Главная страница
Навигация по странице:

  • познавательное направление

  • Рис. 1. Структура культурологического знания онтология культуры

  • гносеология культуры

  • культурная семантика

  • социология культуры

  • социальная динамика культуры

  • историческая динамика культуры

  • познавательные уровни

  • эмпирический и прикладной.

  • Культурология как наука. Семинар 1. Семина Культурология как наука


    Скачать 38.26 Kb.
    НазваниеСемина Культурология как наука
    АнкорКультурология как наука
    Дата22.09.2022
    Размер38.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар 1.docx
    ТипСеминар
    #690966

    Семинар1. Культурология как наука.
    Вопросы для обсуждения:
    1. Предмет и задачи культурологии;
    Культурология — это наука о культуре, но культуры без человеческого общества не существует. Культура — общечеловеческий феномен.

    Следовательно, культурология — это наука, которая изучает человеческое общество. В связи с этим культурология естественным образом связана с такими гуманитарными дисциплинами, как история, социология, философия, этнология, антропология, искусствоведение, филология, семиотика и многими другими.

    Однако от других гуманитарных наук она отличается тем, что предметом ее исследования являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей: материальные, экономические, социальные, политические, моральные, эстетические. Несмотря на то, что в культурологических исследованиях используются кроме гуманитарных приемы и методы некоторых естественных и точных наук, культурология в основе своей — наука гуманитарная.

    Предметом культурологии является изучение наиболее общих закономерностей развития культуры, ее базовых характеристик, памятников, явлений и событий материальной и духовной жизни людей. Цель дисциплины — дать целостное представление о феномене культуры, ее сущности и функциях, типах и формах культурной жизни.
    Задачи дисциплины:

    -1. Знакомство с различными взглядами на место культуры в социуме, типологиями и классификациями культур.

    -2. Изучение исторических типов культур.
    2. Место культурологии в системе наук;
    Феномен культуры столь сложен и интересен, ее структура и компоненты, уровни и связи, модели функционирования столь разнообразны, что изучением культуры занимаются представители различных научных дисциплин, а также религиозные мыслители, деятели искусства и литературы. Исследование культуры привлекает внимание представителей других наук, прежде всего, гуманитарных: антропологов, археологов, этнографов, филологов, историков, психологов, социологов, искусствоведов.

    Исследование культуры имеет глубокие философские традиции – есть такие дисциплины, как философия истории, философия культуры. Следует подчеркнуть, что культурология, вычленяясь из философии, тем не менее связана с философией через философию культуры. Если философия культуры нацелена на понимание культуры как целого (т.е. изучает всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, основываясь на исторических фактах (т.е. изучает особенное). До конца XIX века понятие «культура» обычно находилось в тесной связи с философией и подпитывалось такими отраслями философии, как философия истории, этика, эстетика, теория права и др. отраслями философии, которые можно считать теоретическими, отвлеченными, в определенной степени дистанцированными от материальных основ жизни. Поэтому в обыденном сознании формировалось представление о «культуре» как явлении чисто духовного порядка. Однако в последней трети XIX века стали интенсивно развиваться такие многочисленные новые отрасли знания, которые можно назвать экспериментальными, тесно связанными с материальной жизнью общества. Это такие науки как антропология, этнография, социология, общественная психология, этнопсихология, демография, фрейдизм, семиотика, информатика и мн. др. Они с новых позиций стали изучать феномен человека как творца культуры и поэтому внесли свой вклад в обогащение понятия «культура».
    3. Роль культурантропологии в становлении культурологии;
    Культурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о человеке, называемой антропологией (наукой о человеке). В ее рамках выделяют теологическую (богословную), или религиозную, антропологию, психологическую антропологию, естественно-научную (биологическую) антропологию, когнитивную антропологию, изучающую проблемы познания человеком мира. В этом ряду нашла место и культурная антропология, исследующая культуру как форму жизни и деятельности человека, среду обитания людей.

    Культурная антропология по своему происхождению тесно связанна с этнографией – наукой, исследующей культуры различных племен и народов, в основном живущих в Африке, Америке, Австралии и Океании. Культурантропология и сейчас активно использует этнографические материалы, хотя уже давно вышла за рамки этнографии. Культурная антропология включает в себя этнографию, собирающую материал об отдельных культурах, этнологию, теоретически обобщающую этот материал, общие антропологические теории, сведения из области лингвистики, археологии, истории общества и культуры, религиоведения. Знания о культурах различных народов и племен накапливались в течение многих веков. Они содержатся в памятниках древней литературы, исторической и религиозной мысли, рассказах путешественников. Первые попытки обобщить этот материал предпринимались уже в XVII–XVIII вв., но как наука антропология сформировалась лишь ко второй половине XIX в.

    Первой значительной научной школой в культурной антропологии можно назвать эволюционизм XIX – начала XX вв., или классической эволюционизм (Г. Спенсер, Э.Б. Тейлор, Д.Д. Фрезер, Л.Г. Морган и др.).

    Эволюционизм сформировался под влиянием господствовавших в XIX в. идей эволюции и прогресса, которые антропологи-эволюционисты применили в изучении культуры. Они рассматривали различные явления культуры и культуры разных народов как стадии культурной эволюции, выстраивали их единую линию эволюционного развития.

    Антропологи-эволюционисты проводили аналогии между эволюцией индивида (детство, юность, зрелость, старость) и эволюцией культуры. К достоинствам классического эволюционизма можно отнести обработку колоссального объема информации, которая встраивалась в четкие убедительные схемы, выработанные на базе единой теории.

    Антропологи-эволюционисты оставили хорошо разработанную терминологию, множество научных понятий. Однако в начале XX в. эволюционизм переживает кризис, обусловленный своими недостатками:

    1) кабинетным характером большинства исследований;

    2) стремлением подогнать фактический материал под умозрительные эволюционные построения.

    Как реакция на изъяны эволюционизма в культурной антропологии первой половины XX в. возникают новые направления.

    Одним из них стала историческая школа, или школа Боаса (Ф. Боас, Ф. Гребнер, А. Кребер, Р. Лоун и др.).

    Ее представители сделали основной упор на конкретные исследования, методы скрупулезного описания всех особенностей какой-либо культуры. Историческая школа стремилась проследить и задокументировать происхождение каждой черты культуры, определить, возникла ли она в рамках данной культуры или проникала в нее извне. Изучались различные случаи диффузии (взаимопроникновения) культур, культурной трансформации (изменений). Важнейшим достижением школы Боаса стала разработка теории аккультурации. Аккультурация – это процесс изменения культуры, происходящий при непосредственном контакте и взаимодействии нескольких групп людей, являющихся носителями различных культур.

    Прослеживаются три типа отношений между данными группами: либо культура одной группы принимается другой частично («принятии») или полностью («ассимиляция»); либо происходит адаптация, приспособление элементов одной культуры к потребностям другой; либо возникает «реакция» – полное отторжение форм чужой культуры.

    Одновременно с исторической школой развивался диффузио-низм, или школа Ратцеля (Л. Фробениус, В. Шмидт, У. Риверс, В.Г. Чайлд и др.).

    Это направление выработало концепцию «культурных кругов» («культурных провинций»), каждый из которых является сочетанием ряда культурных признаков в определенном географическом районе. «Культурный круг» может взаимодействовать с другими современными ему «культурными кругами» (диффузия), перемещаться в пространстве (миграция), накладываться на культурные слои, образованные предшествующими «культурными кругами» (напластование). В истории культуры сторонники диффузиониз-ма придавали особое значение миграции «культурных кругов», происходящей в результате торговых контактов между странами, переселения народов, колонизации.

    В конце XIX – начале XX вв. возникает французская школа социологии и антропологии, которую возглавлял Э. Дюркгейм, а затем М. Мосе. Одним из базовых принципов школы Дюркгей-ма был функционализм. Различные социальные и культурные явления нужно изучать не только с точки зрения их причин, но и с точки зрения их функций, т. е. ролей, которые они играют в отношении других явлений и всей социально-культурной системы в целом. К середине XX в. в культурной антропологии возрождается интерес к эволюционизму, возникает культурно-эволюционная школа (неоэволюционизм), или школа Л.А. Уайта.

    Уайт видел в понятии «культура» не малосодержательную абстракцию, а отражение объективной действительности в биологической. Он полагал, что главная функция культуры – служить приспособлению человека к окружающей среде.

    Культура – это система, развивающаяся через определенные стадии в зависимости от накопления или затрат энергии.

    Уайт в этой системе различал три подсистемы:

    1) технологическую (орудия производства, оружие, одежда, жилища и т. п.);

    2) социальную (все виды индивидуального или коллективного поведения людей);

    3) идеологическую (знания, идеи, верования).

    Л. Уайт сыграл ключевую роль в становлении культурологии в качестве самостоятельной науки. В первые десятилетия XX в. на стыке культурной антропологии и лингвистики начала формироваться этнолингвистика – наука, изучающая особенности функционирования языка в культурах разных этнических групп. Видные деятели этнолингвистики Э. Сепир, Б. Уорф и многие другие разработали гипотезу, согласно которой структура человеческого мышления, способы познания человеком мира, характерные черты культуры зависят от структуры и особенностей языка. Все воспринимаемое человеком воспринимается им через язык. Одной из наиболее влиятельных фигур в истории этнографии, социологии и антропологии XX в. стал английский ученый Б. Малиновский. Он создал ряд теоретических концепций культурной антропологии. Малиновский различал два вида потребностей человека:

    1) первичные (физиологические и психологические), которыми человек обладает от рождения;

    2) вторичные, порожденные культурой.

    Культура, по Малиновскому, – это система социальных институтов, осуществляющих удовлетворение первичных и вторичных потребностей. Различия между культурами состоят в способах удовлетворения потребностей, которые определяются «культурным императивом» (побуждением). Культурная антропология занимает особое место в ряду культурологических научных дисциплин. Ей нет подобных по богатству фактического материала, разнообразию и продуманности теорий, широте охвата самых различных явлений.

    4. Функции и методы культурологии как науки;
    Культурология применяет различные методы изучения культуры: сравнительно-исторический, структурно-функциональный, семиотический, типологический, диахронический, синхронический, психологический, биографический, метод моделирования и др.

    Сравнительно-исторический метод позволяет выявлять общее и особенное в исторических явлениях, познавать различные исторические ступени развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений и т.д.

    Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними.

    Семиотический метод рассматривает культуру как знаковую систему.

    Типологический метод позволяет выделить и классифицировать различные группы культурных объектов для их полного изучения и сравнения.

    Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания.

    Синхронистический метод — исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

    Психологический метод позволяет через уяснение характера той или иной культуры воспринять мотивацию, логику культурных действий.

    Биографический метод представляет собой анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, который отражает систему культурных ценностей своего времени.

    Метод моделирования предполагает создание модели определенного типа культуры с тем, чтобы выявить наиболее существенные его черты.

    Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Два важнейших из них:

    1. Принцип историзма состоит в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических и др.), в которых они происходили. Всякая попытка «изъятия» из соответствующей эпохи и перенесение в мир современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, непониманием и даже вульгарным искажением историко-культурных процессов.

    2. Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии культуры должно включать в себя все многообразие явлений, событий и фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание или искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении острых и актуальных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие пристрастия.

    Термином «функция» в социальных науках обозначают предназначения, цель существования какого-либо элемента социальной системы. Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.

    Адаптационная функция культуры обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной: он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду.

    Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным приспособительным эффектом.

    Преобразующая функция культуры. Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия (вторжение) во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь человеку внутренне присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

    Защитная функция культуры является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбежно влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и технологические достижения, экологическая защита и т. п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других.

    Коммуникативная функция культуры (коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем.) Человек, как существо социальное, для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Культура формирует условия и средства человеческого общения.

    Познавательная функция культуры (любая культура создает свою картину мира, познает, исследует человеческую душу, общество и мир). Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, таки практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

    Информационная функция культуры — накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.

    Нормативная функция культуры. Любая культура содержит нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируют поведение людей и социальных групп.

    Гуманистическая функция культуры — формирование нравственного облика личности (культура как способ социализации человека, способ развития, человека, его способностей, умений, его физических и духовных качеств).

    Ценностная функция культуры выражается в формировании ценностей, идеалов, культурных норм. Культурная жизнь людей невозможна без ценностей, т. к. они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости.

    Семиотическая, или знаковая (греч. sеmеiоn — знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.

    Интегративная функция — культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов характерных для данной культуры.

    Функция социализации — культура — это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют обычаи и традиции.

    5. Структура культурологического знания.
    В зависимости от критериев структурирования картина может выглядеть по-разному. Мы представим три варианта.

    Если за основу этой процедуры принять познавательное направление, сферу или область, в рамках которой накапливалось знание о культуре, то тогда можно выделить (в соответствии с логикой становления) следующие пласты исследований:

    историко-культурологический;

    философско-культурологический;

    социально-культурологический;

    гуманитарно-культурологический;

    собственно культурологический, интегративный.

    Если в качестве критерия выбрать основные компоненты предмета культурологии, то структура дисциплины будет выглядеть следующим образом (рис. 1):



    Рис. 1. Структура культурологического знания

    онтология культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров;

    гносеология культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология;

    морфология культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта;

    культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации;

    антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как "производителе" и "потребителе" культуры;

    социология культуры: представления о социальной обусловленности культуры, о культуре как системе "правил игры" и технологий социального взаимодействия;

    социальная динамика культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, происхождении и изменчивости культурных феноменов и систем;

    историческая динамика культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации;

    прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов[1].

    Наконец, если за основу принять познавательные уровни, то структура будет выглядеть иначе: в этом случае выделяется ядро культурологического знания и периферия.

    В ядре представлен теоретический аспект – теории и концепции культуры, типологии, методологические подходы и модели, гипотезы, культурные универсалии.

    В периферии можно, в свою очередь, выделить два уровня – эмпирический и прикладной. Эмпирический аспект включает описания культурных артефактов, статистические данные, классификации, исследования социальной динамики (в том числе ценностной), поведенческие "стандарты" и модели носителей разных культур, формы коммуникации и т.п. Прикладной аспект имеет инструментально-прагматический характер, он связан с проектированием рациональных форм управления и самоуправления в культуре, форм социальной организации и взаимной адаптации в трудовой и досуговой деятельности (например, моделей корпоративной культуры), с менеджментом культуры, предметом которого выступает рынок культурных ценностей, благ, моды.


    написать администратору сайта