Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности риторического мастерства юристов эпохи после реформы 1864 г.

  • Особенности риторического мастерства адвокатов Ф. Н. Плевако, П. А. Александрова.

  • Особенности риторического мастерства прокурора (Кони А. Ф. «Советы лекторам»).

  • Институт живого слова (1918-1924).

  • Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи.

  • Апресян Г.З. Ораторское искусство.

  • Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства.

  • Волков A. A. Курс русской риторики.

  • Известные ораторы (на выбор) Кошанский Николай Федорович ( XIX в.).

  • риторика. Семинар по риторике. Семинар 1 Античная риторика. Древнегреческие риторы Родина красноречия


    Скачать 96.71 Kb.
    НазваниеСеминар 1 Античная риторика. Древнегреческие риторы Родина красноречия
    Анкорриторика
    Дата11.12.2021
    Размер96.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар по риторике.docx
    ТипСеминар
    #299846
    страница3 из 3
    1   2   3

    Красноречие в России 2-ой половины XIX — нач. ХХ вв.


    1. Русское академическое красноречие.

    М. В. Ломоносов — «отец российского академического красноречия». В России зарождение академического красноречия связывают с XVIII столетием — с открытием Российской академии наук. Русское академическое красноречие как самостоятельная разновидность ораторского стиля развилось и утвердилось в XIX в. Ломоносов является автором «Краткого руководства к риторике на пользу любителей сладкоречив» (1743 г.), написанного им на русском языке, что было очень важно для эпохи, в которой обучение велось на латыни. Главный риторический труд ученого — «Риторика», изданная в 1748 г. Эта книга стала не просто учебником. Она может считаться первой в России хрестоматией, содержащей образцовые тексты мировой и отечественной литературы. В ней рассматривается и история риторики.


    1. Особенности риторического мастерства юристов эпохи после реформы 1864 г.

    После судебной реформы 1864 года в России большую известность приобрела плеяда юристов-ораторов, профессионализм которых получил мировую известность: А. В. Лохвицкий, А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. Ф. Спасович, К. К. Арсеньев, А. И. Урусов, П. А. Александров, Н. И. Холев, С. А. Андреевский, Н. П. Карабчевский, К. Ф. Халтулари. Русских юристов XIX в. отличала не только общая эрудиция, не только прекрасная юридическая подготовка, но и творческая разработка важных теоретических вопросов. Многие из них писали статьи и исследования по тем или иным специальным проблемам. В.Д. Спасович известен глубоким изучением творчества Шекспира, Мицкевича, Байрона, Пушкина и Лермонтова. К.К. Арсеньев, написавший ряд книг о русской, французской и немецкой адвокатуре, был одним из самых ярких публицистов «Вестника Европы» и тонким литературным критиком, а также первым исследователем творчества Салтыкова-Щедрина.


    1. Особенности риторического мастерства адвокатов Ф. Н. Плевако, П. А. Александрова.

    Федор Никифорович Плевако (1842—1908/09) заслуженно получил звание златоуста, так как в совершенстве владел мастерством оратора. Он закончил Московский университет, состоял присяжным поверенным при Московской судебной палате. Внешность этого человека, «у которого ораторское искусство переходило во вдохновение» (А.Ф. Кони), никак не могла считаться выдающейся: некрасивое калмыцкое лицо, лохматый, сутуловатый, не всегда безупречно одетый. Но дар слова, умение овладеть вниманием аудитории — все это прямо- таки завораживало слушателей. На вооружении Плевако был весь арсенал мастера слова: яркие эпитеты, риторические вопросы, анафоры и т.д.

    Александров Петр Акимович (1838--1893 гг.) -- один из виднейших представителей русского дореволюционного судебного красноречия, хотя сознательно он никогда не готовил себя к адвокатской деятельности, именно к тому виду деятельности, где более всего проявился его талант. Наиболее характерным для судебного ораторского мастерства П. А. Александрова является твердая логика и последовательность его суждений, умение тщательно взвешивать и определять место любого доказательства по делу, а также убедительно аргументировать и обосновывать свои важнейшие доводы. Не обладая способностью создавать яркие образы, он, однако, всегда стремился к упрощению речи, прилагал много усилий к тому, чтобы сделать ее доступной и понятной. Этим объясняется то, что его речи, как правило, отличаются правильностью грамматической отделки, легкостью стиля, чистотой и ясностью языка. Главное же в его деятельности как адвоката -- сила убеждения, которая в сочетании с его ораторским талантом, обеспечивала ему успех по многим сложным уголовным делам.


    1. Особенности риторического мастерства прокурора (Кони А. Ф. «Советы лекторам»).

    Анатолий Федорович Кони (1844—1927) начал трудиться секретарем прокурора Московской судебной палаты. К концу жизни он достиг высоких постов сенатора и члена Государственного совета Российской империи. В годы становления Советской власти А.Ф. Кони — профессор Института живого слова, лучший лектор города на Неве.

    А.Ф. Кони известен не только как судебный трибун, но и как теоретик юридического красноречия и ораторского искусства в целом. Он автор работ: «Нравственные начала в уголовном процессе», «Приемы и задачи прокуратуры», «Советы лекторам» и др. В них А.Ф. Кони говорит о проблемах нравственности судебного процесса, отстаивает идею гуманного суда «по справедливости», «по совести», который более всего соответствует русскому национальному характеру. А.Ф. Кони неоднократно подчеркивает необходимость учитывать особенности «русского народного характера», «добрые душевные свойства русского человека», называет такие черты слагающегося русского типа обвинителя, как «спокойствие, отсутствие личного озлобления против подсудимого, опрятность приемов обвинения, чуждая и возбуждению страстей, и искажению данных дела, отсутствие лицедейства в голосе, в жесте и в способе держать себя на суде, простоту языка, свободного от вычурности или от громких и „жалких“ слов...».


    1. Институт живого слова (1918-1924).

    Институт живого слова — научное и учебное заведение, существовавшее в Петрограде в 1918−24 годах. Институт был основан актером и театроведом В. Н. Всеволодским-Гернгроссом в ноябре 1918 года. Находился в ведении ТЕО Наркомпроса.

    В институте в 1918−19 годах работали А. В. Луначарский, С. М. Бонди, Н. С. Гумилёв, А. Ф. Кони, В. Э. Мейерхольд, Л. В. Щерба, Б. М. Эйхенбаум, М. Д. Эйхенгольц, Н. А. Энгельгардт, Л. П. Якубинский, К. Сюннерберг (председатель института в 1923−24).

    Задачами института были:

    Научно-практическая разработка вопросов, относящихся к области живого слова и связанных с нею дисциплин. Подготовка мастеров живого слова в областях: педагогической (для педагогов общей школы и преподавателей искусства речи), общественно-политической (ораторов, судебных, духовных, политических и др.) и художественной (поэтов, писателей, сказителей, актеров, певцов и др.). Распространение и популяризация знаний в области живого слова.
    1. Развитие ораторского искусства в ХХ — начало ХХI вв.


    1. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи.

    Николай Николаевич Кохтев – советский филолог, специалист по теории красноречия и русскому языку (стилистика русского языка, стилистика рекламы, фразеология). Занимаясь ораторским мастерством и стилистикой речи, Николай Николаевич сам являлся высоким примером виртуозного владения языком, блестяще читал лекции. Ему принадлежит не менее 250 научных, научно-публицистических работ и учебных пособий по стилистике русского языка, культуре речи, языку и стилю публицистики, языку рекламы и СМИ, ораторскому искусству. В книге «Основы ораторской речи» рассказывается об ораторской речи как искусстве слова, о ее языковой форме и композиции, об общении оратора с аудиторией, его воздействии на слушателей.

    1. Апресян Г.З. Ораторское искусство.

    АПРЕСЯН, ГРАНТ ЗАХАРОВИЧ – спец. по эстетике; канд. филол. наук, д-р филос. наук, проф. Род. в г. Казах (ныне Азербайджан). В своей книге «Ораторское искусство» он дает следующую классификацию ораторскому искусству:  Социально-политическое, Академическое, Судебное, Социально-бытовое, Богословско-церковное и Теле-радиоречь.

    1. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства.

    – доктор филологических наук. Книга дает систематическое представление о советском ораторском искусстве как прикладной и теоретической дисциплине. Общая концепция выдержана строго и органически слита с практическими обучающими советами и упражнениями. В основе ее не только междисциплинарный подход (учет данных языкознания в главе о культуре речи оратора; философии и логики — в разделах о композиции и теории спора; логики, психологии и психолингвистики — в рассуждениях об эффективности общения; особенностей «обратной связи» — в системе «оратор — аудитория» и т. д.), но и тщательный анализ ораторской практики основоположников марксизма-ленинизма, деятелей КПСС и Советского правительства.

    1. Волков A. A. Курс русской риторики.

    — советский и российский лингвист, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (2003—2018).

    - учебник содержит систематическое изложение курса общей риторики. Созданный на основе лекций, читаемых автором в МГУ.

    1. Аннушкин В. И.

    Аннушкин Владимир Иванович — российский филолог, доктор филологических наук. Окончил филологический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. С 1975 года работает в Институте русского языка имени А. С. Пушкина. Профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации, с 1998 года — заведующий кафедрой. Председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики. Автор более 350 научных трудов по филологии, словесности, риторике, стилистике, культуре речи, преподаванию русского языка и литературы отечественным и иностранным учащимся.

    1. Рождественский Ю.В.

    Рождественский Юрий Владимирович (1926-1999) - русский ученый-филолог, культуролог и востоковед. Возглавлял школу ученых-филологов и культурологов, работавших в различных научных направлениях. Многие знаменитые ученые, среди которых В. И. Аннушкин, А. А. Волков, В. И. Брагинский, А. А. Суворова, А. П. Лободанов, поэт В. Г. Куприянов и др., считают Рождественского своим наставником. Последняя монография Рождественского «Принципы современной риторики» раскрывает состав и структуру характерных для каждого общества культурно-социальных конфликтов, в том числе и для современного российского общества. Помимо этого данный научный труд включает в себя анализ причин падения реального социализма и возможные пути решения основных современных конфликтных проблем.

    1. Хазагеров Г.Г.

    Хазагеров Георгий Георгиевич родился 29 июня 1949 года русский ученый и профессор кафедры русского языка в Южном федеральном университете, он является автором широкого спектра учебных публикаций и книг по риторике и Русская филология, в том числе учебники по риторике для студентов вузов. Текущие исследовательские и консультационные интересы включают древние теории стиля и теорию тропов и риторических фигур, а также их отражение в современных культурах и их интерпретация в современном русском красноречии.

    Известные ораторы (на выбор)

    Кошанский Николай Федорович (XIX в.).

    Николай Федорович Кошанский — профессор российской и латинской словесности в Царскосельском лицее (1811 — 1828), доктор философии и свободных искусств.
    Учение Н. Ф. Кошанского, пожалуй, самого крупного и влиятельного ритора и педагога начала XIX века, сыграло решающую роль в становлении риторики. Его теория речи охватывает все филологические дисциплины, включая в понятие “словесных наук” все науки, относящиеся к человеку как обладателю “силы ума” и “дара слова”. У Кошанского окончательно оформляется предмет частной риторики - классификация родов и видов словесности. Сами термины “частная риторика”, “роды”, “виды” и “формы” словесности получают в теории словесности то значение, в котором они даны у Кошанского. Его риторики суммируют наиболее ценные достижения русской традиции XVIII и начала XIX века. Учебники Кошанского воспитали не одно поколение образованной российской интеллигенции.
    В своих учебных трудах Кошанский образно и четко формулировал общие правила организации литературного текста: "Каждое слово должно быть на своем месте...", "Всякое лишнее слово в прозе есть бремя для читателя". В идеальном тексте, по его мнению, должна присутствовать "красота слов, соразмерность их в каждом предложении", при этом он предостерегал: роскошь слога не должна быть самоцелью, она часто скрывает бедность мыслей и "пленяет только один век, одно поколение".
    Реторика, (тогда её писали через е) по Кошанскому, занимается “мыслями”, поэтому она показывает: 1. Откуда они почерпаются (изобретение); 2. Как приводятся в порядок (расположение); 3. Как излагаются (выражение мыслей). Побуждая лицеистов к занятиям словесностью, Кошанский называл три средства к достижению целей риторики:

    • чтение образцов, так как у хороших ораторов надо замечать “лучшие слова, идеи, выражения, приятные мысли… каков план, расположение всех частей описаний и рассуждений”, наконец, надо видеть достоинства стиля: что хорошо, изрядно, прекрасно; почему благородно, велико, высоко; почему ново, необыкновенно, оригинально и т.д.;

    • размышление, потому что размышляя над чужим прочитанным, мы учимся прибавлять свое и идя “знакомым путем”, учимся находить свое оригинальное;

    • собственные упражнения – ведь “кто не упражнялся постоянно, тот всегда будет нетверд в слоге; можно знать лучшим образом правила и не уметь написать десять строк связно…


    Итак, чтобы стать хорошим писателем, оратором, поэтом, нужны “собственные опыты”, которые (заканчивает рассуждение Кошанский) “согреваются участием друга-наставника, который всегда говорит прежде, что хорошо и почему, а после показывает то, что должно быть иначе и каким образом”.

    Таков был метод Кошанского, учителя Пушкина и его друзей. Можно представить, как говорил учитель Царскосельского лицея вдохновляя своих учеников на поэтические подвиги: “Уныние от неудачи есть малодушие. Должно вооружиться терпением, твердостию, постоянством… Должно любить труд, любить занятия. Где нет любви, там нет успеха”.

    Важно отметить то, что его книги неоднократно переиздавались как при жизни автора, так и после его смерти: "Латинская грамматика" выдержала 11 изданий, учебник русской грамматики - 9, "Общая риторика" - 10, "Частная риторика" - 7 изданий. По этим книгам училось несколько поколений российских гимназистов.
    1   2   3


    написать администратору сайта