Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: Культурология Тема самостоятельной работы: Самостоятельная работа по теме 2.2

  • ________________________ «_____» ______________ 2021 г. Красноярск 2020 г.

  • 3. Древнегреческий этап античной культуры

  • 5. Социально-политическая культура Древней Греции

  • 7. Духовная культура Древней Греции

  • 9. ИСКУССТВО ЭГЕЙСКОГО МИРА И АХЕЙЦЕВ

  • 10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

  • 11. ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ И ДРЕВНЕГО РИМА

  • 12. 2500-2000 гг. до н.э. Кикладская культура

  • 20. КУЛЬТУРА КРИТА, ИЛИ МИНОЙСКАЯ ИВИЛИЗАЦИЯ

  • КУЛЬТОРОЛОГИЯ 2.2. Самостоятельная работа по теме 2 Работу выполнил студент группы 8 до0920А1 Короткевич Снежана Ивановна


    Скачать 147.02 Kb.
    НазваниеСамостоятельная работа по теме 2 Работу выполнил студент группы 8 до0920А1 Короткевич Снежана Ивановна
    Дата18.01.2022
    Размер147.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКУЛЬТОРОЛОГИЯ 2.2.docx
    ТипСамостоятельная работа
    #334931
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Специальность:

    44.02.01 Дошкольное образование

    Дисциплина:

    Культурология

    Тема самостоятельной работы:

    Самостоятельная работа по теме 2.2

    Работу выполнил студент группы: 8 ДО-09/20А-1

    Короткевич Снежана Ивановна

    Работу проверил и принял:

    Чепрунова Дарья Владимировна

    ________________________

    «_____» ______________ 2021 г.

    Красноярск

    2020 г.

    Под античностью понимают период древней истории Греции и Рима.
    Из средиземноморских государств именно они оказали наибольшее
    влияние на развитие европейской и мировой культуры, оставили
    богатое культурно-историческое наследие.
    Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в
    Средиземноморье в древний период истории, следует представить
    развитие античного мира как последовательную смену трех
    периодов.
    Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят
    условно к 1500-1200 г. до н.э.).
    Второй период связан с захватническими войнами македонских
    царей - Филиппа и Александра, созданием обширной империи
    Александра Македонского (400-е гг. до н.э.).
    Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и
    империи и создании огромной сверхдержавы, поглотившей и Грецию,
    и Македонию.
    Хронологические границы древнегреческой цивилизации
    отсчитываются с момента переселения на Балканский полуостров и
    западное побережье Малой Азии трех кочевых племен: ахейцев,
    ионийцев и дарийцев (1500-1200 г. до н.э.) и завершаются общей
    датой для Древнего времени - V в. до н.э.
    3. Древнегреческий этап античной культуры

    Близость моря и изрезанность береговой линии позволили грекам
    овладеть способом сравнительно безопасного кабатажного
    плавания, передвигаясь от острова к острову, заходя в
    многочисленные бухты.
    Благодаря морю, греки освоили рыболовство, судостроение, создали
    торговый и военный флот.
    Им были доступны длительные морские путешествия.
    Исследователь древней Греции А. Боннар считает, что поэма
    "Одиссей" представляет собой не что иное, как рассказы
    мореплавателей, авантюристов, путешественников, колонистов,
    людей, ищущих источники олова для изготовления бронзового
    оружия.
    Другими особенностями Греции были засушливый климат, плохие
    известняковые почвы, гористые местности, которые не позволяли
    получать большие урожаи.
    Лишь виноград и оливковые деревья давали более или менее
    стабильные урожаи и сырье для продуктов внешней торговли
    4.

    Экономическая деятельность основывалась на
    натуральном хозяйстве, при котором каждая греческая
    семья обеспечивала себя всем необходимым.
    Семья трудилась в поле или в ремесленной мастерской
    вместе с рабами с той разницей, что наиболее тяжелая
    часть труда приходилась на рабов, которых называли
    "говорящими орудиями".
    Греки не считали труд унизительным, подобно
    спартанцам или римлянам, предпочитавшим труду
    производительному труд военный.
    Наряду с рабским, был распространен труд свободных в
    мастерских, на торговых судах, в службах надзора и
    управления.
    5. Социально-политическая культура Древней Греции

    На протяжении всего периода своего существования
    Греция представляла собой конгломерат городовгосударств, которые время от времени объединялись в
    некрепкие союзы. Нередкими были случаи, когда одни
    города вступали в союз с неприятелем против своих
    соседей-греков.
    Греция дала миру многие формы государственного
    правления:
    рабовладельческую демократию - выборную форму
    правления,
    тиранию - единоличное правление;
    олигархию - правление небольшой группы аристократов
    и др.
    6.

    Полис состоял не только из городского, но и сельского населения,
    жившего в хорах (пригороде, селе).
    Центр города включал в себя рыночную площадь (агору) - место
    для проведения народных собраний, центр общественной жизни.
    По краям агоры размещались торговые лавки, театр, храм или
    храмы и булевтерий (место заседания совета старейшин).
    Население делилось на четыре класса. Полисом руководила
    выборная власть. Во главе стоял архонт или стратег (во время
    войн), он опирался на совет старейшин. Народное собрание
    состояло только из свободных граждан Афин.
    Неграждане-иностранцы и лица, рожденные от иностранцев, а
    также женщины, участия в выборах не принимали.
    Повседневной жизнью города управляли различные службы.
    Избираемые квартальные надзиратели (10 человек) ведали
    уличными надзирателями, следившими за приличным поведением
    уличных певиц, кефаристок, флейтистов и т.п., были надзиратели на
    базарах, на стройках (они следили за соблюдением ширины улицы
    при строительстве новых домов), порядком в храмах и т.д.
    7. Духовная культура Древней Греции

    Идеологической основой духовной жизни древних
    греков были антропоморфный политеизм и мифология.
    Древнегреческие боги в период классической Греции (VIV вв. до н.э.) представляли собой скульптуры
    прекрасных гармоничных людей.
    У греков не было фиксированной формы
    мифологических сказаний.
    Сюжеты мифов передавались в рисунках вазописи, на
    сосудах, могильных плитах, стенах храмов и т.п.
    Они жили в сценических произведениях, пересказах,
    песнях, ритуальных действиях. Это рождало свободное
    отношение к содержанию мифов и даже проявлению
    критики в адрес богов.
    8.

    Богов они воспринимали как реальных
    существ, связывали с ними свои дела.
    Каждый грек считал, что родоначальником
    его рода является какой-либо бог или герой.
    Так, врач Гиппократ считал себя 7-м потомком
    бога врачевания Асклепия, а потомки
    Гиппократа еще в течение 200 лет тоже
    считали себя асклепиадами.
    Мать македонского царя Александра была из
    рода гераклидов, что предполагало
    непосредственное родство с Гераклом.
    9. ИСКУССТВО ЭГЕЙСКОГО МИРА И АХЕЙЦЕВ

    2500-2000 гг. до н.э. Кикладская культура
    2000-1450 гг. до н.э. Критская культура
    1800 г. до н.э. - приход ахейцев на Пелопонесс
    1450 г. до н.э. – завоевание ахейцами Крита,
    формирование смешанной культуры
    1200 г. до н.э. – дорийское завоевание, начало темных
    веков
    10. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    XII-X вв. до н.э. Темные века, формирование
    греческого этноса
    IX-VIII вв. до н.э. – геометрика
    VII-VI вв. до н.э. – архаика
    490-450 гг. до н.э. - ранняя
    классика
    450-400 гг. до н.э. - высокая
    классика
    400-323 гг. до н.э. - поздняя классика
    III-I вв. (322-31 гг. до н.э.) эллинизм
    11. ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ И ДРЕВНЕГО РИМА

    VIII-III вв. до н.э. - искусство этрусков
    II-I вв. до н.э. - римское искусство эпохи республики
    I-II вв. н.э. - искусство ранней империи
    III-IV вв. – искусство поздней империи
    III-V вв. - раннехристианское искусство
    395 г. – разделение Римской империи на Восточную и
    Западную
    476 г. – падение Западной Римской империи
    12. 2500-2000 гг. до н.э. Кикладская культура

    Кикладская цивилизация, археологическая культура
    бронзового века, распространённая в 3—2
    тысячелетиях до н. э. на островах Киклады.
    Первые поселения человека на островах относятся ко
    времени среднего (Мавроспилия на Миконосе) и
    позднего неолита (Салиагос между Паросом и
    Антипаросом), то есть к 5—4 тысячелетиям до н. э.
    В это время на о. Мелос стал добываться обсидиан,
    который затем получил распространение (путём
    обмена) во всём Восточном Средиземноморье.
    Расцвет Кикладской цивилизации относится к раннему
    бронзовому веку. Возникли поселения, укрепленные
    стенами с башнями (Кастри на Сиросе).
    13.

    Погребения совершались в
    каменных ящиках — цистах,
    затем в купольных гробницах.
    Известны медные и
    серебряные украшения,
    орудия труда и оружие.
    Керамика (амфоры, кувшины,
    пиксиды с нарезной, вырезной
    и штампованной
    орнаментацией) имеет
    различный характер в разных
    хронологических группах.
    Замечательны статуэтки и
    статуи из мрамора,
    изображающие воинов,
    музыкантов, женщин с детьми.
    Кикладский идол
    14.

    В конце 3-го тысячелетия до н. э.
    появляются первые поселения
    городского типа (Филакопи).
    Во 2-м тысячелетии до н. э.
    Кикладская цивилизация
    испытывает сильное влияние со
    стороны минойской цивилизации и
    элладской цивилизации.
    Керамика (пифосы, кувшины)
    характеризуется матовой росписью.
    После 1400 до н. э. широко
    распространилась позднемикенская
    керамика, и Кикладская
    цивилизация потеряла свою
    самостоятельность.
    15.

    Стеатитовая пиксида
    в форме кикладского
    жилища
    Высота 9,5 см
    Раннекикладский
    период II (EC II).
    Остров Мелос
    Около 2800-2300 гг. до
    н.э.
    Пиксида (лат. Pyxis) — древнегреческий сосуд
    цилиндрической формы, похожий на банку с
    крышкой.
    16.

    Спиралевидный
    орнамент,
    украшающий всю
    поверхность пиксиды,
    считается кикладским
    изобретением.
    По крайней мере в
    Европе этот рисунок
    появляется впервые
    именно на кикладских
    изделиях.
    Позже он был
    позаимствован критомикенской и
    египетской
    культурами.
    Стеатитовая пиксида в форме кикладского жилища
    Вид со стороны парадного, перекрытого треугольным
    фронтоном, входа.
    Высота 9,5 см
    Раннекикладский период II (EC II). Остров Мелос
    Около 2800-2300 гг. до н.э.
    17.

    Мраморный
    женский идол "Роженица",
    миниатюрная
    стеатитовая
    пиксида, подвесной
    мраморный сосуд
    Раннекикладский
    период II (EC II).
    Около 2800-2300 гг.
    до н.э.
    18. 2000-1450 гг. до н.э. Критская культура ЭГЕЙСКАЯ, ИЛИ КРИТО-МИКЕНСКАЯ, КУЛЬТУРА

    Эгейская, или критомикенская, культура
    существовала в бассейне
    Эгейского моря в III-II тыс.
    до н.э., т.е. параллельно с
    древневосточными
    цивилизациями.
    Развивалась она в трех
    центрах:
    - на о. Крит, который
    находился на стыке трех
    материков: Европы, Азии и
    Африки;
    - в материковой Греции с
    центрами в городах Тиринф
    и Микены;
    - на западном побережье
    Малой Азии, в легендарной
    Трое, воспетой в «Илиаде»
    Гомера.
    19.

    Первые центры культуры открыты раскопками Генриха
    Шлимана в Микенах (1876), Артура Эванса на Крите (с
    1899).
    С XIX в. исследовано несколько сотен памятников:
    могильники, поселения, большие города типа Полиохны на
    о. Лемнос с каменною стеной высотой 5 м, Филакопи на о.
    Милос; царские резиденции — Троя, дворцы Крита (Кносс,
    Маллия, Фест), акрополь в Микенах.
    Самые известные археологические культуры этого
    периода — минойская (критская) и микенская, по которым
    он и получил свое название, но есть также несколько
    локальных, в частности кикладская и эллинская.
    20. КУЛЬТУРА КРИТА, ИЛИ МИНОЙСКАЯ ИВИЛИЗАЦИЯ

    Центром минойской державы в III - II тысячелетии до н. э. был
    остров Крит.
    Критян называли «владыками моря», критское царство было мощной
    морской державе хорошо развитыми торговыми связями.
    Возможно, это было единое централизованое государство при царе
    Миносе.
    С Критом связаны многие мифы. Это мифы о скульпторе Дедале и его
    сыне Икар Тесее, Ариадне и Минотавре; о рождении Зевса; о
    похищении Зевсом-быком - финикийской царевны Европы, ставшей
    позднее матерью Миноса, Сарпедона Радаманфа. Царем Крита стал
    Минос.
    С помощью могучего флота Минос покорил и присоединил к критомикенскому царству Аттику, Микены, Кикладские острова.
    Легенда о Тесее и минотавре подтверждает гегемонию Крита в
    Средиземном море, а в подвиги Тесея отражена многолетняя
    борьба древних греков против владычества критян.
    21.

    Бой Тесея с
    Минотавром.
    Роспись
    аттической
    гидрии.
    22.

    Приблизительно с 2300—2200 гг. до н. э. основным центром
    художественной культуры стал Крит (расцвет в 2000—
    1500 гг. до н. э.).
    Искусство Крита расширило влияние на Киклады и
    материковую Грецию.
    Наивысшие достижения критских зодчих — дворцы
    (открытые в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых
    сочетание больших горизонтальных площадей (дворы) и
    комплексов 2-3-этажных помещений, световых колодцев,
    пандусов, лестниц создает эффект красочного перетекания
    пространства, эмоционально богатый, насыщенный
    бесконечным многообразием впечатлений художественный
    образ.
    23.

    Построенный в ХХ в. до н. э.
    Кносский дворец, видимо, был
    резиденцией владык всего
    Восточного Средиземноморья
    вплоть до ХVI в. до н. э.
    В плане дворец действительно
    напоминал лабиринт.
    Дворец был снабжен
    водопроводом и канализацией,
    его жители пользовались
    ваннами и бассейнами.
    Самым интересным и лучше
    других сохранившимся
    помещением был Тронный зал.
    Весь комплекс имел два-три
    этажа, соединенных лестницами,
    которые являлись и световыми
    колодцами.
    Колонны дворца имели
    необычную форму - они
    сужались книзу.
    24.

    25.

    На Крите был создан своеобразный тип колонны, которая расширяется
    кверху.
    В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита
    орнаментально-декоративный стиль (2000—1700 гг. до н. э., достигший
    совершенства в росписи ваз камарес) сменяется в 1700—1500 гг. до н. э.
    больше конкретною и непосредственной передачей образов
    растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кноссе,
    вазы с изображением морских существ, производство мелкой пластики,
    торевтики, глиптики); к 1400 г. до н. э. (приблизительно, в связи с
    завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески
    «тронного зала» и раскрашенный рельеф с стуко «царь-жрец» из
    дворца в Кноссе, вазопись «дворцового стиля»).
    Торевтика - (греч. toreutikоs — искусный в рельефной работе по
    металлу, от torеuo — вырезываю, чеканю), искусство рельефной
    обработки художественных изделий из металла.
    Глиптика (от греч. glypho — вырезаю, выдалбливаю) — искусство
    резьбы на цветных и драгоценных камнях.
    26.

    Стены Кносского дворца
    были украшены
    фресками,
    выполненными в
    пурпурно голубоватозеленоватых тонах моря.
    Эти фрески открывают
    нам мир светской
    изысканной, полной
    роскоши жизни критян и
    картины природы с
    любимыми морскими
    мотивами. Из
    скульптурных
    памятников интересны
    изображения женщин с
    обнаженной грудью, так
    называемые Богини со
    змеями.
    27.

    Живопись служила для оформления
    дворцов и вилл, для оформления
    саркофагов и т.д.
    Дома с фресками и построек около холма
    Кефалос в Кноссе, росписи на виллах в Айя
    Триаде и в Амнисосе, росписи городских
    домов на поселениях о-ва Фера. Традиция
    критской живописи не растворилась без
    остатка.
    Через Феру и другие о-ва Кикладского
    архипелага традиции фресковой живописи
    дошли до микенской Греции и повлияли
    на формирование росписей в Микенах,
    Пилосе и Тиринфе.
    28.

    В поздний период орнаментальные фризы теряют определённую
    самостоятельность, уступая место огромным протяжённым
    сюжетным композициям.
    Также существовала практика живописной декорации полов.
    Так, в Фесте полы украшались геометрическим орнаментом, а в Айя
    Триаде и Кноссе — морскими сценами.
    29.

    Написанию фрески предшествовала подготовка
    стены. Она покрывалась двумя слоями штукатурки:
    сначала известковый с добавками, потом –
    гипсовый. Поверхность после высыхания
    тщательно равнялась Далее делался набросок
    охрой.
    Участок дневной работы покрывался слоем сырой
    штукатурки, по которой процарапывались
    основные контуры рисунка.
    Затем накладывалась живопись естественными
    пигментами, разведёнными на известковом
    молоке.
    В том случае, когда живопись выполнялась посухому, как на Фере, в качестве связующего могло
    применяться масло 3.
    Часто стены дополнительно украшались стуковым
    рельефом, который потом также расписывался.
    Размеры фигур на фреске могли сильно
    варьироваться — от высоты человеческого роста до
    нескольких сантиметров на т. наз. "миниатюрных
    фресках".
    30.

    31.

    32.

    Рассмотрим характерные черты композиции,
    специфику цветовой гаммы, основные
    сюжеты. Основные цвета фресок в Кноссе —
    красный, голубой, жёлтый, белый, зелёный,
    коричневый, чёрный.
    Эти цвета являлись символами важных для
    критской культуры значений рождения и
    смерти, а также возрождения.
    Главные действующие лица на композициях
    могли выделяться размером и цветом кожи
    (так, "Парижанка" из фрески "Походного
    стула" из Кносского дворца) больше
    второстепенной фигуры служанки и
    написана в светлых, стремящихся к белому
    цвету, тонах, а служанка имеет тёмную кожу).
    Обычно женские фигуры передавались
    светлыми тонами, а мужские — тёмными, но
    этот принцип соблюдался не строго.
    33.

    В изображениях фигур людей и животных можно без особых усилий
    обнаружить массу анатомических погрешностей и отклонений от
    нормы…
    34.

    Царь-жрец, фреска в кносском
    дворце
    35.

    36.

    Фигура часто изображалась по схеме
    традиционной для
    изобразительного искусства
    Древнего Востока: тело в
    трёхчетвертном развороте, лицо и
    ноги — в профиль.
    Но при этом этот приём не
    удовлетворяет оптические запросы
    критского художника, и вот он
    делает попытку более смелого и ещё
    более диковинного разрешения
    проблемы — изображает грудь в
    профиль, но при этом выворачивает
    плечо вперёд.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта