропилеями,
    маленьким храмом богини Ника справа и Пинакотекой (картинной
    галереей) слева. Прямо напротив, в тридцати метрах от Пропилей, на
    постаменте стоял символ вооруженного мира - бронзовая статуя
    богини Афины Воительницы, Афины Промахос. Парфенон
    воспринимается с угла, так, что видны его главный и боковой фасады.
    Он богато украшен скульптурой и рельефами. Напротив Парфенона
    возведен изящный храм Эрехтейон с известным портиком кариатид.
    98. ТЕАТР

    Древняя Греция была родиной европейского театра.
    Древнегреческий театр, собиравший тысячи зрителей,
    считался «школой для взрослых», школой гражданства,
    мужества, мудрости
    и играл в жизни грека
    огромную роль. Каждый
    гражданин полиса был
    обязан посещать
    театральные
    представления.
    Недаром Периклом был
    выпущен закон о
    денежной
    помощи неимущим
    гражданам для
    посещения театра.
    99.

    Первые театральные постановки со сценой, хором,
    актерами появились из религиозно-культовых обрядов,
    посвященных Дионису.
    Два раза в году (осенью, после сбора урожая, и весной,
    когда расцветала природа и открывали бочки молодого
    вина) древние греки устраивали в честь бога виноделия
    «страсти Диониса» - празднества, которые освобождали
    человека от мирских забот и уравнивали всех: крестьян и
    аристократов, ремесленников и полководцев.
    Осенью на селе устраивались Сельские Дионисии.
    В Афинах эти представления превратились в более
    праздничное действо, которое отмечалось весной в течение
    пяти дней и называлось Великие, или Городские,
    Дионисии.
    В 534 г. до нашей эры тиран Писистрат сделал культ
    Диониса государственным, чем снискал любовь и уважение
    демоса (народа).
    100.

    Организовывал театральные
    представления архонт
    представитель городских
    властей. Он назначал из
    состоятельных граждан
    хорега (мецената), который
    оплачивал постановку пьес.
    Театральные представления
    продолжались несколько
    дней с утра и до темноты, и
    зритель успевал просмотреть
    три-четыре пьесы. Чтобы
    выдержать столь долгий
    спектакль, зрители
    приносили с собой из дома
    пищу, напитки и подушки на
    каменную скамью, чтобы
    было удобнее сидеть.
    101.

    Еще во время Сельских дионисий земледельцы
    надевали козлиные шкуры и маски, подражая
    сатирам. Они пели в честь Диониса хвалебные песнигимны-дифирамбы- и изображали какой-нибудь его
    чудесный подвиг.
    Эта группа певцов называлась хором. В первых
    представлениях пел только хор, но позже
    руководитель этого хора - корифей и изображавший
    бога Диониса актер стали вести с хором и друг с
    другом разговор - диалог.
    Так из хоровых песен козлоногих спутников Диониса
    возникли главные жанры греческого театрального
    искусства: трагедия и комедия. Слово «трагедия» в
    дословном переводе означает «песнь козлов».
    Комедия родилась из песен веселых поселян, шествие
    которых во время Сельских Дионисий называлось
    комос. Позднее появился третий тип греческой
    драмы - «драма сатиров» («трагедия, которая
    шутит»).
    102. Как же был устроен театр в древней Греции? Из каких элементов он состоял?

    Театрон («место для зрелищ») - это зрительские скамьи,
    сооруженные на склоне холма и вмещавшие тысячи людей. Они
    разделялись проходами на секторы.
    Другая часть театра - орхестра («место для пляски»),
    представляла собой круглую площадку, на которой выступали
    актеры и хор. В центре орхестры находился алтарь, который
    использовался для жертвоприношений богу Дионису, что еще
    раз доказывает возникновение греческого театра из
    религиозного обряда.
    Выходил хор на орхестру через боковой проход- парод.
    У края орхестры против мест зрителей возводилось скена
    («палатка») - небольшое здание, где устанавливались декорации.
    Первоначально скена действительно играла роль палатки, где
    переодевались актеры, т.е. была своеобразным закулисным
    помещением.
    Позднее скена стала возводиться в два этажа, а действие пьесы
    переносилось на крышу первого этажа -эпискенион и перед
    скеной в проскений.
    103.

    104.

    Участниками
    представлений в древней
    Греции были только
    мужчины. Чтобы лучше
    было видно происходящее
    на сцене, актеры играли на
    котурнах- специальной
    возвышающей рост актера
    обуви на толстой подошве,
    и в мужских и женских
    масках, которые были
    больше лица героя и имели
    крупные, выразительные
    черты.
    105. Какие драматурги писали для греческого театра?

    Всемирную славу искусству греческого
    театра принесли Эсхил, Софокл, Еврипид
    и Аристофан. Их влияние на последующую
    мировую литературу огромно. Поэты,
    драматурги, музыканты, художники всех
    эпох обращались к их бессмертным
    произведениям. Их творчество сыграло
    огромную роль в воспитании многих
    поколений.
    106. Эсхил (525-456 гг. до н. э.)

    Родился в Элевсине, близ Афин в аристократической семье. Его по праву
    считают «отцом трагедии», 13 раз он был победителем драматических
    состязаний, и его пьесы получили право на повторные постановки.
    Эсхил ввел в трагедию второго актера и перевел внимание с хора на
    диалог актеров, увеличив число диалогов и действующих лиц.
    Он ввел роскошные костюмы, маски, котурны и разнообразные
    сценические приспособления.
    «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прикованный
    Прометей», «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды».
    В трагедиях, посвященных богам и героям из мифов, Эсхил выступал как
    пламенный патриот, враг насилия и невежества,
    верящий в разум и справедливость.
    Его произведения воспитывали в согражданах мужество, мудрость и
    чувство меры - то, что древними ценилось в человеке более всего.
    107. Софокл (496-406 гг. до н. э.)

    Современник и друг Перикла, родился в
    предместье Афин в богатой семье. Расцвет его
    творчества приходится на время наивысшего
    культурного и экономического подъема Афин.
    В 468 г. до н. э. в состязаниях трагических
    поэтов он сумел победить великого Эсхила.
    Он ввел третьего актера и сократил объем
    партий хора.
    Софокл написал около 123 драм, дошли до нас
    лишь 7. Самые известные его трагедии: «Царь
    Эдип» и «Антигона».
    108. Еврипид (ок. 484-405 гг. до н. э.)

    Третий мастер древнегреческой трагедии,
    родился в состоятельной и знатной семье на
    острове Саламине.
    На состязаниях трагиков он одержал четыре
    победы, а пятую ему присудили посмертно. Им
    было написано 92 произведения, сохранилось
    только 17.
    Лучшая из дошедших трагедий «Медея». В
    своих произведениях Еврипид приближает
    трагедию к жизни, показывая своих героев
    такими, какие они есть.
    109. Аристофан (445-385 гг. до н. э.)

    «Отец комедии», жил в Афинах и прославился
    замечательными комедиями, которые высмеивали
    уродливые стороны жизни человека.
    Из 40 написанных комедий до нас дошли 11:
    «Ахарияне» ,»Всадники», «Облака», Мир, Птицы,
    Лисистрата, Женщины на празднике Фесмофорий,
    .Лягушки, Женщины в народном собрании и
    Богатство.
    Остроумные комедии Аристофана, затрагивая
    важнейшие вопросы о войне и мире, о нечестных
    политиках, о неравенстве, очищали и воспитывали
    смехом афинское общество.
    110. СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    Главная тема древнегреческой
    скульптуры - прекрасный,
    могущественный и гармоничный человек
    - «мера всех вещей»
    111. архаический период (VII-VI вв. до н. э.)

    Первые образцы греческой
    скульптуры появились в
    архаический период (VII-VI вв. до н.
    э.) В них еще чувствуется связь с
    традициями египетского искусства.
    Это архаические статуи обнаженных
    стройных юношей - КУРОСОВ и
    задрапированные статуи девушекКОР (по гречески кора - дева).
    Еще не освободившись от власти
    камня, они сдержанны в движениях:
    плотно прижаты к телу руки, сделан
    упор на две ноги. В этих статуях
    создается обобщенный образ
    «архаического» человека, всегда
    молодого и спокойного, с так
    называемой «архаической» улыбкой,
    чуть приподнятых уголков губ.
    112. классический период (V-IVвв. до н. э.)

    В классический период (V-IVвв.
    до н. э.) в скульптуре ценится
    классическая красота идеальных
    героев. В это время в скульптуре
    стали применять прием,
    контрпоста - изгиб вертикальной
    оси тела, который сохранял
    подвижное равновесие
    симметричных частей тела
    (перекрестное равновесие).
    Высшие достижения греческой
    скульптуры V- IV вв. до н. э.
    связаны с именами Мирона,
    Поликлета и Фидия.
    113. Фидий (начало V в. до н. э. - около 432-431 гг. до н. э.)

    воплотитель высших идей в
    скульптуре, снискал славу величайшего
    мастера. Он был мастером рельефа и
    круглой скульптуры.
    Его наиболее известные работы - это
    рельефы Парфенона в Афинах и храма
    Зевса в Олимпии, скульптуры Афины
    Парфенос из золота и слоновой кости на
    деревянной основе и Афины Промахос
    (Воителыиицы) из бронзы.
    Но самым известным произведением
    Фидия была колоссальная статуя Зевса в
    Олимпии, которую причисляли к чудесам
    света. «Идите в Олимпию. Великое
    несчастье умереть, не увидев подобного
    чуда», - говорили древние.
    114.

    115.

    116.

    Фризы Парфенона
    117. Поликлет (около 480 г. - конец V в. до н. э.)

    - аргосский скульптор, младший
    современник Фидия.
    Поликлет пытался в трактате «Канон»
    теоретически обосновать закон
    идеальных пропорций, стремясь к
    максимально ясной соразмерности
    частей гармонично развитого
    человеческого тела.
    Поликлет определял пропорции
    человеческой фигуры исходя из ее
    высоты. Например, голова равнялась
    одной восьмой высоты, ступня - одной
    шестой, лицо и кисть руки - одной
    десятой.
    Эти идеи были практически
    реализованы в скульптурах Дорифор,
    Диадумен Прекрасное, доблестное
    лицо копьеносца выражает мужество,
    ясность духа и готовность к подвигу.
    118. Мирон (500 - 440 гг. до н. э.)

    открыл тайну
    пластической концепции
    движения. Его статуи
    атлетов отличались
    композиционной
    продуманностью, динамикой
    и свободным движением.
    В римской копии бронзовой
    статуи Мирона Дискобол
    показано стремительное
    движение, энергия которого
    сосредоточилась в одном
    мгновении.
    «Афина а Марсий»
    119.

    На рубеже IV в. до н. э., так называемой
    поздней классики, на смену классической
    ясности и простоте приходит интерес к
    передаче внутреннего мира человека.
    Поисками в раскрытии душевного мира
    человека отличается творчество трех
    крупнейших мастеров этого периода: Скопаса,
    Праксителя и Лисиппа.
    120. Скопас (IV век до н. э.)

    Был родом из Пароса. Он любил
    изображать богов и людей в момент
    потрясения, аффекта.
    Его образы полны могучей
    внутренней энергии и страстного
    напряжения. Скопас участвовал в
    создании одного из семи чудес света
    - Галикарнасского мавзолея.
    От прославленной гробницы царя
    Мавсола сохранился фриз
    Амазономахия, посвященный битве
    эллинов с амазонками.
    Именно Скопасу впервые в
    греческой скульптуре удалось
    изобразить взгляд, выразить такие
    чувства, как боль и гнев, томление и
    печаль.
    В скульптурном портрете «Голова
    раненого воина» впервые в
    греческой пластике показано
    страдание человека.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта