Реферат. история. Сборники законов в нашей стране Русская правда
Скачать 21.79 Kb.
|
Вариант 3 1. Смутное время в оценках историков. 2. Сравните сборники законов в нашей стране («Русская правда», Судебник 1497 г., Судебник 1550 г., Соборное уложение 1649 г., Свод законов Российской империи 1832 г.). Сделайте выводы об эволюции законодательства. 3. Укажите общие и особенные причины распада Российской империи в 1917 г. и СССР в 1991 г. 1.Смута (Смутное время) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– нач. 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие) , самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России. Современники говорили о Смуте как о времени «шатости» , «нестроения» , «смущения умов» , которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в. , делопроизводстве московских приказов, вынесен в заголовок сочинения Григория Котошихина (Смутное время) . В 19– нач. 20 в. попал в исследования о Борисе Годунове, Василии Шуйском. В советской науке явления и события начала 17 в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны (И. И. Болотникова) и совпавшей с ней по времени иностранной интервенции, но термин «смута» не использовался. В польской исторической науке это время именуется «Димитриада» , поскольку в центре исторических событий стояли Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III – поляки или сочувствовавшие Речи Посполитой самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия. Понятие «Смута» пришло в историографию из народного лексикона, означая прежде всего анархию и крайнюю неустроенность общественной жизни. Современники Смуты оценивали ее как кару, постигшую людей за их грехи. Такое понимание событий в заметной степени отразилось в позиции С. М. Соловьева, понимавшего кризис начала XVII века как всеобщее моральное разложение. По мнению К. С. Аксакова и В. О. Ключевского, в центре событий была проблема законности верховной власти. Н. И. Костомаров сводил суть кризиса к политическому вмешательству Польши и интригам католической церкви. Подобный взгляд высказывал американский историк Дж. Биллингтон- он прямо говорил о Смуте как о религиозной войне. И. Е. Забелин рассматривал Смуту как борьбу между стадным и национальным принципами. Представителем стадного принципа являлось боярство, жертвовавшее национальными интересами ради собственных привилегий. Такая мысль не чужда была и Ключевскому. Если в дореволюционной историографии политические, морально-этические и социальные аспекты Смуты были представлены как относительно равноценные, то советская историография явный крен делала в сторону только социальных факторов, как правило, абсолютизируя их. Интерпретируя события Смутного времени исключительно как «крестьянскую революцию», историки-марксисты отвергли сам термин «Смута». М. В. Нечкина заявила в 1930, что этот термин был принят, главным образом, в дворянской и буржуазной исторической литературе, «возник в контрреволюционных кругах и заключает отрицательную оценку революционного движения» . Понятие «Смута» было надолго вытеснено формулировкой «крестьянская война под руководством Болотникова» , что нашло отражение в работах М. Н. Покровского, И. И. Смирнова, Б. Д. Грекова, А. М. Сахарова, В. И. Корецкого и др. Односторонность подходов и оценок постепенно изживалась. Появились работы, где анализу подвергается весь спектр причин и проявлений Смуты. Большое количество работ написано Р. Г. Скрынниковым, в них приведен обширный фактический материал, показана подлинная роль личностей, участвовавших в событиях, в том числе и Болотникова. В. Б. Кобрин определил Смутное время как «сложнейшее переплетение разнообразных противоречий- сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых» 2. Изучив литературу ведущих историков и правоведов, периодические издания, можно сделать вывод, что Древнерусское право, как и государственность, возникли на территории Восточной Европы, которая находилась за пределами древней Римской империи. Формирование политических и юридических институтов на Руси происходило в результате разложения патриархального общинного строя у славянских племен, образования раннеклассовых межплеменных объединений предгосударственного характера и перерастания их в Древнерусское государство с центром в Киеве. На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права. С усилением роли государства все в большей мере возрастало значение законодательной деятельности князей, появились письменные правовые акты, определявшие привилегии господствующего класса и защищавшие их интересы. Первым этапом в истории формирования системы российского права стали IX – середине XVII вв. – период, когда происходило определение общих направлений правового регулирования и зарождение системы законодательства в России. Этот период уходит своими истоками к формированию государственности и позитивного права в Древней Руси и завершается изданием Соборного уложения 1649 г. Соборное уложение 1649 г. стало своеобразный чертой, с которой начался отсчет действовавшего в России законодательства, и отдельные его нормы действовали до начала XX столетия. Сохраняя преемственность и объединив положения прежних узаконений, Соборное уложение оформило и закрепило присущие своему времени нормы права и стало значительным шагом вперед в продвижении к системе права и законодательства, определив на этом этапе сферы правового регулирования как прообразы будущих отраслей права. Существенные черты периода империи (с начала XVIII в.) заключаются в том, что, соединив в себе постепенно обе половины Руси, став государством общерусским, империя старается изменить московский государственный строй через усвоение западноевропейских и западнорусских форм, путем реформаторского законодательства; почти все учреждения Московского государства уничтожаются и заменяются новыми; различные классы смыкаются в сословия, самая верховная власть получает новые основания; государство из вотчинного и патриархального превращается в полицейское. Российское государство прошло долгий и сложный путь от Русской Правды до Конституции Российской Федерации 1993 года, от княжеской деспотии до демократического государства. Таким образом, правовая система есть сложно-структурное, многоуровневое образование, состоящее из совокупности элементов и подсистем, имеющее свою историю, социально-экономические, политические, национальные и культурные основания и предпосылки развития. 3. К началу XX века Российская Империя достигла выдающихся успехов во всех сферах человеческой деятельности и была одной из самых передовых стран в мире. Россия делила с Францией 4-5 место в мире по величине экономики и объёму промышленного производства, при этом Соединённые Штаты, Великобритания и Германия заметно обошли Россию по данным показателям. Однако были основания считать, что при мирном и стабильном развитии в течение двух-трёх десятков лет Россия выйдет на первое место в Европе и будет соперничать с США за первое место в мире. Об этом говорили и более высокие темпы роста российской экономики, и сделанные к тому моменту огромные вложения в инфраструктуру (к 1916 г. был достроен Транссиб) и в образование (Россия вышла на первое место в Европе по числу студентов инженерных вузов). Собственно, в середине XX века Советский Союз как раз и сумел достичь второй позиции в мире и вступил в соперничество с США, однако это произошло в ходе целой череды катастроф, таких как Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война, 3 крупных голода с миллионными жертвами, массовая эмиграция прежней элиты, массовые политические репрессии, Великая Отечественная война. Демографические потери в результате этих событий оцениваются по меньшей мере в 40-50 миллионов человек. Вопрос о том, почему страна пошла по столь трагическому пути и был ли возможен более мирный сценарий, является одним из наиболее спорных в российской историографии и публицистике. Часто предпринимаются попытки возложить вину за произошедшее исключительно на Николая II (последнего российского императора), либо на свергнувших его в феврале 1917 г. либеральных революционеров, либо на пришедших к власти в октябре 1917 г. большевиков. Действительно, роль конкретных личностей, оказавшихся на политической арене в 1917 году, была весьма велика. Однако не следует забывать, что они были вынуждены действовать в обстановке, которая складывалась в течение десятков лет до этого, и эта обстановка, несмотря на все успехи Российской Империи, была полна серьёзных проблем и противоречий. Без этих проблем революционная ситуация не сложилась бы, и революция с последующим развалом Российской Империи не смогли бы произойти. Российская Империя: Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что главными причинами падения Российской империи были следующие факторы: Внешние разрушительные воздействия мировой закулисы, финансовых воротил Запада и иностранных разведок при взаимодействии с внутренними враждебными силами Информационная война, развязанная врагами России против царского самодержавия Усталость от войны и невозможность выдержать тяжелые испытания всеобщего кризиса и вызовов военного времени Нигилизм, ложный мистицизм и нарушение в душах многих людей живой связи с Богом Десакрализация священных понятий о благодатной природе Церкви и власти православного царя Потеря духовного единства и разъединение всех слоев общества. Разброд и шатание в умах жаждущих революции людей Предательство Помазанника Божия, которому весь народ давал клятву на верность Причинами распада СССР стали: Глубокий экономический и политический кризис. Когда экономика находится в упадке, население уже не может доверять власти. Рост национального самосознания народов СССР. Многие союзные республики хотят отделиться и стать самостоятельными. Они больже не желают представлять себя как "СССР", стремятся проводить независимую политику (как хочу, так и делаю). Утрата населением веры в коммунистические идеалы |