Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 4

  • Слайд 5

  • Слайд 8

  • Батраки Шолохова. Батраки. Сборник Лазоревая степь


    Скачать 28.51 Kb.
    НазваниеСборник Лазоревая степь
    АнкорБатраки Шолохова
    Дата13.11.2022
    Размер28.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБатраки.docx
    ТипСборник
    #786414

    Слайд1 Титул

    Слайд 2

    «Батраки» ― рассказ русского советского писателя Михаила Александровича Шолохова, написанный в 1926 году.

    История публикации

    Рассказ «Батраки» впервые опубликован в журнале «Комсомолия» 1926 года, № 10. Рассказ был включён в сборник «Лазоревая степь» в августе 1926 года.

    Описание

    Сюжет

    .

    Слайд 3
    Объём и композиционное строение произведения (оно состоит из 19 небольших главок), неторопливая интонация в развёртывания сюжета делают его близким к повести. Несмотря на свою плакатность («говорящие» фамилии двух героев-антиподов ― «Бойцов» и «Благуродов») и агитационность (рассказ о проблемах сельского комсомола и путях их решения).

    Во многих рассказах сюжет построен на столкновении двух основных действующих сил деревни: кулацкой, с одной стороны, и бедняцко-батрацкой — с другой. И кулак у него может совершать иной раз человечные поступки, а бедняк не всегда оказывается отзывчивым и добрым человеком, выражающим «сущность» бедняцкого класса. В рассказе «Батраки» действуют два кулака: один — жадный, корыстолюбивый, действительно выражающий все отрицательное, что накопилось в людях этой категории, а другой, казалось бы, добрый, хлебосольный и одновременно с этим также эксплуатирующий рабочую силу. Здесь налицо попытка показать деревенского богатея не в одноцветном освещении, а многосторонне. Шолохов и в ранних своих рассказах был далек от рапповско-пролеткультовской концепции человека, следуя лучшим гуманистическим традициям русских классиков..

    Слайд 4

    Главный герой БОЙЦОВ ФЁДОР— хуторской бедняк, батрак, пастух, отстаивающий новую жизнь, тот путь, по которому пошла деревня после революции.

    Федор Бойцов — собирательный образ молодого человека тех дней. Тяжелая нужда заставила его пойти в батраки с шестнадцати лет. В основе повествования история батрака Фёдора Бойцова, отец которого трагически погиб, подрядившись к местному попу «подрезать» жеребца, а мать ушла собирать милостыню .

    Жив был отец, кое-как концы с концами сводили, а умер — и все пошло прахом. В тяжелых испытаниях и переживаниях формируется характер Федора. Ему пришлось пройти через многие лишения и унижения, прежде чем он стал на путь открытого протеста. Встреча с рабочими ускорила его духовное созревание, пробудила дремавшие силы. Шолохов создает тонкий психологический портрет подростка того времени, который, сталкиваясь с жестокостью, несправедливостью, обманом, лицемерием, в конце концов понимает, что только открытая борьба против засилья богатеев может улучшить жизненное положение трудового народа.

    Слайд 5

    Первый хозяин БЛАГУРОДОВ ЗАХАР ДЕНИСОВИЧ – первый богатей в соседнем Хреновском поселке, «мужик малосильный, согнутый какой-то нутряной болезнью», с «водянистыми, расплывчатыми глазами», разговаривая с Федором о работе, упрекнул его в том, что нет в нем мужской силы, и за мужика он не сработает, и положил ему самую маленькую плату за труд – «полтину в месяц». Федор ужаснулся, «почти задарма», но твердо сказал, что согласится работать за «хучь за рупь в месяц». Захар Денисович, как только начали работать, заявил: «Ты, брат, должон понимать, что я твой благодетель, а ты мой слуга. А хозяину своему и благодетелю обязан ты беспрекословно подчиняться». И Шолохов тут же добавляет, что «Захар Денисович жох-мужик и умеет работой вытянуть из человека жилы». «Колючий страх потерять место делал» Федора «приниженным и покорным». Совсем по-другому ведут себя взрослые работники, независимо и свободно. А Захар Денисович совсем переменился в обращении с ними, дал им «ведро водки», а они ругаются с ним, не хотят работать. «С гумна доносились взрывы хохота и плачущий голос хозяина»: работники получают с хозяина рубль в день, а не рубль в месяц, как Федор. Захар Денисович морщился: «больно уж много съедают рабочие – что ни день, то пуд печеного хлеба, жрут, будто на поминках». Захар Денисович ещё раз показал свою жадность. Жена Захара Денисовича насыпала пшеницы в мешок для матери Федора. Но тут пришёл Захар Денисович и стал, «кривляясь», упрекать Фёдора в том, что он хлеб его забирает. И звонко ударил его по щеке. Фёдор в гневе «схватил одною рукою ожиревшее горло хозяина, другою, сжатой в кулак, с силой ударил по запрокинутой голове», «тяжко бил по толстой обрубковой шее, по зубам, щелкавшим у самого его лица».

    Хозяин всеми средствами старается унизить, подавить, растоптать его человеческую личность. С первого дня начинается беспросветная изнурительная работа. Федора поднимали задолго до рассвета. И сразу же на него наваливалось столько мелких и крупных забот, что только глубоким вечером он мог разогнуть спину. А стоило ему после изнурительной работы присесть отдохнуть, как тут же получал нагоняй от хозяина.

    Хозяин не спускает с Федора глаз, не оставляя ему ни минуты свободного времени. Жестокий эксплуататор, описанный Шолоховым с глубокой правдивостью, дает представление о распаде человеческой личности, пораженной неизлечимой болезнью накопительства, стяжательства. И одновременно Шолохову удается показать, как в тяжелых условиях формируется настоящий человек, с твердой волей, решимостью преодолеть все препятствия на своем пути. Безропотно сносил Федор все обиды, оскорбления, которыми осыпал его хозяин. Хотел в первое воскресенье пойти проведать мать, а хозяин велел ему пропалывать картошку; попросил заплатить за два месяца (пообносился, «чирики разлезлись»), а Захар Денисович поднял его на смех. Так, «под хохот хозяина, краснея от унижения», Федор покорно пошел к себе в сарай. «Колючий страх потерять место делал его приниженным и покорным» Но это только на первых порах. Светлая, гуманистическая устремленность рассказа в том, что постепенно Федор избавляется от этих черт, становится независимым, самостоятельным в мыслях и поступках. Доброе, человеческое в его характере очищается от всего наносного, мутного, что возникло за годы нелегкого детства, полного неуверенности в завтрашнем дне. Узнав, что хозяин его обманывает, положив за работу всего лишь рубль, Федор после мучительных раздумий решает уйти. Но первого столкновения с хозяином Федор все-таки не выдержал. Опытный старик хорошо разобрался в характере своего работника. После диких и страшных оскорблений, град которых тут же посыпался на голову Федора, хозяин, увидев, что взять на испуг Бойцова не удается, решил ударить по совести: «И не стыдно тебе? И не совестно в глаза мне глядеть? Я тебя кормил-поил, а ты... Эх, Федор, Федор, так по-христиански не делают...» (1, 272). И все, что он обдумал ночью, пошло прахом.

    Да, Федор добр, совестлив, отходчив. И хозяин использовал эти его черты в своих корыстных целях. Может, бросить хозяина в разгар работы — действительно поступить нехорошо, против совести? Самостоятельно решить этот вопрос ему пока не удается. И Федор снова безропотно идет гнуть спину на хозяина. Показав свой характер, он снова покорился, но по всему чувствуется, что покорность эта теперь временная, что подспудно зреет в нем возмущение и протест против несправедливости, лжи и обмана. Тонко, с большим художественным мастерством развертывает Шолохов диалектику внутренних переживаний Федора, прослеживая созревание в нем активного борца.
    Слайд 6

    Особенно большое значение в развитии сюжета приобретает встреча Федора с матерью, вынужденной после смерти мужа ходить по миру с сумой. Вся эта сцена полна глубоких чувств, подлинных человеческих переживаний: «Дрогнуло и в горячий комочек сжалось у Федора от жалости сердце: за два месяца постарела мать лет на десять. Из-под рваного темного платка выбились седеющие волосы, углы губ страдальчески изогнулись вниз, глаза слезились, беспокойно и жалко бегали; через плечо у нее висела тощая, излатанная сума, длинный изгрызанный собаками костыль держала она, пряча за спину. Шагнула к Федору и припала к плечу... Короткое, сухое, похожее на приступ кашля, рыдание.

    — Вот как пришлось... свидеться... сынок.

    Костыль мешал ей, положила на землю и вытерла глаза рукавом. Хотела улыбнуться, показывая Федору глазами на суму, но вместо улыбки безобразно искривились губы, и частые слезы, задерживаясь в ложбинках морщин, покатились на грязные концы платка.

    Стыд, жалость, любовь к матери, спутавшись в клубок, не давали Федору говорить, он судорожно раскрывал рот и поводил плечами» (1, 273—274). И вслед за этим в зорко подмеченных внешних деталях ярко раскрывается сложная система человеческих переживаний. Федор терпел, когда хозяин издевался над ним, но издевательства над матерью не вынес. И когда хозяин отказал Федору в хлебе, который он хотел получить в счет заработанных денег и отдать матери, чтобы она не ходила «побирухой», и «звонко ударил Федора по лицу», тот в ответ основательно избил его. И раньше он не испытывал привязанности к своему хозяину, но выполнял все его поручения, боясь потерять работу, а сейчас пелена страха спала с его глаз. Увидев, в каком жалком положении оказался некогда грозный хозяин, Федор просто развеселился: «Прислонился к дверному косяку, хохотал так, как еще ни разу после отцовой смерти» (1, 279).

    Слайд 7

    Большое значение в развитии сюжета, в становлении характера Федора как волевого, целеустремленного человека приобретают встречи и разговоры с молодым рабочим Фролом. Федор давно подмечал, с какой независимостью ведет себя Фрол с хозяином, даже оскорбляет его, а тот все терпит и даже унижается, заискивает. Именно Фрол советует Федору обратиться в комсомольскую ячейку хутора Дубровского: «Там в обиду не дадут. Там твоя кровная родня» (1, 281). Вступив в комсомол, Федор почувствовал, что не одинок, что рядом с ним «плечо к плечу, стеной» стоят его новые друзья. Бойцов закономерно становится одним из активистов хутора. По совету новых товарищей он подает на Благуродова в суд.

    Благуродов в народном суде говорил судьям, что платил Фёдору деньгами за работу, «Восемь рублей и хлебца вдобавок всыпал». Суд присудил выплатить Фёдору двенадцать рублей, оштрафовать Захара Денисовича на тридцать рублей. А через какое-то время Захар Денисович сбил шедшего Фёдора «оглоблей в грудь», «и ремень, сорвав с головы шапку, наискось рассек лицо». И горланил Фёдору: «- Я тебе припомню!.. Я тебе подсижу…

    Слайд 8

    Второй хозяин МИРОШНИКОВ ПАНТЕЛЕЙ – сосед Захара Денисовича, «высокий, высохший до костей, угрюмый старик», заключил договор с Фёдором на три месяца летне-осенней поры.

    Фёдор работал хорошо, дед Пантелей, внимательно наблюдая за работой, похвалил Фёдора, назвал его: «Золотые руки!» и предложил ему остаться и на зиму. Фёдору нравился старик, «такой суровый на вид и сердечно добрый в душе». Одновременно с этим Фёдор агитировал знакомых батраков вступить в комсомол и работать по заключению договора. Но кулаки подстерегли Фёдора и ударили колом, Фёдор потерял сознание. Оказалось, что среди троих нападавших был и Захар Денисович, которого картечью свалил Пантелей Мирошников.

    В письме Рыбникова в больницу, где лечился Фёдор, сообщалось, что дед Пантелей собирается приехать к нему «на провед и приваезть харчей», «еще много работы, а время скачет, как лошадь, порвавшая треногу». А Захара Денисовича «пристукали на семь лет с поражением в правах на три года, остальных двух – Михаила Дергачева и Кузьку, хреновского спекулянта, - к пяти годам».
    Слайд 9

    Произведение насыщено пейзажными зарисовками Донского края, которые, сопровождая события, оттеняя их внутренний смысл, задают верный тон повествованию.

    Звезды появляются редко, и их появление связано с каким-то “просветом” в судьбе героя, иногда мнимым, иногда действительным. В рассказе “Батраки” Федор заметил, как “сквозь дырявую крышу навеса крапинки звезд точили желтенький лампадный свет”, после разговора с Фролом

    о заработках. А после ухода от хозяина он будто заново открыл мир: перед ним распахнулось

    “золотисто-голубое шитво неба”.
    Перед покушением на Федора природа предупреждает героя: “Ночь висела над степью дегтярно-черная, тучи, как лед в половодье, сталкивались и громоздились одна на другую, громыхал гром, за лесом чертила небо молния”. Конвенциональность этой пейзажной зарисовки

    очевидна: упоминание о ледоходе после слов деда Пантелея (“Заварил кашу…”) говорит о ломке сознания батраков, о сопротивлении новым законам зажиточных крестьян, но подтекст гораздо глубже: “дегтярно-черная туча” висит ведь не только над хутором, но и над степью, в природе также нет гармонии, как и в жизни людей.
    Слайд 10

    Прототипы

    Образ главного героя, Фёдора Бойцова, сродни более раннему образу обездоленного сельского паренька Алексея Попова из рассказа М.А. Шолохова «Алёшкино сердце».

    По мнению Г.Я. Сивоволова, в образе Захара Денисовича Благуродова «легко угадывается фигура Якова Алексеевича Дударева», «одного из зажиточных каргинских казаков, державшего и при советской власти большое хозяйство и наёмных работников. Обиженные батраки подкидывали ему «красного петуха», поджигали скирды сена, ломали молотилку, но цепкий хозяин снова оправлялся, в длинной распущенной холщовой рубахе босиком хромал по двору, подгоняя работников»[1].
    Слайд 11


    написать администратору сайта