Главная страница
Навигация по странице:

  • Савельева М.В.

  • Тлиш М.М.

  • Савельева М. В. Духовнонравственные основы взаимодействия пациента и врача


    Скачать 150.34 Kb.
    НазваниеСавельева М. В. Духовнонравственные основы взаимодействия пациента и врача
    Анкорduhovno-nravstvennye-osnovy-vzaimodeystviya-patsienta-i-vracha
    Дата02.10.2022
    Размер150.34 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаduhovno-nravstvennye-osnovy-vzaimodeystviya-patsienta-i-vracha.pdf
    ТипДокументы
    #709595

    30
    ISNN 1029-3388 Винокуров Б.Л. Рыночные фазы маркетинга медицинских услуг Здравница
    Причерноморья. – 2001. – №4. – 38–39 с.
    3.
    Георгиевский ИМ. Маркетинговые составляющие общих представлений больных об образе врача Психология рынка. – 2008. – №4. – 24–26 с.
    4.
    Морева Р.С. Коммуникативная компетентность врача Предпринимательское дело. – 2009. – №2. – 61–64 с.
    Савельева М.В.
    Духовно-нравственные основы взаимодействия пациента и врача
    Духовно-нравственная культура врача предполагает его ориентацию во взаимодействии с пациентом на общечеловеческие ценности, обусловленные понятием гуманизм. Среди названных ценностей основными можно обозначить жизнь, здоровье пациента, его право на достойное к себе отношение.
    При этом ведущим целевым ориентиром в профессиональной медицинской деятельности является здоровье человека.
    Какие же требования к личности врача и ценностному содержанию его профессиональной деятельности в контексте нравственно-гуманистических ориентиров предъявляет сегодняшняя социальная ситуация в России?
    Самое общее требование к профессиональной деятельности врача - справедливость. Суждение Гиппократа – врач должен быть справедливым при всех обстоятельствах – давно уже стало аксиоматичным в медицинской этике, с. 185]. Под справедливостью в отечественной науке понимают общую нравственную санкцию совместной жизни людей. Справедливость рассматривается преимущественно под углом зрения сталкивающихся желаний,
    интересов, обязанностей. Специфический предмет справедливости - благо и зло совместного существования в рамках единого социального пространства. Для понимания справедливости существенно признание того, что индивиды рассматриваются в совместной жизни как взаимно нуждающиеся друг в друге и поэтому равные между собой. В этическом аспекте справедливость выступает как равенство в достоинстве быть счастливыми в обладании необходимыми для этого благами. Справедливость предполагает некий набор материальных и духовных благ, на которые все граждане изначально имеют право независимо от заслуг. Здесь точкой отчета справедливости оказывается взаимность золотого правила нравственности. В правовом аспекте справедливость выступает как формальное равенство. Нравственная справедливость есть равенство бесконечностей, люди здесь равны друг другу постольку, поскольку каждый из них является незаменимым [7, Это определение достаточно обобщенно, нов рамках профессиональной медицинской деятельности, руководствуясь принципом справедливости, врачу необходимо относиться к личности пациента как к самоценности, как к человеку,
    имеющему право на благо, связанное со здоровьем, хорошим самочувствием и т.д.

    31
    Научно-практический журнал Гуманизация образования № При этом врач должен относиться к каждому пациенту (независимо от индивидуальных проявлений даже негативного характера, руководствуясь
    «золотым правилом этики.
    Справедливость к пациенту невозможна вне эмоционального уровня отношения к нему со стороны врача. Этот уровень отношений основан на таких взаимосвязанных явлениях, как любовь, сострадание, милосердие, чуткость и т.д.
    «Уметь любить больного и, прежде всего, быть к нему справедливым, во-первых,
    дано человеку, те. имеет свой глубокий корень в нашей природе, во - вторых, может быть задано человеку долгом, те. сформировано воспитанием, обучением, образованием,
    опытом профессиональной работы [5, с. Любовь к больному – трудное дело.
    Согласно мнению Аристотеля, самый лучший человек не тот, кто поступает сообразно с добродетелью к себе, а тот, который поступает так по отношению к другим, а это трудное дело [6, с. Любовь – высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту. Любовь как глубокое чувство может быть устремлена на другую личность, человеческую общность или идею (любовь к детям, родителям, Родине, жизни и т.д.) [7, с. Если говорить о значении феномена любви во врачебной деятельности, тов большей степени необходимо иметь ввиду не индивидуальные привязанности, а любовь к людям в целом, проявляющаяся в своем активном аспекте – в милосердии. Болезнь всегда беда, стресс. Эту беду, душевные и психологические нагрузки больному трудно пережить без милосердия со стороны других и прежде всего врача [6, с.36].
    Милосердие проявляется через сострадание и чуткость. Есть два вида сострадания. Так, Стефан Цвейг писал Есть два вида сострадания. Одно малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, нечто иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Другое же сострадание – истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, что хочет, и полно решимости, страдания,
    и сострадания сделать все, что в человеческих силах там же, с.55–56].
    Милосердие проявляется ив чуткости. Под чуткостью врача подразумевают как внимательное и глубокое понимание переживаний больного,
    так и оказание помощи, смягчение или устранение причин, вызвавших болезнь...
    Чуткость врача и каждого медицинского работника – это не только моральная черта,
    но и сила, побуждающая к творческому поиску в диагностике и лечении,
    требующих иногда самоотверженности и самопожертвования. В чуткости таится и большая лечебная сила, ускоряющая положительное действие различных мероприятий лечебного характера там же, с.54].
    Все сказанное определяет этический кодекс современного российского врача,
    который в некоторых сокращениях мы приведем поданным биомедицинской этики. Врач обязан профессионально самосовершенствоваться, накапливать и передавать учениками коллегам свой медицинский опыт. Никогда и ни при каких обстоятельствах не использовать свой профессиональный опыт во вред больному или здоровому человеку

    32
    ISNN 1029-3388 3. Врач должен быть добрым, сострадательными милосердным к каждому человеку, который нуждается в его помощи, быть готовым всегда ив любых обстоятельствах прийти на зов страждущего. Врач при любых обстоятельствах должен сохранять врачебную тайну. Врач должен проявлять бескорыстие. Заинтересованность в оплате
    (гонораре) не должна быть на первом месте, т.к. пациент беспомощен и врач должен показать заранее, что он не намерен этим воспользоваться. Врач должен стремится заранее увидеть возможные опасности для жизни и здоровья, предупредить о них человека. Научить его, как можно избежать этих опасностей. С этой целью нужно распространять знания о медицине и говорить пациентам правду, чтобы обеспечить сознательное взаимодействие с пациентами и обществом. Врач обязан быть законопослушным. Делать для профилактики и лечения все то, чего требуют наука и законы, этика и своя собственная совесть.
    Гуманистические ценностные ориентиры, представленные в данном этическом кодексе российского врача, позволяют оперировать такими этико- психологическими понятиями, как долг, совесть, справедливость, любовь,
    сострадание, милосердие, чуткость. Эти понятия определяют нравственные требования к профессии врача и личности специалистов, работающих в данной сфере социальной практики.
    Однако практика в системе российского здравоохранения свидетельствует,
    что приоритет в оценке личности врача отдается собственно профессиональному компоненту культуры, при относительно полном игнорировании значимости общечеловеческих духовно-нравственных качеств медицинского работника. Между тем, по существующей классификации профессий, медицинские специальности необходимо относить к группе профессий человек - человек и, следовательно,
    недооценивать роль нравственного начала личности врача неправомерно.
    Более того, авторитет врача в значительной степени зависит именно от нравственных качеств его личности. Так, В.К. Калиничев при анализе проблемы авторитета личности особо подчеркивал, что в основании авторитета нравственные качества человека имеют особую роль, так как позитивная оценка этих свойств является механизмом запуска доверительных отношений.И только после первоначального оценивая нравственности личности, возникает следующая фаза коммуникативного процесса - умозаключения - можно или нет доверять этому человеку [3]. Следовательно, данный компонент культуры должен является своеобразным базисом профессиональной культуры медика, что и отражено в общих психологических требованиях к профессиям типа человек - человек»:
    «стремление к общению умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
    устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми доброжелательность,
    отзывчивость, выдержка умение сдерживать эмоции отрицательного характера;
    способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними

    33
    Научно-практический журнал Гуманизация образования № организовывать их взаимодействие способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
    способность владеть вербальной и невербальной речью способность находить общий язык с разными людьми, умение убеждать людей аккуратность,
    пунктуальность, собранность знание психологии людей [11, с.591].
    Состояние диалогичности, открытости к миру, доверительное отношение к нему многократно умножает творческие потенции человека, ибо продуцирует способность изучать предмет отношений по его собственным меркам. Это предполагает субъект – субъектное отношение к миру. Победительно экспансионистская устремленность завоевать и переделать все и вся, не считаясь с собственным содержанием и смыслом явлений в мире, оказывает дурную службу своему носителю. Подобное мироотношение закрывает от человека всю бесконечность многообразия мира, полифонию человеческих смыслов, которыми так богата жизнь и культура. Развитие культуры, поэтому состоит в постоянном расширении объема и масштаба значимого другого [4, с. Способность к диалогу определяется эмоциональной культуройличности,
    являющейся важным компонентом духовно-нравственной составляющей профессиональной деятельности врача. чувствие, сострадание, сопереживание означает эмоциональную, то есть наиболее интимную,
    непосредственную приобщенность личности к чувственному событию человечества. Вне культуры чувств, то есть ощущении и слитности индивидуальной человеческой жизни с жизнью других людей, невозможно формирование культуры в целом там же, с. Авторы региональной концепции Развитие, социализация и воспитание личности, в свою очередь, рассматривают духовно-нравственную культуру через мировоззренческий и эмоциональный компоненты и предлагают следующие ее составляющие мировоззренческая культура (те. ценностные ориентации личности эмоционально-чувственная культура (те. культура переживаний, их гуманистическая направленность, эмоциональная насыщенность поведения и деятельности психорегулятивная культура (способность к рефлексии, владение умениями настраивать свой организм, свою психику на оптимальный уровень активности соответственно ситуациям жизнедеятельности) [9].
    Е.В. Бондаревская выделяет следующие качества духовно-нравственной личности милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию,
    терпимость и доброжелательность, стремление к миру и добрососедству, способность к общению, готовность оказывать помощь близкими дальним людям и т.д. [2, с. Кроме этого нравственность врача предполагает его ориентацию на важнейший конструктивный принцип взаимодействия с миром – принцип диалога и, соответственно, выработанные у него умения осуществлять диалогическое взаимодействие с пациентом, используя при этом весь необходимый комплекс коммуникативных средств

    34
    ISNN Определяя условия эффективности профессионально обусловленного общения врача с пациентом, необходимо ориентироваться на его духовно- нравственное содержание, поэтому необходимо еще раз актуализировать гуманистический принцип диалога и применить его непосредственно к общению.
    Так как общение в значительной степени является сферой духовного производства,
    в ходе которого происходит психологические преобразования в личностных сферах участников общения, то при обосновании принципа диалога в общении врача и пациента для нашего исследования крайне актуальными являются идеи В.А.
    Петровского, связанные сего теорией отраженной субъектности.
    «Понятие отраженной субъектности в самом общем плане может быть определено как бытие кого-либо в другом и для другого. Смысл выражения:
    «человек отражен во мне как субъект – означает, что я более или менее отчетливо переживаю его присутствие в значимой для меня ситуации, его готовность осуществить преобразование этой ситуации, внести в нее что-то свое, личное и тем самым произвести изменения в системе моих отношений к миру. Отражаясь во мне, субъект выступает как активное, деятельностное начало, изменяющее мой взгляд на вещи, формирующее новые побуждения, ставящее передо мной новые цели [8, с. 161]. Теория отраженной субъектности глубоко гуманистична, так как обосновывает отношение к партнеру по взаимодействию (в нашем случае к пациенту) как к активному субъекту, как к индивидуальности.
    Следовательно, отношение к пациенту как к активному началу означает умение врача настраиваться на его индивидуальность, исходя из потребностей пациента, его интересов в их постоянной динамике. Социальная основа индивидуальности представлена личностными качествами человека и обусловлена сложившимися общественными отношениями, частными обстоятельствами семейной и личной жизни, своеобразными условиями воспитания. Социальный аспект индивидуальности находит свое выражение в характере, способностях и подготовленности как взаимосвязанных составляющих личности человека. И,
    наконец, интегрирующей сущностью биологической и составляющих человека являются его субъектные качества (активность, инициатива, предприимчивость,
    креативность и т.д.). Интеграция всех уровней индивидуальности приводит к появлению основных ее признаков целостности, обособленности, неповторимости,
    автономности, наличия внутреннего Я Итак, диалог является основным принципом гуманизации взаимодействия врача и пациента, установления между ними подлинных отношений доверия.
    Диалог осуществляется непосредственно на личностном уровне и предполагает равенство активности и личностных позиций субъектов отношений, вовлечения партнера по общению в процесс удовлетворения своих потребностей.
    Говоря о диалогизации отношений врача и пациента необходимо разрешить противоречие, связанное стем, что отношения всегда по сути субъект-объектные,
    а их диалогизация требует перестройки в контексте субъект – субъектного взаимодействия. Отсюда возникает закономерный вопрос Если отношения всегда по своей сути субъект-объектное взаимодействие, каким образом их можно

    35
    Научно-практический журнал Гуманизация образования № перестроить на субъект-объектную основу. Данное противоречие решается через механизм обратной связи в общении и диалогизм, проявляющийся в периодической смене своих ролевых позиций (коммуникатора и реципиента) участниками взаимодействия.
    Итак, определив основные позиции в духовно-нравственной культуры врача, мы может констатировать ее ориентацию на гуманистические ценности,
    способность строить отношения с пациентом на основе принципа диалога, уважая достоинство его личности.
    Литература
    1.
    Берулава, МН. Состояние и перспективы гуманизации образования Текст МН. Берулава// Педагогика научн.-теорет.журн. – 1996. – № 1. – 9–17 с.
    2.
    Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания. - Часть. – Ростов н/Д, – 1993. – 11–43 с.
    3.
    Калиничев В.К. Природа авторитета личности в социалистическом обществе:
    Автореф. дисс канд. философ. наук. – М. – 1971. – 22 с.
    4.
    Культура жизни личности проблемы теории и методологии социально- психологического исследования Под ред. Л.В. Сохань и В.А. Тихонович. Киев:
    Наукова думка. – 1989. – 192 с.
    5.
    Леви В. Кассирский о врачевании Вопросы философии. – 1971. – Орлов АН. Милосердие Избранные лекции по деонтологии. – Изд-во
    Красноярского университета. – 1993. – 104 с.
    7.
    Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.:
    М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М Большая Российская энциклопедия. – 2002. – 528 с.
    8.
    Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М ТОО
    «Горбунок». – 1992. – 224 с.
    9.
    Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная концепция. Ставрополь. – 1993. – 32 с. Силуянова ИВ. Биоэтика в России ценности и законы. – 2001. – 192 с. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Издательство Феникс. –
    1997 – 736 с.
    Тлиш М.М.
    Соотношение фармакологических и немедикаментозных инноваций в
    системе преподавания основ восстановительного лечения больных
    зудящими дерматозами
    Актуальность соотношения медикаментозных и немедикаментозных схем в преподавании студентам медицинских ВУЗов и слушателям факультетов


    написать администратору сайта