Главная страница
Навигация по странице:

  • Стилевые тенденции

  • Просветительская драматургия. Считается xviii век, но не его календарные границы, а действительное историческое


    Скачать 58.9 Kb.
    НазваниеСчитается xviii век, но не его календарные границы, а действительное историческое
    Дата23.10.2022
    Размер58.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПросветительская драматургия.docx
    ТипЛекция
    #749175
    страница4 из 4
    1   2   3   4
    романтизма.

    Как художественный стиль романтизм сформировался в конце XVIII – начале XIX века. Он довольно быстро распространился в Европе и вызвал последователей и в России.

    Буржуазные революции XVII – XVIII вв. в Англии, Франции утвердили новые социальные отношения в обществе – капиталистические; а также породили новые и углубили старые противоречия. Ярко проявляется экономическая зависимость художников от хозяев жизни, что неблагоприятно сказывается на развитии театра.

    Два художественных направления – романтизм и реализм – представляют собой различные формы критического восприятия мира.

    Романтизм как художественное направление сформировался в конце XVIII – начале XIX вв. Однако черты романтизма можно найти и в греческой и в средневековой поэзии. Романтический характер носят некоторые произведения Шекспира. Но взлет романтизма относится к времени, указанному выше. Эта эпоха выдвинула таких корифеев литературы как Байрон, Шелли, Гюго, Гейне, Шиллер, Гуцков, юный Пушкин, декабристы, юный Лермонтов и многих других.

    Романтизм рождается как протест против бесчеловечных общественных условий жизни. Он выражает общественные настроения, рожденные результатами буржуазных революций и теми социальными сдвигами, началом которых они являлись.

    Главной чертой романтического мировоззрения было представление о трагическом разрыве между идеалом и реальной жизнью. Отсюда отрицание действительности, уход в мир, преображенный волей и фантазией художника, уход в историю и создание образов исключительных героев (символических, фантастических персонажей).

    Для романтизма не характерно художественное исследование жизни и воспроизведение ее в социально-исторической конкретности. Их привлекает показ порывов своих героев к прекрасному, выражение их эстетического идеала и своего субъективного отношения к искусству. Для романтического искусства не чужда сатира.

    Романтики утверждали полную свободу творчества художника, который волен создавать свой особый поэтический мир, отличающийся от реального мира.

    Просветительскому культу разума романтики противопоставляли пафос страстей и чувств.

    Призыв к полной свободе творчества означал отказ от нормативной эстетики классицизма, от его канонов и правил.

    В романтизме наметились две тенденции – прогрессивная и консервативная.

    Прогрессивный романтизм выражал настроения демократических слоев общества: разочарование в результатах Великой французской революции и неприятие политического режима сочетались с протестом против пороков нового буржуазного мира.

    Консервативный романтизм выражал настроения дворянской аристократии, ощущавшей свою историческую обреченность; отсюда – стремление уйти от действительности как реакция на революцию и как неприятие буржуазных отношений (уход в историю, в фантастику, в грезу).

    Наиболее плодотворным и значительным в литературе и театре первой половины ХIХ в. был прогрессивный романтизм, связанный с революционными идеями и настроениями и освободительным движением. Этот романтизм носит активный жизнеутверждающий характер. Романтический герой – это бунтарь, мститель, борец за человеческое достоинство, обличитель социального зла.

    Типы романтических героев разнообразны. Для них не обязательно было высокое положение в обществе, они не были воплощением добра. Нередко это были безродные плебеи, палачи, шуты, лакеи и разбойники. Но для всех их было характерно мрачное разочарование. Каждый по-своему нес тему бунта.

    Произведения консервативного романтизма тоже бывали пронизаны антибуржуазными тенденциями (драма де Виньи «Чаттертон», национально-патриотические драмы Клейста, Тика: в них выражен интерес к прошлому своего народа, народному творчеству).

    Особенности исторического развития каждой страны определяли особенности романтического театра.

    Стилевые тенденции искусства эпохи Просвещения получили выражение не только в драматургии и в искусстве актера, но также и в театральной декорации, театральном костюме, в структуре театрального здания, сцены (появление сценической коробки с кулисной системой и рампой). Эти реформы осуществлялись не только в драматическом театре, но и в более консервативном – оперно-балетном театре.

    В области драматического театра новаторская инициатива принадлежала Англии, влияющей затем на Францию и на другие страны.

    В области музыкального театра инициатива принадлежит Италии – родине европейской оперы. Италия же первенствует и в осуществлении реформы театральной декорации. Итальянские художники и скульпторы были признанными театральными художниками XVIII – начала XIX века.

    Франция усваивает достижения английского драматического и итальянского оперного театров и создает свой наиболее передовой театр в Европе.

    В Германии театр развивается под влиянием этих трёх театральных культур, особенно опирается на творчество Шекспира.

    +Театр XVIII века прошел огромный путь от первых ростков просветительской мысли к тем замечательным образцам драматургии и актерского мастерства, которые остались в памяти поколений и послужили прочным основанием для дальнейшего развития искусства. Просветительство обладало большой внутренней сложностью, и тенденции, которые оно породило, весьма разнородны. Но главным наследием эпохи остаются ищущая мысль, борьба за правду жизни и правду искусства, стремление к нравственному и политическому освобождению человека.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта