КУЛЬТОРОЛОГИЯ 2.2. Самостоятельная работа по теме 2 Работу выполнил студент группы 8 до0920А1 Короткевич Снежана Ивановна
Скачать 147.02 Kb.
|
121. Пракситель ( около 390 г. до н. э. - около 330 г. до н. э.), Пракситель живший в Афинах, достиг большого мастерства в обработке мрамора. Пракситель умеет извлечь из мрамора такую прозрачность, такую нежность, такое богатство полутонов, что контуры тела, кажется, растворяются в воздухе . Его герои пленяют лирическим настроем, спокойной созерцательностью и идиллической одухотворенностью. В оригинале до нас дошла лишь группа Гермес с младенцем Дионисом, найденная в храме Геры в Олимпии. Остальные работы известны по римским мраморным копиям. Самая знаменитая из них - Афродита Книдская. 122. ВЕНЕРА ИЗ АРЛЯ слепок Древняя Греция. IV в. до н.э. Оригинал: мрамор. Римская копия со статуи Праксителя. Париж. Лувр Выс. 0,5 м 123. Греция Пракситель, Лувр, IV век до н.э., римская копия 124. Лисипп (вторая половина IV века до н. э. ) - виднейший представитель поздней классики, был придворным художником Александра Македонского. Работал Лисипп по преимуществу в бронзе и был автором многих статуй и скульптурных групп. О стиле Лисиппа можно судить по скульптуре Апоксиомен (атлет, счищающий скребком с тела песок). В ней мотив контрпоста обретает новые оттенки. Работал Лисипп и в жанре портрета. Его портреты (голова Александра Македонского из Пергама, портрет Сократа) удивительно правдивы, они не идеализируют черты лица, а стремятся показать внутреннюю сущность человека. 125. Эпоха эллинизма ( IV-V вв. до н. э.) связана с именем великого полководца Александра Македонского, девизом которого были слова: «Эллину должен уподобиться каждый из варваров». В скульптуре эллинистического периода отразились и новые веяния эпохи: интерес к острым, драматическим сюжетам, любопытство к житейским подробностям и разнообразию повседневности. В эпоху эллинизма стали появляться темы старости и детства, скорби и даже смерти. Это можно увидеть в скульптурах Лаокоон - Агесандра, Полидора и Афинодора; Кулачный боец, Умирающцй галл. Хотя новое искусство утратило спокойное величие классики, оно доказало, что умеет ценить красоту во всех ее проявлениях, и осталось верным идеалам, сформированным в период высшего расцвета классики. Таковы Аполлон Бельведерский Леохара и «Бельведерский торс Аполлония. 126. 127. 128. 129. 130. ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ВАЗОПИСЬ Такой же прекрасной и жизнеутверждающей, как архитектура и скульптура, была живопись древней Эллады, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы начиная с ХI - Х вв. до н.э. 131. Если в ранних произведениях гончарного ремесла чувствуется преемственность традиций микенской керамики, то уже в IХ-VII1 вв. до н. э. в вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейногеометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и концентрических окружностей на простых, строгих, монументальных сосудах: амфорах и кратерах. 132. В конце VII в. - начале VI в. до н. э. древнегреческие вазы стали украшать узором, ориентированным на искусство Древнего Востока. Этот стиль получил название «ориентализирующий», или «ковровый», когда все поле сосуда покрывается орнаментом, состоящим из криволинейных сплетенных лент, спиралей, пальметт и розеток. Появляются изображения сюжетноповествовательных сцен и фантастических животных. Центрами ковровой росписи ваз в восточном стиле были Родос и Коринф. 133. Во второй половине VI в. до н.э. центр вазописи переместился в Афины, где особой популярности пользовались сосуды чернофигурного стиля. Многофигурные композиции этого стиля представляли собой сцены из жизни богов, героев и простых смертных. Чернофигурная роспись отличается декоративностью и силуэтностью, отсутствием объемности и условностью изображения. 134. Около 530 г. до н. э. афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики, который вскоре вытеснил чернофигурную технику. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. 135. 136. Полихромные и монохромные изображения Внизу изображены ионические капители из храма Виктории Бескрылой (Ники Аптерос) и Эрехтейона в Афинском Акрополе. Фрагменты керамических орнаментов. 137. Стилизованные растительные мотивы 1 Расписной антефикс из храма Зевса Элланиоса. Эгина; 2-4 Терракотовые изделия из Афин; 5-6 Вазопись; 7 Вазопись. Кампанья; 8-12 Вазопись; 13-16 Ряды в сочетании с волнистым меандровым фризом; 17-20 Вазопись. Апулия; 21-30 Орнамент меандра. У греков этот орнамент символизировал отделение воды от суши. 138. 1-3 Орнаменты фризов и водосточного желоба после реставрации Парфенона. Афины; 4 Орнамент фриза в храме богини Нике Аптерос. Афины; 5 Античный архитектурный фрагмент (карниз); 6 Антефикс из храма Нике Аптерос. Афины; 7-9 Фрагмент античных памятников. Афины; 10 Наддверное лепное украшение в храме Афины Полиос. Афины; 11 Орнамент фриза из храма Пестума; 12-13 Орнаменты фризов из храма Зевса Элланиоса. Эгина; 14 Звезда Пропилеев. Афины; 15 Верхняя часть карниза, образующего водосточный желоб. Найден в Метапонте; 16 Лицевая сторона и нижняя поверхность терракотового орнамента из Метапонта; 17 Расписной профилированный декор; 18-19 Орнамент: волюты; 20-21 Орнамент: меандр; 22 Фрагмент 139. 2.2. Эллинистический этап античной культуры Этот этап охватывал около трех столетий (с конца IV в. н.э. до I в. до н.э., т.е. до начала завоеваний территории Египта Римом). Он связан с завоеваниями македонского царя и полководца Александра Македонского, который при поддержке греческой армии и армий других завоеванных им государств в течение 10 лет создал огромную империю. Она включала в себя Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Египет, переднюю Азию, южные районы Средней Азии, часть Центральной Азии вплоть до нижнего течения Инда. После смерти Александра империя распалась на ряд монархий, во главе которых стояли его преемники (диадохи): Македонию, Египет со столицей в Александрии, Сирию со столицей в Антиохии и Пергамское царство с центром Пергам. 140. Материально-культурное развитие В этот период произошло перераспределение и слияние экономических регионов, ранее находившихся в рамках разных государственных и этнических образований. Крупные чиновники, военная верхушка, храмы, царские семьи новых государств закабаляли и превращали в рабов бывших свободных людей. В собственность государств переходили новые богатства. Интенсивная колонизация восточных земель сопровождалась градостроительством по греческому образцу. В каждом городе возводились храмы, театры, палестры, гимнасии, стадионы. Расширялась и оживлялась торговля с новыми странами, в связи с чем активизировалось кораблестроение, строиельство портов, маяков. В Александрии был построен знаменитый Фаросский маяк, на острове Родос - Родосский колосс (бронзовая статуя бога Солнца Гелиоса) 141. Социально-политическое развитие Характерной чертой было то, что на второй план отступили национальные проблемы. Александр Македонский стремился сгладить этнические особенности, устраивал праздник массового обручения знатных македонян с персиянками, предпринимал попытки переселять греков в зависимые области. Армия Александра представляла собой многоэтническое целое, организованное не по национальному признаку. Во вновь созданных государствах установилась веротерпимость. Активно шло строительство храмов,посвященных богам разных народов. Стали культивироваться новые политические идеалы и принципы - появился культ царя, что не было присуще грекам, никогда не обожествлявшим выборные должности. В этом сказалось влияние восточных деспотий на политическое поведение диадохов. 142. Духовная жизнь Произошло обогащение всех составляющих духовной жизни народов, входивших в новые государственные образования, расширились культурные горизонты. Интенсивно шло взаимное проникновение двух мощных культурных волн: европейской (греческой) и восточной. Появилась идея "ойкумены", "обитаемого мира" как целого, общего владения. Для обслуживания этого мира родилась новая форма греческого литературного языка - "койнэ", что означает "общая речь". До этого периода греческие регионы писали и говорили на своих наречиях. Этой речью стали пользоваться не только греки, но и азиаты, она звучала от Марселя до Индии, от Каспийского моря до порогов Нила. Поэтому в языках многих современных народов так много греческих слов. 143. В эллинистическое время в Греции продолжали работать академия Платона и ликей Аристотеля; две новые школы Эпикура и Зенона явились продуктом новой эпохи. Эти школы учили избегать страстей и волнений, придавали практическое значение этике. Они заложили основы стоицизма и эпикуреизма. 144. В религии стали утрачивать свою привлекательность боги Олимпа, во многих случаях стали объединяться боги, выполняющие одни и те же функции у разных народов. Особое место занимал культ богини Исиды. Функции, которые она выполняла, стали открытием для многих народов, не имевших богинь-покровительниц материнства и младенчества. Исида пережила падение культов языческих богов. Культ девы был введен еще до разрушения языческих храмов, и поклонники этой богини спокойно перешли к культу другой Матери, а ее изображения долго еще служили изображениями Мадонны. 145. МУЗЫКА И ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В Древней Греции особым почетом пользовался покровитель всех искусств, бог света, гармонии и творческого вдохновения блистательный Аполлон, который охотнее прибегал к кифаре, чем к луку и стрелам. Его храм в Дельфах был главным святилищем греков. Аполлона называли еще Мусагет, что означает «водитель муз». Его спутницами были девять муз. 146. 1.Клио - муза истории, показана со свитком в руках; 2.Каллиопа - муза эпоса, держит в руках острую палочку для письма (стилос) и дощечку, покрытую носком; 3.Мельпомена - муза трагедии, имеет трагическую маску, вакхический венок и котурны; 4.Терпсихора - муза танцев, увенчана лаврами и вдохновляет танцующих звуками большой лиры; 5.Талия - муза комедии и буколической поэзии. Ее атрибуты: комическая маска, венок из плюща, пастуший посох и тимпан - древний ударный инструмент; 6.Эрато - муза любовной поэзии и мимики. Ее изображали с легкой лирой и Эротом; 7.Эвтерпа - муза лирической поэзии и музыки. Она изображалась всегда с флейтой; 8.Полимния, или Полигимния - муза гимнов и красноречия. У нее нет атрибутов. Опираясь на скалу, она задумчиво смотрит вдаль; 9.Урания - муза астрономии. В ее руках - палка-указка, а у ног - глобус звездного неба. 147. музыкальные инструменты в древней Греции: Лира, пожалуй, была самым любимым инструментом древних греков. По легенде, лира была изобретена богом Гермесом. Кифара (китара) - этот щипковый инструмент является более сложным вариантом лиры. На кифаре обычно играли виртуозы на музыкальных конкурсах и праздниках, певцы-китареды аккомпанировали себе на китаре во время пения. Первоначально кифара имела четыре струны, затем число струн достигло семи, а позже их стало восемнадцать. Арфа также относится к щипковым инструментам, известным в древности. Авлос, или двойная дудка - древний духовой инструмент с двойной тростью. Авлос представлял собой две отдельные дудки с камышовыми загубниками. Музыканты играли на двух дудках сразу. Игра на авлосе применялась в античной трагедии, при жертвоприношении и в военной музыке. Свиринга, или свирель - это духовой инструмент типа одноствольных или двуствольных флейт. В литературе свирелью часто называют многоствольную флейту Папа. Она состоит из набора закрытых с одного торца и различных по длине трубочек, сделанных из ствола камыша, тростника или бамбука. Эти трубочки или скрепляют вместе, или свободно подбирают к руке. Каждая трубочка издает только один звук, высота которого зависит от ее длины и диаметра. Тимпан - ударный инструмент. 148. Древнегреческая музыка была тесно связана с литературой, особенно с лирической поэзией. В древней Греции стихи читали нараспев под музыкальный аккомпанемент лиры или флейты. Кстати, слово «лирика» произошло от названия музыкального инструмента греков лиры. Поэты слагали не только слова стиха, но и создавали гармонию мелодии и ритм танца. Эти три элемента: слово, гармония и ритм составляли, по словам Платона, основу лирической поэзии древних греков. 149. Род художественной литературы ЭПОС (сюжетность) ЛИРИКА (экспрессивность) ДРАМА (выразительность) рассказ песня трагедия новелла лирические стихи комедия повесть роман эпопея элегия ода драма 150. Начиная с VII в. до н. э. в греческой лирике складываются жанры: песенный (мелика), ямбический, хоровой (гимны, оды), элегия Родиной мелической лирики был остров Лесбос с главным городом Митиленой. Здесь возникли музыкально-поэтические студии, куда приезжали учиться из других городов Греции. Одну из таких студий возглавляла прекрасная собой, одаренная поэтесса Сапфо (VII - VI вв. до н. э.), которую окружали восторженные ученицы и поклонницы ее таланта, а известные поэты называли десятой музой. Главная тема ее поэзии - это любовь. 151. Алкей (VII -VI вв. до н. э.) - современник Сапфо, был тоже родом из Лесбоса. Он также писал в жанре мелики, воспевая пиршественную чашу и любовь к родине. Политическая борьба часто занимала мысли поэта, который был изгнан из Лесбоса одновременно с Сапфо, когда к власти пришла противоположная партия. Огромное влияние на мировую лирику оказал поэт, писавший в жанре мелики, Анакреонт (559-478 гг. до н. э.). Его считают певцом чувственной любви, беззаботного веселья, радостей жизни и вместе с тем вздохов о бренности жизни. 152. Представителем хоровой лирики был поэт Алкман (середина VII в. до н. э.). Его второй родиной стала Спарта, ущелья и суровые вершины гор которой вдохновляли поэта. Алкман был руководителем певческой школы девушек, и основу его творчества составляют стихи для хоровых песнопений - так называемые парфенеи, или парфении. 153. Жанр торжественной хоровой лирики, или гимнов и од, представляет Пиндар (521-441 гг. до н. э.). Его лирические произведения были разнообразны, но дошли до нас полностью только 45 похвальных гимнов в честь победителей в конных соревнованиях эпиникии, написанные сложным, пышным, высокопарным языком, малодоступным для его современников. 154. К VII в. до н. э. распространенным жанром лирики становится ямб (ударение на втором слоге). Этот энергичный размер стиха, дающий возможность выразить трезвую, иногда насмешливую мысль, впоследствии станет любимым метром русской поэзии. Отцом ямбической поэзии считается Архилох (УII в. до н. э.), родившийся на острове Парос. Его стихи чужды нежности и очарования, но в них чувствуется искренность, твердость духа, спокойного признания силы обстоятельств. Писал Архилох и элегии. 155. Элегии исполнялись под флейту еще в VI в. до н. э. Но особенно любимым этот жанр стал в эпоху эллинизма. Спокойный ритм и простой язык элегии позволяли выразить серьезнье мысли, рассуждения и мораль. В этом жанре писал известный законодатель Афин Солон (начало УI в. до н. э.) и недовольный миром поэт-скептик Феогнад (УI в. до н. э.). 156. По простоте и сжатости языка была близка элегии и эпиграмма («надпись») коротенькое стихотворение, относящееся к какому-нибудь человеку, обстоятельству или предмету. Среди эпиграмм были надгробные (эпитафии), философские, эротические. Эпиграммы писали поэт-буколик Феократ (род. в III в. до н. э.), философ-идеалист Платон (427-347 гг. до н. э.), поэт-ученый Каллиамах (310-240 гг. до н. э.). Задание 2. Решите кейсы на соотнесение культурных объектов и страны происхождения. Кейс 1. Укажите (необходимо выбрать номер), какой из объектов относится к архитектуре Древней Греции. 1). Гимн Арвальских братьев относится к архитектуре Кейс 2. Укажите (необходимо выбрать номер), какой из объектов относится к литературе Древнего Рима. Кратко изложите суть содержания каждого из них: 1). Гимн Арвальских братьев 2). Поэмы Гомера - «Илиада» и «Одиссеей» 1 Поэмы Гомера - «Илиада» и «Одиссеей» относится к литературе |