Главная страница
Навигация по странице:

  • метод

  • историко

  • Типологический

  • Системно

  • Герменевтика

  • методами

  • кульурология 1. Культурология 1 семинар. Задача культурологии построить генетику


    Скачать 25.38 Kb.
    НазваниеЗадача культурологии построить генетику
    Анкоркульурология 1
    Дата12.03.2021
    Размер25.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурология 1 семинар.docx
    ТипЗадача
    #184262

    Культурология 1 семинар.

    Вопрос1.

     каков объект изучения культурологии?

    Объектом культурологии являются: - культурные аспекты различных областей общественной жизни; - выявление особенностей и достижений основных культурно–исторических типов; - анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, изучает разумную человеческую форму существования.

     что собой представляет предмет изучения современной культурологии?

    Предметом культурологии является культура в единстве и уникальности различных культурных миров и происходящих в них процессах. В этом контексте культурология является наукой, изучающей основополагающие законы становления и функционирования различных культурных миров. В отличие от философии, культурология оперирует не только абстрактными понятиями, но прежде всего артефактами. К предмету культурологии можно отнести: - происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни; - объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, - «живые» памятники и явления материальной и духовной культуры, - факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в создании, сохранении и передаче культурных ценностей.

     каковы задачи, решаемые культурологией?

    Задача культурологии – построить «генетику» культуры, которая не только объясняла бы историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать этот процесс, в перспективе – управлять им. Среди основных задач культурологии можно выделить: 1.анализ культуры как системы культурных феноменов; 2.выделение типов связей между элементами культуры; 3.исследование типологии культур и культурных единиц; 4.разрешение проблем социокультурной динамики; 5.исследование культурных кодов и коммуникаций.

    Культурология представляет собой интегративную науку. Во-первых, она подразделяется на теорию культуры (философию культуры) и историю культуры.

    культурология систематизирует данные многих других наук, таких как этнология, культурная антропология, языкознание, археология, искусствоведение, религиоведение, история науки и др.

    Поэтому используются разнообразные методологические подходы культурологического анализа:

    социологический, Методология социологического исследования — методы, которые используются при проведении социологических исследований, опросов. ... Статистические исследования проводятся с целью проверить некоторое предположение относительно населения и сильно зависят от поставленных в опроснике вопросов.

    компаративистский,  метод сопоставления двух и более объектов, выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.

    историко-функциональный, Данный метод ориентирован на исследование восприятия художественных произведений определенных исторических эпох читателями разного социального, профессионального статуса и возраста. Согласно историко-функциональному методу, восприятие художественной литературы формируется направленным действием художественной системы

    типологический, Типологический подход — это совокупность методологических процедур и соответствующих им мыслительных операций, ориентированных на понимание сложных явлений в их структурной самодостаточности, в их становлении и обособлении по отношению к гетерогенной среде.

    системно-структурный, Системно-структурный подход – это подход к рассмотрению объекта в качестве системы, как результата взаимодействия ее элементов, а также ее понимания как части более крупной системы.

    историко-теоретический,

    герменевтический. Герменевтика - один из методов, при помощи которого возможно понимание. Герменевтика - искусство интерпретации, постижения смысла диалогических отношений - «сплетается» с философскими методами исследования, обогащает их и сама выводится на рациональный уровень, приобретает философский статус».

    Вопрос 2.

    Слово «культура» применяется для обозначения крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах. Есть определения описательные (Э.Тайлор), исторические (О. Шпенглер), психологические (К. Юнг), структурные (Р. Линтон), генетические (у П.Сорокина, В. Освальда, Л. Уайта культура рассматривается с позиций её происхождения).

    обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития; обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке и т.д. (в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация); указание на особенности способов существования или образа жизни, свойственные какомуто обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду; обозначение форм и продуктов интеллектуальной и, прежде всего, 16 художественной деятельности (музыка, литература, живопись, театр, кино и т.д.). Поэтому, давая определение понятию «культура», обязательно выделите следующие моменты:  культура – это то, что отличает человека от животных, она искусственна;  культура – это основная характеристика человеческого общества;  культура не наследуется биологически;  культура предполагает преемственность и обучение;  культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка).

    структуру

    Культура – это сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. С другой стороны, это «живая» человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие. В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры. 1. материальная - культура труда и материального производства; культура быта; культура жизни, жилища, топоса (города, деревни), культура отношения к собственному телу; культура воспроизводства человеческого рода, т.е. демографическую культуру, сексуальную культуру, медицинскую культуру, культуру профилактики, физическую культуру, и т.д. Как мы видим, здесь главное воспроизведение человека как главной производительной силы в сфере материальной культуры. 2. духовная это идеальная стороны материального процесса производства материальных и художественных благ, предметов, объектов и включает в себя культуру: познавательную (интеллектуальную); нравственную (этическую); политическую, философскую, правовую (юридическую); педагогическую; религиозную. В сфере духовной культуры формируются цели, ценности, смыслы человеческой деятельности, которые являются главной двигательной силой культурной эволюции. Это чисто человеческая деятельность, связанная с его мыслительными способностями, она является очень сложной и многообразной. 3. художественная - этот слой как самостоятельный стал выделяться совсем недавно, благодаря усилиям основоположника отечественной культурологии М.С. Кагана. Художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности: художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т. п. Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются, эта органичность не известна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры.

    функции культуры

    Основные функции культуры 1. Преобразующая функция: освоение и преобразование окружающей действительности. 2. Коммуникативная функция: Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Культура определяет правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей. 3. Гносеологическая (познавательная) функция:(культура создает картину мира, познает, исследует человеческую душу, общество и мир. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. 4. Информативная (трансляционная) функция: накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности; культура является способом хранения и передачи социального опыта.. 5. Нормативная (регулятивная) функция: культура содержит нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе, регулируют поведение людей. Можно выделить юридические нормы, технические нормы, экологические нормы, нравственные нормы и др. 6. Гуманистическая (человекотворческая) функция: формирование нравственного облика личности (культура как способ социализации человека, способ развития его способностей, умений, физических и духовных качеств). Некоторые авторы выделяют адаптивную (защитную), социализирующую и интегративную функции. 7. Ценностная функции: культура как формирование ценностей, идеалов, культурных норм. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. 8. Семиотическая, или знаковая (греч. Semeion – знак) функция является важнейшей в системе культуры. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным

    Под материальной культурой обычно понимают сферу производства, орудия труда, средства производства материальных благ. Но это достаточно упрощенное понимание материальной культуры. Более точное определение предполагает понимать под материальной культурой, прежде всего, условия и культуру труда, т.е. насколько эти условия позволяют раскрываться чисто человеческим возможностям и задаткам. Кроме того, в материальную культуру включают: культуру жизни, жилища, топоса (города, деревни), культуру воспроизводства человеческого рода, т.е. демографическую культуру, сексуальную культуру, медицинскую культуру, культуру профилактики, физическую культуру, и т.д. Как мы видим, здесь главное – воспроизведение человека как главной производительной силы в сфере материальной культуры

    Духовная культура – это идеальная сторона материального процесса производства материальных и художественных благ, предметов, объектов. В сфере духовной культуры формируются цели-ценности, смыслы человеческой деятельности, которые являются главной двигательной силой культурной эволюции. Это сфера духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности. Здесь формируются проекты, планы, идеи, которые потом питают все другие сферы культуры. Это чисто человеческая деятельность, связанная с его мыслительными способностями, она является очень сложной и многообразной. В зависимости от направления духовной деятельности, от выделения комплекса идей, обслуживающих конкретную социальную сферу жизни человечества, выделяют политическую, философскую, юридическую, этическую, эстетическую, религиозную .культуру и т.д

    Художественная культура. Этот слой как самостоятельный стали выделять совсем недавно, благодаря усилиям основоположника отечественной культурологии М.С. Кагана. Сегодня эта идея уже стала достоянием учебников. 3. художественная - этот слой как самостоятельный стал выделяться совсем недавно, благодаря усилиям основоположника отечественной культурологии М.С. Кагана. Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются, эта органичность не известна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры.

    Вопрос 3.

    Выделите основные подходы к соотношению понятий «культура» и «цивилизация»: 1. «Культура» и «цивилизация» выступают как синонимы. 2. «Культура» и «цивилизация» выступают как антагонисты. 3. «Культура» и «цивилизация» представляют собой понятия близкие, но не совпадающие

    Слово «цивилизация» получило самостоятельное значение в XVIII- начале XIX века. Это слово происходит от латинских civil – город и civis - полноправный гражданин города, а также civilis – принадлежащий, относящийся к гражданину. В результате довольно длительной эволюции оно стало выражать смысл исторического процесса и его достижений: очищение нравов, воцарение законности и социального порядка (Л. Морган, Ф. Энгельс «дикость-варварство-цивилизация»). Цивилизации или типы общества рассматриваются в современной науке одновременно и как стадии в 17 эволюции человечества (традиционная, индустриальная и информационная цивилизации) и как устойчивые локальные экономические, политические и культурно-исторические сообщества (индийская, западноевропейская и др.), что делает возможным показать, например, специфику российской культуры и ее взаимосвязь с общемировой. Формирование первого подхода связано со «статусом» вторичности» культуры, о чём уже шла речь. Поэтому культуру и цивилизацию толковали как синонимы.

    Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. «Культура – это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста», – писал известный французской историк культуры Ф.Бродель, как бы соглашаясь с высказыванием О.Шпенглера.

    культура – это особый духовный опыт человеческих сообществ, накапливаемый и передаваемый от поколения к поколению, содержанием которого являются ценностные смыслы явлений, вещей, форм, норм и идеалов, отношений и действий, намерений, мыслей, чувств, выраженные в специфических знаках и знаковых системах (языках культуры). цивилизация – это особое состояние общества, характеризующееся высокой степенью упорядоченности социальной жизни на основах морали и права, значительного развития науки и техники, комфортности жизни, технологий деятельности и общения. В заключение можно сделать вывод. Культура представляет собой одну из самых сложных известных науке систем. Основой культурной эволюции является человек (homo faber – человек творческий), двигателем – желания, идеалы человека, а результатом – создание опредмеченного, овеществлённого культурного мира (материальная, духовная, художественная культура). Культура – это единственный способ социализации человека, его «очеловечевания». Развитие человека и культуры процессы коэволюционные.

    Место

    , роль,

    особенности медицинской культуры как составной части социокультурного развития общества

    Почему медицинская культура является важнейшей составной частью культурной жизни общества? -не только поддержание здоровья населения и помощь врачам, что пауциетт будет знать, как оказывать сам себе помощь

    Как соотносятся уровень культурного развития общества (материальная, духовная культура) и уровень медицинской культуры?

    Имеют ли отношение к культуре гигиенические навыки, условия быта и труды населения? да Медицина - неотъемлемая часть человеческой жизнедеятельности, необходимость в ней за самыми исключительными случаями сохраняется у человека на протяжении всей жизни, с момента рождения до смерти и каждый человек, к сожалению, является потенциальным пациентом. При этом попытки определить, что есть медицина, ведутся давно. П

    Когда и почему зарождается медицинская культура? Зарождение медицины происходит в рамках синкретической культуры общества собирателей и охотников и раннего этапа аграрной культуры, когда главными врачевателями являлись шаманы, а болезнь чаще всего воспринималась как происки духов или богов. Это период зарождения народной медицины, опыт в этой сфере передавался из поколения в поколение

    Когда и почему выделяется профессия врача? Профессия врача — одна из наиболее древних профессий. В истории навсегда останутся имена первых выдающихся врачей древности (Гиппократа, Асклепида), чьи знания и искусство лечить людей не только спасли многие жизни, но и обусловили развитие медицины.

    Сначала практически каждый человек был себе врачом. Первобытный охотник умел пользоваться дарами природы и зализывать раны. Позже появились отдельные личности для лечения болезней – знахари. Естественно, заговорами и магическими заклятиями знахарь не мог вылечить больного, но уже с того времени знахари изучали различные растения, а это стало весомым вкладом в развитие медицины и профессии врача. Но главным отцом медицины стал Гиппократ в 4 веке до нашей эры, именно с этого времени и появилась профессия врача.

    Медицинская культура является неотъемлемой частью культурного развития общества, и отражает общекультурный уровень этого развития. В медицинской культуре в опосредованном виде присутствуют все характерные особенности социокультуного развития общества определенного исторического этапа.

    В результате проделанной работы вами необходимо прийти к следующим выводам. Культура представляет собой одну из самых сложных известных науке систем. Основой культурной эволюции является человек (homo vaber – человек творческий), двигателем – стремления, желания, идеалы человека, а результатом – создание опредмеченного, овеществлённого культурного мира (материальная, духовная, художественная культура). Культура – это единственный способ социализации человека, его «очеловечивания». Развитие человека и культуры процессы коэволюционные. Медицинская культура является неотъемлемой частью культурного развития общества, и отражает общекультурный уровень этого развития. В медицинской культуре в опосредованном виде присутствуют все характерные особенности социокультуного развития общества определенного исторического этапа.

    Медицинская культура возникла в процессе целенаправленной деятельности людей по осознанию и изменению такой грани человеческого бытия, как существование человека в состоянии болезни, в том числе потенциальной возможности ее возникновения, и после перенесенной болезни, а также по выработке средств для сохранения здоровья и жизни человека. Глубинной антропологической причиной возникновения врачевания, медицинской деятельности является чувство сострадания человека своему сородичу, испытывающему боль. Это чувство предшествует рациональной деятельности человека по оказанию помощи больному, оно иррационально, но настолько сильно, глубинно для человеческой природы, что становится стимулом для медицинской деятельности и формирования медицинской культуры на протяжении всей истории человечества [9]. Медицинская культура, синтезируя в себе различные виды гуманитарного знания, вырабатывает свою мировоззренческую систему, свое понимание таких категорий, как болезнь, жизнь, смерть, здоровье. Как и культура в целом, она имеет свою духовную составляющую, включающую такие компоненты, как этика и деонтология, аксиология, религиозный и эстетический компоненты. В рамках медицинской культуры сегодня происходит трансформация многих моральных ценностей, связанных с вопросами эвтаназии, трансплантологии, выхаживания младенцев с ЭНМТ (экстремально низкая масса тела) и др. Из всего вышесказанного рождается актуал


    написать администратору сайта