Главная страница
Навигация по странице:

  • ОГЛАВЛЕНИЕ

  • 2. 3. Игры на уроках математики_______________________________ 17

  • 3. Глава 2. Игры для развития психических процессов.

  • 3. 4. Игры на развитие воображения _____________________________ 45

  • «дидактическая», «педаго­гическая» игровая деятельность

  • Д. Б. Эльконин

  • Дидактические игры конструируются по-разному

  • ИГРЫ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

  • «Найди картинке ее домик»

  • «Правильно – неправильно»

  • «Заглавная или строчная»

  • Сборник. СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ. Сборник дидактических игр


    Скачать 117.65 Kb.
    НазваниеСборник дидактических игр
    АнкорСборник
    Дата06.12.2022
    Размер117.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ.docx
    ТипСборник
    #830456
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

    1-4 классы


    составитель:

    учитель начальных классов

    Марахова Наталья Владимировна



    ОГЛАВЛЕНИЕ

    1. Введение__________________________________________________ 3
    2. Глава 1. Игры на уроках

    2. 1. Игры на уроках обучения грамоте__________________________ 7

    2. 2. Игры на уроках русского языка____________________________ 13

    2. 3. Игры на уроках математики_______________________________ 17

    2. 4. Игры на уроках литературного чтения______________________ 22

    2. 5. Игры на уроках окружающего мира________________________ 25

    2. 6. Игры на уроках изобразительного искусства_________________ 34
    3. Глава 2. Игры для развития психических процессов.

    3. 1. Игры на развитие мышления ______________________________ 37

    3. 2. Игры на развитие внимания________________________________ 40

    3. 3. Игры на развитие памяти __________________________________ 43

    3. 4. Игры на развитие воображения _____________________________ 45
    4. Библиография ______________________________________________ 48

    ВВЕДЕНИЕ

    Игра – это жизненная лаборатория детства,

    дающая тот аромат, ту атмосферу молодой

    жизни, без которой эта пора ее была бы бес-

    полезна для человечества. В игре, этой специ-

    альной обработке жизненного материала,

    есть самое здоровое ядро разумной школы

    детства.

    С. Т. Шацкий
    Проходит время, ребенок подрастает, и вот ему уже пора идти в первый класс. В школе ему придется столкнуться с множеством трудностей, получить огромное количество новых впечатлений, приобрести принципиально иной, чем в семье опыт общения. Все это требует немало усилий как умственных, так и эмоциональных. Процесс овладения новыми знаниями и навыками будет протекать для ребенка легче и эффективнее, если педагоги смогут внести в него определенную долю игры. Эта форма умственной деятельности является для ребенка привычной, а потому помогает ему справиться с трудностями, ожидающими его в первые годы обучения.

    Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Вообще термин «игра» включает в себя разнообразные виды деятельности. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание. Одиночная игра развивает индивидуальные качества ребенка, знакомит его с характеристиками и свойствами тех или иных предметов. Игра в группе приучает ребенка к общественной жизни, социальным ролям и отношениям между людьми. Ролевые игры помогают ученику осваивать нормы и стереотипы поведения в современном обществе. Таким образом, можно дать игре четкое определение. Игра представляет собой вид деятельности, в которой человек добровольно принимает участие и получает удовольствие и возможность исследовательского поведения.

    Игра — самый древний способ передачи зна­ний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики — в машинки, чтобы стать глав­ным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьез­ную дидактику. Почему же? Очевидно, потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркива­ется отсутствие практической направленности, ори­ентации на результат. А обучение, как учит педа­гогика, — это целенаправленная деятельность, ко­торую учитель по роду своей профессии призван организовывать. Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие «дидактическая», «педаго­гическая» игровая деятельность, ибо в таком слу­чае цель задается учителем.

    Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Л.С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития», в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью…

    Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

    Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

    В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

    Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенка своего участия в игре.

    Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается детьми и интерес к игре быстро угасает.
    Форма проведения игры может быть разной:

    • Коллективной;

    • Групповой;

    • Индивидуальной.

    Дидактические игры представляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требует не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

    Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило или то и другое.

    Поэтому по структуре дидактические игры делятся на: сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны соответствовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослым, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

    В этом сборнике собран интересный и полезный материал, который можно учителю начальной школы включить в ход уроков: разнообразить его, дать возможность ученикам несколько минут отдохнуть, восстановиться физически и эмоционально. Развивающие игры разделены в соответствии с основными уроками начальной школы: русский язык, математика, обучение грамоте, окружающий мир, изобразительное искусство. Отдельной главой идут игры следующих направлений: по развитию познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, воображения младших школьников. Предлагаемые игры помогут учащимся, с одной стороны, лучше усвоить изучаемый материал, а с другой – снимут напряжение и усталость. Игры подобраны несложные по содержанию, соответствующие умственному развитию детей 7-10 лет.

    Игровая деятельность как элемент урока мо­жет применяться на любом этапе его — от провер­ки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.

    В основе предлагаемых материалов лежит идея использования в обучении младших школьников игр. В игре для ребенка появляется возможность добывать знания самостоятельно; он ощущает радость успеха и уверенность в своих силах. Каждый педагог может найти несколько минут в учебном дне для того, чтобы окунуться с младшими школьниками в игровую деятельность. Игры повышают эмоциональный тонус школьника, а без положительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятельности. Использование игровых технологий несомненно даст заметный эффект в развитии детей, а также, улучшит эмоциональное состояние детей, поддержит у младших школьников интерес к учебной деятельности, минуя неблагоприятные тенденции школьного обучения.

    ИГРЫ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
    «Сколько звуков в слове?»

    Цель: развивать фонематический слух

    Учитель читает стихи С.Я. Маршака:

    Дама сдавала багаж:

    Диван,

    Чемодан,

    Саквояж

    Картину,

    Корзину,

    Картонку

    И маленькую собачонку.

    Детям раздаются картинки с изображением перечисленных предметов. Учитель обращается к каждому из них с вопросом: сколько звуков в слове? Давайте скажем это слово вместе.
    «Найди картинке ее домик»

    Цель: активизировать знания детей о гласных и согласных звуках.

    Для этой игры-соревнования потребуется два картонных домика с кармашками для картинок: один – с красным кружком – символом на крыше, другой – с синим и набор предметных картинок.

    Детям предлагается, подходя по очереди к столу педагога, взять одну из картинок, назвать изображенный на ней предмет и, выделив в его названии первый звук, определить, гласный он или согласный. В зависимости от этого картинка помещается в один или другой домик. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.
    «Найди лишнюю букву»

    Цель: закрепить знания детей об изученных буквах, учить классифицировать их проводя анализ внешнего вида буквы.

    Игра интересна тем, что позволяет детям по предложению педагога проводить классификацию букв по самостоятельно найденному основанию. Но для этого дети должны провести тщательный анализ внешнего вида букв и определить, чем похожи две от них и чем отличается третья буква. Победителем игры может стать тот, кто предложит большее число адекватных вариантов выделения «лишней» буквы.

    • МНК

    • ОСЮ

    • ЙКП

    • МИШ

    • ТПХ и т.д.


    «Правильно – неправильно»

    Цель: учить узнавать буквы, анализируя их внешний вид.

    Для игры потребуется комплект карточек-букв выполненных печатным шрифтом в правильном и неправильном (перевернутом или зеркальном) исполнении.

    Между участниками игры может быть устроено командное или индивидуальное первенство, в ходе которого определяется, кто же правильнее и быстрее всех разделит карточки на группы – с правильно и неправильно написанными буквами.
    «Прописная и печатная»

    Цель: закреплять знания о печатных и прописных буквах.

    В качестве игрового материала ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и печатных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти для каждой печатной буквы ее прописной вариант.

    «Заглавная или строчная»

    Цель: учить соотносить заглавные и строчные буквы.

    В качестве игрового материала ученикам предлагается набор карточек с изображением прописных и заглавных букв. Игровое задание – как можно быстрее и правильнее найти пары: заглавная + прописная. С этими же буквами можно дать другое задание: самостоятельно найти признак, по которому все карточки можно разделить на две группы.

    «Построим дом»

    Цель: учить слышать звук [р] в и находить его место в слове.

    Учитель говорит, что собирается изобразить дом, и рисует одну стену. Ученики должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называть можно только те слова, в которых есть звук [р]: крыша, чердак, карниз, рама, крыльцо, труба. Все называемые предметы педагог схематически рисует на доске.
    «Магазин»

    Цель: закреплять умение подбирать слова с заданным звуком и указывать его место в слове.

    В «Магазине» можно «покупать» только те предметы, в названиях которых есть звук [с]. Дети называют слова: масло, соль, сахар, сухари, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла и т.д. после того, как запас слов - названий предметов со звуком [с]
    «Перекличка»

    Цель: учить слышать звук и находить его место в слове.

    Педагог называет вперемежку разные звуки – гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.
    «Полубуковка»

    Цель: закрепить знания о графическом виде буквы.

    Учитель медленно показывает из-за ширмы букву, начиная с ее верней части, нижняя часть буквы остается закрытой. Дети должны мысленно дорисовать контур буквы по памяти и узнать ее. После того, как буква будет названа, педагог показывает ее целиком.
    «Абвгдейка»

    Цель: закреплять знания о твердых и мягких звуках.

    Для игры заготавливаются 33 карточки со всеми буквами алфавита. (Желательно расположить на карточках по две картинки. Если это согласная буква, обозначающая два звука, то название предмета на одной картинке должно начинаться с мягкого согласного, а другого – с твердого согласного. Например, на карточке с буквой М с одной стороны нарисован мишка, с другой – мышка. Буквы Ъ, Ь, Ы печатаются без картинок.)

    Каждая карточка разрезается посередине.

    Вариант 1.

    Учитель оставляет себе карточки с изображением правой половины буквы, а карточки с изображением левой половины буквы раздает детям. Правую половину буквы показывает детям. Тот, у кого находится левая половина, выходит, складывает букву и называет ее.

    Вариант 2.

    Детям раздаются карточки, с которыми они расходятся по классу. По сигналу учителя «Все в пары!» каждый ученик ищет товарища с парной карточкой.
    «Сколько и какие?»

    Цель: закреплять знания учащихся о графическом виде букв.

    Педагог обращается к детям:

    - Воробей и скворец решили научиться читать, но не знали, как это сделать. Взяли они сухие прутики и начали составлять буквы. У воробья было три прутика, а у скворца – два. Сколько букв и какие получились у птиц?

    Класс делится на две команды. Команда «воробьев» составляет буквы из трех палочек (А, П, Н, Ч, И, К,С), команда «скворцов» - из двух ( Г, Т, Х, Л, У). Побеждает команда, которая быстро и правильно составит все возможные буквы.
    «Телеграф»

    Цель: закрепить умение делить слова на слоги.

    Основным игровым действием является отхлопывание в ладоши количества слогов в слове. Сначала учитель называет слова, а дети отхлопывают количество слогов.
    «Живые слоги»

    Цель: закрепить знания о слогах.

    К доске вызываются 10 человек, которые строятся в две шеренги. Левой пятерке даются согласные буквы, правой – гласные. По сигналу учителя дети сходятся попарно, поднимая вверх буквы. Сидящие за партами ученики хором читают получившийся слог.
    «Договори слово»

    Цель6 вырабатывать навык деления слова на слоги, научить выделять закрытый слог.

    ши__на вет___ка

    ти__на сум__ка

    лод__ка шу__ка

    «Цепочки слов»

    Учитель выкладывает на наборном полотне какое-либо слово. Ученики читают его, после чего закрывают глаза. В это время педагог меняет в слове букву и предлагает детям открыть глаза, быстро прочитать слово и сказать, что изменилось.

    Вариант. Учитель выкладывает на доске слово из букв разрезной азбуки и предлагает превратить его в новое слово, изменив, убрав или добавив одну букву. Например, от слова «май» в соответствии с правилами игры можно получить слова: май – мак – рак – лак – лук – сук – суп – суд – сад – сам – сама – мама – Маша – наша – каша – кашка – кошка и т.д. освоив трехзвуковые слова, школьники переходят к четырех- и пятизвуковыми словами.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта