Сценарий вечера памяти Д.Н. Аля. Сценарий театрализованного представления, посвященного жизни и творчеству Д. Н. Аля
Скачать 92.28 Kb.
|
СТУДЕНТЫ. Бедный зайка очень глуп, Он не хочет кушать суп. Мама кормит, мама просит, Зайка только глазки косит. Машет лапками, орет, В рот ни капли не берет. Третьи сутки, третьи сутки Пусто в зайкином желудке. Сил у зайки стало мало, А потом совсем не стало. Что ж ты, зайка, натворил, Сам себя ты заморил! На четвертый день с утра Прибежали доктора. На язык глядят, на зубки, Сердце слушают сквозь трубки, Сыплют в горло порошок, И сажают на горшок. И велели доктора Скушать каши три ведра, Не давать ему сластей, Не пускать к нему гостей. Так с кровати не слезая, Десять дней лечился Зая. Зайка очень пополнел, Стал послушный, поумнел. За столом сидит он смирный, Суп хлебает вкусный, жирный. Киски, мишки и лошадки Дарят Зайке шоколадки. И теперь, как только детки Станут рвать с груди салфетки, Им читают эту книжку Про несчастного зайчишку. Тут уж каждый, кто не глуп, Начинает кушать суп. Музыка затихает. АННА. Педагогом он был принципиальным, строгим, требовательным. И мы побаивались его. ДЕНИС. Зато экзамены принимал очень лояльно и раздавал авансы в своих оценках. АННА. За долгие годы работы педагогом Даниилом Натановичем было издано много его печатных трудов. И большинство его слов навсегда врезались в нашу память. ДЕНИС. Многие его любимые фразы стали популярны, и по сей день студенты их помнят. Звучит энергичная веселая музыка (та же, что во время пластической композиции с «открыванием дверей»). Пластическая зарисовка, во время которой студенты снова «открывают двери». Оказавшийся на первом плане студент произносит одну из «крылатых фраз» Д.Н. Аля. ПЕРВЫЙ СТУДЕНТ. Безыдейность в искусстве хуже сифилиса! ВСЕ. Точно! ВТОРОЙ СТУДЕНТ. Театр начинается… с драматургии! ВСЕ. Конечно! ТРЕТИЙ СТУДЕНТ. Запомни виды экспозиции – три кита и один добавочный! ВСЕ. Несомненно! ЧЕТВЕРТЫЙ СТУДЕНТ. Праздник – дело серьезное! ВСЕ. Верно! ПЯТЫЙ СТУДЕНТ. Герой в искусстве характеризует себя СА-МО-СИЛЬ-НО! ВСЕ. НЕ-СОМ-НЕН-НО! ДЕНИС. И наконец… ВСЕ (повернувшись лицом к зрителям и «открыв дверь»). Временно прощаюсь! Все «закрывают дверь» и на следующих словах студентов перестраиваются в полукруг перед экраном. ДЕНИС. В своих произведениях он всех нас учил доброте, находчивости, смекалке, патриотизму и, конечно же, юмору. АННА. Да, он обладал прекрасным чувством юмора. И одна из главных вещей, которой он научил нас – это умение смеяться над собой. Во время последних слов из-за экрана выходят и присоединяются к полукругу еще двое студентов. В их исполнении звучит стихотворение Д.Н. Аля (в сопровождении лирической музыки). СТУДЕНТЫ. Над собой умей смеяться В грохоте и тишине, Без друзей и декораций, Сам с собой наедине. И в одном лишь будь уверен – Ты ничуть не хуже всех! Если сам собой осмеян, То ничей не страшен смех! ДЕНИС. Даниил Натанович оставил для нас учебник, по которому будут учиться ещё многие поколения студентов. АННА. И это легендарная синяя книжка - «Основы драматургии». На этих словах из-за экрана выходят две студентки с гитарами. Под их аккомпанемент все, выстроившись в полукруг, поют. СТУДЕНТЫ. Отрывки стихов и песен, Летящие сквозь столетья, Рождаются в каждой строчке И людям свой дарят свет. И мир наш теперь не тесен, И в нем все могу успеть я, Ведь здесь вами был оставлен Неизгладимый след. В исчерканной синей книжке Исписаны все страницы, На них рождается образ, И он ведет в мир мечты. А я закрываю очи, Пытаюсь с написанным слиться, И вдруг оживают строчки, И вслух произносишь ты… Останьтесь вы с нами в книгах И в каждой написанной фразе, Побудьте вы с нами в мыслях И в песнях, и в стихах. Мы просто промолвим тихо, Ни слова не приукрасим, Что вы останетесь светом Навечно в наших сердцах. Луч прожектора выхватывает одного из студентов, стоящего в центре полукруга. ПЯТЫЙ СТУДЕНТ. Да, я агитатор! Оружием лекций, стихов и статей, Я агитировал в студенческой аудитории, Учил рабочих, учительство и детей. Даниил Аль. СТУДЕНТЫ. Мы просто промолвим тихо, Ни слова не приукрасим, Что вы останетесь светом Навечно в наших сердцах. Все расступаются по обе стороны от экрана. На экран проецируется видеофрагмент с речью Д.Н. Аля на выпускном вечере, создается эффект, что он обращается ко всем зрителям. Д.Н. АЛЬ (на экране). Продолжайте учиться, учиться, и еще раз учиться, чего я вам и желаю! Студенты второго курса покидают сцену. ВЕДУЩИЙ. Ну что ж, настало время поговорить о том, чем особенно для нас, для нашей кафедры, дорог Даниил Натанович. Речь пойдет о драматургии. И не могу не заметить, что нашумевший спектакль по его пьесе «Опаснее врага» прошел в Театре Комедии с большим успехом. Даниил Натанович был в большой дружбе с Акимовым, который очень высоко оценил его пьесу и был одним из первых, кто всерьез ей заинтересовался. Да что уж тут и говорить, успех этой пьесы был ошеломительным. В Театре Комедии даже сделали портрет Даниила Натановича, он, кстати, считал его очень неудачным. И давайте теперь посмотрим, что же сказал по этому поводу сам Даниил Натанович. Ведущий подбегает к книжному шкафу, достает книгу «Сквозь строй эпох» и с энтузиазмом начинает читать. ВЕДУЩИЙ (ищет в книге нужную страницу). Так, так, где же читка? Ах, вот.. Читка! (водит пальцем по странице). Так…так… «собирал не только труппу, но и культурную элиту» ... разумеется, где же это? Ах, здесь: «...и вот я начинаю читать второй акт. Раздались два-три одиноких смешка, после чего в зале воцарилась скука. Для меня продолжение чтения превратилось в пытку... Ну что ж, пьеса не получилась». Ведущий смущенно закрывает книгу. ВЕДУЩИЙ. Так, подождите, в чем дело… Наверняка Даниил Натанович из скромности все преувеличивает! Потому что в этой пьесе играли самые, на тот момент, знаменитые актеры Театра Комедии. Вот, что говорит об этой пьесе сам Акимов (Ведущий берет с полки книгу Акимова): «Четвертый год на сцене Ленинградского театра комедии идет сатирическая пьеса Д. Аля и Л. Ракова «Опаснее врага». Спектакль этот награжден почетным дипломом Министерства культуры РСФСР и Союза писателей Российской Федерации. Центральная пресса, в том числе «Правда», «Известия», Литературная газета», «Советская культура» и другие газеты, поместили на него одиннадцать положительных рецензий и отзывов». Ведущий берет с полки другую книгу, читает её название вслух. ВЕДУЩИЙ. Сергей Михалков, книга «Я был советским писателем. Приметы времени» (открывает книгу, читает). «Шел, к примеру, в Ленинградском Театре Комедии острый, очень смешной сатирический спектакль драматурга Д. Аля «Опаснее врага». Ленинградские партийные власти были недовольны театром, хотели спектакль запретить. Послушная печать уже внесла свою лепту в осуждение спектакля. Разгорелись страсти. Для разрешения конфликта потребовалось вмешательство министра. Приехала Екатерина Алексеевна Фурцева в сопровождении двух штатских товарищей, посмотрела спектакль и в Доме искусств собрала театральный актив. (пародируя Фурцеву)Главная ошибка театра состоит в том, что роли отрицательных персонажей в этом спектакле были поручены лучшим актерам. Этого не надо было делать. Надо заменить актеров!» ВЕДУЩИЙ (обращается в зал).Ну, и наконец, давайте все же посмотрим, какую оценку дает своей работе сам автор. Ведущий подбегает к шкафу с книгами, открывает книгу «Сквозь строй эпох» и читает. ВЕДУШИЙ. Подавленная скукой публика. Несколько одиноких смешков, я же чувствую себя опять, словно подвешенным на дыбе. После окончания чтения все молча с мрачным видом встают и расходятся... Ведущий снова в смущении закрывает книгу. Но потом, как бы выходя из ситуации, продолжает. ВЕДУЩИЙ. Да, все же еще одно качество, которое ярко характеризует Даниила Натановича - это самокритичность. Так он в какой-то период времени думал о себе, а сейчас первый курс расскажет нам, что они думают о его творческом пути. ПЯТЫЙ ЭПИЗОД. «ИСКУССТВО — ОПАСНЕЕ ВРАГА!» Авторы и исполнители: студенты группы 23142. Преподаватели курса: профессор Березин А.И, старший преподаватель Моисеенко Ю.П., преподаватель Попов А.Н. Студенты курса начинают выходить из зрительного зала и заполнять сцену, выстраиваясь по обеим сторонам экрана. Они исполняют песню под аккомпанемент гитары (на мелодию песни «Давным-давно...» из к\ф «Гусарская баллада», музыка - Т.Хренникова). На экран в этот момент проецируются фотографии обложек книг Даниила Натановича: «Сквозь строй эпох», «Секрет политшинели», «Салтыков и Щедрин», «Приказа умирать не было», «Диалог» и многих-многих других. ПЕРВОКУРСНИКИ. Он был историком серьезным, И каждый век был интересен для него: Он жил бы при Иване Грозном Скорей всего! Скорей всего! Скорей всего! Антисоветский агитатор! В ГУЛАГ попасть, наверно, было суждено! Да только было то, ребята, Давным-давно, давным-давно, давным-давно! С тех пор написано не мало, А наш герой, как драматург, совсем неплох! И вся страна его читала! «Сквозь строй эпох», сквозь строй эпох, сквозь строй эпох… Раскрыл «Секрет политшинели» И разделил он Салтыкова-Щедрина. Как хорошо мы посидели… Почти до дна, почти до дна, почти до дна. И пусть ошибки роковые С тобою, друг мой, совершим еще не раз, «Шаги истории России…» Направят нас, направят нас, направят нас. «За нами был наш гордый город», Да только «Не было приказа умирать». И как бы ни был смел и молод, Не смей стрелять, не смей стрелять, не смей стрелять! «Прицел твой в прошлое направлен, И если выстрелишь, то будущее мстит», И «Диалог» уже составлен, Пусть говорит, пусть говорит, пусть говорит. Наверно, представлять не надо «Что скажут завтра» И «Опаснее врага». Но с юных лет нам только правда Так дорога, так дорога, так дорога. Могли бы струны мучать дальше, Но в этом месте обрывается строка... Стоп, господа! Не надо фальши! Песня прерывается. На экране страницы книг Д.Н.Аля «улетают» вдаль, как белые птицы. ПЕРВОКУРСНИКИ. Его строка летит в века, летит в века! Ведущий выходит на сцену, в это время студенты снова занимают места в зрительном зале. ВЕДУЩИЙ. Мы с вами много говорили о Данииле Натановиче и, на мой взгляд, пришло время дать слово именно тем людям, для которых он был очень близким человеком – его коллегам по кафедре. ШЕСТОЙ ЭПИЗОД. «ОН БЫЛ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» На сцену из зрительного зала выходят преподаватели кафедры: словно друзья большой компанией пришли в гости и расположились так, как им удобно. Кто-то опирается на шкаф, кто-то стоит рядом с окном или рассматривает фотографии на письменном столе. ВЕДУШИЙ (обращаясь к преподавателям). Коллеги, наверняка, у каждого из вас есть свои личные яркие воспоминания, связанные с Даниилом Натановичем. Прямо сейчас вы можете ими поделиться… Преподаватели, подхватывая друг друга, делятся своими воспоминаниями. ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ СОКОЛОВ. Даниил Натанович как-то попросил меня показать, как пользоваться его новым телефоном. Я долго объяснял ему, где и что нажимать, показал основные функции и научил ими пользоваться. В конце нашего «урока» Даниил Натанович сказал: «Ну вот – теперь вы можете гордиться собой: вы смогли чему-то научить Даниила Натановича Аля». И я горжусь. МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПАВЛОВ. А у меня тоже есть история про телефон. Однажды у Даниила Натановича зазвонил телефон, он протянул его мне и спросил: «Что надо нажать, чтобы ответить?», я взял телефон и нажал что-то… и телефон выключился, экран погас. Даниил Натанович резюмировал: « Ну так и я бы смог». МАРИНА НИКОЛАЕВНА ТЫТЮК (в руках держит мягкую игрушку – мишку).Этого замечательного мишку, сейчас ему уже 18 лет, Даниил Натанович подарил моей дочери на день рождения. А вообще, он всегда был очень внимательным другом: у нас в доме есть целая полка книг, подаренных Даниилом Натановичем. От детских книжек-малышек до серьезной исторической литературы. ИГОРЬ СЕРГЕЕВИЧ НИКИТИН. Даниил Натанович был действительно хорошим человеком. Есть выражение «хороший человек – не профессия». А вот Даниил Натанович любил говорить по-другому – «войну выиграл хороший человек», и даже написал статью с таким названием. ВЕДУЩИЙ (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ШЕРЕМЕТОВ). Мне довелось быть коллегой Даниила Натановича всего один год – когда я только начал работать. И вот случайно на очередных кафедральных «посиделках» меня угораздило сесть рядом с Даниилом Натановичем. Он спросил меня о работе, всё ли получается, и как я готовлюсь к занятиям. Я понял, что сейчас может случиться провал, но Даниил Натанович спас меня от неловкой ситуации, спросив: «Мою-то книгу читали?». «Да, три раза, вот недавно перечитывал», – с облегчением ответил я. «Ну и хорошо», – сказал Даниил Натанович. ИРИНА ИВАНОВНА ТЕЛЕЕВА. А еще Даниил Натанович был очень внимателен к женщинам. Делал комплименты и остроумные замечания. Например, при встрече он часто спрашивал у меня: «Ну, что хорошего, кроме внешнего вида?» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ОВСЯННИКОВ. Да из высказываний, шуток, замечаний и наблюдений Даниила Натановича можно составить целый сборник. Многие из них я записывал во время наших многочисленных встреч и «посиделок». Что-то слышал сам, что-то рассказывали коллеги. Надеюсь, мне удастся действительно напечатать полноценную книгу с изречениями Даниила Натановича Аля. ВЕДУЩИЙ. Я также рад пригласить на сцену режиссера-документалиста Нину Олеговну Серебрякову - вместе с супргом Юрием Давыдовичем Марголисом, профессором истфака СПбГУ они были очень близкими друзьями Даниила Натановича. Нина Олеговна рассказывает о том, как её муж - Юрий Давыдович Марголис и Даниил Натанович готовили капустник к юбилею истфака ЛГУ, о том, что он стал легендарным сразу же после появления, а в дальнейшем текст этого капустника был издан в книге Д.Н. Аля «Восстановление ума по черепу». ВЕДУЩИЙ. Среди нас есть человек, который был в жизни Даниила Натановича самым близким другом... (на экране фотография розы из квартиры Д.Н. Аля). Вот эта роза – последний цветок, который он подарил Тамаре Александровне. Она стоит в вазе до сих пор, не потеряв ни одного лепестка. Как сказала нам сама Тамара Александровна: «Неизвестно, конечно, сколько она еще простоит. Видимо, знает, что нужно еще постоять - вот и стоит». На сцену выходит Тамара Александровна Мельникова. ТАМАРА АЛЕКСАНДРОВНА. Я волнуюсь, я услышала много хороших, замечательных слов о Данииле Натановиче и от коллег по кафедре, и от студентов. И главное — вдумчиво, внимательно, с добрым чувством тонкого юмора прочли и посмотрели текст и иллюстрации его последней книги воспоминаний «Сквозь строй эпох». Показали на экране живого Данила Натановича в стенах Университета, на улицах его любимого города. Фотографии его времен войны и зрелых лет — в том числе и на отдыхе (с машинкой, на которой он под сосной в Литве писал свою повесть о начале обороны Ленинграда), и в беге трусцой по дороге в город Пушкин, и в готовности броситься в реку Неман и переплыть его. И везде «герой» фотокарточек спортивен, крепок, молод... Видно — к вам в вуз он пришел далеко не юным; пришел отдавать свои знания и опыт работы в науке и литературе. И отдавал — искренне и серьезно. И это естественно: старший – молодому поколению. Но именно вы своей энергией, своим задором подпитывали в нем неистощимый дух молодости, оптимизма и жизнелюбия. За это я говорю всем вам сердечное спасибо. Жизнь Даниила Натановича подверглась очень многим суровым испытаниям. Он их выдержал достойно. Где источники воспитания характера? Их немало! Семья. Родина. Её история! Русская и мировая литература! Наука! Среди архивных материалов Даниила Натановича мне попался листок: на нем его рукой во времена пребывания в Каргопольлагере — в Ерцеве — переписаны строфы Киплинга – «Заповедь». Вглядываясь в них, видишь, что для себя извлекал Даниил Натанович (привожу отдельные строчки): «...Верь в себя...», «Когда вся жизнь разрушена и снова ты должен все создавать с основ...», «…умей принудить сердце, нервы, тело тебе служить...», «и воля говорит: «Иди!», «напомни смыслом каждое мгновенье!..» Стихи — в условиях несправедливости, жестокой несвободы — сильнейшее оружие в борьбе за сохранение в человеке человека! Поэтому и собственные стихи Даниила Натановича, написанные в ГУЛАГе в 50-е годы, заняли свое место в огромном томе «Поэзия узников ГУЛАГа» (2005 год издания). В книге 310 авторов — 965 стихотворений и поэм! И все выражают несломленность! Противостояние духа! Утверждают человеческое в нечеловеческих условиях... Тамаре Александровне дарят символический букет (из АЛЬстермерий) со словами благодарности за её любовь, преданность и стойкость. Тамара Александровна занимает место в зрительном зале. |