|
Семейные ценности в разных религиях мира
Тема занятия
| Семейные ценности в разных религиях мира. | Тип урока
| Изучение нового материала
| Цель, задачи
| Цель:
Формирование представления о семье – как о ячейки общества; об основной общественной, культурной, государственной составляющей, носителе исторических традиций.
Задачи:
Образовательные – представление об общем и различном в традиционном понимании народами России общественной роли семьи.
Развивающие – развитие индуктивного мышления, речи, диалоговых навыков, умения слушать собеседника.
Воспитательные – осознание себя частью общего целого – семьи, общества, народа; воспитание уважительного отношения друг к другу, культуре и традициям различных народов.
| Планируемые результаты занятия
| Личностные:
-ступенька в развитии самосознания
- присвоение коллективного опыта
- развитие рефлексии
Предметные; Овладение представлением о (традиционной) семье и ее культурной роли.
Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД): осознание и принятие учебной задачи, способов и хода ее решения: осознание и принятие учебной задачи, способов и хода ее решения; осуществление деятельности, направленной на решение поставленной задачи; анализ достигнутых результатов.
| Необходимое оборудование
| Учебник, мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска)
| Дидактическое обеспечение
| Ватман. Раздаточный и презентационный материал.
|
Этап
| Время
| Активный метод обучения (прием, способ, техника)
| Подробное описание АМО (приема, способа, техники)
| Инициация
| 1 мин
| Приветствие
| Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми и начнем работать. У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка.
А у них есть я.
Что же это?
Что такое семья? Работа со словарями ОЖЕГОВА И ДАЛЯ
| Вхождение или погружение в тему
| 2-3 мин
| Притча
| Начать урок я хочу с притчи : «О детях и их родителях».
При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость) Кому адресована эта притча?
Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. — Что ты хочешь сделать? — спросил отец. — Деревянную кормушку, — ответил малыш. — Из неё вы с мамой будете кушать, когда я вырасту. Кому адресована притча? ( Почитай отца и мать свою)
Дети, коротко о вариантах этой притчи у разных народов
Почему эта тема поднимается у разных народов и религий?
| Формирование ожиданий учеников
| 1 мин
|
| Тема занятия????
Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( Учитель уточняет, говоря, что речь пойдет о семейных ценностях)
Семейные ценности в разных религиях мира
Что мы понимаем под словом ЦЕННОСТИ?
| Интерактивная лекция
| 7 мин.
| «Герб семьи»
| Статья «Семейные ценности»
Семейные ценности – это не дорогие украшения, костюмы, платья, бытовая техника или квартира – это все материальные ценности.
Семейная духовная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям.
Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – важнейшая семейная ценность.
Семейными ценностями являются верность, уважение, память предков, традиции семьи.
К ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.
Семейные ценности нужно воспитывать с раннего детства, через рассказы о прошлом семьи, её истории, отраженной и запечатленной в семейном архиве.
Семейный альбом, родословное дерево – кладезь исторической памяти – также являются семейными ценностями.
Принято составлять семейный герб, в котором находят свое отражение главные отличительные особенности или характер семьи, ее ценности. Герб – дает уникальную возможность увековечить свою фамилию, создать династию, основать род.
- Созданный герб является мощным оберегом своего владельца, объединяющим род, принося ему жизнестойкость и процветание.
| Погружение в проблему
| 4 мин
| Метод «Семейный герб– символ счастья». Презентация
| - Демонстрация гербов учениками. Ребята, вы все молодцы! Меня порадовало то, что в своём гербе вы отразили не только себя, но и всех дорогих вам людей. Проекты у вас у всех получились интересные, творческие, индивидуальные.
Вы наглядно продемонстрировали семейный ценности православных
| Эмоциональная разрядка (разминка)
| 1-2 мин
|
| Те, у кого есть старший брат, пусть хлопнет в ладоши. Те, у кого есть сестра , пусть помашет руками над головой. Тот, кто помогает своей маме, пусть попрыгает. Те, кто слушается папу, пусть помарширует. Повращайте головой те, кто очень любит своих родных.
| Проработка содержания темы
| 8-10 мин.
| Интеракция. Метод «Мозговой штурм»
| Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним. Каждый читает и анализирует материал, посвященный одной религии. Давайте внимательно прочитаем эти тексты , перескажет их.
Зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте. Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? (приложение №1) – Как вы считаете, почему эти представления одинаковы? Дети приходят к выводу, что семья – это свято для всех!
|
|
|
| Небольшая разминка.
В каком жанре УНТ заключается краткое народное изречение, законченное высказывание с поучительным смыслом
Посло́вица — малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
|
| 5 мин.
| Составление семейных заповедей.
| - Какая семья называется дружной?
О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.
« Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?).
Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба.
«Почитай отца твоего и мать твою» Ветхий Завет. Книга Исход.
«Чти родителей и прародителей своих, и всё сотворённое ими чти и почитай» (Д. Лихачев)
Свято храни честь своей семьи.
Никогда не бездельничай, когда родители трудятся.
Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве.
| Подведение итогов
| 2 мин.
| Рефлексия
| Сейчас обратимся к символам семьи ромашкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили.
Напишите на лепестках основные семейные ценности !
| Д/ з
| 1 мин.
|
| Поговорить с родителями о ценностях своей семьи. Подобрать пословицы о семье, желательно разных народов. Написать сочинение о своей семье ( по желанию)
|
Приложение №1 Таблица
Основные ценности семейной жизни
| Православие
| Ислам
| Буддизм
| Иудаизм
| любовь мужа и жены друг к другу;
|
|
|
|
| ложь;
|
|
|
|
| любовь родителей к детям;
|
|
|
|
| измена
|
|
|
|
| почитание родителей, бабушек и дедушек….
|
|
|
|
| гордость;
|
|
|
|
| богатство
|
|
|
|
| согласие;
|
|
|
|
| забота;
|
|
|
|
| уважение,
|
|
|
|
| прощение;
|
|
|
|
| семейные традиции
|
|
|
|
|
Семья в иудейской религиозной культуре.
| Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.
Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.
Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».
| Семья в буддистской религиозной культуре.
| Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию. Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям. Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.
Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.
|
|
| Семья в православной культуре.
| Cемья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.
В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом.
Любовь - основа основ семьи и православия.
| Семья в исламской религиозной культуре
|
В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).
Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?
Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.
Итак, совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Как вы считаете, почему?
Есть ли расхождения в разных религиозных культурах?
|
Семья в исламской религиозной культуре.
Что значит дом для мусульманской семьи? Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным.
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей.
Семья в иудейской религиозной культуре.
Основа всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.
Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».
Семья в буддистской религиозной культуре.
Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха.
Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.
Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям
Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.
Семья в христианской культуре.
В христианской семье важными ценностями является любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры, надежды и любви.
После появления детей родители все больше отдают себя им. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви.
В христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей.
Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым. Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей научили стремиться к добру, если они на практике узнали, "что такое хорошо".
Иудейская притча Отец одного человека состарился, обессилел, стал для семьи обузой. Однажды, когда старик пил воду, из его дрожащей руки выпала чашка и разбилась. Жена этого человека рассердилась и, сказала мужу: - Твой отец - для нас горе и наказание, теперь я буду давать ему воду и обед в деревянной посуде.
Как сказала, так и сделала. Муж не возражал.
Прошло некоторое время. Однажды внук увидел возле деда деревянную посуду и подумал,что стариков, наверное,кормят и поят из деревянной посуды. Он взял кусок дерева и стал тесать. Отец и мать спросили у него: - Сынок, что ты делаешь? - Деревянную посуду. Когда вы состаритесь, я буду из нее кормить вас…
Слова сына пристыдили отца и мать, и с этого дня они стали заботиться о старике.
Буддийская притча У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчику было всего пять лет. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жёны красивую девушку.
Молодую невестку раздражало присутствие свёкра в доме. Она видела в нём досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Она настаивала на том, чтобы муж получил все права на собственность. Муж возражал ей: “Не волнуйся, ведь я единственный сын, и унаследую всю собственность отца”. Но она не могла успокоиться. Изо дня в день она затевала этот разговор, и, в конце концов, сын сказал отцу: “Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчеётами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?” Купец, искушённый в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью и ключи от сейфа.
Через два месяца невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: “Дорогой, я скоро должна родить, и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе”. Муж очень любил свою жену, и, считая её очень умной, всегда выполнял все её желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.
Пришёл день, когда у молодых родился сын. Он рос смышлёным, резвым и ласковым ребёнком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у неё непреклонный нрав и отец боится перечить ей.
Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: “Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел её?” Пятилетний ребенок ответил с лукавой улыбкой: “Так она же у меня! Я взял её, и теперь она надёжно хранится в моём сундуке”. – “Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси её”, – велел отец. Мальчик ответил: “Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить её на будущее. Разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?” Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за своё поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением.
Если вы уважаете своих родителей, ваши дети будут уважать вас. |
|
|