Супершпаргалка. Супершпаргалка - Пост в Рамадане. Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2
Скачать 0.92 Mb.
|
Эти двое нарушили свой пост". Однако затем Пророк ﷺ разрешил совершать кровопускание постящемуся", и поэтому Анас совершал кровопускание во время поста. ад-Даракъутни 2/182. Достоверность подтвердили имам ад-Даракъутни, аль-Байхакъи и ан-Науауи. Также, когда Абу Са'ида аль-Худри спросили: "Можно ли постящемуся совершать кровопускание?" Он ответил: "Да, нет в этом никаких проблем". Ибн Хузайма 3/235. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. Исходя из всего сказанного, и объединив все мнения можно сделать следующий вывод: Кровопускание во время поста не запрещено категорически и оно не делает пост недействительным. Однако, если кровопускание может ослабить постящегося, то совершать его нежелательно, а если оно может вынудить постящегося прервать пост из-за ослабления организма, то это запретно. Об этом сказал имам аш-Шаукани. См. "Найлюль-Аутар" 4/515. Тоже самое относится и к сдачи крови, если в этом есть необходимость и это не приведет к ослаблению организма, то тогда это дозволено. В противном случае нет. См. "Сахих фикъху-Ссунна" 2/114. Вернуться в содержание 70. Пробование пищи при необходимости В случае необходимости постящемуся дозволяется попробовать пищу на язык или даже ее разжевать. Примерами таких случаев могут быть разжевывание пищи матерью для младенца, когда она не имеет других путей накормить его, опробование пищи при приготовлении, чтобы убедиться, что она в порядке, или проба пищи при покупке. Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: "Нет ничего плохого в том, что человек попробует на вкус уксус или то, что он хочет купить". Ибн Абу Шайба 2/161. Иснад достоверный. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: "Опробование пищи постящимся без нужды порицается, но не нарушает пост. Это как полоскание рта водой". См. "Маджму'уль-фатауа" 25/266. Однако глотать пищу попробованную на язык нельзя. Вернуться в содержание 71. Полоскание рта 'Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал: "Однажды я, будучи постящимся, поцеловал свою жену. После этого я пришел к Пророку ﷺ и сказал: "Я сделал страшное дело, я поцеловал свою жену, будучи постящимся!" Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Что ты скажешь на то, если бы ты прополоскал свой рот водой, будучи постящимся?" Я сказал: "Нет ничего страшного в этом". Тогда Пророк ﷺ сказал: "За что же ты тогда переживаешь?". Ахмад 1/21, Абу Дауд 2385, ад-Дарими 1723. Шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, 'Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу'айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. Этот хадис указывает на то, что во время поста не запрещается, чтобы постящийся полоскал свой рот. Полоскать рот во время поста, дозволено без разногласий, будь это во время омовения или нет. См. "Шархуль-Кабир" 3/44. Вопрос: "Если постящийся полоскал или промывал горло, либо делал ингаляцию, в результате чего ему во внутрь попала вода без преднамеренного умысла, то делает ли это его пост недействительным?". Ответ Мухаммада бин Салих Аль Усеймина: "Если в результате полоскания горла или ингаляции вода случайно попала во внутрь постящемуся, это не будет считаться разговлением, потому что человек не намеревался делать этого специально, так как Всевышний сказал: "Если сердца ваши не были преисполнены умысла". Вернуться в содержание 72. Полоскание носа Не следует втягивать носом воду, при омовении, чтобы она не попала в горло. Лякъит ибн Сабира рассказывал: "Однажды я спросил Пророка ﷺ: "О Посланник Аллаха, расскажи мне об омовении". Он сказал: "Совершай омовение должным образом, промывай места между пальцами и тщательно промывай нос, если только ты не постишься". аш-Шафи'и 1/30, Ахмад 4/33, Абу Дауд 142. Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-Къатан, ан-Науауи, Ибн Хаджар и аль-Альбани. Вернуться в содержание 73. Купание От одного сподвижника Пророка ﷺ сообщается, что он видел, как "Посланник Аллаха ﷺ поливал себе голову водой, спасаясь от жары". Малик в "аль-Мууатта" 1/294, Абу Дауд 2365, Ахмад 4/63. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. Этот хадис указывает на то, что во время поста не запрещается, чтобы постящийся купался в дневное время, чтобы ослабить воздействие жары. Вопрос: "Каково постановление шариата относительно дозволенности плавания в море или пруду постящемуся, во время поста в месяце Рамадан?" Ответ: "Нет ничего запретного для постящегося в плавании в море или пруду, независимо от того глубоким является пруд или нет. Он может купаться как хочет и даже погружаться в воду, но он должен постараться, по мере своих возможностей, сделать все, чтобы вода не попала ему во внутрь. Само же купание бодрит постящегося и облегчает ему пост, а все то, что облегчает поклонение нельзя запрещать, так как это облегчает поклонение и оно становится легким для раба, а ведь сказал Всевышний Аллах: "Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь" (сура "Корова", аят 185) Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его". То есть, попытки делать нечто непосильное для себя, например, молиться днем и ночью до полного изнеможения и так далее всегда приводит к нежелательным последствиям. Поскольку рано или поздно человек лишится сил и окажется не в состоянии делать даже то, что могут делать все остальные. Поэтому нет ничего запретного в плавании в пруду, а также в купании в душе и так далее, во время поста месяца Рамадан". ("Вопросы касающиеся поста", стр. 32) Вернуться в содержание 74. Использование сурьмы 'Аиша рассказывала, что "Посланник Аллаха ﷺ пользовался сурьмой, во время поста". Ибн Маджах 1678. Среди ученых было разногласие относительно достоверности этого хадиса. Но шейх аль-Альбани считал его достоверным. А некоторые имамы говорили, что нет ни одного достоверного хадиса в которым бы сообщалось, что Посланник Аллаха пользовался сурьмой во время поста. Но, тем не менее, смысл этого хадиса правильный, что сурьма не нарушает пост. Более того имам ат-Табарани 2/132 приводит от Бариры, а аль-Байхакъи от Ибн Аббаса, что они пользовались сурьмой во время поста. И хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этих сообщений хорошим. См. "Тальхисуль-хабир" 2/366. Вернуться в содержание 75. Непитательные уколы Инъекции, используемые для лечения, как пенициллин и инсулин, или тонизирующее средство или прививка, не нарушают пост, вне зависимости являются ли они внутримышечными или внутривенными. См. "Фатауа Мухаммад ибн Ибрахим" 4/189. Вернуться в содержание 76. Лечение и пломбирование зубов Лекарства, как средства полоскания, не нарушают пост, при условии, что они не проглатываются. Если человек пломбировал зубы и чувствует привкус в горле, это не нарушает пост, о чем сказал шейх Ибн Баз. Ученые постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом говорили, что нет проблем в том, чтобы чистить зубы даже с зубной пастой в дневное время, также в том, чтобы полоскать рот лекарством, и даже лечить зубы и пломбировать их в дневное время при нужде. Но с условием при всем перечисленном, чтобы человек сознательно не проглатывал ни пасту, ни кровь с десен, ни лекарства. Вернуться в содержание 77. Укол анестезии при лечении зубов Анестезия также не влияет на действительность поста, поскольку не является пищей или питьем, и основа в том, что это не нарушает пост. См. "Маджму Фатауа уа Макалят Мутанаууийя", 15/259. Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да смилуется над ним Аллах). Вернуться в содержание 78. Глазные и ушные капли Согласно наиболее верному мнению, клизмы, глазные капли, капли для ушей, выдергивание зубов и лечение ран не нарушают пост. См. "Маджму'уль-фатауа" 25/233-245, Шейхуль-Ислам Ибн Таймии. Вернуться в содержание 79. О каплях в нос Вопрос: "Капли в нос портят ли пост?". Ответ шейха 'Усеймина (рахимаху-Ллах): "Наш ответ такой - капли в нос если попадают в желудок, то они разговляют (портят пост), т.к. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в хадисе Лакыйта ибну Сабира: "Тщательно полощи нос, если только ты не постишься", и поэтому не дозволено постящемуся использовать капли в нос, которые попадают в желудок. А что касается того, что не попадает в желудок будь это капли в нос, то они не нарушают пост". (См. "Шарх мумти' ", "Маджму' аль-фатауа шейх", 551) Вернуться в содержание 80. Ароматические запахи и дым Спросили шейха Ибн 'Усаймина: "Каково Ваше суждение об использовании ароматических запахов днем в Рамадан?". Он ответил: "Не беда, если постящийся использует и вдыхает их днем в Рамадан. Но это не распространяется на благовония, которые при поджигании распространяются в виде дыма. Он не должен вдыхать их в себя, поскольку они содержат в себе вещества, которые в виде дыма проникают в желудок". См. "Фатауа ислямия" 2/128. Вернуться в содержание 81. Болезненные кровотечения у женщин (аль-истихада) Болезненные кровотечения у женщины не влияют ни на молитву, ни на пост, ни на другие виды поклонения. Эта кровь не является нечистотой (наджаса), и женщине с истихадой дозволено все, что запрещено женщинам, у которых месячные или послеродовое кровотечение. См. "Сахих фикъху-Ссунна" 1/216-217. Вернуться в содержание 82. Глотание пыли и того, что случайно попало в рот Шейх Ибн Баз сказал: "Если постящийся поранился или страдает от кровотечения из носа, или случайно вода или бензин попадает ему в рот, без его желания, то это не нарушает его пост". См. "Фатауа ислямия" 2/134. Также если пыль, дым или муха случайно попадает ему в рот, это не нарушает его поста также. Вещи, которые невозможно избежать при глотании, как слюна или пыль с сухой земли, не нарушают пост. Если человек собирает достаточное количество слюны во рту, затем специально проглатывает, то это не нарушает пост, согласно самому сильному мнению. См. "аль-Мугъни" 3/106. Вернуться в содержание 83. Запрещенные слова и взоры "Пять вещей нарушают пост и омовение: ложь, сплетня, поклеп, взгляд со страстью и ложная клятва". Этот хадис недостоверный. См. "ас-Сильсиля ад-да'ифа уаль-мауду'а" 1708. Однако, несмотря на то, что перечисленное в этом недостоверном хадисе не нарушает пост, эти вещи являются большими грехами в Исламе, обесценивают пост и уменьшают награду за него! Вернуться в содержание 84. Кислородные подушки для астматиков Используемые при астме кислородные подушки не нарушают пост, потому что сжатый газ, идущий в легкие - это не пища и потребность в нем постоянна, как в Рамадан, так и в другое время. См. "Саб'уна масаля фи-ссыям" 36. Вопрос шейху Мухаммаду 'Али Фаркусу: "Женщина страдающая от астмы интересуется, можно ли использовать кислородный баллончик, который способствует открытию дыхательных путей, вдыхая содержащие в нём лекарства, будь это в Рамадан или в другое время, т.е. когда она постится?". Ответ: "Если компоненты баллончика выражаются в кислороде (оксиген), который помогает открытию дыхательных труб, то мы не видим препятствия в его использовании, будь это в Рамадан или в другое время. Нельзя рассматривать это как то, что нарушает пост. Если компоненты состоят из веществ, которые преобразовываются из пара в жидкость, и оставляют вкус и реакцию при попадании в горло, а затем в желудок, тогда это будет рассматриваться как то, что нарушает пост. Исходя из последнего положения, если человек использует это один или два раза в Рамадан, то он рассматривается как больной, который должен будет возместить те дни, в которые он открыл свой пост. А если использование этого происходит на протяжении большей части Рамадана, так, что выходит за обычные границы, то в этом случае, он рассматривается как больной хронической болезнью, который должен будет искупить свои посты (кормлением бедняков)". http://ferkous.com/home/?q=fatwa-76 Вернуться в содержание 85. Контактные линзы Во время соблюдения поста использовать контактные линзы дозволено. На дозволенность их использования не влияет то, что перед использованием они пребывают в растворе для очищения. Самое большее, что может произойти, это то, что некоторое количество раствора проникнет в глаза, но это походит на использование глазных капель. А глазные капли не портят пост, как гласит верное мнение ученых. Шейх Ибн 'Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: "Нет ничего плохого в том, чтобы постящийся использовал сурьму для глаз, глазные или ушные капли. Даже если он почувствует вкус капель во рту, это не нарушит пост. Так как они не являются пищей или питьем и не замещают их. Доказательство этому то, что запрещено во время поста принимать пищу и питьё, а то, что не выступает в роли пищи или питья, запретным не является. То, что мы упомянули, является мнением, которое избрал шейху-ль-ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах. И это мнение является верным". (Фикху-ль-'ибадат. С. 191). Вернуться в содержание 86. Кровотечение в ротовой полости Вопрос: "У меня во рту кровотечение во время поста. Оно проявляется при пробуждении ото сна и при полоскании рта водой во время намазов. Если полоскать рот два или три раза, то количество крови уменьшается, и цвет становится светло-красным и иногда желтым. Как мне глотать слюну, учитывая то, что кровотечение иногда продолжается некоторое время? И каково положение глотания слюны желтого цвета, если у нее нет вкуса крови? Учитывая то, что я обратился к врачу, и он выписал мне лекарство, которое не дало полезного эффекта". Ответ: "Если положение таково, как ты описал, то тебе следует избавляться от крови, которая смешивается со слюной, посредством прополаскивания рта. Тебе следует остерегаться проглатывания чего-либо из этого. А что остается из малого количества следов (крови) желтого цвета в слюне, то нет для тебя в этом проблем, и твой пост действителен, если будет угодно Аллаху". Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам. Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Баз. Абдульазиз Али Аш- Шейх. Салих Аль-Фаузан. Бакр Абу Зейд. См. "Фатауа Аль-Ляджна ад-даима", 2 комплект, 9/210., http://islamqa.info/ar/129903 Вернуться в содержание 87. О том, что беременная и кормящая грудью могут при необходимости прервать пост От Анаса ибн Малика сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста". ат-Тирмизи 715, Абу Дауд 2408, ан-Насаи 2277. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу 'Иса ат- Тирмизи, имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани. Беременная и кормящая грудью могут не соблюдать пост в том случае, если испытывают опасение за себя, за плод, за пропажу или нехватку молока, и в этом нет разногласий среди ученых. Однако, если они способны поститься, не опасаясь за все вышеперечисленное, то им запрещено оставлять пост, ибо Всевышний Аллах говорит: "А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!". (аль-Бакъара 2: 184). Ибрахим ан-Наха'и рассказывал: "Однажды одна женщина пришла к 'Алькъаме и сказала: "Я беременна, но я в состоянии соблюдать пост, однако мой муж запрещает мне это". Тогда 'Алькъама сказал ей: "Повинуйся Аллаху и не слушайся своего мужа!"". 'Абдур-Раззакъ № 7566. Имам Ибн 'Акъиль сказал: "Если беременная и кормящая грудью опасаются за плод или ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!". См. "аль-Инсаф" 7/382. Шейх Ибн 'Усаймин сказал: "Не дозволено беременной и кормящей грудью не соблюдать пост, кроме как при необходимости!". См. "Фатауа ас-сыям" 161. Таким образом, беременная и кормящая грудью могут не соблюдать пост лишь в случае опасения, а не просто по причине кормления или беременности, как это полагают многие. Вернуться в содержание 88. Случай с выкидышем Если у беременной женщины происходит выкидыш в стадии формирования у плода различных частей тела, таких как голова или руки, то подобный случай рассматривается как ан-нифас (послеродовое кровотечение), и женщина не постится. Если же выкидыш произошел на ранних стадиях беременности (до восьмидесяти дней), то в отношении женщины применяются положения, связанные с истихадой (болезненное кровотечение), и она не должна оставлять свой пост. См. "Фатауа аль-Ляджна ад-даима" 10/224. Вернуться в содержание |