Самостоятельная работа 1 Древние литературы. Самостоятельная работа в какое время создавались и записывались гомеровские поэмы
Скачать 19.84 Kb.
|
Самостоятельная работа 1.1. 1. В какое время создавались и записывались гомеровские поэмы? Время создания гомеровских поэм можно определить лишь приблизительно, на основании той картины общественного устройства и материальной культуры «героического века», которая в этих поэмах нарисована. Гомеровский эпос являет картину позднеродового общества, находящегося в процессе разложения. «Гомеровское» общественное устройство отвечает в основных чертах состоянию Греции в последние века перед революциями VII — VI вв., приведшими к окончательному оформлению классового общества и созданию государства. Эти соображения подтверждаются анализом «гомеровской» материальной культуры, которая особенно интересна тем, что допускает сопоставление с сравнительно точно датируемыми вещественными памятниками. Культура эта оказывается неоднородной. Эпическая традиция сохранила многие особенности «микенского» времени, вплоть до бронзового вооружения воинов, однако эпос уже отлично знаком с употреблением железа, а одежда и прическа гомеровских героев воспроизводят восточные моды, проникшие в IX — VIII вв. в Малую Азию и в греческие области. Большинство исследователей признает поэтому V1I1 — VII вв. временем завершения гомеровских поэм. Местом создания гомеровских поэм является Иония: об этом свидетельствует язык поэм. «Илиада» и «Одиссея» написаны на ионийском диалекте, с значительной примесью эолийских форм. Отсюда можно сделать вывод, что «смешение» диалектов в гомеровском языке отражает историю эпоса у греков: ионийской стадии эпического языка предшествовала более ранняя эолийская стадия. Сказания об ахейских героях «микенского» времени разрабатывались североахейскими певцами в Фессалии и в эолийских областях Малой Азии, а затем ионяне, осваивая уже развитое искусство эолян, создали специфический литературный язык эпоса. Характерно, что несмотря на малоазийское происхождение «Илиады» и «Одиссеи», в них никогда не упоминается о малоазийских городах греков. Это свидетельствует о том, что, воспевая события древности, эпические певцы стремились сохранить некоторую историческую перспективу, поскольку она им была доступна: возникновение малоазийских колоний относилось к заведомо более поздним временам, чем поход на Трою. Таким же стремлением к архаизации -продиктовано, вероятно, почти полное отсутствие указаний на письменность, которая в эпоху завершения гомеровского эпоса была уже широко развита. 2. Что такое "темные места" и с чем связано их появление? «Темные места» – ряд противоречий в развитии сюжета. Они являются следствием разнородности материала, не всегда приведенного в соответствие с основным ходом действия. Их много в Илиаде, например: единоборство Париса с Менелаем были бы гораздо уместнее в начале осады Трои, нежели на десятый год войны. 3. Что такое "гомеровское раздолье"? Приведите примеры из текста поэм. Гомеровское раздолье – прием героического эпоса; подробность в описаниях, детальность определённых предметов. К примерам «Гомеровского раздолья» можно отнести описание щита Ахилла, а также «Каталог кораблей» включающий в себя 186 названий кораблей с именами полководцев и описаниями. «Белый, блестящий, тройной; и приделал ремень серебристый. Щит из пяти составил листов и на круге обширном Множество дивного бог по замыслам творческим сделал. Там представил он землю, представил и небо, и море, Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц, 485 Все прекрасные звезды, какими венчается небо: Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона, Арктос, сынами земными еще колесницей зовомый; Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона И единый чуждается мыться в волнах Океана. 490 Там же два града представил он ясноречивых народов: В первом, прекрасно устроенном, браки и пиршества зрелись. Там невест из чертогов, светильников ярких при блеске, Брачных песней при кликах, по стогнам градским провожают. Юноши хорами в плясках кружатся; меж них раздаются 495 Лир и свирелей веселые звуки; почтенные жены Смотрят на них и дивуются, стоя на крыльцах воротных. Далее много народа толпится на торжище; шумный Спор там поднялся; спорили два человека о пене, Мзде за убийство; и клялся един, объявляя народу, 500 Будто он все заплатил; а другой отрекался в приеме. Оба решились, представив свидетелей, тяжбу их кончить. Граждане вкруг их кричат, своему доброхотствуя каждый; Вестники шумный их крик укрощают; а старцы градские Молча на тесаных камнях сидят средь священного круга; 505 Скипетры в руки приемлют от вестников звонкоголосых; С ними встают, и один за другим свой суд произносят. В круге пред ними лежат два таланта чистого злата, Мзда для того, кто из них справедливее право докажет. 510 Город другой облежали две сильные рати народов, Страшно сверкая оружием. Рати двояко грозили: Или разрушить, иль граждане с ними должны разделиться Всеми богатствами, сколько цветущий их град заключает. Те не склонялись еще и готовились к тайной засаде.» 4. Как в поэмах действует закон хронологической несовместимости? Говоря о хронологической несовместимости, подразумевается то, что события в повествовании идут не друг за другом, не по порядку. Мышление людей того времени не отличалось широтой восприятия и просто не могло предположить, что разные события могут происходить в одно время. Время останавливалось там, откуда человек ушел. Так, хронологическая несовместимость «Илиады» прослеживается в том, что герои многократно и в подробностях пересказывают происходящие с ними события несмотря на то, что у читателя представление о них уже имеется. В «Одиссее» хронологическая несовместимость утрачивает свою силу, но в поэме прослеживается хронологический сдвиг: временное пространство представлено более сложно. Например, читатель долго время не знает о судьбе Одиссея после его отплытия от Трои, а в дальнейшем повествовании он сам рассказывает о своих прошедших странствиях. 5. В чем разница между теориями "малого ядра", "компиляции" и "малых песен"? Теория «малого ядра» создана Германом (1832). Согласно этой теории «Илиада» и «Одиссея» возникли не как соединение самостоятельных произведений, а как расширение некоего «ядра», заключавшего в себе уже все основные моменты сюжета поэм. В основе «Илиады» лежит «Пра-Илиада», а в основе «Одиссеи» - «Пра – Одиссея», и та и другая небольшие эпосы. Позднейшие поэты расширяли и дополняли эти эпосы введением нового материала; иногда возникали параллельные редакции одного и того же эпизода. В результате поэмы разрослись уже к VI веку до тех размеров. Которые остались до сих пор. Противоречия внутри поэм создались в процессе «расширения» их разными авторами. Но наличие «ядра» в каждой из поэм обеспечило сохранение известных элементов единства. Теория «малых песен» наиболее ярко выражена в трудах Лахмана (1837), который считал, что «Илиаду» состоит из 18 самостоятельных песен малого размера, но обстоятельство, что не одна песня не имеет ни начала, ни конца, Лахамана не смущала. Он считал, что народный певец может начать с любого момента и в любой момент закончить. Теория « Компиляции», усматривавшая, что в гомеровских поэмах объединение не песен, а единиц большого размера, «малых эпосов». Так по Кирхгофу (1859) «Одиссея» является «обработкой» четырёх самостоятельных поэм – поэмы о путешествии Телемаха, двух поэм о странствиях Одиссея, поэмы о возвращении Одиссея на родину. «Малый эпос» это звено между песней и большой поэмой. |