риторика. Семинар по риторике. Семинар 1 Античная риторика. Древнегреческие риторы Родина красноречия
Скачать 96.71 Kb.
|
Аристотель и его «Риторика».Древнегреческий ученый-энциклопедист, философ и логик, основатель классической (формальной) логики. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля стали важнейшим этапом в становлении научной теории поэзии и прозы. В трактате «Поэтика» выражена аристотелевская теория поэзии, в трактате «Риторика» — теория художественной прозы. Аристотель определяет риторику как искусство убеждения и говорит, что в ней объединяются процессы логические и нелогические, рациональные и иррациональные, как это и необходимо для передачи всего многообразия жизненной и творческой практики человека. Аристотель не ограничивает риторику только учением об ораторском искусстве или о красноречии вообще. Риторика, по убеждению Аристотеля, — это то же искусство, то же творчество, воздействующее на действительность во всем ее становлении и во всех ее возможностях. Аристотель в своей «Риторике» рассматривает проблему прекрасного и проблему риторического стиля. Коракс Сицилиец (V век до н. э.) Оратор и политический деятель в Сиракузах. Благодаря своему ораторскому дарованию, встал во главе управления республикой. Позже, оставив участие в общественных делах, открыл школу красноречия. Он и его ученик Тисий обычно называются изобретателями греческого риторического искусства. Коракс считается также первым писателем, изложившим письменно правила риторики. Его труд «Дети», служивший образцом для последующих, до нас не дошёл. Вместе со своим учеником Тисием Коракс создал сборник «общих мест» («топосов») — хрестоматию готовых примеров для заучивания, чтобы вставлять их в произносимую речь, и первый учебник риторики — теоретическое руководство, которое давало рекомендации относительно самой структуры ораторских выступлений; оно не содержало примеров, но давало рекомендации относительно самой структуры ораторских выступлений. По всей видимости, образцы речей были подготовлены Кораксом, а теоретическое пособие — Тисием. Исократ (V в. до н. э.). Древнегреческий теоретик ораторского искусства, писатель, публицист. Поначалу основным его занятием была логография (составление прозаических и исторических текстов), позднее его увлекло искусство красноречия. Деятельность на поприще преподавания сделала Исократа знаменитым и богатым человеком. Поначалу в его биографии было обучение на Хиосе, позднее — в Афинах. Исократ настолько умело учил искусству художественной прозы, слыл настоящим мастером, что стал основателем собственной школы риторики, никогда не знал недостатка в учениках, съезжавшихся со всей Эллады. Мировоззрение самого ритора в значительной мере складывалось под влиянием софистов, Сократа. От софистов он перенял манеру учить за деньги, некоторые свои сочинения также писал за гонорары. Оратор сочинил немало политических речей. Работа над наиболее ранней и признанной лучшей — «Панегирик» — длилась 10 лет (390–380). Самую позднюю он окончил, будучи 96 лет от роду. Приуроченные к различным праздникам, речи Исократа никогда не произносились на народных собраниях, хотя темы них затрагивались общегосударственные и весьма серьезные. Он был ярым противником демократии, защищал аристократию и олигархию, выдвигал аргументы в пользу монархии. До наших дней дошло 30 произведений Исократа, из которых 21 — это речи и 9 — письма известным историческим деятелям, например, тирану Дионисию и царю Филиппу. Перикл (V в. до н. э.). Афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец. Перикл родился в Афинах в семье аристократов. При Перикле Афины стали культурным центром Древней Эллады. В круг его друзей входили наиболее знаменитые древнегреческие историки, философы и учёные, среди которых следует особо выделить «отца истории» Геродота, философа Анаксагора и архитектора Фидия. В историографии с XVIII века используют термины «Периклов век» и «эпоха Перикла», которые ассоциируются с периодом наивысшего культурного развития Древней Греции, пиком могущества Древних Афин. Перикл получил прекрасное образование. Он слушал лекции философа Зенона, обучавшего ораторскому искусству и умевшего рядом ловких возражений сбить противника с толку и поставить в безвыходное положение. Кроме обязательного для всякого афинянина изучения музыки и стихосложения, Перикл обучался также естественным наукам под руководством переехавшего в Афины из Малой Азии философа Анаксагора. Он восхищался Анаксагором и под его руководством основательно изучил науку о небесных явлениях. Большие познания и природные способности сделали Перикла блестящим оратором, вызывавшим восхищение сограждан. Речи его были прекрасными по форме и глубокими по содержанию, походка размеренной, одежда всегда лежала правильными складками. Никто не мог вывести его из себя. Речь Перикла была красочна и образна. Свои природные способности он сумел развить, извлекая из наук все полезное для искусства красноречия. За это, как считают некоторые, Перикла прозвали "Олимпийцем", однако вероятнее, что он получил это прозвище не столько за дар красноречия, сколько за ту власть, которую он приобрел в государстве. Антифан(V в. до н. э.). — древнегреческий комедиограф, один из наиболее значительных, наряду с Алексидом и Эвбулом, представителей аттической «средней» комедии. Был, по всей видимости, чужестранцем, переселившимся в Афины, где начал писать около 387 года до н. э. Отличался большой творческой плодовитостью: ему приписывали авторство от 260 до 365 комедий. Ни одна из них не дошла до наших дней полностью, однако более двухсот известны по названиям или по обширным фрагментам, цитируемым у Афинея. Антифан посвятил свою деятельность теории и практике ораторского искусства, обучал красноречию граждан Афин, руководил школой ораторского искусства, писал речи для своих клиентов, составлял речи упражнения для своих учеников, такие речи назывались «тетралогии», т.е. «четвероречия» (обвинение, защита и две реплики). Лисий (V в. до н. э.). В конце V начале IVвека до н.э. в Афинах появился представитель судебного красноречия - греческий оратор Лисий. Он также был логографом, сочинял речи для своих подзащитных. Особенность Лисия как оратора заключалась в том, что он обладал замечательным даром перевоплощения, очень полезным любому оратору. Он сочинял речи, в которых абсолютно точно отражались характеры и социальное положение тех, кто будет эту речь произносить, умел составить речь в стиле, который был характерен для данного лица. Демосфен. Ораторские приёмы Демосфена. «Филиппики» Демосфена.— один из знаменитейших ораторов древнего мира; выходец из знатного рода. Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Демосфен был также ревностным учеником Платона и Сократа. С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Он был первым методистом, создавшим особый раздел риторики, – технику речи. Представитель рабовладельческой знати, он был защитником демократического устройства общества. Риторика стала призванием Демосфена, сделала его учителем ораторского искусства, образцом оратора. До наших дней сохранилось более 60 произведений, известных под общим названием «Демосфеновский корпус». Филиппики (лат.Philippicae) - серия из 14 речей, составленных Цицероном в 44 и 43 годах до н. э., осуждающих Марка Антония. Цицерон сравнил эти речи с речами Демосфена против Филиппа II Македонского; и речи Демосфена, и речи Цицерона стали известны как Филиппики. Демосфен начинал свои речи обращением: «Граждане ... Временами диалогический прием Демосфен дополнял рассказами. Излюбленным ораторским приемом Демосфена было восклицание, например восклицание: «Хорошо! Отлично!». Но он восклицал и при отрицании: «Нет, никогда!» - в категоричной форме, или: «нет, нет, о все боги!», или же: «Но это не так, да, не так!» - двойное отрицание. Античная риторика. Ораторы Древнего Рима Рим — преемник традиций ораторского искусства Древней Греции. В Риме, как и в Греции, ораторское слово считалось важнейшим орудием политической борьбы. Но Рим был не демократической республикой, как Афины, а аристократической: власть находилась в руках узкого круга знатных семейств, и секреты ораторского искусства передавались по наследству. Поэтому когда в Риме появились первые преподаватели риторики (разумеется, греки), которые за плату были готовы учить любого, сенат увидел в этом опасность для себя и несколько раз изгонял их из города; также изгоняли и греческих учителей философии – как развращающих нравы. Однако риторика стучалась в дверь слишком настойчиво. Рим, добившись политического владычества в Средиземноморье, старательно усваивал греческую культуру, стремясь в этой сфере если не к первенству, то по крайней мере к равноправию, а риторика (наряду с философией) была основой этой культуры. Именно под ее влиянием ораторская проза стала не только фактом политической борьбы, но и литературным жанром. Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу. Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое. Катон. Одним из первых римских ораторов, речи которого, к сожалению, дошли до нас в очень небольших отрывках, явился государственный деятель Рима III – II вв. до н.э. Марк Портиус Като или Катон. Катон был противником проникновения греческого влияния на римскую почву, хотя являлся большим поклонником греческой риторики. Катон известен и как автор «Риторики», содержавшей рекомендации по части красноречия. Ему принадлежит до 150 речей, которые дошли до нас лишь в виде немногочисленных фрагментов. Тиберий и Кай Гракхи. Выдающимися ораторами более позднего периода были известные римские государственные деятели – сторонники проведения аграрной реформы Тиберий и Кай Гракхи. Плутарх сообщает, что Гракх во время произнесения речи всегда находился в движении. Цицерон, а позднее Квинтилиан пишут, что Гракх обладал способностью изменять тон своего голоса по ходу речи. Он обычно имел сзади себя раба с флейтой и в нужную минуту раб давал ему тон, по которому должна была звучать его речь. Для речей Кая Гракха характерна эмоциональность, убедительность, яркая образность и разнообразные ораторские приемы, в том числе - риторические вопросы. Марк Антоний. Марк Антоний Оратор был одним из учителей знаменитого философа Цицерона. Согласно характеристике Цицерона, Антоний был расчётливым оратором, который умело подбирал наиболее сильные доводы в поддержку своей позиции и использовал их. Благодаря своей памяти он произносил только тщательно продуманные речи с рассчитанным эффектом, хотя всегда казалось, будто он выступает экспромтом. Кроме того, Антоний очень выразительно использовал невербальные средства общения, как например жесты, как будто «телодвижения у него выражали не слова, а мысли». Благодаря этим качествам Антоний был наиболее востребованным оратором своего времени на суде. Антоний написал небольшое сочинение «О красноречии», которое, однако, не сохранилось. Марк Туллий Цицерон. Основные труды по риторике. – крупнейший древнеримский оратор, политик, писатель. Из риторических сочинений Цицерона большое значение имеют прежде всего три книги: «Об ораторе», в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного оратора-философа; «Брут, или о знаменитых ораторах» - история красноречия; «Оратор» – произведение, в котором разрабатывается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный идеал. Это памятники античного гуманизма, имевшие огромное влияние на всю европейскую культуру. Так что же такое риторика по мнению Цицерона? Риторика – это наука об ораторском искусстве. Во всех трех трактатах Цицерона постоянно звучит вопрос о взаимоотношении риторики и других наук, в частности, философии. Всякий раз он неуклонно приходит к принципу подчинения всех наук главной ораторской цели. Теория композиции речи Цицерона. Цицерон разработал теорию композиции речи, которая предполагала шесть основных частей судебной речи: 1. «Еxordium», т.е. вступление. Вступление должно сосредоточить внимание слушателей, подготовить их, расположить в пользу того решения, которое предлагает оратор. 2. «Narratio» – изложение существа дела. Краткий рассказ о том, как произошло данное событие. 3. «Рartitio» - указание последовательности частей (плана) выступления, которое сообщалось слушателям для облегчения восприятия содержания речи. Цицерон придерживался принципа стилистической полноты. 4. «Probatio» - доказательства, которые приводятся судебным оратором. 5. «Repetitio» - повторение. Оратор кратко повторял все основные и решающие доводы для того, чтобы они лучше запечатлелись в сознании и памяти судей. 6. «Peroratio» – заключение, подведение итога. Три направления ораторского искусства (аттицизм, азианизм, Цицероновская школа). Искусство речи в античном мире – Греции и Риме – создало три главных направления. Одно из этих направлений, представленное в Греции оратором Лисием, носило название аттицизма (от слова Аттика). Оно заключалось в построении речи на строго логических основаниях. Речь была несколько суховата. У ораторов этого направления на первый план выступали логические доводы. Форма произнесения речи – спокойная. Другим направлением, которое тоже получило широкое распространение в античном мире, был так называемый азианизм. Основой этого направления была эмоция, переживание, воздействие на чувства слушателей. Представители азианизма широко использовали актерское искусство; речь их была напыщенной, местами даже несколько искусственной. Сторонником этого направления в начале своей ораторской деятельности был и Цицерон, но он очень скоро отошел от него и создал свою школу. Цицероновская школа является серединой между аттицизмом и азианизмом. Цицерон внимательно относился к построению речи. Квинтилиан Марк Фабий. – римский учитель красноречия (ритор), а также автор самого полного учебника по ораторскому искусству, который дошел до человечества с античных времён, под названием «Наставления оратору». Данный труд был обязателен для изучения во всех школах Рима, как и сочинения Цицерона. Квинтилиана считают не только человеком, выразившим вкусы высшего общества Рима, но ещё и реформатором литературного стиля, первым профессиональным учителем, который основал государственную школу, и первым классиком гуманной педагогики. Труд Квинтилиана «Наставления оратору» был написан в двенадцати томах. Сенека Луций Анней. - крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме. Родился в Испании, в г. Кордове. Отец его был ритором, и сам Сенека обучался риторике, но потом стал заниматься исключительно философией. Талантливейший из ораторов и стилистов первой половины I в. н. э. Как стилист и оратор, он был, бесспорно, первой литературной величиной своего века и имел многих последователей и подражателей. Риторические приемы известных ораторов (на выбор) Марк Антоний (I в. до н. э.). Согласно характеристике Цицерона, Антоний был расчётливым оратором, который умело подбирал наиболее сильные доводы в поддержку своей позиции и использовал их. Благодаря своей памяти он произносил только тщательно продуманные речи с рассчитанным эффектом, хотя всегда казалось, будто он выступает экспромтом. Кроме того, Антоний очень выразительно использовал невербальные средства общения, как например жесты, как будто «телодвижения у него выражали не слова, а мысли». Благодаря этим качествам Антоний был наиболее востребованным оратором своего времени на суде. Марк Антоний выдвинул такую формулировку основной задачи римского оратора: «Нет ничего важнее в речи, чем склонить слушателей на сторону оратора, и для этого слушатель должен быть так потрясен, чтобы им больше руководили сильное душевное волнение, экстаз, чем сила разумного суждения. Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием ненависти, любви, страдания, раздражения, скорби, радости, страха, заблуждения, вообще под влиянием душевного движения, чем сообразно с истиной, с правовыми нормами». Терминологический минимум: панегирик, горгианские фигуры. Панегирик – это похвальная публичная речь. Панеги́рик (от лат. panegyrikus ← др.-греч. πᾰν-ηγῠρικός — «похвальное слово в торжественном всенародном собрании» от др.-греч. πᾶς, πᾶσα, πᾶν — «все» + др.-греч. ἀγείρω — «собирать, созывать») — всякое восхваление в литературном произведении (например в оде) или выступлении. С XIX века — неоправданное восхваление. В точном смысле слова панегириком (от πᾶν — весь и ἀγορά – афинский форум, агора) стали называть речь, произносимую перед народом в честь какого-либо лица, города или нации и содержащую в себе похвалу, без примеси критики. Из памятников такого красноречия в Греции сохранился до нашего времени только панегирик Афинам Исократа (386 г. до н. э.). Горгианские фигуры – Горгий разрабатывает методику воздействия на слушателя и вводит ряд средств, известных у нас под названием горгианских фигур. Суть их - в привнесении в ораторскую прозу чисто поэтических приемов, с помощью которых речь оратора становится более убедительной. Собственно у Горгия их было три: антитеза’αντιθεσις) — сочетание членов фразы, находящихся между собой в отношении противоположности (напр. "приятно лесть начинается и горько она кончается"); равночленность— исоколон ‘ισοκωλον — симметрия слогов) — уравнивание между собой синтаксических членений предложения; созвучие окончаний— "гомойотелевтон" ‘ομοιοτελευτον — обычное украшение антитезы ("Была ли она силой похищена, или речами увлечена, или любовью охвачена?"). ОТЕЧЕСТВЕННАЯ РИТОРИКА Риторика в Древней Руси Церковное красноречие Древней Руси. В Киевской Руси (IX—XII вв.) формируются и развиваются два направления в духовном красноречии: панегирическое (торжественное) и дидактическое (учительское). Панегирическое красноречие было приурочено к знаменательным датам как церковной, так и светской жизни. Проповедники произносили свои речи в религиозные праздники (Рождество Христово, Пасха, Троица и т.д.), дни побед над врагом (например, в честь победы в Полтавской битве). Такое красноречие отличалось витиеватостью стиля. Образцы торжественного красноречия находим в творчестве митрополита Илариона (XI в.), епископа Кирилла Туровского (XII в.), а впоследствии и архиепископа Феофана Прокоповича (XVIII в.) и других проповедников. Дидактическое (учительское) красноречие преследовало цель морально-нравственного наставления паствы. Оно строилось просто и безыскусно. Вспомним, что большинство населения в Средние века не умело читать и писать. «Библией для неграмотных» становились иконы, церковная живопись. Глядя на них, средневековый человек понимал, что есть Рай, Ад, что всем людям предстоит пережить Страшный суд и т.д. «Стязание с латиной» Киевского митрополита Георгия (XI в.), «Поучения» Серапиона, епископа Владимирского (XIII в.). Митрополит Иларион (XI в.). «Слово о Законе и Благодати». «Слово о законе и благодати» — запись торжественной речи митрополита Киевского Илариона середины XI века, содержавшей апологию Русской земли, после Крещения влившейся в семью христианских народов, и панегирик крестителю Руси князю Владимиру Святославичу и его сыну Ярославу Мудрому. В Слове дано богословское осмысление места Русской церкви в истории Божественного домостроительства спасения. Его тема — прославление Руси как великого государства, не уступающего могуществом западным странам. Иларион широко использует книжные метафоры: Закон — «иссохшее озеро», язычество — «мрак идольский», «тьма служения бесовского», Благодать — «наводнившийся источник» и т.д. Иларион, первый митрополит из русских, утверждает равенство всех народов, приобщившихся к «книжному свету». Обращает на себя внимание символизм ораторской прозы митрополита Илариона. Конкретное библейское имя или слово, понятие становится для него условным знаком, превращается в обобщение (символ): Агарь — иудаизм; Сарра — христианство; лунный свет — иудаизм; солнечный свет — христианство. Кирилл Туровский (ок. 1130—1182, ХII в.). «Слово». «Златоустом, воссиявшим паче всех на Руси» современники называли Кирилла епископа Туровского (1130—1182). Он был одним из выдающихся древнерусских ораторов и оставил богатейшее наследие образцов словесного искусства своего времени в виде поучений и проповедей, обращенных к прихожанам. Кирилл Туровский — автор восьми «слов», написанных им на различные церковные праздники, трех поучений, тридцати молитв и двух канонов. Из числа риторических произведений Кирилла публикуется «Слово», наиболее полно отразившее связь с некоторыми жанрами народного творчества, формы которого Кирилл искусно использовал; народный плач, философская речь на диспуте, вдохновенное пророчество умело вплетены в эпически последовательный ряд событий. Передать всю тонкость и красочность древнерусского языка Кирилла и нервный, сбивчивый ритм его прозы на современный язык почти невозможно, поэтому при чтении необходимо следить за оригинальным текстом. Отечественная риторика XVII в. «Риторика» митрополита Новгородского и Великолуцкого Макария (первая русская «Риторика» 1620 г.). Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относятся к началу XVIIвека. Ее автор – митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий. В 1-ойчасти книги дается представление о риторике, которая называется «краснословием» и «сладкогласием» и о ее 5 частях. Рассматривается 4 вида речей: научающий (школьное и церковное обучение), судебный, рассуждающий (совещательные речи при решении государственных дел), показующий (хвалебные речи) Во 2-ой части «Риторики» Макария говорится о 3-х «родах глаголания»: «смиренном», который относится к разговорной, обиходной речи; «высоком», представляющем собой образную речь; «мерном», который характерен для письменной и деловой речи и представляет собой сплав «смиренного» и «высокого». «Риторика» Макария до эпохи Петра I была основным учебником риторики в России. Есть предположение, что, написав «Сказание о мудростях», тот же учитель создал первую русскую «Риторику». Самый ранний ее список датируется 1620-м годом. В руках нашего книжника-учителя был краткий латинский учебник «Риторика» Филиппа Меланхтона, выдающегося немецкого педагога XVI века, «великого учителя Германии». Переводя латинский учебник, русский автор делал свои добавления и пояснения к трудным статьям учебника. Учебник писался в вопросах и ответах – словно диалог вопрошающего ученика и отвечающего учителя. «О риторической силе» Софрония Лихуда (1698 г.). Говоря о риторике Софрония Лихуда в Новгороде и вообще в России, имеют в виду не ее греческий оригинал (который изучен специалистами), а славянский текст — перевод Козмы Афоноиверского, сделанный в 1698 году. Риторика Софрония Лихуда, или, как она именуется на титульном листе, «О силе риторичестей, или о Риторице», включает четыре книги, каждая из которых разделена на главы. Первая книга после глав о риторике — «О естестве риторики», «О достоинствах риторики», «О пользе риторики», «О веществе риторики»…— сообщает об основных «частех риторских»: обретении, изложении, расположении, красноглаголании, памяти и произношении. Главным в лихудовском сочинении была новизна определений и стилистическая выразительность. «Риторика» Михаила Ивановича Усачева (1699 г.). "Риторика" М. И. Учачева состоит из двух книг: "О изобретенiи дhл" и "О украшенiи слова". В этих книгах излагается пятичастная структура риторики, сложившаяся в античной, западноевропейской и отечественной филологической традиции: изобретение, расположение, украшение, память и произнесение. Автор определяет риторику так: "Piтopiкa есть художество, еже учит слово украшати и отвещавати". Феофан Прокопович «Риторика» / «De arte rhetorica»/ «О церковном красноречии» (1705 г.). Сочинение "De arte rhetorica" — запись лекционного курса, прочитанного Феофаном Прокоповичем по-латыни в 1706—1707 гг. в Киево-Могилянской академии, — издано в переводе на украинский язык в Киеве в 1979 г. "Риторика" Феофана Прокоповича состоит из 10-ти разделов, которые он называет "книжками". В них рассматривается общая теория словесности, ее ораторские и прозаические жанры и их языковые средства. Не ограничивая ораторского искусства одними лишь потребностями церкви, в прикладной части своей риторики Феофан Прокопович глубоко и обстоятельно говорит и дает пространные рекомендации по пяти видам красноречия: о речах эпидиктических, о церковном красноречии, о письмах, о «способе писания истории», о красноречии судебном. «Рука риторическая» Стефана Яворского (1705 г.). Стефан Яворский (1658—1722), крупный писатель-полемист и церковный деятель, специально занимался теорией риторики и был известным ритором, преподавал в Московской Славяно-греко-латинской академии "свободные художества", результатом преподавания риторики и является сочинение «Риторическая рука». В 1705 г. известный деятель русской культуры и филолог конца XVII — начала XVIII в. Ф.П. Поликарпов перевел сочинение с латинского языка на "словенский". Во второй половине XVII в. сложилась традиция метафорического уподобления риторики как ораторского искусства изображению руки, как аллегории силы и могущества, каждый из перстов которой символизирует соответствующую часть риторики: изобретение, расположение, украшение, память, произношение. С помощью этого зрительного образа Стефан Яворский описывает назначение риторики и сообщает содержание ее частей. Центральное место в сочинении Стефана Яворского занимает учение о правилах построения проповеди в трех ее основных жанровых разновидностях. Риторические сочинения Андрея Белобоцкого. Белобоцкий был автором весьма популярного оригинального сочинения "Великая наука Раймунда Люллия", "Риторики" и "Книги философской". Все сочинения Белобоцкого посвящены распространению общих вопросов теории словесности, проблемам стилистической дифференциации литературного языка, выбору языковых средств, синтаксическому строению жанров литературы. Неслучайно Белобоцкий называет свои руководства "мирской риторикой". Белобоцкий посвящает "Великую науку Раймунда Люллия", "Риторику" и "Книгу философскую рассмотрению общей теории словесности. Белобоцкого. "Великая наука Раймунда Люллия" (1698—1699) раскрывает проблемы "люллиева искусства" как универсального метода познания, охватывающего все виды человеческого знания. "Риторика" построена компактнее (она написана в начале XVIII в.), она придерживается более сжатого изложения. Это сочинение в большей мере носит на себе отпечаток практического руководства по общей теории словесности и стилистике литературного языка. «Книга риторскаго всекраснаго златословия» Козьмы Афоноиверского (1710 г.). Книга Козмы Афоноиверского имеет четыре части и две короткие главы, либо в др. варианте сочинение состоит из пяти частей. «Книга риторского всекрасного златословия» Козмы Афоноиверского является переделкой, вернее, творческой переработкой с греческого труда Филарета Скуфоса «Златослов», изданного в Венеции в 1681 году. В текст вводится конкретика, понятная российскому читателю, в качестве примеров автором перевода используется похвала русским святым, Азовская победа и т.д. Риторика Козмы состоит из четырех частей. «Часть первая» посвящена изобретению и содержит 24 (пронумерованы 23) главы. В главах 1-5 содержатся сведения о происхождении, сущности, цели и частях науки риторики, главы 6-24(23) посвящены общим местам. Старообрядческая «Риторика в 5-ти беседах» (1706—1712 гг.). Это перевод известного сочинения старообрядцев Выговской пустыни "Риторика в 5-ти беседах". В ней достаточно ясно представлено множество практических рекомендаций к использованию приемов риторического искусства, каким они представлялись ритору начала XVIII столетия. Обучение проповеднической речи ставила целью Риторика в 5-ти беседах, созданная в Выголексинском старообрядческом общежительстве -- старообрядцы не только переработали терминологию современных им риторик, но и снабдили описание собственными идеологическими примерами. Отечественная риторика XVIII в. Риторическая концепция В. К. Тредиаковского. В. К. Тредиаковский первым заговорил о чистоте российского языка. Говоря о «великой потребности в сем деле», он соединяет чистоту с «красотой и желаемым по том совершенством». Далее выстраивается система наук или предметов, которыми надо без боязни «трудности и тягости» заниматься. Эти выделяемые науки суть следующие: «чистый перевод степенных и старых и новых авторов»; грамматика, «добрая и исправная»; «лексикон, полный и довольный»; «реторика и стихотворная наука». «Риторика» М. В. Ломоносова («Краткое руководство к риторике» 1743 г. и «Краткое руководство к красноречию» 1747 г.). Первая русская риторика М.В. Ломоносова была отвергнута иностранными академиками. Впервые она была опубликована в конце XIX в. "Краткое руководство к риторике" М.В. Ломоносова состоит из 4-х частей: 1."Изобретение"; 2. "О украшении"; 3. "Расположение"; 4. "О произношении". Обращает на себя внимание, что в этом сочинении логике отведено мало места. В 1-й части рассматриваются понятия простой и сложенной идей, их распространения, изобретение доводов, изобретение "витиеватых речей или замыслов". 2-я часть посвящена вопросам украшения "слов риторических" с помощью тропов и фигур. 3-я часть отведена описанию правил расположения слов и словосочетаний в жанрах "слов публичных". 4-я часть представляет правила произнесения "слов публичных". В 1748 г. М. В. Ломоносов создает новую риторику "Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии". Новая "Риторика" М. В. Ломоносова должна была слагаться из трех книг: первая посвящалась собственно риторике, которая осмысливалась им как общее учение о словесном выражении, предметом второй книги должна стать "оратория", или "наставление к сочинению речей в прозе", предметом третьей — "поэзия", или "о стихотворстве учение". Но, к сожалению, вторую и третью книги новой "Риторики" он не написал. «Краткое руководство к оратории российской» 1778 г. Амвросия Серебренникова. Преосвященный Амвросий был известен как ученый и проповедник. Наиболее известен как автор «Краткого руководства к оратории российской», выдержавшей два издания 1778 и 1791 гг. Он классифицирует виды тем в оратории, что имело практический педагогический смысл, – этот раздел в русских риториках развития не получил. Вполне оригинален Амвросий и в разработке родов и жанров ораторских речей Российские учебники 80-90 гг. XVIII в.: «Надежный способ достичь красноречия…» Кастория (1780 г.), «Детская риторика, или Благородный вития» (1787 г.), «Логика и риторика для дворян» Ф. Мочульского (1789 г.), «Краткая логика и риторика» А. С. Никольского (1790 г.), «Сокращенный курс российского слова» Скворцова А. (1796 г.). Издание префекта Казанской семинарии игумена Кастория «Надежный способ достичь красноречия…» обнаружено в Музее книги РГБ и представляет типичное для того времени риторическое руководство, первоначально написанное на латинском языке. Его отличает стиль теплого обращения к «юношам» и педагогического объяснения с остроумными примерами, призванными запечатлеться в памяти слушателей. Три средства, которые Касторием предложены (живая речь, чтение и «выписка»), имеют и оригинальное педагогическое обоснование, например, «живое слово» учителя совершеннее всего «питает разум» ученика. Наконец, достаточно влиятельной (в поздней культуре, увы, отчасти потерянной) является мысль о том, что общество управляется не только «премудростию», но и «витийством». «Детская риторика, или Благородный вития» (1787 г.) - Автор этого сочинения не установлен, хотя начинается оно «одобрением» профессора красноречия и цензора А. Барсова. По-видимому, это самый краткий из имеющихся учебников. Несмотря на традиционное содержание самой науки риторики, оно представляет интерес по основным определениям, своеобразным примерам и способу выражаться, которые неизвестный автор использовал, желая объяснить риторику «юношеству». Очевидно, что автор сознательно действует по совету М. В. Ломоносова, «удовольствуя» свое сочинение «примерами». Ясные определения и выразительные примеры делают «Детскую риторику» образцом учебной книги. Для публикации избраны: определение риторики, «свойства речи» (под ними автор понимает 5 традиционных частей риторики), фигуры риторические (перечисление и несколько «самонужнейших»). «Логика и риторика для дворян» Ф. Мочульского (1789 г.) - В 1789 г. в Москве вышла руководствовавшаяся принципами Ломоносова брошюра (70 стр.) Ф. Мочульского "Краткая логика и риторика для дворян", переизданная в следующем году с дополнениями по грамматике и поэзии (Словеснословие и песнопение, то есть грамматика, риторика и поэзия в кратких правилах и примерах). «Краткая логика и риторика» А. С. Никольского (1790 г.) - Отличительные черты этой риторики -- ее "грамматикализованность", усиленное внимание к проблемам жанрово-ситуативных форм речи, синкретические характеристики прозаической, ораторской и стихотворной речи. В части риторики "О сходстве слога с родом сочинений" автор классифицировал слог в зависимости от жанровых разновидностей речи (разговорный, письменный, учебный, философский, исторический, баснословный, романический, ораторский и даже театральный). «Сокращенный курс российского слова» Скворцова А. (1796 г.). - Эта книга, написанная под несомненным влиянием трудов Ломоносова, заключает в себе в очень сжатом виде все учение о языке, как оно тогда понималось, расположенное следующим образом: 1) Сокращение российской грамматики (этимология, просодия, правописание, синтаксис); 2) "О российском стиле вообще (о переводе с иностранных языков на российский); 3) Риторика (о словах и речениях вообще, о некоторых принадлежностях к словам, о речениях, или фразах, о красных речениях, или тропах, о периодах, о фигурах, или украшении периодов, о страстях, о материалах к сочинению, о мыслях, или мнениях); 4) О стиле в особенности (разделение стиля, о баснях и повестях, о кратких рассуждениях или хриях, о письмах, о речах) и 5) нечто о поэзии. Изложение ясное и очень сжатое. Русские риторики конца XVIII в. — первой половины XIX в. «Правила высшего красноречия» М. М. Сперанского (1793 г.). Будучи преподавателем красноречия в Александро-Невской семинарии Сперанский написал трактат «Правила высшего красноречия» (1792). Эта книга посвящена искусству церковной проповеди. Сочинения отличают авторская наблюдательность, эрудиция, изысканность формы и выражения. Сперанский основанием красноречия считал страсти. Сильные эмоции и живое воображение для оратора совершенно необходимы. В самом деле, примечено, что у самых грубых народов вырывались черты, достойные величайших ораторов. Сперанский различает два способа воздействия на слушателей: философский и церковный: в первом случае говорят уму, во втором – сердцу. «Опыт риторики» И. С. Рижского (1796 г.). Наиболее разработанный курс риторики был написан профессором И. С. Рижским. Учебник состоял из 4-х частей. Первая часть была посвящена чистоте русской речи. Основное качество речи, по мнению Рижского, - её чистота. «Говорить и писать исправно, т.е. чистым российским языком, есть долг всякого благовоспитанного россиянина,» - писал он. «Краткая риторика» А. Ф. Мерзлякова (1809, 1828 гг.). Его «Краткая риторика» выдержала 4 стереотипных издания с 1809 по 1828 г. Влиятельность Риторики Мерзлякова обусловлена его мастерской стилистикой, образностью и выразительностью языка. В основу своей теории Мерзляков положил учение о слоге или стиле, отказавшись от изобретения и пологая найти в стилистических характеристиках речи общие правила для всех родов сочинений. Его частнориторические описания наиболее интересны точным нахождением содержательно-стилистических качеств каждого рода и вида словесности. Именно Мерзляков первым представил роды и виды словесности в таком разнообразии: 1. письма; 2. диалоги; 3. учебные сочинения; 4. история (характеры, биография, романы, подлинная история); 5. речи (духовные, политические, судебные, похвальные, академические). «Теория красноречия» А. И. Галича (1830 г.). Галич (Говоров, Никифоров) Александр Иванович (1783 - 1848) - русский психолог и философ-идеалист, яркий представитель русского просветительства. В 1830 г. написал произведение под названием “Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений, извлеченная из немецкой библиотеки словесных наук”. Произведение А.И. Галича состоит из 195 страниц теоретического текста, в которых представлено две раздела “Словесное витийство” и “Витийство телесное”. «Общая реторика» Н. Ф. Кошанского (1829—1849 гг.) Кошанский преподавал в Царскосельском Лицее российскую словесность и латинский язык вплоть до 1828 года. „Общая реторика“ впервые была издана в 1829 году, а затем, после замечаний, сделанных рядом авторитетных ученых, переработана в 1830 Все последующие восемь изданий до 1849 года (всего их было десять) выходили по тексту второго издания. Общая риторика излагала общие правила составления сочинений. «Краткий курс словесности» (1832 г.), «Учебный курс словесности» (1843—1844 гг.) В. Т. Плаксина. Василий Тимофеевич Плаксин (1795—1869) — преподаватель и теоретик, писатель. В.Т. Плаксин известен рядом трудов по словесности: «Краткий курс словесности, приспособленный к прозаическим сочинениям» (СПб., 1832; 2-е изд. — 1835); В 1843—1844 гг. вышли два тома его «Учебного курса словесности», с присовокуплением предварительных понятий о человеке вообще, о его познавательных силах, о свойствах и связи мыслей, краткой теории изящных искусств и примеров во всех родах прозаических сочинений. Для публикации из этого курса избраны: Вступление; Введение в риторику; Глава V Ораторские сочинения и несколько примеров ораторских речей. Труды К. П. Зеленецкого: «Исследование о реторике…» (1846 г.), 1849 г. «Общая риторика», «Частная риторика», «Пиитика», «История русской словесности». Ко второй половине 40-х годов XIX в. относятся фундаментальные работы Зеленецкого, ставшие одновременно серьёзными учебными руководствами для гимназий и университетов: «Исследование о реторике...» (1846), «I. Общая риторика», «II. Частная реторика», «III. Пиитика» и «История русской литературы для учащихся» (все опубликованы в 1849 г.) [6; 7; 8; 9]. Кроме фундаментального разбора истории риторики, Зеленецкий представил новую классификацию филологических дисциплин; именно риторическое исследование давало систематику всех наук в целом, формировавшую будущую классификацию академической науки в России. |