Супершпаргалка. Супершпаргалка - Пост в Рамадане. Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2
Скачать 0.92 Mb.
|
меня", чтобы указать на достоинство поста и его преимущества над прочими поклонениями!". См. "Маджалису шахри Рамадан" 15. Сообщается со слов Сахля, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, есть в Раю врата, называемые "ар-Райян", через которые в День воскрешенья будут входить постящиеся, и не войдет через эти врата никто, кроме них. Будет сказано: "Где соблюдавшие пост?" - и они выйдут вперед, и кроме них не пройдет через эти врата никто. Когда же они войдут, эти врата будут закрыты, и больше никто через них не войдет". аль-Бухари 1896, Муслим 1152. Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Пост - это щит, с помощью которого раб Аллаха уберегается от Огня". ат-Табарани в "Кабире". Хадис хороший. См. "Сахих аль- джами'" 3867. Посланник Аллаха ﷺ также сказал: "Тот, кто умер соблюдая пост, войдет в Рай". аль-Баззар. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. "Сахих аль- джами'" 6224. Посланник Аллаха ﷺ также сказал: "Пост и Коран заступаются за раба Аллаха в Судный день. Пост говорит: "Господь мой! Я лишил его пищи и питья в светлую часть, так позволь же мне заступиться за него!" А Коран говорит: "Господь мой! Я лишил его сна ночью, так позволь же мне заступиться за него!" - и их заступничества удовлетворяется". Ахмад 2/174. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аль-Мунзири, шейх Ахмад Шакир и аль-Альбани. См. "Сахих ат-таргъиб" 973. Вернуться в содержание 2. Духовная сторона поста и поведение постящегося Всевышний Аллах повелел поститься общине Мухаммада ﷺ, сказав: "О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас - быть может, вы станете богобоязненными". (аль-Бакъара 2: 183). Всемогущий и Премудрый Аллах когда повелевает или предписывает Своим рабам, какое-либо законоположение, то обычно только упоминает повеление, не разъясняя его мудрость, потому что общая мудрость Аллаха в том что, возлагая обязанность на Своих рабов, Он испытывает их, и выявляет тех, кто будет повиноваться Ему и тех, кто не будет повиноваться Ему. Однако в этом аяте Аллах упоминает нечто, не часто встречаемое в благородном Коране, которое заключается в том, что Он разъясняет причину повеления поститься, сказав: "быть может, вы станете богобоязненными". Что же такое "богобоязненность" (ат-такъуа)? Талькъ ибн Хабиб сказал: "Когда возникает смута (фитна), гасят ее с помощью богобоязненности". Его спросили: "А что такое богобоязненность?" Он ответил: "Богобоязненность - это покорность Аллаху, на основании света исходящего от Аллаха, в надежде на награду от Аллаха. Богобоязненность - это оставление непокорности Аллаху, на основе света от Аллаха, и из страха перед наказанием Аллаха". Ибн аль-Мубарак 1343, Ибн Аби Шайба 30356. Са'ид ибн Джубайр говорил: "Поистине, страх перед Аллахом - это то, что становится между тобой и грехами, это и есть истинный страх. Поминание Аллаха (зикр) является повиновением Аллаху, и тот, кто повинуется Аллаху, тот поминает Аллаха. Что же касается того, кто не повинуется Аллаху, тот не является поминающим Аллаха, даже если он часто прославляет Его и много читает Коран!". Абу Ну'айм в "аль-Хилия" 4/276. Наш Пророк ﷺ разъяснил божественную мудрость в предписании поста, сказав: "Аллах не нуждается в том, чтобы тот, кто не прекратил лгать и поступать по лжи, оставил свою еду и питье". аль-Бухари 1903. Имам Абу Бакр ибн аль-'Араби сказал: "Тот, кто совершил то, что сказано в этом хадисе, не будет вознагражден за свой пост!". См. "Фатхуль-Бари" 4/117. Из этого хадиса следует, что если постящийся не перестает совершать грехи, лгать и сквернословить, то Аллах не обращает внимания на отказ человека от еды, питья и близости с женой. Что же касается нужды Аллаха в прямом смысле слова, то Аллах Богат и абсолютно ни в чем не нуждается. См. "Итхафуль-Кирам" 187. Мудрость в повелении поститься не только в том, что бы верующие отстранялись от приятных, дозволенных и благих вещей, хотя это обязательно для постящегося человека, но это не единственная требуемая вещь, которая заложена в посте. Всевышний Аллах завершает Свое повеление поститься, высказыванием: "быть может, вы станете богобоязненными". Это означает, что мудрость предписания поста в том, что мусульманин должен увеличить поклонение Аллаху Всевышнему, во время поста, стать более покорным, чем был до этого и оставить все дурное. Человек, соблюдающий пост и не оставивший все дурное в месяц Рамадан, подобен тому, кто строит дворец, разрушая город. Посланник Аллаха ﷺ говорил: "Может случиться так, что постящемуся ничего не достанется от его поста, кроме голода". Ибн Маджах 1690. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль- Альбани. Это означает, что Аллах не подразумевал, возложив обязанность поститься, которая заключается в отказе в течение определенного времени, известного всем, что люди должны только воздерживаться от еды и питья и супружеской близости. Они должны также воздерживаться от того, что Аллах, Всемогущий и Славный, запретил из грехов и деяний непокорности Ему, и среди этого - ложь в словах и делах. Таким образом, нам становится ясно, что пост - это не только воздержание от пищи и питья, но также и отказ от таких запретных дел, как: злословие, сплетни, лжесвидетельство, ложь и другие запретные вещи, которые всем известны. От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Пост - это не просто воздержание от еды и питья. Поистине, пост - это воздержание от пустословия и сквернословия!". Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. "Сахих ат-таргъиб" 1082. Каждый мусульманин обязан знать, что деяния, нарушающие пост - это не только физические действия, известные всем, как принятие пищи, питья и совокупление. Пост состоит не только в том, что бы воздерживаться от этого. Поэтому некоторые из ученых разделяют вещи, которые нарушают пост на две категории. Многие проповедники, увещевающие людей во время Рамадана, говоря о вещах, нарушающих пост, упоминают только о правовых нормах, как еда, питье и половой акт. Но они должны уделять основное внимание также и второй категории вещей, нарушающих пост. Что касается того, кто ограничивает свой пост только воздержанием от еды, питья и половой близости, продолжая упорствовать в дурном поведении, которое было присуще ему до Рамадана, то это - не пост, который требуется в соответствии с мудрым смыслом законоположения этого благородного месяца, на который наш Всемогущий Господь указывает в Своем высказывании: "быть может, вы станете богобоязненными". Поэтому мы советуем и напоминаем нашим братьям, мусульманам, чтобы они помнили о другой категории вещей, нематериальных, которые обесценивают пост, и это - то, о чем редко говорят проповедники и люди, стремящиеся направить людей к правильному пути. Не говоря уже о простых людях, которые даже не знают об этой категории вещей, нарушающих пост. Каждому мусульманину следует помнить многочисленные наставления Пророка ﷺ касающиеся бед языка, и лучше молчать, чем произносить то, в чем заключается вред или нет пользы и необходимости, тем более в этот великий месяц. Со слов Му'аза ибн Джабаля передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, ты не перестанешь находиться в благополучии, пока будешь молчать. Если же ты начнешь говорить, то это будет за тебя или против тебя". ат-Табарни в "аль-Кабир" 2/73. Хадис достоверный. Постящемуся в этот славный месяц следует проявлять больше усердия в поклонении и послушании Аллаху; сносить обиды, чинимые людьми, не ссориться и не повышать голос. Если постящегося обругают, ему следует проявить максимум выдержки и сказать: "Я соблюдаю пост", как сказано об этом в хадисе: "Пусть никто из вас не сквернословит и не повышает голос в день поста, а если кто-либо будет ругать его или затевать с ним ссору, пусть скажет: "Поистине, я пощусь"". аль-Бухари 1904, Муслим 1151. Также следует стараться отстранятся от грехов, в том числе и потуплять свой взор, не смотря на запретное. Посланник Аллаха ﷺ говорил: "Глаза троих, в Судный день не увидят Огня: Глаза, плакавшие из страха перед Аллахом; глаза того, кто был стражником на пути Аллаха, и глаза, которые потуплялись при виде запрещенного Аллахом". Ибн 'Асакир в "ат-Тарих" 1/297. Хадис хороший. См. "ас-Сильсиля ас-Сахиха" 2673. От Ибн Мас'уда сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Поистине, пост - это амана (отданное на хранение), так пусть же каждый из вас оберегает то, что ему доверили!". аль-Хараиты в "Макаримуль-ахлякъ". Хафиз аль-'Иракъи назвал иснад хадиса хорошим. См. "Тахридж аль-Ихъя" 1/354. Вернуться в содержание 3. Ценности поста | Ибн аль-Къаййим "Я приказываю вам совершать пост. Постящийся, похож на человека в толпе. С ним сверток, в котором лежит миск, его распространяющий запах нравится как ему самому, так и другим. Запах постящегося лучше перед Всевышним, чем аромат этого миска". Пророк ﷺ сравнил постящегося с человеком в кармане, которого сверток ароматного, невидимого глазу постороннего, миска. Точно так же тот, кто держит пост, никто не видит этого дела и не чувствует. Истинный постящийся это тот, кто контролирует свои органы от совершения греха, язык - от лжи, непристойностей и чепухи, живот - от еды и питья, половые органы от совокупления. Он не говорит и не делает того, что испортить пост. От него исходят только праведные слова и действия, которые уподоблены приятному запаху носителя свертка миска. Общающийся с постящимся получает пользу, он обезопасивший от пустословия, лжи, распутства и несправедливости. Это является постом в полном смысле этого слова, а не простое воздержание от еды и питья. В достоверном хадисе сказано: "Если (во время поста) человек не прекратит лгать и действовать по лжи, то Аллаху не нужно, чтобы он отказывался от еды и питья". (Ахмад 2/452, 505, Бухари 2/99, 100 и 10/394) , в другом хадисе сказано, что "вполне возможно доля его от поста будет всего лишь голод и жажда". (Ахмад 2/373. Шейх Албании привел его в своем сборнике достоверных хадисов под номером 3484) То есть, пост для органов тела - это воздержание от совершения греха, а для живота - от питья и еды. Еда и питье прерывают и нарушают пост, а совершенные грехи уменьшают награду за него и губят его плоды, сводят на нет это дело. Существуют разногласия ученых насчет запаха изо рта постящегося, имеется ли в виду этот дольный мир или же подразумевается будущий. Уважаемый шейх Абу Мухаммад Изид-Дин ибн Абдес-Салам склонялся к мнению о том, что это касается только этого мира, и он написал насчет этого свое исследование. Шейх Абу Амр считал, что это касается обоих миров, и написал книгу для опровержения первого мнения. Абу Амр опирался на доказательства Абу Хатима ибн Хиббана, в "Сборнике достоверных хадисов", которого есть глава: "Объяснение того, что запах изо рта постящегося милее для Аллаха нежели запах миска". В ней приводится хадис от Амаша от Абу Салиха от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал: "Все дела сына Адама (делается для) него же, кроме поста. Поистине, он ради Меня, и Я воздам за него. А неприятный запах изо рта постящегося будет милее для Аллаха, нежели аромат мускуса". Следующая глава называется: "Объяснение того, что запах изо рта постящегося в День Суда милее для Аллаха нежели запах миска". В ней приведен хадис от Джурейджа от Ата от Абу Салиха аз-Зайата то, что он слышал как Пророк ﷺ: "Великий и Могучий Аллах сказал: "Все дела сына Адама (делается для) него же. Кроме поста, ибо пост - для Меня, и Я вознаграждаю за него". А неприятный запах изо рта постящегося в День Суда для Аллаха приятнее, чем аромат мускуса. И постящийся испытывает радость дважды: при разговении и при встрече со своим Господом". (Бухари 10/310, Муслим 1151) После этого в главе: "Объяснение того, что запах изо рта постящегося в этом мире иногда бывает лучше аромата миска" и привел хадис Шугбы от Сулеймана от Закуана от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал: "Всякое (благое) дело сына Адама умножится, (а наименьшее воздаяние) за доброе дело будет десятикратным, (но может возрасти и) до семисоткратного. Аллах Всевышний сказал: "За исключением поста, ибо, поистине, пост (совершается) ради Меня, и Я воздам за него, (так как человек) отказывается от еды и от питья ради Меня и Я вознагражу его! Постящегося ждут две радости: одна при разговений его, а другая - при встрече с его Господом, и, поистине, запах изо рта постящегося милее для Аллаха, чем благоухание мускуса!" (Муслим 1151). Шейх Абу Мухаммад аргументирует свое мнение хадисом, в котором приятность запаха изо рта постящегося упомянут в контексте о Судном Дне. Мне остается добавить, что есть еще одно доказательство правильности его слов хадис, приводимый в обоих достоверных сборниках: "Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, любой кто получит ранение на пути Аллаха, обязательно явится в День воскресения со своей кровоточащей раной, которая будет цвета крови, а аромат (ее) будет ароматом мускуса". (Бухари 6/15, Муслим 1876). Ибн Аббас говорил: "Доброе дело придает лицу (человека), лучезарность, дает сердцу свет, телу - силу, увеличивает пропитание и внушает творениям любовь к нему. Плохое же дело очерняет лицо, затемняет сердце, придает телу слабость, уменьшает пропитание и вызывает ненависть творений (по отношению к человеку)". Усман ибн Аффан говорил: "Все что бы ни делал человек, Аллах дает ему соответствующее одеяние. Если дело благое - хорошее, если нет - то плохое". Общеизвестный факт, для проницательных людей и для простых, что от благочестивых богобоязненных людей исходит приятный, терпкий аромат. Благоухание духа пропитывает их тело и одежду. У людей грешных все наоборот. Духовно больной, то есть человек, у которого загрязнено сердце, ни того, ни этого не заметит. "Болезнь" помешает сделать это. Эти слова - предельно ясное изложение проблемы. Всевышний Аллах более сведущ насчет правильности этого. См. Ибн аль-Каййим "Аль-Уабиль аль-Сайиб" с. 34-36. Вернуться в содержание 4. Приумножаются ли в месяц Рамадан благие поступки и дурные деяния? Да, благие и дурные деяния приумножаются ввиду достоинства времени или места их совершения. Но между приумножением благих дел и приумножением дурных дел существуют следующие отличия: - благие дела приумножаются как в количестве (за совершенное одно благое деяние Аллах дарует от десяти и более таких добрых дел), так и в степени награды. - когда речь идет о приумножении дурных дел, имеется в виду, увеличение степени тяжести греха, и что наказание за такой грех будет более тяжким, а что касается их количества, то каждое дурное дело записывается как одно и не умножается. В "Маталиб ули ан-Нуха" 2/385 сказано: "Благое и дурное деяние приумножается в местах имеющих особые достоинства, такие как Мекка, Медина, Иерусалим и мечети. Также они приумножаются ввиду достоинства времени как пятничный день, запретные месяцы и Рамадан. Что касается приумножения благих дел, то в этом нет разногласий, а относительно приумножения дурных дел ученые разошлись во мнениях, и некоторые, последовав за мнением Ибн 'Аббаса и Ибн Мас'уда (да будет ими доволен Аллах) сказали, что и дурные деяния увеличиваются. Но некоторые исследователи возразили им сказав: "Они (Ибн 'Аббас и Ибн Мас'уд) имели в виду приумножение в степени тяжести греха и в тяжести наказания за него, а не приумножение количества дурных дел"". Шейху Ибн Базу (да смилуется над ним Аллах) был задан вопрос: "Мусульманин посредством поста достигает прощения, как малых, так и больших грехов? И приумножаются ли грехи в Рамадан?". Ответ: "Для мусульманина в Рамадан, также как и в любое другое время, узаконенным является борьба со своей душой, которая всегда повелевает зло. Бороться с ней пока она не станет душой умиротворенной, повелевающая благое и стремящаяся ко всякому благому. Человек должен бороться с врагом Аллаха - иблисом, чтобы уберечься от его зла и искушения. Мусульманин в этом бренном мире постоянно находится в большой борьбе со своей душой, своими страстями и шайтаном. Поэтому человек должен больше каяться перед Всевышним, и все время обращаться к Нему с мольбами о прощении. Но времена разнятся по своим достоинствам. Так, месяц Рамадан, лучший месяц в году. Это месяц прощения, милости и освобождения рабов от Огня. Если место и время являются почтенными, то совершаемые в них благие дела приумножаются, а грех за дурные дела становится еще более тяжким. А так как Рамадан имеет высокое достоинство и положение, то грех дурного деяния совершаемого в Рамадане является более тяжким, чем совершение того же деяния в иное время, также как награда за совершение угодных Аллаху дел в Рамадане, превосходит награду за совершения этих же дел в иное время. Поэтому мусульманин должен воспользоваться этим благодатным месяцем и совершать как можно больше угодных Аллаху дел и оставить дурные деяния, возможно Всемогущий и Великий Аллах окажет ему милость и примет его деяния, и поможет ему придерживаться прямоты |