Сборник тестовых заданий по дисциплине Биоэтика
Скачать 1.4 Mb.
|
СБОРНИК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ по дисциплине «Биоэтика» 2020 Направление подготовки (специальности): 31.05.01 – лечебное дело Фирсова О. А. 2/198 УДК 616 ББК 53 Ф62 Ф62 Фирсова О.А. Сборник тестовых заданий по дисциплине «Биоэтика», направление подготовки (специальности): 31.05.01 – лечебное дело [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / О. А. Фирсова – Орел: МАБИВ, 2020. – 198 с. – ISSN 2413-6379. Пособие «Сборник тестовых заданий» рекомендовано в качестве учебно- методического пособия для организации и контроля самостоятельной работы студентов медицинских вузов, направления подготовки (специальности): 31.05.01 – лечебное дело, изучающих в соответствии с учебным планом обязательный курс биоэтики. © О. А. Фирсова, 2020 © Межрегиональная Академия безопасности и выживания, 2020 © Сетевое издание «Наука-2020», 2020 3/198 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Вопросы тестов предполагают выбор только одного ответа в вопросе, ситуационные задачи - выбор ответа «да» или «нет». 001. Медицина относится к одному из следующих типов знания: 1) естественнонаучному 2) гуманитарному 3) искусствоведческому 4) +междисциплинарному 5) инженерному 6) территориальному 002. Фундаментальным основанием, формирующим медицинскую профессию, является: 1) экономическое 2) познавательное (гносеологическое) 3) +моральное 4) материальное (получение выгоды) 003. Главной целью профессиональной деятельности врача является: 1) +спасение и сохранение жизни человека 2) социальное доверие к профессии врача 3) уважение коллег 4) материальная выгода 5) познание нового 004. Основным отличительным признаком профессиональной этики врача является: 1) право на отклоняющееся поведение 2) +осознанный выбор моральных принципов и правил поведения 3) уголовная ответственность за несоблюдение профессиональных этических норм 4) безусловная необходимость подчинять личные интересы корпоративным 4/198 5) приоритет интересов медицинской науки над интересами конкретного больного 005. Медицину и этику объединяет: 1) +человек как предмет изучения 2) методы исследования 3) овладение приемами преодоления конфликтов в человеческих взаимоотношениях 4) стремление к знанию механизмов человеческого поведения и к управлению им 5) ориентация на достижение финансового благосостояния человека 006. Правильным определением этики как науки является: 1) этика -наука об отношении живых существ между собой 2) +этика -наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов 3) этика -наука о минимизировании зла в человеческих отношениях 4) этика -наука об умении правильно себя вести в обществе 5) этика –умение оценить своего собеседника 007. Соотношение общих этических учений и профессиональной биомедицинской этики имеет характер: 1) +регулятивный 2) определяющий 3) информативный 4) между ними нет связи 5) юридический 008. Этикет -это форма поведения, означающая 1) +признание значения особых правил поведения в социальных и профессиональных отношениях 2) обычай 3) наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов 4) способность человека к социальной адаптации 5) признание значения социальной субординации 009. Мораль –это: 5/198 1) +отклассифицированные культурой по критерию “добро-зло” отношения и нравы людей 2) совокупность научных фактов 3) философское учение 4) строгое соблюдение законов и конституции 5) форма «коллективного бессознательного», которая указывает на должное 010. Понятие “право” включает все перечисленные смыслы, кроме: 1) элемент системы государственной власти 2) форма принуждения и наказания человека человеком явление социальной солидарности 3) и связности человека с человеком 4) совокупность законов государства, относящихся к какой-либо форме деятельности (например, медицинское право) 5) +индивидуальная воля карать и наказывать людей 011. Моральное регулирование медицинской деятельности от правового отличает: 1) +свобода выбора действия 2) произвольность мотива деятельности 3) уголовная безнаказанность 4) социальное одобрение 5) наличие денежной заинтересованности 012. Биомедицинская этика и медицинское право в идеале должны находиться в состоянии: 1) независимости 2) медицинское право -приоритетно 3) должен быть выдержан приоритет биомедицинской этики 4) +биомедицинская этика -критерий корректности медицинского права 5) медицинское право определяет корректность биомедицинской этики 013. Мораль и право по Канту находятся в соотношении: 1) мораль подчиняется праву 2) мораль и право не противостоят друг другу, ибо это –родственные сферы духа 6/198 3) мораль противостоит праву 4) +право подчинено этике 5) мораль и право независимы 014 Немецкий психиатр и философ К. Ясперс под феноменом “преступной государственности” понимает: 1) выраженные в законе права народа 2) узаконенную свободу действия человека 3) +принятие государством закона, противоречащего моральным нормам 4) аппарат, принуждающий человека к соблюдению норм права 5) любой авторитарный режим 015. Ценность человеческой жизни в биомедицинской этике определяется: 1) возрастом (количество прожитых лет) 2) психической и физической полноценностью 3) расовой и национальной принадлежностью 4) финансовой состоятельностью 5) +уникальностью и неповторимостью личности 016. Понятие “честь” человека включает в себя все перечисленное, кроме: 1) +физиологические и психические особенности человека 2) следование данному слову 3) чувство ответственности за совершенный поступок 4) социальное происхождение (аристократическое, дворянское) 5) непричастность к греху 017 Понятие “достоинство” человека включает в себя все перечисленные смыслы, кроме: а) чистота помыслов и намерений, мотивов поступка; б) образ и подобие Божие; в) здоровье; г) физиологические характеристики человеческого организма; д) свобода; е) экономический и финансовый успех; ж) общественное признание, популярность; з) критическая самооценка, вера в себя; и) наличие способностей и талантов человека; к) осознание особого предназначения человека в жизни. 1) б, д, ж, и 2) +.в, г, е 3) б, е, и, 4) а, б 7/198 5) д 018. К верному определению справедливости относится: 1) справедливость – это преимущественно принцип распределения материальных благ и денежных средств 2) справедливость – это равенство 3) справедливость – это праведность, исполнение закона и ответ добром на зло 4) +справедливость – это принцип, регулирующий отношения между людьми 5) справедливость - это ситуационная польза, действие, результат 019. Добро это все перечисленное, кроме: 1) умение и готовность помочь ближнему 2) благо, которое ценно и значимо само по себе 3) индивидуальное здоровье 4) +недостижимый идеал 5) имущество и достаток 020. Зло - это то, что перечислено, кроме: 1) смерть 2) нарушение божественного порядка 3) связанно с пороком и нравственным растлением 4) что может приносить прибыль и выгоду 5) +интеллектуальная фикция 021. Соотношение добра и зла заключается в том, что: 1) +добро самодостаточно и самозначимо 2) добро существует независимо и отдельно от зла 3) зло самодостаточно 4) зло есть отсутствие добра 5) добро и зло имеют взаимную обусловленность 022. Долг -это то, что исполняется в силу: 1) профессиональных обязанностей 2) +требования совести и следствия морального идеала 3) приказа начальника 4) обоюдной выгоды 8/198 5) требования близких людей 023. К совести человека относятся перечисленные свойства, кроме: 1) внутреннее знание добра и зла 2) нравственное чувство, побуждающее к добру и отвращающее от зла 3) способность распознавать качество поступка 4) вектор нравственной жизни, направленный на должное 5) +симптом психического расстройства 024. Свобода отличается от произвола: 1) +осознанием ответственности за совершенный поступок 2) оправданием греховности человека 3) признанием возможности человека делать все, что он хочет 4) неспособностью человека подчинить волю требованию нравственного закона 5) индифферентностью к способности человека к нравственному совершенствованию 025. Свобода является: 1) способностью человека делать всё, что хочешь 2) возможностью творчества 3) законом общественной жизни 4) +осознанной возможностью и способностью к нравственному совершенствованию 5) полным раскрепощением низменных инстинктов человека 026. Определение понятия “удовольствие” связано со всем перечисленным, кроме: 1) удовлетворение потребностей 2) избавление от страданий 3) биологическая адаптационная функция 4) выражение интереса социальной группы 5) +болезнь 027. Выберите правильное определение справедливости: а) чувственная и разумная; б) распределительная и воздающая; в) социальная и асоциальная; г) идеальная и реальная. 1) а, в 9/198 2) в 3) г 4) +б, г 5) а 028. Нравственное совершенство человека предполагает наличие: а) утопической веры; б) способностей человека; в) обладания высшей властью; г) богатства; д) интеллектуальных размышлений; е) знания о цели и смысле человеческого существования; ж) профессионализма. 1) +б, е 2) а, ж 3) д 4) г, д 5) в, г 029. Нравственный идеал–это: 1) +образ высшего совершенства и высшего блага 2) образец профессионального мастерства 3) герой, пожертвовавший собой ради спасения жизни другого человека 4) президент великой страны 5) лидер парламентской фракции 030. Благотворительность –это: 1) +бескорыстная деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся 2) платоновская идея. 3) результат равенства 4) языческая добродетель 5) удовлетворение корыстного чувства 031. Понятие “милосердие” включает в себя все, кроме: 1) чувства и способности сострадания 2) готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается 3) +снисходительность 4) готовность выполнить любую просьбу человека 5) готовность на материальные жертвы 10/198 032. Профессиональная этика врача относится к одному из следующих типов этических теорий: 1) антропоцентристскому (натуралистически-прагматическому) 2) +онтоцентристскому (идеалистическо-деонтологическому) 3) занимает промежуточное положение 4) кеационистскому (полностью исходит из религии) 5) ни к одному из перечисленных 033. Согласно этическому антропоцентризму поведение и поступки человека определяются: 1) интересами социальной группы 2) +врожденными биологическими и материальными потребностями человека 3) моральным долгом 4) профессиональными обязательствами 5) волей Бога 034. Согласно этическому онтоцентризму поведение и поступки человека определяются: а) интересами социальной группы; б) материальными потребностями человека; в) врожденными биологическими потребностями; г) моральным долгом; д) профессиональными обязательствами; е) национальными интересами; ж) волей Бога 1) +г, д, ж 2) а, д 3) б, в 4) е 5) б 035. Консервативную этическую традицию в биомедицинской этике формируют два основных учения: а) гедонизм, б) традиционное христианское мировоззрение, в) прагматизм, г) этика Канта, д) фрейдизм. 1) а 2) +б, г 3) в 4) а, д 5) д 11/198 036. Либеральная позиция в биомедицинской этике опирается на: а) ветхозаветную мораль, б) учение Ф. Ницще, в) прагматизм, г) стоицизм, д) платонизм. 1) а 2) г 3) +б, в 4) а, д 5) д 037. К историческим и логическим моделям биомедицинской этики нельзя отнести одну из перечисленных форм профессионального этического сознания: 1) модель Гиппократа 2) модель Парацельса 3) деонтологическая модель 4) биоэтика 5) +фашистская медицина 038. В гиппократовской модели биомедицинской этики основным принципом является: 1) +не навреди 2) не убий 3) приоритет интересов науки 4) принцип автономии личности 5) главенство религии 039. Для врачебной этики Парацельса основным принципом является: 1) +делай добро 2) не лжесвидетельствуй 3) не укради 4) “знание -сила” 5) принцип автономии личности 040. Для деонтологической модели отношений врач-пациент основным принципом является: 1) исполняй долг 2) не прелюбодействуй 12/198 3) храни врачебную тайну 4) помоги коллеге 5) принцип невмешательства 041.Для современной модели биоэтики основным принципом является: 1) принцип “соблюдения долга” 2) принцип “не навреди” 3) принцип приоритета науки 4) +принцип приоритета прав и уважения достоинства пациента 5) принцип невмешательства 042. Особенности “американской биоэтики” определяются всем перечисленным, кроме: 1) развитая научно-организационная база 2) наличие научно-исследовательских центров по биоэтике 3) общественно-политические события 60-70-х годов ХХ века в США 4) формирование движения за права пациентов и создание “Билля о правах пациентов” 5) +пренебрежение ценностями религиозной культуры 043. К общецивилизационным основаниям биоэтического знания относятся все перечисленные факторы, кроме: 1) возникновение и применение в практическом здравоохранении новых биомедицинских технологий 2) демократизация общественных отношений 3) ценностно-мировоззренческий плюрализм 4) международная деятельность Совета Европы 5) +экспериментальный характер современного медицинского знания 044. К особенностям “христианской биоэтики” католицизма относятся все перечисленные черты кроме: 1) всесторонность рассмотрения биоэтических проблем 2) приоритет социальных реалий в теологических построениях и рекомендациях 3) аргументированная критика “‘эволюционистской антропологии” 4) выбор в качестве оснований “христианской биоэтики” принципов понимания “человека как субъекта и объекта одновременно”, “богоподобия” личности, тела как храма Божьего 13/198 5) +решение проблем биоэтики с позиций расчета “благ и польз” 045. К особенностям биоэтики в странах с протестантской культурой относятся все перечисленные черты кроме: 1) принцип моральной автономии личности 2) утверждение права и ценности духовной свободы человека 3) +ценность “здоровья нации” 4) идея ответственности 5) идея самодостаточности 046. К особенностям отношения к биоэтике в православной нравственной антропологии относятся все перечисленные черты, кроме: 1) +коммерческие интересы научно-интеллектуальной элиты 2) понимание Бога как источника человеческих стремлений к совершенству 3) принцип синергии (возможность соработничества человека и Бога в преобразовании жизни) 4) принцип “святости жизни” 5) понимание призвания человека как “причастника божественного естества” 047. Для исламской морально-религиозной традиции характерно: 1) +ориентация на Коран и свод канонических законов ислама 2) приоритет свободной воли человека 3) доминанта социально-политических интересов государства 4) неравнозначность роли мужчины и женщины в обществе 5) понятие одушевления зародыша на сотый день беременности 048. Основанием мусульманского законодательства, регулирующего деятельность в области здравоохранения, является: общие национальные интересы 1) +свод канонических законов ислама 2) суждение по аналогии 3) способность и право интерпретации специалиста 4) интересы науки 049. Понятие о человеческой личности в исламе определяется: 1) +исходя из положений Корана о вхождении души в зародыш в три месяца и одну неделю, т.е. на сотый день беременности 2) праведностью родителей 14/198 3) жизненной активностью человека 4) собственным мнением профессионала 5) материальным достатком 050. Для буддийского этического сознания принципиальным значением обладают все перечисленные принципы, кроме: 1) просветление и личная ответственность 2) +воля Бога 3) внутренняя свобода 4) стремление к освобождению от страданий 5) преодоление неведения и познание природы духа 051. Буддийская этика основывается на понимании человека как: 1) природного существа 2) существа, созданного Богом 3) +человек - результат слияния родительских половых клеток и “континуума сознания” 4) варианта реинкарнации 5) продолжателя рода 052. “Конвенция о правах человека и биомедицине” (1997 г.) при использовании достижений биологии и медицины обязуется защищать и гарантировать все, кроме: 1) уважения достоинства человека 2) защиту индивидуальности каждого человеческого существа 3) уважение целостности и неприкосновенности личности 4) соблюдение прав человека и основных свобод 5) +обеспечения экономической выгоды и материального интереса 053. “Конвенция о правах человека и биомедицине” (1997 г.) при использовании достижений биологии и медицины объявляет приоритетными: 1) +интересы и благо человеческого существа 2) интересы общества 3) интересы науки и научного прогресса 4) интересы трудоспособного населения 5) другие интересы 15/198 054. При проведении любого вмешательства в сферу здоровья, включая вмешательство с исследовательскими целями должно соблюдаться все, кроме: 1) Законов Российской Федерации 2) профессиональные биомедицинские этические стандарты 3) моральные представления пациента 4) нормы библейской морали |