Главная страница
Навигация по странице:

  • Семинар 2 Античная философия: основные проблемы и идеи

  • Семинар 3. Философия эпохи Возрождения

  • Семинар 4 Философия Нового Времени

  • Семинар5 . Основные направления современной западной философии

  • Семинар 6 Основные идеи и этапы развития русской философии

  • Семинар1 Понятие и предмет философии Предмет философии. Структура философского знания. ФИЛОСОФИЯ

  • Структура философского знания

  • 2. ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. гнозис — знание) — учение о познании, теория познания.

  • Основные направления в философии: материализм и идеализм, их виды.

  • Древнеиндийская философия

  • Древнекитайская философия.

  • Семинар1. Семинар 2 Античная философия основные проблемы и идеи Особенности и периодизация античной философии


    Скачать 36.8 Kb.
    НазваниеСеминар 2 Античная философия основные проблемы и идеи Особенности и периодизация античной философии
    Дата17.05.2021
    Размер36.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар1.docx
    ТипСеминар
    #206021

    Семинар1 Понятие и предмет философии

    1. Предмет философии. Структура философского знания. 

    1. Мировоззрение и его виды. Исторические формы мировоззрения 

    3.Сравнить философию с наукой, религией, искусством и другими формами общественного сознания. 

    4.Традиционная и современная трактовка основного вопроса философии. Основные направления философии: материализм и идеализм. 

    5. Генезис философии 

    6. Роль философии в обществе. Функции философии. 

    Семинар 2 Античная философия: основные проблемы и идеи

    1. Особенности и периодизация античной философии. 

    1.  Досократовский период. Проблема первоначала и натурфилософские идеи. 

    1.  Демокрит и философия атомизма.  

    1.  Софисты, их позитивная и негативная роль в развитии философского знания. 

    1.  Этическое учение и философский метод Сократа. 

    1.  Философская система идеализма Платона. 

    1.  Философская и научная картина мира Аристотеля. 

    1.  Проблема поисков счастья: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм. 

    Семинар 3. Философия эпохи Возрождения

    1. Гуманизм раннего Возрождения. Проблема достоинства и свободы человека. 

    1. Философские идеи в творчестве Данте и Петрарки. 

    1. Неоплатонизм в эпоху Возрождения. Пантеизм и диалектика в учении Николая Кузанского и Джордано Бруно. 

    1. Социальные утопии Т. Мюнцера, Т. Мора, Т. Кампанеллы. 

    1. Гуманизм Эразма Роттердамского. 

    1. Философские идеи Г. Галилея. 

    1. Философские искания Б. Паскаля. 

    Семинар  4 Философия Нового Времени

    1. Общая характеристика социально-исторических и культурных условий формирования философии Нового времени. 

    1. В чем смысл и значение научной революций XVII века? 

    1. Эмпиризм Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода познания. 

    1. Дуализм Декарта и идея научного метода. Роль "картезианского сомнения" в познании. 

    1. Метафизика Спинозы и Лейбница. 

    1. Философское значение открытий И.Ньютона. 

    1. Французский материализм XVIII века. 

    1. Принципы гипотетико-дедуктивной методологии познания 

      

    Семинар5.Основные направления современной западной философии

    1. Характерные особенности современной западной философии. Критика классической философии. 

    1. «Философия жизни» в XIX — XX веках. 

    1. Исторические формы позитивизма. Спор вокруг метафизики. 

    1. Иррационализм. Бессознательное и психоанализ. 

    1. Человек в мире и мир человека: экзистенциализм. 

      6.Феноменология Э. Гуссерля и становление современной философии. 

      7. Идея сверхчеловека в философии Ф. Ницше. 

      8. Свобода и трагедия в философии Ж.-П. Сартра. 

    Семинар 6 Основные идеи и этапы развития русской философии

    1. В чем выражается специфика русской философии? Каково ее значение и роль в мировой культуре? 

    1. Какие проблемы наиболее типичны для отечественной философской мысли? 

    1. Какое влияние на развитие русской философии оказало византийское христианство и православная церковь 

    1. Становление русской философии в XI–XVIII вв. Г.С. Сковорода. 

    1. Раннее Просвещение. Материализм М.В. Ломоносова и антропология А.Н. Радищева. 

    1. Русская философия XIX века. Философские идеи П.Я. Чаадаева. Славянофильство и западничество. 

    1. Философия всеединства В.С. Соловьева. 

    1. Русский космизм. 

    1. Развитие русской философии в XX веке. Религиозные искания. Позитивизм. 


    Семинар1 Понятие и предмет философии

    1. Предмет философии. Структура философского знания

    ФИЛОСОФИЯ —учение о мире и месте человека в нем, теоретическая основа мировоззрения, спосо­б познания мира, логика теоретического мышления, методология научного знания и практической деятельности, форма общественного сознания, мера человеческих ценностей, феномен духовной культуры.

    Предмет философии - всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.

    Содержание философии проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, они не существуют и не могут существовать независимо от философского учения.

    Следует учесть, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты философии.

    Структура философского знания

    Классическими разделами философии считаются онто­логия, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

    1. ОНТОЛОГИЯ (от греч. онтос— сущее и логос — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии.Онтология — это учение обо всем, что существует. Она изучает наи­более общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, про­странство и время, прерывность и непрерывность, движение, измене­ние и т. д.

    В составе онтологии выделяют свои подразделы:

    1) Философия природы, или натурфилософия (от лат. натура — приро­да) — древнейший раздел философии. Его предметом являются ос­новные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира. Важнейшей философской проблемой изучения природы явля­ется вопрос о происхождении физического мира.

    2)Философская антропология (от греч. антропос — человек) — фило­софское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформи­ровалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы про­исхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом.

    3) Социальная философия (от лат. социо — общество) — наука об основ­ных законах существования общества. Разделы социального знания содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности, но выделение общества в качестве самостоятельного объекта - в начале XIX в. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социаль­ной философии в различных философских теориях выступают поня­тия «общая социология», «философия истории», «исторический ма­териализм» и др.

    2. ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. гнозис — знание) — учение о познании, теория познания.Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов позна­ния существующего мира (подробнее см.: 5.3. Философское учение о по­знании).

    В гносеологии выделяются отрасли:

    1)Эпистемология (от греч. эписте — знание) — учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология су­ществует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до XX в. изучались в рамках формальной логики.

    2) Науковедение — изучает теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль - 1960-е гг.

    3. логика(от греч. логос— слово, понятие, мысль, уче­ние, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, фор­мы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика за­родилась в античный период.

    1) формальная логика — учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является АристотельКлассическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца XIX в. в рамках формальной логики получила распространение математиче­ская (символическая) логика, изучающая процессы мышления по­средством их математического описания.

    4. Этика(от греч. этике — обычай, характер) — учение о нравственно­сти, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нрав­ственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека.

    1) этология — наука о нравственных нор­мах конкретных обществ

    2) аксиология (от греч. акси — ценность) — учение о ценностях человеческой жизни.

    5. Эстетика(от греч. эстетиков — чувствующий, чувственность) — учение о законах прекрасного. Эстетика изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев пре­красного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания.

    6. История философииизучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько эта­пов становления философского знания.

    1. Мировоззрение и его виды. Исторические формы мировоззрения 

    Мы живём уже в 21 веке и видим, как возросла динамика социальной жизни, удивляя нас глобальным переменами во всех структурах политики, культуры, экономики. Люди потеряли веру в лучшую жизнь: устранение нищеты, голода, преступности. С каждым годом преступность всё возрастает, становится всё больше нищих. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому будет отведено достойное место, перешла в нереальность, в разряд утопий и фантазий. Неопределённость поставила человека перед выбором, заставив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире с людьми. В этой ситуации и раскрываются проблемы мировоззрения.

    На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы. Под мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а лишь знания фундаментальные - предельно общие.

    - Как устроен мир?

    - Каково место человека в мире?

    - Что такое сознание?

    - Что есть истина?

    - Что такое философия?

    - В чём счастье человека?

    Это мировоззренчиские вопросы и основные проблемы.

    Мировоззрение - это часть сознания человека, представление о мире и месте в нём человека. Мировоззрение более или менее целостная система оценок и взглядов людей на: окружающий мир; цель и смысл жизни; средства достижения жизненных целей; суть человеческих отношений.

    Существует три формы Мировоззрения:

    1. Мироощущение: - эмоционально-психологическая сторона, на уровне настроений, чувств.

    2. Мировосприятие: - формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений.

    3. Миропонимание: - познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения, бывает: жизненно-повседневное и теоретическое.

    Существует три исторических типа мировоззрения - это мифологическое, религиозное, обыденное, философское, но об этом мы поговорим более подробно в следующей главе.

    2.Исторические типы мировоззрения

    2.1 Обыденное мировоззрение

    Мировоззрение людей существовало всегда, и это проявлялось и в мифологии, и в религии и философии, и науке. Обыденное мировоззрение - это простейший вид мировоззрения. Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли. Обыденное мировоззрение имеет много недостатков. Важнейшие из них - неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения. 

    Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения - его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.

    На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф - т.е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого являются логические обобщения, нарушающие логический закон достаточного основания. Логические посылки для мифологизированного восприятия действительности при этом имеются, они лежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей.

    3.Сравнить философию с наукой, религией, искусством и другими формами общественного сознания. 

    Философия и искусство. Сторонники чувственно-эстетически ориентированной фило­софии порой склонны отождествлять философию с искусством. Для этого нет достаточных оснований. Действительно, так назы­ваемое художественное творчество, создание художественных образов (поэтических, музыкальных и других) для философии во­обще не характерно. Философия соткана не из художественных образов, а из философем. Проблема состоит в том, чтобы фило­софия не уступала искусству в сопричастности к тайнам, пробле­мам, "болевым точкам" бытия человека в мире. Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от фи лософии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого. Как видим, философию и искусство объединяет определенный пафос, обостренный интерес к бытию человека, который, впрочем, не отменяет их своеобразия и са­мостоятельности.

    Философия и религия.Наконец, философию и религию роднит то, что они возникают разновидностями мировоззрения, то есть то, что они предоставляют человеку важнейшие жизненные ориентиры. Обе они также претендуют на роль жизненного наставничества, однако религия основывается на вере, то есть на безусловном восприятии определенных положений (догм) в качестве истинных, в то время как философия, основываясь на дискурсивной осознанном мышлении, пытается все рассматривать критически и доказывать то, что рассматривается , до уровня понимания. К тому же религия - это не только идеи и взгляды, но и социальный институт, определенные ритуалы и даже определенный образ жизни, философия же была и остается интеллектуальной форме свитоосмислення. Философия оставляет на решение самого человека вопрос о том, с чем она согласится, с чем - не согласится и, наконец, как именно будет потом решать свои жизненные вопросы. Итак, философия предстает безусловно своеобразной, особой формой человеческого свитоосмислення, формой, которая не дублирует другие направления и формы интеллектуальной деятельности. Она способствует человеческому умственном развитии и жизнеустройства, являясь и оставаясь при этом чисто человеческим делом и в определенной степени указатель того, чего именно достигла человек в определенный момент своего исторического самоосуществления.

    Философия и наука. Является ли философия наукой? Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философия–в ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Второе. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука( «философия»–любовь к мудрости, истине).Третье. Любая наука имеет научный аппарат(методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.

    Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий–это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия–наука особенная–проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы.

    4.Традиционная и современная трактовка основного вопроса философии. Основные направления философии: материализм и идеализм. 

    Основные направления в философии: материализм и идеализм, их виды.

    Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

    К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

    Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

    Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

    Формы материализма :

    1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит - огонь, Фалес-вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)

    2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный.«Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь».Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий.

    3. Диалектический материализм( Маркс и Энгельс)Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

    В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют самосознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

    Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVIIв.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

    Идеализм ("линия Платона")— направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

    В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

    • объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

    • субъективный идеализм (Беркли, Юм).

    Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

    • реально существует только идея, она первична;

    • вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";

    • "мир идей" изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

    • "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";

    В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

    • все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

    • идеи существуют в разуме человека;

    • образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

    • вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

    Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

    Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

    4.Понятие метода философии:диалектика и метафизика , их разновидности. Метод- совокупность принципов, приемов, средств, способов теоретико- познавательной и практической деятельности. Эти правила и приемы в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей изучаемых объектов. Перед философами всегда стояла проблема выбора метода. Она состоит в том, что для изучения действительности, вскрытия законов должен быть выбран наиболее правильный метод, позволяющий наиболее всесторонне изучать объективную реальность. В качестве примера можно привести проблему выбора диалектического и метафизического метода в философии.

    Методы подразделяются на 3 группы: 1. Частные(отдельные науки и области практической деятельности. Это методы физики, химии и т.д.) 2. Общие( применяемые во всей науке например дедукция и индукция) 3.Всеобщие (философские методы: диалектика и метафизика, софистика и эклектика). Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях. Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.

    Принципы диалектики: 1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие (изменение не только количественное, но и качественное). 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения- внутренние противоречия.

    Принципы метафизики: 1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклически. Циклически происходящие изменения не изменяют качество. 2. Вещи, явления, предметы, существуют автономно, если между ними есть связь, то эта связь - внешняя. 3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главный источник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы.( метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)


    1. Генезис философии 

    ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ

    Как, в силу каких причин и откуда произошла философия? Ответ на этот вопрос пытаются предоставить различные концепции генезиса философии:

    мифогенная (философия возникает из мифологии путем ее внутреннего развития),

    гносеогенная (как простое обобщение знаний), эклектическая (философия возникает не как таковая, а как ее направления — материализм и идеализм),

    мифогносеогенная (стремится учесть и роль мифологии, и роль знания, и роль связанного со знанием мышления).

    Философия была и остается многообразной наукой

    Древняя философия

    Древнеиндийская философия за время своего существования, с VI в до н. э. по I в. н. э., сформировалась и развивалась в астике, то есть шести классических философских системах-даршанах (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса), признававших верховный авторитет священных книг — Вед, и в настике, то есть в трех неортодоксальных учениях — джайнизме, буддизме и чарваке. Все эти школы по-своему пытались решить три главные философские проблемы: антропологическую — проблему страдания и освобождения от него (достижение мокши, выход из круга сансары — перевоплощения и принципа кармы — воздаяния); гносеологическую — проблему правильного познания; онтологическую — проблему устройства бытия.

    Включить звук

    К числу достижений индийской философии следует отнести открытие принципов всеобщей связи и развития (санкхья, буддизм), создание атомистической теории (ньяя, локаята), разработку теории познания, основанную на ощущении (локаята), рациональном мышлении (санкхья, ньяя) и иррациональном подходе (йога), создание универсальных этических систем (джайнизм, буддизм), идею об атмане — индивидуальном духовном начале.

    Ведическая литература включает в себя Веды, Упанишады, Араньяки и Брахманы.

    Самая знаменитая философская школа Индии, ставшая мировой религией — буддизм. Четыре благородных арийских истины лежат в основе буддизма: весь мир лежит в страдании; причина страдания — это желание; путь освобождения от страданий — это освобождение от желаний; путь освобождения от желаний — это восьмеричный путь спасения Будды.

    Древнекитайская философия. Совершенствование производства, развитие классовых отношений, углубление знаний о мире явились предпосылками возникновения философского мировоззрения в Древнем Китае. Наиболее влиятельными философскими школами стали даосизм (основатель — Лао-Цзы), моизм, легизм, школа имен, школа инь и янь, но особенно — конфуцианство, добившееся во II в. до н. э. положения государственной идеологии и сохранившее этот статус фактически до Нового времени. В основе конфуцианской этики лежал принцип человеколюбия и альтруизма.

    К VI в. до н. э. в китайской философии сложились две основные тенденции: мистическая и атеистическая. В ходе их борьбы широко распространились идеи о пяти первоэлементах (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных силах (инь и янь), о естественном пути (Дао) в природе. Философы Древнего Китая пытались решить три центральные для них проблемы: бытие и небытие, в чем их сущность и возможная взаимосвязь; методы познания мира; человек и проблема управления в обществе и государстве. Поскольку последняя тема была ведущей, постольку китайская философия возникает и развивается главным образом как мысль социально-философская и даже социально- этическая. Основой древнекитайской философии стала Книга перемен.

    Античная философия, как самостоятельное духовно-культурное образование, возникла также в VI в до н. э. в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Здесь раньше, чем в Греции, развилось рабовладельческое производство, торговля и выросшая на их основе духовная культура. Определенное влияние оказали и связи с более древними восточными цивилизациями. Но если восточная философия характеризуется как мистическая, то античная, европейская — как рационалистическая.

    Спецификой древнегреческой философии, особенно, в период ее становления, было стремление познать мир в целом, природу, космос, а затем уже человека. Отсюда — космологизм ранней греческой мысли (от Фалеса до Эмпедокла) и онтологизм философии классического периода (элеаты, Демокрит, Платон), проявившиеся как в атомистической, так и в собственно идеалистической трактовке бытия, а позже — в попытках Аристотеля представить бытие как сущее, как субстанцию. Словом, главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира.

    Одни античные мыслители (ионийские натурфилософы, жившие в Милете) считали, что основой мира выступают некоторые чувственно воспринимаемые элементы — вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) или апейрон, то есть нечто неопределенное, но материальное (Анаксимандр); другие (пифагорейцы) видели ее в математических элементах — числах, сооотношение которых и определяет мировые процессы; третьи (элеаты) основой мира называли единое, незримое бытие, постигаемое только разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) усматривали основу мира в чувственно невоспринимаемых частицах — неделимых атомах; пятые (Платон и его школа) полагали, что мир, вещи — лишь тени идей, результат их временного воплощения

    Уже тогда, в досократический период развивается диалог — борьба двух основных линий философии — материализма и идеализма, а также двух основных методов философствования: диалектического и метафизического.

    Гераклит Эфесский (ок. 544 — ок. 483 до н. э.) является одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии, «отец диалектики». Исходя из того, что упорядоченный космос строится на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей, перехода одной противоположности в другую и их борьбы, Гераклит заявил, что «все течет, все изменяется».

    Крупным шагом вперед стало творчество элеатов (Парменид, Зенон, Ксенофан). Они считали, что Бытие вечно и не изменяется, однородно, непрерывно и равно Богу. Особенностью элеатов (главным образом Зенона) стало доказательство метафизических положений о невозможности движения диалектическим способом.

    Большое развитие онтологический подход получил в атомизме Демокрита (460–370 до н. э.). Материалистическому учению о бытии в философии Демокрита соответствует материалистическое учение о познании. В дополнение к теории познания Демокрит разработал индуктивную логику._

    Развитие афинской рабовладельческой демократии и накопление философских знаний обусловили переход в античной мысли от изучения природы, от онтологических проблем к познанию человека и его сознания. Это произошло в воззрениях софистов и Сократа. Сократ разработал маиевтику — метод нахождения истины с помощью наводящих вопросов.

    Определенный итог классическому периоду (V–IV до н. э.) в развитии философии подвели Платон и особенно Аристотель. В их системах уже четко можно выделить все четыре составляющие философии того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику.

    В своей онтологии Платон (427–347 до н. э.) делит мир на мир идей и мир вещей. Мир вещей вторичен, производен, является копией мира идей. Человек познает в основном не через чувства, а через «воспоминания» души (логическое мышление) своего пребывания в мире идей. Так была создана система объективного идеализма. Так как по Платону большинство людей одними личными усилиями не могут приблизиться к совершенству, то возникает необходимость в государстве и законах. И Платон создает теорию совершенного государства.

    Среди учеников Платона выделился гениально одаренный мыслитель и создатель «Ликея» Аристотель (384–322 до н. э.). Он завершает объективно-онтологическую традицию. Философию он считал наукой, исследующей первые начала и причины. Характерной чертой его философии являются колебания между материализмом и идеализмом.

    Включить звук


    написать администратору сайта