Главная страница
Навигация по странице:

  • «Сколько звуков в слове»

  • «Какой звук новый появился»

  • ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

  • «Откуда слово к нам пришло»

  • «Найдите слог с нужной гласной».

  • ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

  • Сборник. СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ. Сборник дидактических игр


    Скачать 117.65 Kb.
    НазваниеСборник дидактических игр
    АнкорСборник
    Дата06.12.2022
    Размер117.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ.docx
    ТипСборник
    #830456
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    «Лишнее слово»

    Цель: учить классифицировать слова по одному общему признаку и назвать его.

    На фланелеграф вывешиваются ряды слов (в каждой строке 4 слова, из которых три можно по различным причинам объединить в одну группу и дать одно название, а одно слово к этой группе не относится).

    Перевернем лишнее слово, появится только его первая буква. По первым буквам лишних слов можно будет прочитать слово.

    Ученики делятся на две команды. Строятся в шеренги. Выполняя упражнения эстафеты, выполняют задание на фланелеграфе.

    Побеждает та команда, которая первой прочитает зашифрованное слово.

    Задание для первой команды:

    1. Рубашка, брюки, майка, ботинки.

    2. Тюльпан, роза, ландыш, ель.

    3. Дуб, клен, береза, ромашка.

    4. Муха, бабочка, стрекоза, енот.

    5. Книга, журнал, газета, глаза.

    6. Класс, доска, школа, имя.

    7. Виноград, яблоко, груша, торт.

    8. Иванов, Петров, Сидоров, Елена.

    Ответ: БЕРЕГИТЕ

    Задание для второй команды:

    1. Пляж, песок, солнце, зима.

    2. Лес, трава, ёлки, дом.

    3. Гусь, утка, курица, окунь.

    4. Вилка, нож, ложка, расческа.

    5. Туфли, сапоги, валенки, очки.

    6. Весло, карандаш, кисть, ручка.

    7. Сказка, стихи, песня, ь.

    8. Зима, лето, осень, Европа.

    9. Ответ: ЗДОРОВЬЕ


    «Сколько звуков в слове?»

    Цель: закреплять умение определять количество букв и звуков в словах.

    Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.

    Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово (открыть запись слова на доске).

    Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж (слово записано на доске).

    Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

    «Какой звук новый появился?»

    Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

    сон-стон каска – краска ролик-кролик

    сок-сток салка – скалка тучка – штучка

    сук – стук кошка – крошка кот - крот
    «Большая буква»

    Цель: повторить правила написания имен собственных, названий рек, городов, кличек животных.

    Если названные мною слова надо писать с большой буквы – поднимайте руки вверх, если с маленькой – приседайте.

    Барсик, котенок, город, Воронеж, Никита, река, Волга, собака, Дружок, воробей, урок.
    «Мягкий знак»

    Цель: повторить изученные правила о мягком знаке.

    Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного – выполняйте приседание, для разделения согласного и гласного – рывки руками.

    Царь, льдина, волчьи, варенье, радость, соловьи, тьма, здоровье, лень, соль.

    ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
    «Словарные слова»

    Цель: активизировать знания детей о словарных словах.

    -Ребята, после окончания физкультминутки вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также слова, которые сможете расшифровать.

    Жил один садовод, он развел огород,

    Приготовил старательно грядки.

    Он принес чемодан,

    Полный разных семян.

    Но смешались они в беспорядке.

    Наступила весна,

    И взошли семена

    Садовод любовался на всходы.

    Утром их поливал, на ночь их укрывал

    И берег от холодной погоды.

    Но когда садовод

    Нас позвал в огород,

    Мы взглянули и все закричали:

    - никогда и нигде,

    Ни в земле, ни в воде

    Мы таких овощей не встречали! Показал садовод

    Нам такой огород,

    Где на грядках засеяно густо,

    ОГОРБУЗ росли,

    ПОМИДЫНИ росли,

    РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.
    «Родственные слова»

    Цель: закрепить знания о родственных словах.

    Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.

    Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол.
    «Приставка»

    Цель: закрепить полученные знания о приставках.

    На доске записаны слова:

    Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез. Вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.

    При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.
    «Суффикс»

    Цель: закрепить полученные знания о суффиксах.

    На доске написаны слова:

    Гора – горка, лес – лесок, поле – полюшко, сом – сомище, внук – внучек, город – городок, мяч – мячик, слово – словечко.

    При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс – поднимают руки вверх.

    Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.
    «Однокоренные слова»

    Цель: активизировать у учащихся знания об однокоренных словах.

    Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются друг к другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова - приседают.

    Маленький – маленькая; маленький – малыш; маленький – мальчик; мальчик – мальчику; варенье – вареньем; варенье – сварил; поварил – варит; повар – повара.

    «Эхо»

    Цель игры: усвоение классификации согласных.

    Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит звонкий соглас­ный. Другой, как эхо, вторит ему потише, назы­вая парный глухой. Если назван звонкий непар­ный согласный, ведущий указывает на это — ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

    Если было задано на дом, познакомиться с по­нятием тембра голоса, то уместно будет прове­рить задание, поиграв в конкурс пародистов.

    «Конкурс пародистов»

    Цель игры: отработка умения менять тембр го­лоса.

    Объявляется конкурс на лучшего пародиста. За­дание: произнесите фразы из любимых мультфиль­мов, подражая тембру голоса героя. Зрители должны отгадать, какого героя вы пародируете.

    Фраза

    Тембр

    Фу, фу, фу! Рус­ским духом пахнет!

    За­чем пришел, молодец? Дела пытаешь аль от дела лытаешь?

    Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненаст­ный?

    Корову заведем, мо­локо пить будем.


    Старческий, злове­щий, хриплый, низ­кий
    Нежный, мелодич­ный, приятный, бла­гозвучный, серебрис­тый

    Ласковый, неж­ный, мурлыкающий


    «Откуда слово к нам пришло?»

    Цель: отработка правописания слов с непрове­ряемыми орфограммами путем обращения к их этимологии.

    С помощью этимологического слова­ря найдите все слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого и рус­ского языков. Сравните их произношение и пра­вописание, например: французские кабина, кабинет, комод (что значит «удобный»); немецкие ка­лоша (вариант галоша) от греческого слова 1са1орос1шт, что значит «деревянный башмак», камзол (от латинского сатша — рубаха), турецкие каблук (а - у) от арабского 1саЬ — пятка, камыш (а — ы) — «тростник»: русские канарейка (от на­звания Канарских островов, образовано с помо­щью русского суффикса -ейк-), коряга, образова­но от слова кора («корень») с помощью суффик­са -яг(а). Побеждают те (команда или ученик), кто нашел больше слов и правильно их написал.

    «Найдите слог с нужной гласной».

    Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.

    Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндари-ны — мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому иг­року выдаются разрезанные части слов (5—10 слов).

    Кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.
    «Орфографическое лото»

    Цель: повторить словарные слова.

    Заготавливаются карточки со словами, в кото­рых пропущены буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий выни­мает номера и оглашает их. Участники игры за­крывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.

    Примеры карточек: К_пуста, л_пата, в_рона, р_бота, т_традь, с_рока, д_ревня, за_ц.




    ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
    «Назови соседей»

    Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа.

    Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее.

    После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.
    «Быстро занять места!»

    Цель: закрепление представления о порядковом значении числа.

    Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные).
    «Эхо»

    Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.

    Школьники идут в колонне по одному. Учитель называет число, а дети как эхо, повторяют его и последующее (повторяют его и предыдущее).
    «Кто ушел?»

    Цель: развитие внимания, закрепление знания ряда чисел.

    Ученики строятся в круг. Водящий встает в центр круга, запоминает, какие цифры на карточках в руках у детей (только четные; только нечетные; по возрастанию; по убыванию и т.д.) закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель спрашивает у водящего: «Отгадай, кто ушел?» (какой цифры не хватает). Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.




    «Знают все свои места!»

    Цель: закрепить знания ряда чисел от1 до 10.

    Учащиеся строятся на площадке в шеренгу. Каждый получает карточку с примером типа: 5 – 2; 8 + 2; 3 + 4… С результатом от 0 до 10. по сигналу или по команде учителя «Разойдись!» дети расходятся по площадке и дружно говорят:

    У ребят порядок строгий,

    Знают все свои места.

    Ну, трубите веселее:

    Тра-та-та, тра-та-та.

    За это время учитель на площадке в разных местах крепит карточки с цифрами от 0 до 10.

    После сигнала учителя дети быстро занимают свои места, согласно решенному примеру.

    «Передай кубик»

    Цель: закрепить знание ряда чисел.

    На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.

    По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.

    Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает.

    Игра повторяется 2-3 раза.
    «С листками календаря»

    Цель:

    Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подбирать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:

    1. Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. – записать пример на сложение, используя цифры на листках и решить его, после чего громко назвать получившееся число.

    2. Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (числа должны идти по порядку). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.

    3. Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает команда, которая нашлась первая.

    4. Собраться так, чтобы образовался год 2000 (1998, 2005 и т.д.).

    5. Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30, 40 и т. д.).


    «Микрокалькулятор»

    Цель: закрепление знания состава числа первого десятка.

    Мы устали от сложения

    И тетрадки спрятали,

    Дайте нам для ускорения

    Микрокалькуляторы.

    Дети делятся на две команды. Игроки решить пример на карточке, пробежать эстафету и взять в конце пути в корзине столько предметов, какой ответ получился при решении примера на карточке. Например, 3 – 2 = 1, значит, игрок берет 1 предмет.

    Примеры на карточках:

    Команда 1 Команда 2

    5 – 3 8 + 2

    6 – 4 10 – 3

    8 – 1 7 + 2

    3 + 4 8 – 6

    7 + 3 9 – 7

    У каждой команды должно получиться в конце эстафеты по 30 предметов.
    «Парная игра»

    Цель: развивать умение соотносить плоскостные геометрические фигуры и их контуры.

    Ученикам раздают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в шеренгу. По команде учителя они ищут себе пару согласно своей фигуре (плоскостная должна соединиться с контурной).
    «Зрительный диктант»

    Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.

    Ученикам предлагается посмотреть на наборное полотно, где слева направо расставлены 3 – 5 геометрических фигур. Две команды под музыкальное сопровождение 1 – 2 минуты, должны расставить на площадке в такой же последовательности, как в образце, геометрические фигуры более крупного размера и назвать их.

    Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок справляется с заданием.
    «Построение в шеренгу»

    Цель: закрепление понятий «низкий», «высокий», «справа», «слева», «впереди», «сзади».

    Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает им следующие задания:

    - Кто в классе самый высокий?

    - Какой по росту Саша? (Саша самый низкий.)

    - Кто твой сосед слева? Справа?

    - Между кем и кем ты стоишь?

    - Шаг вперед сделает Маша.

    - Таня, сделай шаг влево.

    - Сзади Тани встанет Аня, а впереди Сережа.
    «Живые числа»

    Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от1 до 10.

    Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта