Сценарий вечера памяти Д.Н. Аля. Сценарий театрализованного представления, посвященного жизни и творчеству Д. Н. Аля
Скачать 92.28 Kb.
|
«Сквозь строй эпох» Сценарий театрализованного представления, посвященного жизни и творчеству Д.Н. Аля. Вечер памяти, который прошел в мае 2014 года на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников, не случайно был назван «Сквозь строй эпох». Это название последней книги Даниила Натановича Аля: действительно, его жизнь прошла сквозь строй разных эпох, и сквозь строй этих непростых эпох он сумел пронести свое достоинство, свои знания, свой талант, не сломаться и выстоять. Названия глав этой книги органично переросли в названия эпизодов сценария вечера. Вечер проходил в относительно узком кругу друзей, коллег, выпускников и студентов — практически все зрители знали Даниила Натановича лично, поэтому было решено каждого пришедшего «пригласить в гости». Мы оказались в его квартире, которая подробно описана в книге: на сцене располагался письменный стол небольшого размера, покрытый зеленой промокательной бумагой, на столе стояла старая лампа, и лежал ворох фотографий. Рядом - деревянный стеллаж, забитый книгами и бумагами. На экран также проецировалась часть обстановки квартиры. Все элементы сценического оформления, за исключением экрана, были мобильны — перемещались по планшету сцены, когда было необходимо. Ведущий, как общий знакомый, рассказывал различные истории о Данииле Натановиче, и пространство постепенно наполнялось теплыми воспоминаниями, на экране, да и на самой сцене, появлялись знакомые и дорогие лица. Когда очередной гость делился воспоминаниями о Данииле Натановиче, казалось, что он сидит рядом за своим письменным столом и посмеивается над этими забавными случаями. Более того, все гости в конце представления были приглашены на сцену, где могли всё потрогать руками, забрать фотографии с собой или пролистать книги из шкафа. Конечно же, при подготовке вечера мы не ограничились изучением одной книги, мы не раз побывали в гостях у жены Даниила Натановича — Тамары Александровны, в Публичной библиотеке, на его рабочем месте, изучали его труды, общались с коллегами и друзьями Даниила Натановича. Впрочем, подробнее это описано в самом сценарии. После того как мы нашли общий прием, позволивший связать эпизоды-эпохи между собой, написание и постановка каждого эпизода в отдельности была доверена студентам курсов нашей кафедры. Совместная работа над вечером дала им возможность не только узнать больше о Данииле Натановиче, но и почувствовать себя вовлеченными в общее дело. ПРОЛОГ. На сцене полная темнота. Экран занимает весь задник сцены, начинается от пола, высотой примерно два с половиной метра, справа и слева от него оставлены проходы для появления действующих лиц, на нём плавно проступает условное изображение одной стены квартиры Даниила Натановича Аля (с венецианским окном посередине). В узком луче света — радио (стоит на шкафу с книгами). Слышны помехи и обрывки советских и российских радиопередач и песен разных лет. Луч света расширяется, постепенно освещая стол и шкаф с книгами (они стоят рядом в левой части сцены). Радио затихает, на сцене появляется Ведущий. Он берет из шкафа последнюю книгу Даниила Аля «Сквозь строй эпох» и читает вслух. ВЕДУЩИЙ. Комната у нас была довольно большая, но плотно забитая мебелью. Справа умещался платяной шкаф. Большое венецианское окно, освещавшее комнату, находилось напротив двери. В нишу был вставлен стеллаж с книгами. А за ним, ближе к окну, стоял мой письменный стол — очень небольшой, закрытый листом зеленой промокательной бумаги. Ведущий оборачивается на стол, стоящий чуть позади него, потом присаживается за стол, берет фотографию дома Даниила Аля на улице Пестеля (фото дублируется на экране) и читает на обороте. ВЕДУЩИЙ. Через пару месяцев после моего рождения отец получил эту квартиру, состоящую из нескольких комнат, на четвертом этаже дома номер 14 по Пантелеймоновской улице (ныне улица Пестеля). В ней прошли мое детство, мои школьные и студенческие годы. Из этого дома, стоящего на углу Пестеля и Литейного, я уходил на фронт, из него же вышел в день моего ареста в декабре 1949-го, в него же вернулся из лагеря в начале 1953 года. Ведущий закрывает книгу, подходит ближе к зрителям и обращается непосредственно зал. ВЕДУЩИЙ. Даниил Натанович Аль более 30 лет работал в нашем университете. Он видел своими глазами, как росла наша кафедра. Он сам вложил в нее столько усилий и труда. И та кафедра, которую мы знаем сейчас, многим ему обязана. Но сегодня речь пойдет даже не об этом. За 30 лет Даниил Натанович стал самым близким другом для каждого, кто знал его хоть немного. Я думаю, Даниил Натанович многим известен, как один из самых веселых людей на кафедре. Именно это качество - умение никогда не отчаиваться и на все смотреть с улыбкой - помогло ему пройти через все трудности, а в его жизни их было немало. И сегодняшний вечер мы посвящаем не просто дорогому другу. Мы посвящаем его человеку, который является для нас примером невероятного жизнелюбия, строгой принципиальности и преданности своему делу. Ведущий возвращается к столу. ВЕДУЩИЙ. Вот здесь у меня много фотографий, книг, разных материалов о Данииле Натановиче. И возможно все, о чем мы сегодня собираемся рассказать вам, вы уже знаете о нем. Но мы постараемся раскрыть самые дорогие, самые любимые и самые неожиданные истории о Данииле Натановиче. Вот, например.... Ведущий берет со стола фотографию «с велосипедом», она дублируется на экране (так будет происходить с каждым фото в этой сцене). ВЕДУЩИЙ. Многие знают, что Даниил Натанович обожал прогулки на велосипеде и ездил на нем почти до 90 лет. Но мало кто знает о таком пристрастии Даниила Натановича... Он любил брать с собой машинку, уезжать куда-нибудь на природу и там работать. Специально привозил с собой покрывало, располагался поудобнее и печатал. Фотография на экране: Даниил Натанович сидит на природе и печатает. Следующая фотография - «на пробежке». ВЕДУЩИЙ. Так же, наверняка, мало кто знает, что Даниил Натанович бегал по утрам каждую неделю на протяжении 20 лет. Более того, Тамара Александровна рассказала, что она приобщила его еще к одному виду спорта. Это... вы не поверите, но это бокс. Да, Даниил Натанович очень любил бокс. Следил за новостями и был довольно ярым болельщиком. На экране появляется фотография Тамары Александровны Мельниковой, жены Даниила Натановича. ВЕДУЩИЙ. Это супруга Даниила Натановича, с которой они прожили вместе около 50 лет. Есть интересная история их знакомства. Разрешите, Тамара Александровна, я ее расскажу (ведущий обращается прямо к ней, сидящей в зале). Тамара Александровна в то время работала редактором издательства «Восточная литература», в котором издавалась книга Льва Николаевича Гумилева, и была с ним очень хорошо знакома. И вот в один из дней Даниил Натанович увидел ее в издательстве и, как говорит он сам, поймал себя на мысли, что постоянно стал на неё оглядываться. Он расспросил о ней у Льва Николаевича. Таким образом, получается, что их встречей и знакомством они обязаны общему другу - Льву Николаевичу Гумилеву. Тамара Александровна помогала Даниилу Натановичу в его работе, редактировала его книги, и очень помогла нам в подготовке этого вечера: рассказала массу увлекательных фактов из жизни Даниила Натановича, предоставила много книг, фотографий. Мы с радостью будем ссылаться на ее истории и дальше. Ведущий возвращается к столу. Берет фотографию, она дублируется на экране ВЕДУЩИЙ. Вот, кстати, еще одна интересная фотография, она довольно известна, ее часто показывают в телепередачах, печатают в газетах: этот снимок сделан в тот момент, когда жители города слушают сообщение о вероломном нападении фашистов на нашу Родину. Но сейчас нам этот кадр интересен тем, что, по словам самого Даниила Натановича, он находился примерно в этом окне (ведущий указывает на окно Публичной библиотеки на экране) именно в тот момент, когда был сделан этот снимок. Ведущий откладывает фотографию. ВЕДУЩИЙ. Пройдет совсем немного времени, и Даниил Альшиц отправится на фронт. В те дни всем студентам последнего курса Исторического факультета перед отправкой на фронт предлагали получить диплом досрочно, без экзаменов. Многие так и сделали, но не Альшиц. Потому что уже тогда каждое дело он доводил до конца, а еще, может быть, верил, что вернется, сдаст экзамен и по всем правилам получит диплом. Так и произойдет – после войны он получит красный диплом. Но перед этим с Даниилом Натановичем много чего случится на фронте. Ведущий берет книгу «По дороге на Стрельну» с полки. ВЕДУЩИЙ. Вот один из таких фронтовых случаев. Он описан в сборнике его рассказов. Однажды, уже будучи на фронте, он зашел в библиотеку и решил в прямом смысле слова спасать книги. Вот как здесь написано… ВЕДУЩИЙ (открывает книгу). Я решил в несколько приёмов отнести «замечательных людей» (авторов книг) вниз, к входной двери, и тут же приступил к делу. Ведущий закрывает книгу и ставит на полку, дальше действует так же, как описано в монологе. ВЕДУЩИЙ. Втиснув ладони между переплётами и зажав книг двадцать, я осторожно, чтобы не рассыпать, вытянул их с полки. И тут, в образовавшееся «окно», я увидел нечто такое неожиданное, страшное и невозможное, что на какую-то долю секунды оцепенел и замер, ещё сильнее сжав книги, лёгшие мне на грудь. Ведущий заглядывает в «образовавшееся окно» и видит там немецкого офицера. Поворачивается в зал. А потом резко ставит книги обратно. ВЕДУЩИЙ. Вы знаете, что-то перехотел я рассказывать эту историю, тем более, что о ней сейчас расскажет второй курс. Кроме того, мне известно, что второй курс споет песню, горячо любимую самим Даниилом Натановичем. Ирина Ивановна (преподаватель этого курса) рассказывала, что еще с прошлым своим курсом они за один вечер выучили песню «Комсомольская», потому что об этом их очень просил Даниил Натанович. Это было почти невозможно, потому что никто ее до этого не слышал, никто не знал ни то чтобы слов, даже мелодии. Но все же выучили и выступили блестяще. И новому второму курсу эта песня тоже пришлась по душе. Ведущий уходит за экран. Ассистенты (два человека в черном) открытым приемом раздвигают стол и шкаф по двум сторонам сцены, максимально освобождая сценическое пространство. ПЕРВЫЙ ЭПИЗОД. « НА НАШЕМ, ЛЕНИНГРАДСКОМ ФРОНТЕ». Авторы и исполнители: студенты группы 23242. Преподаватели курса: профессор Павлов М.М., старший преподаватель Телеева И.И. На сцене появляются четыре советских солдата Великой Отечественной в окружении девушек. Каждый из них по очереди читает отрывок из книги Даниила Натановича «По дороге на Стрельну». Книга передается от солдата к солдату на протяжении всего эпизода, каждый, у кого она оказывается в руках, на время становится главным героем — Даниилом Альшицем на фронте. ПЕРВЫЙ СОЛДАТ. С первых дней войны и до осени 1943 года я записывал в блокнот различные свои наблюдения и размышления. ВТОРОЙ СОЛДАТ. Когда я делал те записи, я был в четыре раза моложе, чем сейчас. ТРЕТИЙ СОЛДАТ. И не менее чем в четыре раза наивнее, ЧЕТВЕРТЫЙ СОЛДАТ. Если не сказать прямо - глупее. Звучит вступление к «Песне барабанщиков» (автор слов - Окуджава Б., композитор - Гевиксман В). Во время песни действие на сцене меняется: теперь все герои - гуляющие по городу люди. Кто-то спрашивает куда пройти, кто-то читает свежую газету, парни ухаживают за девушками. СОЛДАТЫ. Встань пораньше, Встань пораньше, Встань пораньше, Только утро замаячит у ворот, Ты увидишь, ты увидишь, Как весёлый барабанщик В руки палочки кленовые берёт. Ты увидишь, ты увидишь, Как весёлый барабанщик В руки палочки кленовые берёт. Будет полдень, хлопотливый и гремящий. Звон трамваев и людской водоворот. Но прислушайся - услышишь, Как весёлый барабанщик С барабаном вдоль по улице идёт. Но прислушайся - услышишь, Как весёлый барабанщик С барабаном вдоль по улице идёт. Будет вечер и кудесник, и обманщик. Темнота на мостовые упадёт, Но вглядись, и ты увидишь - Как весёлый барабанщик С барабаном вдоль по улице идёт. Но вглядись, и ты увидишь - Как весёлый барабанщик С барабаном вдоль по улице идёт. ПЕРВЫЙ СОЛДАТ (Альшиц на фронте). День объявления войны в Ленинграде был теплый и солнечный. Воскресенье. Толпы гуляющих по Невскому. И вдруг речь Молотова. После неё внешне ничего не изменилось. Только сам я стал шагать энергичнее, и другие, показалось мне, тоже. Ленинград был прежним. То же небо. То же солнце. Только одно появилось необычное на улицах. Стали часто проходить колонны мужчин. Шестьдесят тысяч студентов ленинградских вузов вступили в народное ополчение. Все шли в штатском. Рядом, по мостовой, шли женщины. И на всех них была поставлена печать войны. Солдаты поют «Песню Комсомольскую» (музыка – В. Соловьёв-Седой, слова – А. Галич.) СОЛДАТЫ. Протрубили трубачи тревогу. Всем по форме к бою снаряжен, Собирался в дальнюю дорогу Комсомольский сводный батальон. До свиданья, мама, не горюй, На прощанье сына поцелуй! До свиданья, мама, не горюй, не грусти, Пожелай нам доброго пути! Прощай, края родные, Звезда победы, нам свети! До свиданья, мама, не горюй, не грусти, Пожелай нам доброго пути! ВТОРОЙ СОЛДАТ (Альщиц на фронте). 15 сентября 1941 года я получил назначение в 8-ю армию, находившуюся в Ораниенбауме, куда в тот же день и направился. Доехав до Московско-Нарвских ворот, я услышал, что немцы уже двигаются к заливу. Вдруг из громкоговорителей вырвался тонкий звук тревожной сирены. Этот звук, кажется, сначала впивается в сердце, а уж потом в уши. Через несколько секунд затрещали зенитки. Над Кировским заводом появились черные самолеты. Но на этот раз они улетели скоро. Я долго стоял на дороге и поднимал руку навстречу каждому автомобилю, и, отчаявшись в своих попытках поймать машину, промокший и уставший, двинулся домой. На другой же день я снова добрался до Кировского завода и дальше пошел пешком. Звучит песня «Аты-баты шли солдаты» (слова - Булат Окуджава, музыка - Валентин Левашов). Во время исполнения этой песни солдаты и девушки в военной форме встают друг напротив друга, прощаются. Девушки и парни поправляют форму, застегивают гимнастерки и надевают пилотки. Парни застегивают воротнички. Все собираются на войну. СОЛДАТЫ. Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, в дальний путь. Не сказать, чтоб очень святы, Но и не в чем упрекнуть. Аты - справа, баты - слева, Шла девчонка мимо них. Не сказать, чтоб королева, Но не хуже остальных. Разговор об этой крале Те солдаты завели - Не сказать, чтоб приставали, Но и мимо не прошли. А она остановилась, Черной бровью повела – Не сказать, чтобы влюбилась, Но и против не была. Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, в дальний путь. Не сказать, чтоб очень святы, Но и не в чем упрекнуть. ТРЕТИЙ СОЛДАТ (Альшиц на фронте). Мы оставили Кингисепп. Город горел. Полуторка, на подножке которой я ехал, медленно ползла по горящей улице. Она плыла в самом конце потока беженцев. Старший лейтенант стоял на подножке справа от кабины и то и дело покрикивал: ВОДИТЕЛЬ. А ну, примите в сторону! Дорогу! Дорогу! Гуди, Вася, гуди! ТРЕТИЙ СОЛДАТ (Альший на фронте). Для меня, конечно, нашлось бы место и в кузове, но стоя на подножке, я, казалось, выглядел более значительным. По должности я был переводчиком штаба дивизии. Но занятий для меня в дивизии не было. Поэтому я и напрашивался на какие-нибудь поручения. Вот и сегодня я возвращался на попутной машине с очередного поручения. Звучит «Песня военных корреспондентов» (музыка – Михаил Блантер, слова – Константин Симонов), во время исполнения которой солдаты участвуют в пластической композиции «По дорогам войны». СОЛДАТЫ. Там, где мы бывали, нам танков не давали, Но мы не терялись никогда, На пикапе драном и с одним наганом Первыми въезжали в города. Так выпьем за победу, за свою газету, А не доживём, мой дорогой, Кто-нибудь услышит, вспомнит и напишет, Кто-нибудь помянет нас с тобой. Солдат - Альщиц на фронте - стоит в луче света. ТРЕТИЙ СОЛДАТ (Альшиц на фронте). Мы приблизились к двухэтажному зданию городской библиотеки. Я вошел в большой зал, заставленный стеллажами с книгами. Читать имена на корешках было и радостно, и больно. Я еще отчетливо слышал звуки доносившиеся с улицы - крики людей, лай собак, очереди пулеметов слышались то громче, то тише. Звучит «Песенка веселого солдата» (автор – Б. Окуджава). На сцену выходят советские солдаты, в пластической зарисовке чересчур старательно демонстрируя свои боевые способности, строевой шаг. Общее настроение зарисовки — ироническое. СОЛДАТЫ. Возьму шинель, и вещмешок, и каску, В защитную окрашенную краску, Ударю шаг по улочкам горбатым... Как просто стать солдатом, солдатом. Солдат - Альщиц на фронте - стоит в луче света. ТРЕТИЙ СОЛДАТ (Альшиц на фронте). Втиснув ладони между переплетами книг, крепко сжав книг двадцать, я вытянул их с полки. И тут в образовавшееся окно я увидел нечто такое неожиданное, что оцепенел и замер. В соседнем проходе между стеллажами, вполоборота к противоположным полкам, стоял немецкий офицер. Немец был погружен в чтение и явно не замечал ничего настораживающего. |