Главная страница
Навигация по странице:

  • Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и

  • А тот, кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе ". (ат-Талякъ 65: 1).И пятое мнение

  • А тем, которые способны поститься с трудом, надлежит накормить бедняка

  • А тот, кто болен или находится в пути, то пусть поститься число других дней

  • А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!"

  • Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься

  • О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас

  • В месяц Рамадан был ниспослан Коран как верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен

  • Супершпаргалка. Супершпаргалка - Пост в Рамадане. Сборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2


    Скачать 0.92 Mb.
    НазваниеСборник статей, вопросов и ответов Содержание кратко о месяце рамадан о достоинствах месяца Рамадан и поста в нем 2
    АнкорСупершпаргалка
    Дата19.05.2023
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСупершпаргалка - Пост в Рамадане.pdf
    ТипСборник статей
    #1144657
    страница10 из 26
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   26
    89.
    Возмещаются ли пропущенные дни поста по причине
    беременности и кормления грудью?
    Относительно данного вопроса среди ученых существует пять известных мнений, правильным из которых является только одно, поскольку истина одна, а противоречивые разногласия не имеют к ней никакого отношения. Имам Малик говорил: "Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу
    мнения, одновременно правильными быть не могут!".
    См. "Джами'уль-баяниль-'ильм"
    2/82.
    Рассмотрим подробно мнения всех сторон:
    Первое мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью обязаны возместить пост и кормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением Малика, аш-Шафи'и и Ахмада.
    См. "Тухфатуль-ахуази" 3/402
    . Однако некоторые шафи'иты и ханбалиты считали, что если они не постятся, опасаясь за себя, то они должны просто возместить пропущенные дни поста, без кормления бедняка.
    См. "Сахих фикъху-Ссунна" 2/125.
    Второе мнение состоит в том, что беременная только возмещает пропущенные дни поста, а кормящая грудью возмещает пост и кормит за каждый пропущенный день одного бедняка. Это одно из мнений имама Малика и многих шафи'итов.
    См. "аль-Маджму'" 6/273.
    Первые два мнения не имеют основы ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах кого-либо из сподвижников. Имам Абу 'Абдуллах аль-Маррузи говорил: "Мы не
    знаем никого, от кого бы достоверно передавалось необходимость объединять
    оба положения: кормление бедняка и возмещение поста, кроме имама
    Муджахида".
    См. "аль-Истизкар" 3/364.
    Третье мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью просто обязаны возместить пропущенные дни поста, не кормя бедняков. Это мнение Абу
    Ханифы, аль-Ауза'и, Суфьяна ас-Саури, Абу Саура и Абу 'Убайда.
    См. "Бидаятуль-
    муджтахид" 1/446.
    Также этому мнению отдали предпочтение шейх Ибн Баз и Ибн 'Усаймин.
    Они говорят, что основа в шариате Всевышнего - это обязанность соблюдать пост для каждого мусульманина, и это имеет отношение также к беременным и кормящим грудью, поскольку нет для них никаких исключений. И в связи с этим они обязаны возместить пропущенные дни поста так же, как и любой, кто не соблюдал пост по уважительной шариатской причине.
    Также их доводом являются следующие аналогии:
    Хадис: "Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и
    половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил
    от поста".
    Они говорят, что беременная и кормящая упоминаются в хадисе наряду с путником, а путник обязан возместить пропущенный пост.
    Также они сравнивают их с больным, поскольку больной не поститься из-за опасения за себя, но вместе с этим по выздоровлению обязан возместить пост.
    Четвертое мнение состоит в том, что беременная и кормящая грудью не возмещают пост и не кормят бедняков. Это мнение имама Ибн Хазма, и ему отдал предпочтение шейх Хамад аль-Ансари.
    См. "аль-Мухалля" 6/263, "Тухфату ас-саиль 'ан саум аль-мурды' уаль-хамиль" 138.
    Их мнение основывается на том, что в шариате Всевышнего Аллаха есть дозволенность на несоблюдение поста по причине кормления грудью или беременности, и нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне на то, что они обязаны возмещать пост. Всевышний Аллах обязал возмещать пост только пяти категориям людей, а это: путник, больной, сознательно вызвавший рвоту,
    женщина у которой месячные или послеродовое кровотечение.
    Упомянув это, Ибн Хазм сказал: "Ни один человек не имеет права обязывать
    тем, на что не пришел текст из Корана или Сунны, или на что нет единогласного
    мнения (аль-иджма')", после чего он прочитал следующий аят: "А тот, кто
    преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по
    отношению к себе".
    (ат-Талякъ 65: 1).
    И пятое мнение состоит в том, что пропустившие пост беременная и кормящая грудью не обязаны его восполнением, а должны накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением Ибн 'Аббаса и Ибн 'Умара,
    а также за ними в этом вопросе последовали Са'ид ибн аль-Мусайиб, Са'ид ибн
    Джубайр, Къатада, Къасим ибн Мухаммад, Исхакъ ибн Рахауайх, Сайд Сабикъ и аль-Альбани.
    См. "аль-Имам би ахками-ссыям" 300-301, "Сахих фикъху-Ссунна" 2/125.
    Ибн 'Аббас в отношении аята: "А тем, которые способны поститься с
    трудом, надлежит накормить бедняка".
    (аль-Бакъара 2: 184)
    сказал, что он отменен велением поститься, а затем добавил: "Установлено кормление одного
    бедняка за каждый пропущенный день для старика и старухи, которые не
    способны соблюдать пост , а также для беременной и кормящей грудью, которые
    опасаются (за детей)". аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
    Ибн 'Аббас также говорил: "Если беременная опасается за себя, а кормящая
    грудью боится за своего ребенка, то они оставляют пост в месяце Рамадан и
    кормят за каждый пропущенный день одного бедняка, и они не должны
    возмещать свой пост". ат-Табари 2758 и др. Достоверность иснада подтвердили хафиз Ибн 'Абдуль-Барр в "аль-Истизкар" 3/364, Ибн Хаджар в "аль-Маталибуль-'алия" 1/258 и шейх аль-
    Альбани в "Ируауль-гъалиль" 4/19.
    Также сообщается, что Ибн 'Аббас сказал беременной женщине: "Ты из числа
    тех, которые могут поститься с трудом, поэтому на тебе кормление бедняка, а не
    возмещение". аль-Баззар 1/365. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.

    Также сообщается, что однажды Ибн 'Умар, увидев, что его беременной жене трудно поститься, сказал ей: "Оставь пост, так как ты из числа тех, кто не может
    соблюдать его. Поэтому корми за каждый день бедняка и не возмещай свой
    пост". Нафи' рассказывал, что то же самое Ибн 'Умар повелел и своей беременной дочери. ад-Даракъутни 2/207/10. Достоверность иснада подтвердили имам ад-
    Даракъутни и шейх аль-Альбани. См. "Ируауль-гъалиль" 4/20.
    Так же говорили такие известные имамы из числа последователей (таби'ун),
    как Са'ид ибн Джубайр и Къатада: "Не постится беременная, которая опасается
    за свое дитя и не постится кормящая грудью, которая опасается за свое дитя.
    Они должны за каждый пропущенный день кормить бедняка, и они не обязаны
    возмещать пост".
    'Абдур-Раззакъ 7555, 7556.
    Вернуться в содержание
    90.
    О том, что беременная/кормящая грудью не должны возмещать
    пост, а кормить за пропущенный день бедняка
    Как мы видим, из пяти упомянутых мнений самым сильным и наиболее аргументированным является пятое мнение, заключающееся в том, что беременная и кормящая грудью не должны возмещать пост, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка.
    Это мнение является самым сильным по следующим причинам:
    Во-первых, оно является мнением сподвижников Пророка ﷺ, которые были свидетелями ниспослания Корана и которые лучше других знали о его значении.
    Среди этих сподвижников Ибн 'Аббас, о котором Ибн Мас'уд говорил: "Самый
    лучший толкователь Корана - это Ибн 'Аббас!". ат-Табари 1/89. Иснад достоверный.
    Во-вторых, в приведенных словах Ибн 'Аббаса: "установлено", содержится указание на то, что это не его личное мнение или понимание Корана, а что это он знал из Сунны Пророка ﷺ, поскольку сподвижники в религии ничего не устанавливали.
    См. "Ируауль-гъалиль" 4/38.
    В-третьих, то, что кто-либо из сподвижников толкует аят и говорит о причине его ниспослания и его отмене, указывает на то, что это является установлением шариата, а не его личным мнением, и в науке хадисоведения этот принцип хорошо известен.
    См. "Тадриб ар-рауи" 1/192, "'Улюмуль-хадис" 1/24.
    В-четвертых, даже если это мнение основывается на мнении Ибн 'Умара и Ибн 'Аббаса, то их мнение больше заслуживает того, чтобы ему следовать. Тем более что нет достоверных сообщений, чтобы хоть один сподвижник им в этом противоречил, а ставить в противоречие сподвижникам чье-либо мнение, кроме
    Пророка ﷺ, не дозволено! Все имамы ахлю-Сунна, включая и четырех имамов,
    считают, что если среди сподвижников было по какому-либо вопросу два мнения,
    то никому не дозволено вводить по данному вопросу третье мнение. Так же как если сподвижники объединились в одном вопросе, не дозволено идти им в противоречие.
    См. "ар-Рисаля" 595, "аль-Ихкам" 4/561, "аль-Усуль" 1/318.
    Однажды Са'ида ибн аль-Мусайиба спросили о его мнении в каком-то вопросе, и он сказал: "В этом вопросе разногласили сподвижники Посланника
    Аллаха , и моему мнению не должно быть места среди них!".
    Ибн 'Абдуль-Барр в "Джами'уль-баяниль-'ильм" 1423.
    Также следует отметить, что если слова или поступок сподвижника не является следствием его иджтихада и неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников ему возразил, то это является шариатским доводом, который необходимо принять, и именуется как иджма'у сукути!
    Относительно этого правила все последователи (таби'ун) и имамы были единогласны, кроме тех, кто отклонился от истины, как аш'ариты, му'тазилиты,
    философы и некоторые крайние ханафиты.
    См. "аль-Ихкам" 4/120, "ат-Тахсыль" 2/319.

    Имам Абу Ханифа говорил: "Если я скажу то, что противоречит Книге Аллаха,
    то оставьте мои слова и следуйте Книге Аллаха". Его спросили: "А если они противоречат высказыванию Посланника Аллаха ﷺ?" Он сказал: "Оставьте мои
    слова и следуйте хадису Посланника Аллаха ﷺ". Его опять спросили: "А если они противоречат высказываниям его сподвижников?" Он ответил: "Оставьте мои
    слова и следуйте высказываниям сподвижников".
    См. "аль-Мадхаль иля-Ссунаниль- кубра" 203-204, имама аль-Байхакъи и "Фатхуль-Маджид" 241.
    Ибн Мас'уд говорил: "Не подражай слепо в своей религии людям, но если
    тебе придется это делать, то подражай умершим (т.е. сподвижникам), а не
    живым!". аль-Хатыб 1/438, аль-Лялякаи 131. Иснад хороший.
    Вернуться в содержание
    91.
    Разъяснение некоторых сомнений, связанных с возмещением
    поста беременной/кормящей грудью
    Ответ на третье мнение и аналогию в сравнении беременной и кормящей грудью с путником или больным:
    Во-первых, на возмещение поста путниками и больными указывает сам
    Аллах, сказавший: "А тот, кто болен или находится в пути, то пусть
    поститься число других дней".
    (аль-Бакъара 2: 185)
    . Однако на то, что кормящая грудью и беременная обязаны возместить свой пост, нет никаких указаний ни в
    Коране, ни в Сунне.
    Во-вторых, что касается доказательства того, что в хадисе беременные и кормящие упоминаются наряду с путником и аналогия на то, что исходя из этого,
    им следует возмещать свой пост, то правильность этой аналогии сомнительна.
    Смысл того, что в этом хадисе беременная и кормящая упоминаются наряду с путником в том, что эти категории людей освобождаются от поста. Но даже если из этого хадиса провести аналогию между путником с одной стороны и беременной или кормящей грудью с другой, то можно сказать: Ведь путник,
    который сокращает в пути молитву, совершая их по два рак'ата, не обязан по возвращении восстанавливать эти сокращенные молитвы. Точно также можно сказать, что упоминание путника в одном хадисе с беременной и кормящей грудью не указывает на то, что они обязаны возмещать свой пост.
    См. "Ахкаму- нниса" 37, "Сахих фикъху-Ссунна" 2/125.
    Ответ на четвертое мнение, что беременным и кормящим грудью не следует ни возмещать пост, ни кормить бедняка состоит в том, что это мнение можно было бы принять в случае отсутствия противоречащих ему указаний от сподвижников. То, что они передают о кормлении бедняка и не возмещении поста беременными и кормящими грудью не просто их мнение, а имеет положение "марфу'", т.е. то, что передается от самого Пророка ﷺ.
    Далее, некоторые ученые посчитали, что Ибн 'Аббас пошел в противоречие остальным сподвижникам, посчитав, что аят: "А тем, которые способны
    поститься с трудом, надлежит накормить бедняка".
    (аль-Бакъара 2: 184)
    , не является отмененным.
    Дело в том, что когда Всевышний Аллах вменил мусульманам в обязанность пост, Он разрешил им либо поститься, либо кормить за каждый пропущенный день одного бедняка, сказав: "А тем, которые способны поститься с трудом,
    надлежит накормить бедняка".
    (аль-Бакъара 2: 184).
    Пост был непривычен для мусульман и поэтому Милосердный Аллах вместо категоричного повеления, дал выбор Своим рабам между соблюдением поста и кормлением бедняка. Впоследствии Аллах обязал постом каждого, кто способен поститься, сказав: "А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!",
    и сказав: "Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься".
    (аль-
    Бакъара 2: 184, 185).

    История об этом передается в хадисах от многих сподвижников, среди которых Ибн 'Умар, Му'аз и Зайд ибн Аслям.
    См. "Сыфату-ссаум ан-наби" 82.
    Однако дело в том, что и Ибн 'Аббасу было известно об отмене этого аята, как мы уже упоминали это. Он говорил: "Что касается веления кормить бедняка, то
    оно было отменено аятом: "Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен
    поститься".
    (аль-Бакъара 2: 185)
    . Однако установлено для старика и старухи,
    которые не способны соблюдать пост, а также для беременной и кормящей
    грудью, которые опасаются (за детей), кормление одного бедняка за каждый
    пропущенный день". аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
    Таким образом нам стало ясно, что между Ибн 'Аббасом и другими сподвижниками не было никаких разногласий относительно отмены аята о кормлении бедняка, и видим, что ему было известно об этом как и другим,
    однако вместе с этим он указывает на исключение из общего положения, а именно в отношении каких категорий людей этот аят не отменен.
    Также это подкрепляется хадисом Му'аза ибн Джабаля, который рассказывал:
    "Что касается поста, то когда Посланник Аллаха прибыл в Медину, он постился
    по три дня каждый месяц и в день 'Ашура. Затем Аллах вменил ему в
    обязанность пост Рамадана, сказав: "О те, которые уверовали! Предписан
    вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас".
    (аль-
    Бакъара 2: 183)
    Затем Аллах ниспослал другой аят: "В месяц Рамадан был ниспослан
    Коран как верное руководство для людей, ясные доказательства верного
    руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен
    поститься".
    (аль-Бакъара 2: 185)
    . И Аллах утвердил пост для здорового человека и
    сделал облегчение для больного и путника. И Он также установил кормление
    бедняка для старого человека, который неспособен соблюдать пост".
    Абу Дауд 507,
    Ахмад 5/246. Хадис достоверный. См. "Ируауль-гъалиль" 4/20.
    Мы видим, что Му'аз также делает исключением старого человека из общего веления поститься. А в том, что неспособный поститься старый человек не соблюдает пост, а кормит за каждый день одного бедняка, нет никаких разногласий среди ученых. То же самое можно отнести к беременным и кормящим грудью, поскольку об их исключении из общего положения говорил
    Ибн 'Аббас.
    Также и Ибн 'Умар, от которого передается сообщение об отмене этого аята,
    говорит о том, что беременные и кормящие грудью должны кормить бедняка, а не возмещать пост.
    Исходя из этих сообщений сподвижников, мы видим, что аяты о кормлении бедняка отменены, однако они не отменены в отношении старого человека,
    которому тяжело поститься, беременной, а также кормящей грудью женщины.
    Сообщения от сподвижников об отмене аята дозволяющего замену поста кормлением бедняка являются обобщенными, а сообщения о старом человеке,
    беременной и кормящей грудью конкретизируют и делают исключение из обобщенного веления.
    Имам аль-Къуртуби сказал: "Достоверно передается от Ибн 'Аббаса, что этот
    аят (о кормлении бедняка) не отменен в отношении упомянутых категорий людей
    (старого человека, беременной и кормящей грудью). И первое мнение, что этот
    аят отменен, тоже правильное. Однако речь тут идет об отмене аята, в котором
    есть исключение".
    См. "Тафсир аль-Къуртуби" 2/126.
    Подобное исключение из общего повеления не мог сделать никто из сподвижников, кроме как опираясь на Сунну, и это правило хорошо известно в шариате.
    См. "аль-И'лям" 1/35, "аль-Мууафакъат" 3/118.
    Как Ибн 'Умар и Ибн 'Аббас могли говорить беременным или кормящим грудью: "Вы из числа тех, "которые способны поститься с трудом"", тогда как
    они, как и другие сподвижники знали об отмене этого аята?! Только в том случае, если в Сунне пришло исключение для беременных или кормящих грудью так же, как и для старого человека, которому трудно поститься.
    Также одним из сомнений относительно данного вопроса являются слова ученых, заявляющих о том, что среди сподвижников было разногласие по этому вопросу. При этом они опираются на слова имама аль-Джасаса, который в своем
    Тафсире сказал: "Саляфы разошлись в этом вопросе на три мнения. 'Али сказал:
    "Беременная и кормящая грудью обязаны возместить пост и им не следует
    кормить бедняка". Ибн 'Аббас сказал: "Они не должны возмещать, а должны
    кормить бедняка". Ибн 'Умар сказал: "Они должны и кормить бедняка, и
    возмещать пост"".
    Однако имам не упомянул иснад (цепочку передатчиков) этих сообщений.
    Есть сообщения с иснадом, что Ибн 'Умар считал, что беременная и кормящая грудью должны и возмещать пост, и кормить бедняка, однако эти иснады недостоверны от него. Достоверно же от него передается то, что они не должны возмещать, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка.
    См.
    "аль-Истизкар" 3/365.
    А сообщений от 'Али с иснадом вообще отсутствуют. Но даже если сообщение от 'Али: "Беременная и кормящая обязаны возместить пост и им не следует
    кормить бедняка" и было бы достоверным, ему не может отдаваться предпочтение перед сообщением Ибн 'Аббаса, которое имеет положение марфу' и словам: "Установлено"!
    На самом же деле достоверно неизвестно, чтобы вообще кто-либо из сподвижников противоречил Ибн 'Аббасу и Ибн 'Умару в этом вопросе, о чем сообщил имам Ибн Къудама.
    См. "аль-Мугъни" 3/21.
    Подытоживая все вышесказанное, следует еще раз отметить, что сообщения от Ибн 'Аббаса и Ибн 'Умара по поводу поста беременной или кормящей грудью имеют положение марфу' (то, что передается от Пророка ﷺ. И среди ученых мухаддисов нет разногласий, что подобные достоверные сообщения от сподвижников, которые, толкуя Коран, указывают на исключение из общего, не являются их личным мнением. Нет никаких сомнений в том, что этим доводам не могут равнозначно противостоять ни аналогия, ни слова ученых опирающихся на иджтихад.
    Это мнение является самым аргументированным и справедливым из всех существующих.
    Вернуться в содержание
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   26


    написать администратору сайта