Конференция. Семененко Наталья Павловна, учитель русского языка и литературы Введение Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение
Скачать 27.45 Kb.
|
ДОКЛАД Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы Семененко Наталья Павловна, учитель русского языка и литературы Введение Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Поэтому одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности. В этом процессе важную роль играют уроки русского языка и литературы. Итак, тема которую я сегодня представлю на конференции – «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы» Цель моего выступления: демонстрация приёмов и методов, которые я использую на своих уроках для развития творческих способностей учащихся. Для развития творческих способностей учащихся в своей работе я использую следующие педагогические технологии: 1.Технология личностно-ориентированного обучения 2.Технология эвристического обучения 3.Технология развития критического мышления 4.Игровые технологии 5.Информационно-коммуникационные технологии. Считаю, что именно эти технологии позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска. Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваю с учетом творческой активности учащихся. Планируемую педагогическую ситуацию продумываю с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей. Описание системы работы Систему работы можно представить в виде схемы: I. Работа на уроках Работа на уроках русского языка литературы II .Обычные уроки с заданиями. Уроки по развитию речи развивающими творческие способности. III . Традиционные уроки. Нетрадиционные уроки Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка. 1.Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Например, учащимся предлагается вставить в текст упражнения буквы - стандартное задание, ставшее традиционным в школе. Но можно сделать его моделью интересного творческого процесса: Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их? Это эвристический вопрос, результаты которого многоплановы. Возникает творческий интерес учащихся, их внимание сосредотачивается на предложенном тексте. Они приучаются видеть «ошибкоопасные» места, а, значит, законы орфографии становятся достоянием их творческого опыта. 2.Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов. Ребята узнают, что порох – слово из ряда прах, порхнуть, а яства вовсе не являются, а предназначены для того, чтобы ясти. Таким образом пробуждается живой интерес к слову, к его структуре. 3. Составление опорных сигналов. Чтобы закрепить языковую закономерность и окончательно освоить её, не боясь ошибки в дальнейшем, учащийся должен «увидеть» правило в системе небольшого количества ярких и запоминающихся знаков, схем. Этому и служит прием составления схем. Я не даю их в готовом виде, т.к. это малопродуктивно. Ребята составляют их сами. Составляемые учащимися схемы нуждаются в контроле педагога. Работая со схемой, школьники припоминают сведения, осмысляют их применительно к собственному «я». Правила становятся не безразличной схемой, а обращенной к личности ученика системой зримых и запоминаемых объектов. Их составление развивает творческие способности. 4. Индивидуальная работа над ошибками. Стандартная работа над ошибками создает психологический дискомфорт, поскольку не учитывает сомнения и вопросы, нередко возникающие у ребят. Необходим отклик, которого в этом случае учитель не слышит, да и не предполагает. Творческая работа над ошибками, наоборот, делает возможным отклик: она действительно актуальна для ученика. Например, учащемуся, делающему ошибки в притяжательных прилагательных, предлагается работа с географической картой: «Ты летишь на вертолете, смотришь вниз и сверяешь курс с картой». При этом ученик должен выписать названия деревень и поселков на - ино и (если окажется) на - ено. После этого он самостоятельно делает вывод о наличии буквы и в словах подобного типа, где ранее допускал ошибки. 5 .Толкование языковых терминов. Например, я задаю вопрос: «Почему прилагательное так называется, как вы думаете, ребята?» Дети рассуждают, что исходя из слова, прилагательное – то, что прилагается, добавляется к чему-то. - Без чего оно теряет свой полный смысл? – Без существительного. Учащиеся могут сами дать неожиданные и оригинальные толкования языковых терминов. 6. Игра позволяет сделать многие понятия «живыми», создает творческие ситуации на уроке. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. На уроках русского языка очень люблю игры - соревнования, например, "Аукцион" (задание: подобрать как можно больше слов по схеме), «Составь слово», «Третий лишний»). Мои пятиклассники с удовольствием играли в дидактическую игру «Выбери три слова». Игра может использоваться для закрепления тем на любое орфографическое правило. Игра проводится в парах. Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов:1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму. Уроки развития речи Широко использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу. Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей между русским языком и музыкой. Ребята с удовольствием пишут сочинения на музыкальные темы. Использование музыки позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческую фантазию. Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми. 1. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь! 2. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев. 3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок. 4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине. 5. Cценарий мультфильма по рисункам на слайд-презентации удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания. 6. Музыкальное сочинение. 1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения. 2-й вариант - воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка. 7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта. 8. Сочинение - ассоциации по мотивам художественного текста. Работа по развитию речи учащихся на основе иллюстративного материала. Речевые ситуации, созданные с помощью слова учителя и средств наглядности, являются ситуациями воображаемыми, поэтому при создании таких ситуаций от преподавателя и ученика требуется немалая доля творчества. Надо поставить школьника в такие условия, чтобы он говорил не потому, что обязан, а прежде всего потому, что ему интересно выразить свое отношение. В учебнике русского языка (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др.) есть много творческих заданий по рисункам. Приведу примеры некоторых из них: 1.Творческие задания, ориентирующие учащихся на словесное рисование. 2.Творческие задания, направленные на озвучивание, оживление картины, рисунка. 3.Творческие задания, ориентирующие учащихся на создание высказывания, аналогичного образцу. Как правило, такие высказывания представляют собой повествование о новых приключениях героя, с которым ребята познакомились, анализируя текст -образец. 4.Творческие задания, целью которых является восстановление с помощью рисунка пропущенной части текста. Творческие задания на основе изобразительной наглядности не только обеспечивают мотивацию высказывания, но и развивают у детей творческое воображение, наблюдательность, содействуют формированию коммуникативных умений. В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера: о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений даю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме. Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы. Использование методов и приёмов игровой технологии. Как известно, игровые приемы дают простор творческому развитию ребёнка. Например, в 5 классе провожу с детьми такую игру: расставляю разноцветные карточки (до 15-20 оттенков). Задаю необычный вопрос: «Где здесь Василиса Прекрасная?» Ответ всегда один: дети указывают на красную карточку. -Почему красная?- Потому что красивая. -А еще какая? Вторым обычно называют желтый цвет – он ассоциируется с нежностью. Потом – белый (чистая душа) и т.д. Так собирается «ромашка» с разноцветными лепестками – это портрет Василисы в цвете. Совсем иной цветок получается, когда говорим о Кощее: черный (страшный), серый (злой), синий (холодное сердце) и т.д. Все это развивает то, что заложено в ребенке с рождения - способность видеть мир в цвете. Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Многие ученики даже буквы-надписи раскрашивают в разные цвета. Создание презентаций по теме урока. При работе над созданием презентаций учащимся предоставляется возможность творческого переосмысления прочитанного текста, а также возможность реализации своего интеллектуального потенциала и способностей.Кроме презентаций ученики могут создавать базы данных о поэте или писателе, составлять самостоятельно тесты по изученным темам Метод творческого чтения. Он предполагает, что учитель стимулирует, организует творческое чтение текста классом. Первое знакомство с произведением, обогащение словаря, сведения, которые создают благоприятный фон для наиболее полноценного восприятия, - вот что я приношу в класс на первом этапе работы по изучению текста. Никогда не начинаю знакомство с художественным произведением с обычного пересказа текста, так как процесс творчества в такой работе минимален. Творческое чтение предполагает, что в каждом отдельном случае будет найден способ проникнуть в лабораторию читателя, и в зависимости от того, каково его восприятие текста, будут построены последующие уроки. Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют увести от шаблона, от изложения содержания заученными фразами, заставляют взглянуть на проблему по-новому . Так, на пример, в 5 классе при изучении народных сказок на доске пишу слова: «Сказка – ложь, да в ней намек...». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников. Возникает спор о победе добра над злом, высказываются разные точки зрения на этот счет. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек».Знания, которые получают дети на таких уроках, не только продуманы, осмыслены, восприняты разумом, но и прочувствованы, восприняты эмоционально. Регулярно провожу на уроках литературы работу по развитию воображения, ассоциативного мышления и, конечно, развитию речи учащихся. Например, ребятам предлагается описать картину так, чтобы это увидели другие. Например, закат солнца, роса на траве и т.д. Или описание должно быть таким, чтобы читатели почувствовали запах свежего хлеба, аромат ветки сирени. Написание сценария мультфильма, киносценария – этот жанр предполагает членение действия на сцены, прорисовку этих сцен, придумывание диалогов, монологов. Не только маленькие, но и большие ребята с удовольствием работают в этом жанре. Синквейн как прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии, как способ на любом этапе урока, изучения темы проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций, как идёт восприятие нового материала. К тому же синквейн – это быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Данный приём изменяет атмосферу в классе, делает её более творческой, способствует улучшению эмоционального состояния ребят. Мои ученики пишут синквейны индивидуально, в парах, в группах. При этом важно следовать алгоритму написания синквейна: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – одно слово - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).Примеры синквейнов, которые мои ученики составили при изучении стихотворений о Великой Отечественной войне. Мир Война гармоничный, светлый Беспощадная, жестокая Бодрит, оберегает, радует Убивают, взрывают, расстреливают Мы сохраним его навсегда Война – это зло Жизнь Смерть Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства. Такой вид работы всегда находит эмоциональный отклик у детей. Выводы Развитие творческих способностей учащихся способствует воспитанию активной творческой личности. Наличие творческих интересов у школьников способствует росту активности детей не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках (это отмечает большинство учителей - предметников), способствует повышению качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Развитие творческих способностей учащихся способствует формированию таких метапредметных умений, как - умения сопоставлять явления и факты; - умения выделять главное;- умения составлять из отдельных элементов целую картину;- умения формулировать общую проблему; - умения делать философские, нравственные выводы. Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни. Используя различные приёмы и методы, направленные на развитие творческих способностей учащихся я достигла определённых результатов: 1) большинство моих учеников хорошо для своего возраста владеют словом, что я отмечаю как в устных, так и в письменных работах; 2) мои ученики являются победителями муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений, неоднократно становились победителями как школьных, так и региональных конкурсов по русскому языку и литературе . Работу по развитию творческих способностей учащихся я намерена продолжать, включить в систему работы внеклассную работу по предмету. |