Главная страница
Навигация по странице:

  • «Что сначала, что потом»

  • ИГРЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

  • «Кто больше составит пар»

  • ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

  • «Учимся классифицировать»

  • ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

  • Сборник. СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ. Сборник дидактических игр


    Скачать 117.65 Kb.
    НазваниеСборник дидактических игр
    АнкорСборник
    Дата06.12.2022
    Размер117.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ.docx
    ТипСборник
    #830456
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5
    «Рассели животных»

    Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные».

    Игра проводится в виде соревнований между двумя представителями команд. По сигналу учителя они должны «заселить» домики: один – дикими, другой – домашними животными (перелетными и зимующими птицами), вставляя карточки в окошки. Кто быстрее справится с заданием, тот и побеждает.
    «Кто чем питается»

    Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные».

    На доске в два столбика выставлены картинки. В одном столбике – изображения животных, в другом их корм. Ученики стрелкой показывают, кто, чем питается. Например:

    корова овес

    лошадь молоко

    кошка сено

    После подведения итога игры учащиеся отвечают на вопрос, как человек заботится о домашних животных.
    «Узнай насекомое»

    Цель: закрепить знания детей по теме «Наснкомые».

    Класс делится на две команды. Учитель описывает насекомых или загадывает загадки о них и по очереди бросает мяч ученикам.

    Ученик, получивший мяч, должен назвать описанное насекомое и рассказать, что он о нем знает.

    Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок и сообщит больше сведений о насекомом.

    Она ярка, красива,

    Изящна, легкокрыла,

    Сама похожа на цветок

    И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
    Сок цветов душистых пьет,

    Дарит нам и воск и мед.

    Людям всем она мила,

    Полосатая … (Пчела)
    У нее четыре крыла, тело тонкое, словно стрела.

    И большие-большие глаза.

    Называют ее …(Стрекоза)
    Всех жучков она милей, спинка алая у ней.

    А на ней кружочки – черненькие точки.

    (Божья коровка)
    «Неделька»

    Цель: закрепление знаний о днях недели.

    Две команды разбирают карточки с названиями дней недели. Пока звучит музыка, все гуляют. Учитель: «Неделька, постройся!», дети выстраиваются в правильной последовательности один за другим, кто быстрее.
    «Календарь»

    Цель: закрепление знаний о днях недели, месяцах, временах года.

    Под Новый год пришел он в дом

    Таким румяным толстяком,

    Но с каждым днем терял он вес

    И наконец совсем исчез. (Календарь)

    Ученики разбирают листки рассыпанного календаря и по команде становятся по порядку:

    1. По месяцам.

    2. По дням недели.

    3. По последовательности чисел.


    «Домашний календарь»

    Чтобы закрепить знания о днях недели, месяцах, временах года, днях рождения близких и своего собственного, ученику предлагается использовать яркий настенный календарь. Там он ежедневно любым знаком (например, кружочком) отмечает прошедшие дни. Месяцы рекомендуется раскрашивать в соответствующие цвета (зима-синий, весна-зеленый, лето-красный, осень-желтый). Свой день рождения, дни рождения своих родных и друзей ребенок выделяет специальным знаком. Такая наглядная работа поможет ребенку преодолеть сложности с ориентацией во времени.
    «Что сначала, что потом»

    Цель: закрепление понятий «раньше», «позже», «потом», «после этого»; знаний о временах года.

    Учитель показывает детям картины с изображением осени и говорит, что один мальчик не может определить, какое время года изображено на картинах.

    Помогите ему. (Осень)

    Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

    Рассмотрите еще раз внимательно все картины и поставьте на первое место ту, на которой показаны изменения в природе в сентябре. (Ранняя осень)

    Какую картину поставите на второе место? Почему?

    На какой картине показана поздняя осень?

    Это же задание можно выполнить рассматривая картины с изображением весны.
    «Письмо журавлика»

    Цель: повторить признаки живой и неживой природы зимой.

    Класс делится на две команды. Раздается стук в дверь. Входит почтальон и приносит конверт, на котором нарисован журавлик. Учитель читает письмо: «Дорогие дети! Я никогда не видел зимы. Расскажите, пожалуйста, мне, что происходит в это время в неживой и живой природе?»

    Журавли, говорит учитель, действительно улетают в теплые края и ничего не знают об этом времени года. Давайте вспомним, какие изменения происходят в природе зимой, и расскажем о них журавлику.

    Сейчас мы прочтем, что именно хочет узнать журавлик.

    Учитель достает из конверта листочки с вопросами и раздает участникам команд. Вопросы и задания читает учитель.

    1. Назовите зимние месяцы.

    2. Правда ли, что зимой поля покрыты белой скатертью?

    3. Все ли птицы, как я, улетают зимой в теплые края?

    4. Каких животных нельзя увидеть в природе зимой?

    5. Правда ли, что зимой коровы не пасутся на лугу.

    Отвечая на 2 вопрос, дети описывают снежинки, рассказывают о значении снега в природе. Можно использовать загадки:

    Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

    Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло – одеяло потекло. (Снег)

    Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед)

    С опорой на картинки дети отвечают, что они напишут журавлику, отвечая на остальные вопросы.
    «Я и моя семья»

    Цель: закрепить понятие «культура общения».

    Дети делятся на группы по 8-10 человек. В каждой группе распределяются роли: папы, мамы, дочки и сына, бабушки, дедушки. Каждая семья должна рассказать, что делают дома мама, папа, дети и т.д. выслушиваются все члены семьи.

    В конце игры подводится итог: какая семья смогла лучше рассказать о себе.

    ИГРЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
    «Солнышко выглянуло»

    Рисование по памяти неба и облаков:

    • Ясное небо, которое затягивает туча.

    • Снова выглянуло солнышко.


    «Прошел дождик»

    Цель: учить использовать пятно как одно из главных средств изображения.

    Дождем смыты цвета с некоторых осенних листьев, нужно раскрасить смытые листья. Игровое упражнение: обмакнем опавший листок в краску и сделаем его отпечаток на белой бумаге. Что это нам напоминает?
    «Палитра осени»

    Цель: развивать умение получать новые цвета при смешивании основных.

    Каждый ученик получает карточку, по которой он должен выполнить задания:

    а) два прямоугольника раскрашены, например один желтым, а другой красным цветом, между ними поставлен знак «+». Дополнительно выдается неокрашенная бумага в форме листьев деревьев. Учащиеся смешивают на палитре два указанных цвета, получают третий и раскрашивают им белый листок;

    б) осенний лист раскрашен цветом начала осени – зеленовато-желтым, рядом с ним находятся два неокрашенных прямоугольника, соединенных знаком «+». Учащиеся должны раскрасить их желтым и зеленым цветами, так как при смешивании именно этих цветов получается зеленовато-желтый.

    С помощью этой игры учащиеся знакомятся с основами композиции.
    «Бабушкин сундучок»

    Цель: закрепить знания о разных направлениях декоративно-прикладного искусства.

    Выставляется коробка, наполненная изделиями народных мастеров (тканые и вышитые полотенца, керамическая посуда, игрушки и т.д.).

    Ученики по очереди вынимают из сундучка по одному изделию, называют его, решают к какому виду декоративно-прикладного искусства оно относится, какой мастер его мог сделать.

    «Ярмарка»

    Цель: закрепить знания о разных направлениях декоративно-прикладного искусства.

    Ученики делятся на команды, каждая из которых представляет один из видов декоративно-прикладного искусства. «Мастера» входящие в группу обсуждают, какое изделие они повезут на ярмарку (можно нарисовать, приготовить готовые изделия).

    Затем представители от каждого ремесленного центра рассказывают о своей продукции. Например: «Я – гончарных дел мастер. Продаю разную посуду: миски, кувшины, тарелки, горшки. А для детишек на забаву имеются игрушки-свистульки – лошадки, козочки, петушки» дети определяют, какой «Мастер» лучше представил свой товар.
    «Кто больше составит пар?»

    Цель: закрепить знания о названиях различных цветов и их оттенков.

    Для нее потребуется 36 карточек (их примерный размер 6 × 6 см), на которых нарисованы или наклеены круги или квадраты одного размера, но разных цветов и оттенков, например:

    по два круга

    • Лилового

    • Светло-желтого

    • Темно-красного

    • Светло-зеленого

    • Темно-голубого

    • Светло-оранжевого

    • Темно-розового

    • Черного вишневого

    по два квадрата

    • Коричневого

    • Темно-желтого

    • Светло-красного

    • Темно-зеленого

    • Светло-голубого

    • Темно-оранжевого

    • Светло-розового

    • Серого

    • Фиолетового цвета

    Перед началом игры карточки раскладываются на столе (фигурами вниз), играющие рассаживаются вокруг стола и поочередно открывают по две карточки, называя при этом цвет круга или квадрата. Тот, кому удалось открыть 2 карточки с одинаковыми фигурами, забирает их себе.
    «Коллекция репродукций»

    Цель: учить анализировать, классифицировать, обобщать по каким либо признакам.

    Для игры потребуется 10 репродукций картин известных художников, которые детям предлагается распределить на группы так, чтобы в каждой из составленных ими групп были картины, объединенные каким-либо общим признаком. Подобную группировку можно осуществить, например:

    - на основании принадлежности объектов к тому или иному классу – люди, растения, животные;

    - на основании общности эмоционального тона изображений – радостные, печальные;

    - по цветовой гамме и другим признакам.


    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

    Как говорилось выше, ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Выделяясь из игровой и практической деятельности ребенка, учение начинает строиться в школе в форме особой, учебно-познавательной деятельности. В связи с этим и психические процессы в младшем школьном возрасте начинают постепенно менять свой характер, например мышление, приобретает форму связного логического рассуждения. Мышление детей младшего школьного возраста всегда тесно связано с речью. Развитию мышления способствуют различные игры и упражнения.
    «Полезные предметы»

    Педагог называет какой-либо предмет, хорошо знакомый детям. Ребенок должен придумать различные способы его применения, помимо традиционного. Чем больше способов он предложит, тем лучше. Если в игре несколько участников, побеждает самый находчивый. Например:

    Педагог: «Все знают, что книга нужна для того, чтобы ее читать. А что еще можно с ней делать?»

    Ребенок: «Можно использовать книгу как подставку»

    Другой ребенок: «Можно использовать книгу как пресс для аппликации»

    и т.д.
    «Разгадай картинку»

    Эта игра предполагает наличие группы участников. Педагог берет коробку с картинками, на которых изображены различные предметы или животные. Затем среди участников нужно выбрать участников нужно выбрать водящего. Он должен подойти к педагогу, не глядя достать из коробки картинку и, не показывая ее другим игрокам, попытаться описать то, что изображено на рисунке. Задача остальных участников – отгадать, какой предмет нарисован на картинке. Тот, кто первым справится с заданием, назначается водящим.
    «Найди персонаж»

    Педагог выдает каждому участнику по игрушке. Затем из группы детей выбирается водящий. Он на две-три минуты выходит из комнаты, а в это время дети вместе с педагогом придумывают историю, главным действующим персонажем которой является одна из игрушек. Когда входит водящий, участники игры по очереди рассказывают ему историю. При этом дети не должны называть главный персонаж (они используют местоимение «он» или «она»). Задача водящего – отгадать, какая игрушка выступает в роли героя придуманного рассказа, и показать ее остальным игрокам.
    «Придумай предложение»

    Участники игры рассаживаются полукругом. Педагог показывает им 2 картинки из детского лото. Задача каждого игрока – за определенное время придумать предложение, содержащее названия обоих предметов, изображенных на картинке. Все участники по очереди высказывают свои варианты. Далее педагог откладывает обе картинки в сторону, и игра продолжается, но уже с другими рисунками.

    Если дети без труда составляют предложения с двумя заданными словами, рекомендуется использовать большее количество картинок.
    «Да и нет»

    Это универсальная игра, способствующая развитию остроумия и логического мышления. Смысл ее сводится к следующему. Ведущий задумывает какое-либо слово или ситуацию, а игроки должны отгадать, о чем или о ком идет речь, задав по очереди определенное количество наводящих вопросов. Каждый из них предполагает только два варианта ответа - «да» или «нет».

    Ситуации, например, могут быть такими:

    «Одна девочка очень любила шоколадные конфеты, но после одного случая она перестала их есть. Что это был за случай?»

    «Один мальчик разбил стекло в чужой квартире, за что его поблагодарили. Почему?»

    Героев сказок, басен, рассказов можно «зашифровать» в такие предложения:

    «Он ее поймал и отпустил. Она его отблагодарила, но потом наказала за жадность».

    «Ее вытаскивали всей семьей, но у них ничего не получились, если бы не маленький зверек».

    «Одна хвастливая птица поплатилась за свое самодовольство и осталась без обеда»
    «Сравни предметы»

    Это упражнение в игровой форме учит детей давать характеристики различным предметам, развивает способность к анализу. Можно показать ребенку две любые вещи и предложить объяснить их сходство и различие. Например, яблоко и абрикос: что между ними общего, чем они не похожи друг на друга? Если ребенку трудно самостоятельно выполнить задание, целесообразно задавать ему наводящие вопросы.
    «Учимся классифицировать»

    Вариантов подобных игр можно придумать множество, но суть их всех заключается в следующем. Ученик должен научиться классифицировать изображенные на карточках предметы по тому или иному признаку. Самый простой способ – разложить на столе картинки и предложить ребенку разделить их на две группы (большое – маленькое, твердое – мягкое, живое – неживое и др.)
    «Шифровальщик»

    Это упражнение направлено на развитие у детей способности к анализу. Смысл игры состоит в следующем. Ребенку предлагается «закодировать» любую известную сказку или историю, представить ее в схематичном виде. С дидактической точки зрения намного более эффективно использовать в качестве заместителей персонажей геометрические фигуры. Необходимо вырезать из плотной бумаги или картона несколько фигур (круги, квадраты, треугольники и др.) различного размера. Ребенок должен сам выбрать из них те, что будут действовать в качестве персонажей сказки. Уже в этом проявляется его способность рассуждать и мыслить логически. Так, ребенок поступит разумно, если выберет для сказки «Курочка Ряба», например, два больших квадрата (дед и бабка), круг меньшего размера (курочка) и самый маленький треугольник (мышка). После распределения ролей можно разыграть сказку, а затем предложить ребенку в схематичном виде нарисовать все это на бумаге.


    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

    Внимание у детей младшего школьного возраста развито еще в недостаточной степени. Это мешает им сосредоточиться на выполнении скучной и утомительной работы, какой является, например, выполнение домашнего задания в группе продленного дня. Дети постоянно отвлекаются, переходят от одного вида деятельности к другому, не могут долго сидеть на одном месте. Чтобы помочь ребенку научиться концентрировать внимание, полезно ввести в процесс обучения игровой элемент.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта