шпаргалки по истории. Сборник всех семинаров от 5 до 14 Семинар 5 Вопрос 1 Записывали в тетради Вопрос 2 Вассальноленные отношения
Скачать 128.53 Kb.
|
История Сборник всех семинаров от 5 до 14 Семинар 5 Вопрос 1 Записывали в тетради Вопрос 2 Вассально-ленные отношения Основа вассально-ленной системы – это поземельные отношения на базе феода (или бенефиция). В качестве феода мог выступать абсолютно любой объект, который приносил доход, в т.ч. и деньги. Но наиболее распространённым вариантом феода было земельное владение, т.к. в Средние века земля была наивысшей ценностью. Феод характеризовался тремя основными чертами: - условность - наследуемость - нерасчленённость (т.е. феод одного человека являлся частью феода другого и сам распадался на феоды третьих лиц) Например, король передавал землю герцогу на праве феода, при этом герцог был обязан принести клятву верности (т.н. фуа) королю и служить ему. Так сложилась иерархия держаний и титулов. Человек, который что-либо лично пожаловал на праве феода, именовался сеньором, человек, который что-либо получил на праве феода – вассалом. Сеньор сеньора именовался сюзереном, а вассал вассала – арьер-вассалом. При этом ополчение из прямых вассалов называлось баном, а из арьер-вассалов – арьер-баном. Сеньор имел право требовать несения службы только со своих прямых вассалов, так как он лично предоставил феод именно им. При этом размеры службы пропорционально сокращались в зависимости от того, кто требовал её исполнения. Во второй половине 9 века произошло усложнение вассально-ленной системы и стало возможным наличие у одного вассала одновременно нескольких сеньоров. В порядке несения службы вводились понятия старшего и младшего сеньора. Старшим считался тот сеньор, с которым вассал, по хронологии, заключил договор в первую очередь. Сначала все вассальные службы выполнялись в пользу старшего сеньора. Первоначально сроки военной службы не были ограничены ни по продолжительности, ни по возрасту, то есть формально служба могла быть потребована на протяжении всей жизни вассала. Во второй половине 11 века эти ограничения были введены. Срок службы одному сеньору был ограничен 40 днями в году. Срок личной службы был ограничен 60 годами, однако, и после достижения этого возраста человек был обязан поставлять войска. Все вассальные службы делились на: - военную помощь (по первому зову сеньора вассал являлся на коне во главе небольшого отряда – ланса, состоявшего из рыцаря, оруженосца и нескольких слуг, т.е. минимум он должен был насчитывать 5-6 человек) - помощь деньгами при выкупе сеньора из плена. Причём сумма выкупа назначалась самим пленником, условия нахождения в плену зависели от статуса пленника - помощь деньгами при посвящении в рыцари старшего сына сеньора - помощь деньгами при выдаче старшей дочери сеньора замуж. Главным достоинством невесты считалось её приданое - помощь советом, т.е. обязательное участие вассала в заседаниях совещательного органа при дворе сеньора, т.н. курии. Курия решала все важнейшие дела, касавшиеся коллектива вассалов в целом. Предпринять какие-либо действия, затрагивающие интересы вассалов, без их согласия, сеньор не мог. Особенное значение это правило имело в случае конфискации феода. Если сеньор отбирал феод у провинившегося вассала незаконно, то сеньор мог быть за это наказан. Курия заставляла его вернуть феод пострадавшему и освобождала этого вассала от всех личных вассальных служб. Феод, хотя и передавался по наследству, но оставался зависимым держанием. Поэтому формально-юридически, после смерти вассала феод возвращался господину. Наследник вассала, если хотел вступить в права наследования, был обязан в течение одного года и одного дня (т.н. ассиза) прибыть ко двору сеньора и принести ему клятву верности. Если же наследник не успевал в установленный срок прибыть к сеньору, то феод считался свободным и мог быть передан любому другому человеку. Если наследник был несовершеннолетним, то сеньор получал право опеки до достижения наследником совершеннолетия. После этого в силу вступала ассиза одного года и одного дня. Если у умершего вассала не было наследников, а осталась вдова и дочери, то сеньор мог выдать их замуж по своей воле. Женщина могла отказаться от замужества в трёх случаях: - если она была младше 12 или старше 60 лет - если она уходила в монастырь - если она брала на себя все вассальные обязанности. В этом случае она могла выйти замуж по своему желанию, и муж мог перезаключить договор на своё имя. Если же он этого не делал, то он оставался мужем своей жены-вассала. Феодальная иерархия Феодальная иерархия (высшей ступенью иерархической лестницы европейского феодального общества был монарх – король. Ступенью ниже – графы и герцоги – приближенные к престолу сословия. На третьей ступени иерархии – бароны, также привилегированное сословие. Ниже, у самого основания лестницы – рыцари. Крестьяне не были участниками феодальных отношений и не могли являться частью данной иерархии). Вопрос 3 Не случайно в летописях «город» древнейшей поры идентичен «роду». В конце X — начале XI в. происходит перестройка общества на территориальных началах, родовую общину сменяет территориальная. Процесс этот был достаточно болезненным и сопровождался такими явлениями, как перенос городов; уничтожение старой родо-племенной знати — «старцев градских». Городская община отныне основана на территориальных связях, проявлением чего было и развитие кончанской системы, которая как бы накладывалась сверху на древнюю сотенную, уходящую корнями в родо-племенное общество. Параллельно шел рост городской округи — растут и крепнут города-государства Что же собой представляли эти социальные организмы? Ядро города-государства XI–XII вв. составлял старейший город — прежнее средоточие союза племен или крупного племени. Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимое положение которых отражено в самом названии «пригород». Вполне вероятно, что зависимость пригородов от старших городов была следствием колонизации, освоения периферийных земель из старшего города, который выступал как своего рода метрополия. Основным органом самоуправления старейшей городской общины было вече — народное собрание всех свободных жителей города. Решению веча главной городской общины должны были подчиняться жители пригородов. «Новгородцы бо изначала и Смоляне и Кияне и Полочане и вся власти яко на думу на веча сходятся. На что же старейшие сдумають на том же пригороди стануть». На вече в главном городе сходился и сельский люд из окрестных мест. Прибывали сюда и делегаты из пригородов. Полномочия веча были очень широкими, собравшееся на вече «людье» решало самые разнообразные вопросы. Вообще, и на вече, и вне его древнерусские люди, т. е. демократическая масса городского и сельского населения, составляли действенную политическую силу. Народ в Древней Руси принимал активное участие как в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со «стола». Следует, однако, иметь в виду, что князь и община в этот период отнюдь не были антагонистами. Князь был необходимым элементом социально-политической структуры древнерусских городов-государств. Вот почему летописцы так тщательно и с такой тревогой фиксировали все периоды безкняжья. Князья, стремясь установить более тесный контакт с городской общиной, широко практиковали устройство пиров и дарений, что способствовало росту их популярности. Древнерусский князь, являясь одним из важнейших звеньев волостной администрации, жил в главном городе земли. В своих ратных делах он опирался на дружину, верхний слой которой составляли бояре. Бояре, служилые люди при князе, занимали одновременно важные посты в администрации городской общины, получали в кормление волости. Однако костяк военной мощи каждой городской волости составляла не дружина, а «вои» — волостное ополчение, в которое входили свободные граждане главного города, пригородов и сельской местности. Свободное население было поголовно вооружено и в совокупности составляло «тысячу», в свою очередь состоявшую из сотен — более мелких территориально-административных образований и вместе с тем военных единиц. Главный город не мыслился без «области», «волости», т. е. без пригородов и сел. Город и волость находились в единстве друг с другом, составляя одно территориальное целое. Отсюда понятны названия «Киевская волость», «Черниговская волость», «Смоленская волость» и т. п. Эти волости — города-государства имели свои государственные границы: «сумежья», «межи», «рубежи», часто упоминаемые летописью. Город был тесно связан с волостью в экономическом, военно-политическом, культурном и религиозном отношениях. Христианская церковь, заменив языческих жрецов, нашла себе место в этом социальном организме. Вполне соответствовали демократическому духу политической жизни Киевской Руси соборы — собрания священников городских церквей и клиросы — коллективные органы управления при соборах, включавшие в себя горожан. Городские общины часто распоряжались земельной собственностью соборных церквей, считая их общинным земельным фондом. Церковь контролировалась городскими и сельскими общинами не только в низших, но и в высших своих звеньях: даже высшие церковные иерархи избирались на вече. Волости, как отдельные государственные образования, в силу присущей им суверенности «правили» посольства друг к другу. Кроме того, главные города-государства направляли послов и в зарубежные страны.Следует иметь в виду: взаимоотношения городов и пригородов в рамках системы города-государства не оставались неизменными. Между старшими городами и пригородами нередко возникали конфликты. Более того, заметно стремление пригородов к обособлению. Часто это приводило к разложению прежних волостей-государств на новые — более мелкие. К такому обособлению, преследующему цель формирования самостоятельных городов-государств, толкала сама социально-политическая организация древнерусского общества с присущей ей прямой демократией, выражавшейся в непосредственном участии народа в деятельности народных вечевых собраний — верховного органа власти города-государства. Города-государства вели постоянную войну друг с другом, что ослабляло Русь в преддверии грядущего грандиозного монгольского нашествия. Вопрос 4 Внешняя политика. Эпоха Х-ХII вв. отличалась как частыми войнами, так и первыми попытками правового регулирования международных отношений. Первой известной внешнеполитической акцией Древнерусского государства было направление посольства в Константинополь — столицу Византийской империи. В 907 г. Киевский князь Олег (882-912) привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско. Результатом похода явилось заключение в 907,911 гг. выгодных для Руси мирных договоров. Их тексты, донесенные летописью начала XII в. — «Повестью временных лет», — самые древние памятники древнерусской дипломатии и права. Согласно договору 907 г. русские, приезжавшие в Византию с торговыми целями, получали привилегированное положение. Договор 911г. регламентировал русско-византийские отношения по широкому спектру политических и правовых вопросов. В 941 г. Киевский князь Игорь совершил поход на Константинополь. Поводом, по-видимому, послужило нарушение византийцами договора. Потерпев поражение, Игорь объединился с печенегами и предпринял новый поход в 944 г. На этот раз дело не дошло до сражения: был заключен новый мирный договор. Княгиня Ольга. Княгиня Ольга (945-964), вдова Игоря, поддерживала с Византией мирные отношения. В 956 г. она нанесла дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство. Народ дорожил памятью об этой личности. Сохранились предания о ней, как о «мудрой» и «хитрой» правительнице. Она не только победила древлян, но и перехитрила самого царя Греции, который вздумал взять ее в жены. Святослав. Необычной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность сына Игоря и Ольги — Святослава (964-972). Он оставался язычником, несмотря на уговоры матери принять христианство. В 964-965 гг. Святослав покорил живших на Оке вятичей, вышел на Волгу, разгромил Волжскую Болгарию и обрушился на давнего врага восточных славян — Хазарский каганат. Войско хазар было разбито, столица государства — Итиль — была разрушена. Святослав покорил северокавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгейцев) и положил начало русскому Тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье). В 967 г. Святослав по договору с византийским императором Никифором Фокой выступил против Болгарского царства, одержал победу и закрепился на Дунае, откуда стал угрожать Византии. Но пришлось воевать с печенегами, которые в отсутствие князя угрожали взятием Киева. Однако Святослав не смог покорить Византию. Он был вынужден заключить договор, в результате которого потерял свои позиции на Балканах. В 972 г. войска возвращались в Киев по Днепру. У днепровских порогов подкупленные византийскими дипломатами печенеги устроили засаду, и Святослав был убит. Владимир Святой. Владимир Святой (980-1015) в момент смерти Святослава был князем Новгородским. Устранив старшего брата Ярополка, он завладел киевским престолом в 980 г. и попытался создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном — богом грозы, которому поклонялись княжеские дружинники. Эта акция не привела к желаемому результату. Тогда князь предпринял попытку обратить в христианство всех жителей Киева. Массовое крещение проходило на Руси в 988-990 гг. Распространение новой религии не всегда шло мирно, сопровождалось кровавыми столкновениями. Была учреждена русская митрополия, подчиняющаяся Константинопольской патриархии. В важнейших центрах (Новгород, Полоцк, Чернигов, Ростов) на протяжении X-XI вв. создавались епископства. На Руси появилось православное духовенство (на первых порах греческое). Из Болгарии привозились богослужебные книги на славянском языке, что говорило о культурных связях Руси с соседями. Ярослав Мудрый. Ярослав Мудрый (1019-1054) продолжил дело Владимира по христианизации Руси и укреплению феодальных отношений. Особую значимость в период его княжения имело создание свода законов под названием «Русская Правда» — первого письменного источника русского феодального права. Юридическое содержание «Русской Правды» можно охарактеризовать как законодательное закрепление обычаев, существовавших еще в родовом обществе. Так, подтверждался принцип кровной мести за убийство, за причинение телесных повреждений. Правда, мстить за убийство могли только ближайшие родственники, а за другие правонарушения — сам потерпевший. В качестве альтернативы кровной мести за правонарушение против личности предусматривалась выплата штрафов (виры, продажи) в пользу князя и возмещение вреда в пользу потерпевшего (половничество, урок). Кроме обычаев в «Русской Правде» появились новые нормы, направленные преимущественно на защиту частной собственности. Закон предусматривал штрафы за кражу коня, оружия, одежды; требовал возмещения вреда за повреждение чужого имущества. Должник обязан был вовремя рассчитаться со своим кредитором. «Русская Правда» в качестве имущества рассматривала челядь, холопов. За их действия нес ответственность собственник. «Русская Правда» установила важное правило, выразившееся в запрете самовольного разрешения споров и изъятия спорного имущества. Отныне все споры должны были решаться в судебном порядке князем или судом общины. После смерти Ярослава начался раздел Руси между его сыновьями. Владимир Мономах. Владимиру Мономаху (1113-1125) удалось сохранить единство государства и ограничить стремление к самостоятельности некоторых князей (Ярослава, Глеба). При нем была отражена агрессия со стороны половцев. В 1116-1118 гг. Владимир Мономах организовал масштабное военное и политическое наступление на Византию. Результатом было упрочение влияния Руси на левом берегу Нижнего Дуная. Сын Мономаха Мстислав был последним князем, которому удавалось сохранять единство Руси. После его смерти, в 1132 г., начался процесс распада государства. В Х-XII вв. Русь укрепляла свои внешние связи. Наряду с традиционными действиями все чаще использовались возможности переговоров. Принятие христианства позволило укреплять связи с другими государствами за счет международных браков. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля. Дочери Ярослава были замужем: Анастасия — за королем Венгрии Андреем, Елизавета — за королем Норвегии Харальдом, Анна — за королем Франции Генрихом. Всеволод Ярославович был женат на дочери императора Византии. Женой Мстислава Владимировича была дочь короля Швеции Христина. Распространенными были также браки русских князей с дочерьми ближайших соседей — половецких ханов. Вопрос 5 Крещение Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в. киевским князем Владимиром Святославичем. Традиционная дата события – 988 год. Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать: 1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно сопровождалось соз-данием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей; 2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.; 3) крещение Руси Владимиром; 4) активное церковное строительство и меры по организационному оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском кн. Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках. Предпосылки и причины По совокупности данных исторических источников крещение Руси предстает как целенаправленный выбор кн. Владимира, обусловленный его личными ре-лигиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (не-удовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирую-щего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых держав и др.). По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В лето-писи сохранилось сказание об «испытании вер» кн. Владимиром. Оно повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с латинского Запада, от иудаизированных хазар и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Вла-димир отправил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», что-бы «испытать их службу». После возвращения посольств он остановил свой вы-бор на христианстве византийского обряда, поразившего послов красотой бого-служения. Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества. Крещение Владимира и дружины В отношении обстоятельств и времени крещения кн. Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII вв. вошло в древнерусское летописание, а затем и в Житие св. Вла- димира, князь принял крещение в захваченном им г. Корсунь, центре ви-зантийских владений в Крыму, в 988 г. (однако фактически взятие Корсуни про-изошло, вероятнее всего, в 989 г.); там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII Анной. Существует и другая традиция, зафиксированная также уже в XI в., кото-рая приурочивает крещение Владимира к Киеву и ко времени за два года до взя-тия Корсуни. Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреж-дение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату. Одновременно с митрополией в ней было уч-реждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, ве-роятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. В соответ-ствии с церковной традицией (закрепившейся не ранее XVI в.) первым митрополи-том Киевским принято считать свт. Михаила, однако, византийские источники да-ют основания предполагать, что первым митрополитом был Феофилакт, переве-дённый на Русь из Севастийской митрополии (северо-восток Малой Азии). С 990-х гг. на Руси разворачивается деревянное храмостроительство. Согласно «Похвале князю Владимиру» (1040-е гг.), написанной будущим митрополитом Иларионом, при Владимире возникли и первые монастыри. В 995–996 гг. в Киеве была освящена первая каменная Десятинная церковь, вероятно служившая кня-жеским дворцовым собором. С освящением этой церкви древнерусские источни-ки связывают меры государственно власти по материальному обеспечению цер-ковной организации: на её нужды должна была отчисляться десятая часть от со-вокупных княжеских доходов – десятина, которая собиралась при Десятинном хра-ме. Следствием крещения Руси в законодательной области стало разделение по византийскому образцу княжеской и церковной (митрополичьей, епископской) юрисдикций, которое древнерусская. традиция также относит ко времени правле-ния. Владимира Святославича. В сфере церковного права оказались брачно-се-мейные отношения, преступления против нравственности, суд над клириками и членами их семей и т. д. Все эти установления нашли отражение в княжеских ус-тавах X-XII вв. Важнейшей задачей стало обеспечение соборных и приходских храмов русскими священнослужителями (для чего детей знати насильственно от-бирали «на учение книжное»), а также богослужебными книгами. Христианство в XI-XII вв. Основные направления христианизации государства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI-XII вв. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до двенадцати. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных; вероят-но, оно следовало за развитием государственно-административной. структуры, т. к. приходской храм находился обычно в административном центре (погосте). Со-вершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скриптория-ми, действовавшими при крупных монастырях и, вероятно, при епископских ка- федрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах (Новгород, Ростов, Ярославль) относятся к 1070-м гг. С этого времени язычество как общественный фактор более не прослеживается. Значение крещения Руси Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада. Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов. Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры. Вопрос 6 Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах. Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали», в более поздних – когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак. Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов, зафиксированные на бумаге в XIX в. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, МикулыСеляниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры. ольшое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри. Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей – азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги – «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др. Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» – она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений. В XI-XII вв. на Руси появляется летописание. В летописях описывается не только последовательность происходивших событий, но и содержатся библейские тексты, фиксируются документы, приводятся комментарии составителей летописей. Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начапервеекняжити и как Русская земля стала есть», – уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет». Другим жанром древнерусской литературы является житие. Житие (агиография) повествует о святой жизни церковнослужителя или светского лица, возведенного в ранг святого. Житие требовало от своего автора твердого следования установленным правилам. Житие композиционно делилось на три части: введение, центральную часть, заключение. Во введении автор должен был обязательно извиняться за недостаточное умение в писании. А заключение посвящалось восхвалению героя жития. В центральной части описывается непосредственно биография святого. Житие относится к дореалистичному жанру, т.к. описываются только положительные свойства героя. Отрицательные опускаются. В результате получается « приторный» образ святого. В данном случае житие близко подходит к иконописи. Летописцу Нестору приписывают, по преданию, авторство жития, посвящённого убиенным Борису и Глебу, а также основателю Киево-Печерской лавры – игумену Феодосию. Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления». К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие – поражение северского князя Игоря от половцев (1185- 1187) – стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит «Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства. Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели. Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде – в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на досках» (очевидно, навощенных). «Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах. После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого. Начиная с 11 века, на Руси происходит формирование древнерусской литературы. Каждый, наверное, слышал, что древнейшим литературным произведением на Руси является «Повестью временных лет», которая была написана монахом Нестором. Примерно в это же время создается Остромирово Евангелие, которое было написано монахом Григорием примерно в 1056 году. Однако наибольшее внимание историки выделяют летописям, которые писались в основном в монастырях. Передовым монастырем в этом плане был Киево-Печерский. В дальнейшем летописи велись практически во всех крупных монастырях Руси. Закрывая вопрос летописей и «Повести временных лет», нужно отметить, что древнейший вариант этого произведения находится в Лаврентьевской летописи, которая ведется с 1377 года. Отдельное внимание в литературе Киевской Руси уделялось жизнеописанию святых. Широко известного, например, «Сказание о Борисе и Глебе». Также известным памятником культуры эпохи является «Поучение Владимира Мономаха детям», в котором князь рассуждает о том, как надо жить. Архитектура Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно: · Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов. · Над строениями возвышались небольшие башенки. · Большое количество пристроек к основному строению. После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы. Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность - центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси. Архитектура Древнерусского государства (X - XII века). До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен. По этой причине древнерусские дома и укрепления, а тем более их декоративные элементы не сохранились. Следовательно, полноценно изучать историю русской архитектуры домонгольского времени приходится почти исключительно по каменно-кирпичным зданиям, которые начали возводить на Руси с конца X века с принятием христианства (988). Христианство открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры тогдашнего мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества. Основные памятники Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Были предложены различные варианты реконструкции, однако вопрос этот по-прежнему остается дискуссионным. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Так, несомненно, что Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апсидами и тремя парами столбов, т. е. шестистолпный вариант крестово-купольного храма. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Страна была в это время разделена на две части между сыновьями князя Владимира - Мстиславом и Ярославом. В стольном городе Мстислава - Чернигове - был заложен Спасо-Преображенский собор (ок. 1036). Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Строительная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители прибыли из Константинополя и отразили здесь традиции столичной византийской архитектуры. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех - галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность. Многоглавие киевского Софийского собора, нехарактерное для византийской традиции, имеет прямой функциональный смысл. Конечно, зодчие использовали многоглавие и как художественный прием, создав благодаря ему торжественную и пышную композицию, но в основе замысла лежала все-таки функциональная задача - расширение западной части храма, поскольку здесь необходимо было разместить крещальни. В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка. Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания - подкупольное пространство и главная апсида - покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками. Несомненно, что Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства. Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 году, закончен в 1050 году; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х годах XI века. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, система пропорциональных построений и даже многие детали. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки. Например, в Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал - известняковую плиту. Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде. Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде - только один ряд, а в Полоцке их вообще нет. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого - по три апсиды и по одной башне. Киевская София имеет тринадцать глав, Новгородская - только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи, их было семь. Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия. Таким образом, в середине XI века на Руси развернулась интенсивная строительная деятельность. Но уже к 60-м годам строительство во всех русских городах, кроме Киева, прекратилось - вся строительная деятельность сосредоточилась там. За период с 60-х годов XI века по начало XII века в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам. Особенности архитектуры Древней Руси Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси? Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал. По их мнению, поскольку древнейшие памятники Киева строили греческие мастера, то и архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже - византийской. Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии. Византийские зодчие имели за своими плечами огромный традиционный опыт и в строительном ремесле, и в создании культовых зданий - церквей. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь совершенно новые задачи. Прежде всего это было связано с полученным ими заданием. Так, в ряде случаев требовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. В стране, относительно недавно принявшей христианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. Все это заставляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Таким образом, своеобразие задания, наличие или отсутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетических представлениях деревянного строительства. В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения. Так сложилась и развивалась архитектура Древней Руси. И хотя это зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития. Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи: · Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола. · Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены. Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого. Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам. Живопись Киевской Руси представлена, в основном, мозаикой, фресками и иконописью. Особенно ярко проявилась мозаика в Софийском соборе в Киеве, где в наиболее освещённой части храма помещалась Евхаристия, Богоматерь Оранта (молящаяся). Но уже с ХII века мозаика отходит на второй план, уступая место фреске и иконописи. Фрески (рисунок по сырой штукатурке) заполняют всё внутреннее помещение церкви. Рисунки выполнены в основном на библейские темы. Однако в Киевском Софийском соборе содержались фрески и на светские, бытовые сцены (константинопольский ипподром, скоморохи, охота, члены княжеской семьи и т. д.). Особое развитие получила на Руси иконопись. Вначале были распространены византийские иконы (Владимирская Богоматерь). Однако, с развитием культуры происходит и эволюция в иконописи – появляются свои, русские иконы, не уступающие глубиной и выразительностью образа византийским творениям. А древнерусская иконопись более открыта миру, жизнерадостна, декоративна, чем византийская. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь». |