Главная страница
Навигация по странице:

  • Пространство

  • Нравственность

  • Духовная культура

  • Семинар 3 Культурология. Семинар Анатомия культуры. Вопросы для обсуждения


    Скачать 26.02 Kb.
    НазваниеСеминар Анатомия культуры. Вопросы для обсуждения
    Дата04.10.2022
    Размер26.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар 3 Культурология.docx
    ТипСеминар
    #713200

    Семинар 3. Анатомия культуры. Вопросы для обсуждения:

    1. Пространство культуры;

    Пространство культуры понимается нами как совокупность всего происходящего в культурной жизни определенного сообщества. Это коммуникативное пространство, объединяющее как физическое (ландшафт, климат и т.д.), так и символическое, духовное начала (язык, нормы, обычаи, ритуалы и т.д.). Пространство культуры выступает хранилищем и источником культурной, не биологической, человеческой жизни.

    Любая культура существует в своем пространстве и времени, притом, как говорил Михаил Бахтин, пространство и время культуры имеют теснейшую связь с переживаниями человека. С временной точки зрения культура выступает носителем прошлого, связующим звеном между прошедшими веками и современностью. С пространственной же точки зрения культура связывает существовавшие образцы с теми, которые возникают сейчас.

    Таким образом, в постоянной динамике, образуется новое культурное пространство, ограниченное определенными временными рамками.

    Люди, принадлежащие этому пространству, осознают себя единой общностью. Они идентифицируют себя как принадлежащих именно ему. При этом большое значение приобретает семиотическая сторона дела. Любое культурное пространство включает в себя определенную систему знаков и символов, присущую только ему. Она понятна тем, кто чувствует себя в пространстве данной культуры, как рыба в воде.

    В культурном пространстве объединяются различные феномены, которые а) осознаются и б) переживаются людьми. Они и конструируют, меняют его. Происходит обоюдный процесс: люди влияют на культурное пространство вокруг себя, а оно влияет на них, лепит из этих людей общность, объединенную единым менталитетом.

    Пространство культуры никогда не бывает пустым. Оно существует только в заполненном виде, чем бы ни было то заполнение.

    Притом интересно, что в одном и том же обществе могут сосуществовать, наслаиваясь, смешиваясь, сталкиваясь или непосредственно не взаимодействуя, самые разные пространства культуры. Но они всегда базируются на каком-то одном, объединяющем их, общем культурном пространстве.

    Как правило, на религиозном или этническом, иногда - идеологическом. Когда начинает теряться это общее пространство, культура дробится и корчится в кризисе. Поэтому так важны традиции, общая вера, общие ценности, цели.

    Правитель холмов Пенджаб и барабанщик. Индийская книжная миниатюра

    Интересно заметить, что с появлением интернета и виртуального мира, образовалась новая разновидность культурного пространства. И возможно, что, когда религиозная и этническая принадлежность перестанут играть роль базовой скрепы, именно она подхватит падающее знамя основного культурного пространства.

    2. Формы культуры: миф, искусство, религия, мораль, философия, право, политика, наука, техника;

    Свое творческое начало люди выражают по разному, нередко это выливается в создание и использование различных культурных форм. Многие формы обладают своей смысловой и символической системой, и каждая из них по-своему, по-особому, специфично выражает суть человеческого мышления и бытия. Подобными формами самовыражения человека могут служить часто не материальные формы, а духовные. Под духовной культурой понимаются деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты, результаты этой деятельности, которыми являются новые идеи, новые знания, духовные ценности.

    Миф(от греч. muthos – предания, сказание и Logos – слово, рассказ, учение), фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило передаваемое в форме устных повествований – мифов.

    Первобытнообщинный человек живя в стихийном коллективизме переносил эти отношения на все его окружающее. Земля, небо, растительный и животный мир представлялись в виде универсальной родовой общины, где все предметы мыслились не только одушевленными, но и разумными и родственными.

    Представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами бытия, природы, общества. Это первоначальная форма человеческого мышления. В мифе всё одушевлено, а природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов или богов.

    Миф появился на ранней стадии общественного развития. В мифе человек воспринимает мир не рационально, а эмоционально – чувственно. С помощью мифа прошлое связывается с настоящим и будущим. В мифе, как ранней форме человеческой культуры объединяются зачатки знаний, религии, эмоций, морали и эстетические оценки происходящего.

    В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Разным народам в этом присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Например: о происхождении мира, Вселенной, человека, солнца, Луны, звезд, животных, календарные мифы. Особо интересны мифы о происхождении благ – добывании огня, земледелии, изобретении ремесел. Часто хождение мифов о брачных правилах, обычаях, традициях, обрядах.

    В первобытном обществе миф являлся способом познания мира, где он предстает нерасчлененным, с тождественностью субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени, с установлением мнимых связей между различными явлениями. В мифе все условно и символично, миф наиболее древняя система ценностей.

    Мифологическое мироощущение устанавливает гармонию между миром и человеком, между природой и обществом, обществом и индивидом, то есть они как бы обеспечивают внутренней согласие человеческой жизни с практикой. Мифологические мироощущения зачастую выражаются в повествованиях, обрядах, рассказах, где объясняется происхождение природы, человека и самого обряда и права его совершать. Таким образом , миф не исчезает, он продолжает жить в бессознательных структурах человеческой психики в форме древнейших культурных образов, по сему является потребностью человеческой психики и человеческой культуры. Проявляется в расовых и классовых мифах, в культах вождей, ритуалах массовых сборищ и др.

    К мифу следует относится со вниманием и уважением. Поскольку он явился важнейшим фактором социализации людей. Потому что он выстраивал существующие верования в систему, делал это в образной форме, мотивировал смыслы обрядов и культов, находил нужные обоснования для человеческих действий, формировал определенную поведенческую мудрость (типа современной нравственности), он способствовал консолидации первобытного общества.

    Религия–это вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постижимо разумом, рациональным путем, практикой.

    Религия- выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Обожествляется, однако, уже не природа, а сверхприродные силы человека, дух с его свободой и творчеством. Религия выступает как мировоззрение, как идеология об объективной реальности, обожествляя свободу и творчество человека. Религия пришла на смену мифа. она выражается в соответствующем поведении и действиях (культах), основанных на вере в Бога или богов, в сверхъестественное. Они бывали: племенные, этнические, сейчас – мировые религии.

    Нравственностьв её итоговом понимании- есть способность человека к самоограничению, регуляторами при этом выступают- долг, стыд, совесть и честь. Она возникает после того, как миф уходит в прошлое, где человек сливался с жизнью природы и контролировался символическими запретами, которые программировали его поведение на уровне бессознательного. Теперь в условиях относительной внутренней автономности человека от природы и коллектива требуется самоконтроль. Основными нравственными понятиями выступает добро и зло, как позитивное созидательное гармоничное качество личности, с одной стороны, и агрессивное, разрушительное, эгоистическое состояние индивида, с другой стороны. Особую роль в нравственности играет долг, как необходимость при выполнении нравственных обязательств подчиняться более значимой воле, чем собственная. В сфере человеческой жизни придаётся значимость совести, как соотнесению поступков человека с общепризнанными нормами морали. Составляющим золотого правила нравственности, которое гласит, что относись к другому, как самому себе, является гуманизм. Гуманизм – это признание человека высшей ценностью общества, что предполагает перестраивать всю социальную систему в сторону добра, человеколюбия, согласованности и культуры отношений.

    Искусствов истории культуры существовало и действовало параллельно с мифом и религией. Оно обогащало культуру духовными ценностями через художественное производство, через систему образов, идеалов, представлений. Искусство создаёт для человека "вторую реальность" - мир природных, духовных и других жизненных переживаний, выраженных специальными образами и символами. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании самых значимых, самых содержательных, самых ярких моментов своей жизни. Приобщение к миру искусства, самовыражение и самопознание в нём составляет одну из важнейших потребностей человеческой души и самосознания. В широком смысле искусство часто отождествляется с мастерством, то есть искусно исполненной профессиональной деятельности любым человеком. В узком смысле, искусство выступает как практика, в которой создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл, то есть искусство – это сфера профессионального творчества. Произведения искусства должны обладать познавательной ценностью, эстетической ценностью, нравственной ценностью, то есть истиной, красотой и добром. Отсюда искусство - явление социальное, поскольку оказывает эстетическое и культурное воздействие на личность. Специфика искусства в том, что оно выражает в художественной форме окружающую нас реальность. При этом художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как попытка домыслить, дополнить реальную жизнь.

    Философия - это наука, рационально объясняющая бытие, мир в человеческом измерении, она выражает мудрость, осмысление бытия и его доступное объяснение. Философия стремится выразить мудрость в формах мысли, она возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость выражалась в формах, не допускающих её критического осмысления и рационального доказательства. Философия же видит и оценивает мир в человеческом измерении. Философия выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль культуры в человеческой жизни.

    Наука - это система знаний, стремящаяся усовершенствовать мир на основе познанных закономерностей его развития. Наука отражает действительность в форме абстрактных понятий. Цель науки отражать действительность в её всеобщих связях, поэтому она не останавливается на открытии сущности одного факта, а углубляется с сферу существенных отношений, выражаемых в законах. Научное проникновение в действительность рассекает непосредственное бытие, отчленяет случайное, индивидуально-единичное, внешнюю видимость, рассматривая сущность. Законы науки не могут содержать непосредственного соотношения прошлого, настоящего и будущего, они, как утверждают учёные, отражают спокойное, то есть изучают всё в относительном покое, отсюда законы понимаются как моменты относительного покоя, выделенные из массы движущихся явлений и случайностей действительности.

    3. Духовная культура. Типы духовной культуры;

    Духовная культура — сфера формирования, освоения и применения духовных благ. Включает в себя мораль и право, язык, науку и искусство, религию, философию.

    Духовная (религия, искусство, наука, мораль) и материальная (техника, производство) культуры различаются по характеру потребностей социума и индивида, которые они удовлетворяют в процессе потребления.

    4. Генезис искусства

    Генезис искусства


    Изложенное по искусства как вида деятельности и особого типа духовного опыта обусловливает необходимость анализа истоков художественно-формирующих умений человечества. Искусство как особая форма духовного опыта, как один из способов создания и закрепления неравнодушного отношения человека с миром зарождается в недрах первобытной культуры. Современная наука связывает истоки художественного формирования с эпохой верхнего палеолита (около 40 ЗО тыс. До н. Э.). Это подтверждают находки наскальных и пещерных изображений животных, которые распространены в различных регионах планеты (Африка, Европа, Азия). Систематическое их исследования началось в XX в. Преимущественно это изобразительный материал, хотя существовали элементы театрализации (магически обрядовые формы) и музыкального сопровождения. О последнем свидетельствуют, в частности, найдены в Кирилловском стойбище под Киевом изображение музыкальных инструментов на бивня мамонта, нанесенные красной охрой, датируемые периодом верхнего палеолита (около 30-10 тыс. До н. Э.). Истоки художественных изображений связанные с тотемическими, впоследствии мифологическими верованиями людей ранних культур. Особое значение имели идеи анимизма (от лат. Anima - душа, представления о одушевленисть мира). Начат искусства вплетены в практические действия, в магические обряды и мифы и не отделены от них по функциям творить одушевленные, уподоблены к человеку образы природного мира. Исследователи отмечают: «Явления, которые мы называем искусством, не предназначенных в традиционном обществе, поскольку растворенные в общем течении жизни" [8, с. 514]. Танец, музыка, пластичные движения, элементы театрализации переплетены с мифами и предоставляют им слуховой и зрительной формы. И миф, и художественность творят мир с помощью целостных образов. Однако миф закрепляет коллективный опыт в его наиболее общих и неизменных формах. Художественное формирование неизбежно вносит элементы индивидуализации, обусловленные общением с реальными предметами неравнодушия.

    Создание идеальных предметов отношение связано с выделением их из других и предоставлением образа. Согласно наивными представлениями, любое существо благодаря изображению приобретает новой жизни. Человек эпохи палеолита, рисуя на стенах пещер многочисленные изображения животных, верила, что предоставляет им жизнь. Души животных, убитых ею, вселились в рисованные изображения. Итак, человек в воображении создает образ благосостояния и воплощает его в изображениях. Это способ избавиться от страха существования. Впоследствии люди начали приручать реальных животных, перед тем приручив их в воображении. Черты животных, которые побудили одушевлюваты их, были основанием для обожания животных, установление с ними духовных связей: осознание конкретного животного тотемом (основатель рода и защитник его). Отметим, что не физические качества животного, а ее "духовный облик" является основанием для обожания: преклонение, уважение.

    Многочисленные подтверждения представлений о возможности предоставить реальной жизни предмета неравнодушия путем создания его рисованного образа сохраняются и в культурах значительно более позднего времени. Скажем, у древних египтян статуи богов воспринимались как реальные тела богов. С этой же целью ставили статуи умерших в их гробницах. Считалось, что душа умершего оживляет свое изображение [12, с. 27]. Эту же особенность отмечают и другие исследователи. Г. Масс-перо отметил, что, по мнению египтян, тот, кто творит или копирует любое изображение "непосредственно творит новое существо". В древнеегипетском искусстве отличалось два типа изображений, имели магическую функцию. Один тип связан с заупокойным культом и требует максимальной точности изображения (миметичних, согласно греческой терминологии), другой тип - условный (символический). Итак, одна и та же человек мог изображаться и в реалистическом, и в условном стиле. Можно предположить, что в одних случаях изображение связывалось с образом реальной существа, а в других - выполняло функцию знака (символа), напоминая о явлении, где знак помогает воссоздать чувство, рожденное в предыдущих общениях. То есть, искусство у его истоков стоит своеобразным «инструментом» познания, или точнее, формой существования знания о явлении, не отчуждено от его образа. Характеризуя процесс формирования образа, исследователи пишут, что это было воссоздание образа, который предстал перед мыслительным взглядом человека, а следовательно - процесс абстрагирования. Рука помогала мнению, фиксируя образ, делая его доступным стороннему восприятию, исследованию, трансляции в пространстве и времени. Изображение позволяло акцентировать детали, группировать предметы, проявляя их значение и сущность [8, с. 518].

    Искусство первобытного общества - универсальное средство коммуникации, канал связи между индивидом и социумом, между поколениями внутри этнической группы и между этническими группами. Животный мир - наиболее распространенный предмет изображения. В изображениях сочетаются и точность деталей, и обобщенность рис, и их символическая загруженность. Относительно таких изображений, как считают исследователи, можно утверждать, что они "сделаны по канону" [8, с. 515]. Это, во-первых, служит закреплению опыта видения ценности образа животные как условии налаживания "отношений" с ней. Во-вторых, закрепляет творческие умения формирования предмета неравнодушия для создания устойчивости "связей" с ней.

    Ценность изображений, в частности орнаментальных (чисто символических), в том, что они предназначены для "приобщенных": служат "своим" как напоминание о ходе событий мифа или ритуала, который призван храниться в родовой памяти. Ритмические узоры - канва, что помогает воспроизводить сюжет мифа. Как справедливо отмечает М. Лифшиц, содержание мифа воплощает силу коллектива, в отличие от распыленной сознания частной жизни. Он мобилизует людей на выявление коллективной воли в форме создания и переживания совместных предметов неравнодушия [11, с. 351].

    В последующие эпохи, в частности неолита (8-5 тыс. До н. Э., Время приручения животных), изображение теряют "документальность". Особое внимание сосредоточено на символическом значении физиологических черт изображенных. Всего в эпоху неолита скальный живопись испытывает эволюции в направлении потери образной выразительности и замены ее знаками. Сказанное свидетельствует, что животное как объект познания и созидания отношений уже не интересна, поскольку опознана. Цель изображений связывается с напоминанием о животном. Разнообразнее темы и мотивы изображений, распространяясь на различные сферы практической деятельности. Производство керамических и металлических изделий способствовало развитию орнамента, применяемого и как средство "оказания жизни" предмета, то есть создания его индивидуально определенного образа и акцентирование его функции и возможностей выполнять свое предназначение. Скажем, со времен неолита сохранилось большое количество керамических изделий трипольской культуры с нанесенным на них орнаментом оберегового значения.

    С неолита происходит переход от изображения отдельных объектов к созданию композиции - целостных сцен, передают внутреннюю связь элементов в изображениях. Начинают формироваться художественные стили, свойством которых является уризноманитнено техника изображений сходства сюжетов. Появляется множество типов и форм изображения. В этот период ощутимой становится неравномерность темпов развития культуры разных регионов. Меняется общая ориентация художественных изображений из животного мира интерес переносится на небесные силы (солнце, луна, звезды, небо). Создавая образы богов, предоставляя им человеческий облик, человек свидетельствует изменение отношения к себе самой. Теперь она ассоциирует свою родословную не из животным миром, а с небесными силами. Полученные знания и умения концентрируются в образах культурных героев-демиургов, непосредственно ведут род от богов. их считают первопредком и охранниками людей.

    Акцентируем внимание еще на одну особенность понимания места и роли богов в отношениях с людьми. Б. Кассирер отмечает, что присутствие Бога в любой деятельности, в частности апелляция к богам, возникает свидетельством выхода за пределы чисто практической ценности результатов в сторону осознания их духовной значимости [9, с. 210]. Такую роль выполняют уже мифологические образы, поскольку они дистанцируют "Я" человека и предметный мир. Разграничение их становится возможным благодаря "посреднику" - богу. Основанием для индивидуализации образов героев возникла необходимость закрепить полученные сообществами знания и умения, сконцентрировав их в образах, олицетворяющих общую силу, умения и знания. Героев считают основателями государств и городов, основателями законов и государственного порядка, посредниками между богами и людьми. Названные качества и функции героев хранятся в дальнейшем в народном творчестве (героический эпос, волшебные сказки, песни, былины). Из этих источников они переходят в профессиональное искусство.

    Первобытные корни героического эпоса всех народов связаны с мифологией, рассказывающий о деяниях культурных героев. Это, например, древневавилонской сказанное о Гильгамеше, древнеиндийские - о Рамаяну, еврейские - о героях эпического Пятикнижия, греческий эпос Илиады и Одиссеи, германская Эдда, ирландские саги, сказания кавказских горцев и тюркско-монгольских кочевников, былинный эпос восточных славян .

    С эпохи неолита оформляется два типа застройки, отражает разграничение двух типов опыта: одна - для нужд тела (жилье), вторая - для духовных потребностей (культовая). Распространяется каменная храмовая архитектура нескольких видов: надземные склепы (дольмены), вертикально поставленные каменные столбы (менгиры), круги из каменных плит (кромлехи). Символический характер искусства эпохи неолита свидетельствует об осложнении содержания духовного опыта, закрепленного в художественных образах. Они концентрируют в себе общественный опыт, спрессованный до символа. Символ требует умения читать его, чтобы принадлежать к носителям опыта сообщества. "Своего" отличают от чужака не только по признаку кровного родства, но и по признаку включенности к определенному содержанию и типа опыта. Сохранение духовных достижений рода (народа), как показывает многовековая устная культурная традиция, - проявление реального участия каждого члена сообщества в создании жизни общественности. Оживлять в песнях, сказаниях, в ритуальных, обрядовых действиях образы предков и их дела - значит творить отношения.

    Исследователи отмечают, что для ранних культур миф и искусство - универсальный канал связи между индивидом и обществом, между поколениями внутри этнической группы и этническими группами [8, с. 515]. Символика орнамента, геометрические фигуры служат своеобразным напоминанием о ходе событий мифа или эпического сказа, что сохраняется в памяти рассказчика. Ритмические узоры и в этом случае является канвой, что помогает воссоздать сюжет. Вероятно, что именно отсюда происходит выражение "узелок на память". Символы и знаки (круги, треугольники и т.п.) - бывшие мифы информационного характера хранятся в народной культуре в виде орнамента на одежде, прикладных вещах, орудиях труда и тому подобное. То есть, художественность пронизывает собой духовный опыт, а его качественная определенность выступает как эстетическая характеристика предметности. Художественно-эстетический опыт, сжатый в язык символов и знаков, как подтверждает сказанное, внедрен в духовном мире этносов.

    В эпоху бронзы (III тыс. До н. Э.) - Время создания классовых обществ и рабовладельческих отношений - формируются общие тенденции художественного развития. В этот период выделяются в особую форму деятельности отдельные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка. Однако в содержательном плане они сохраняют тенденции предыдущих эпох. Так, в скульптурных и живописных произведениях, в зависимости от их назначения, или сохраняется документальность изображений или царит условность. Скажем, в древнеегипетском искусстве изображения, связанные с заупокойным культом, сохраняют большую точность. Символические изображения воспроизводят и закрепляют в-ценное в духовном опыте, что содержится в памяти сообществ как основание и условие их единения в целостность. Напомним, что в первом случае утверждается явление в его непосредственности в объекте (миметичнисть изображений) во втором - изображение призвано служить напоминанием о ценностное содержание явления (творить "память чувств»). Оба названные типы изображений сохраняются на протяжении всей истории искусства.

    Таким образом, анализ истории развития искусства свидетельствует, что уже на начальных его этапах искусство формируется как универсальное средство создания и сохранения целостности духовного опыта человеческих сообществ в невидчужености качеств предмета и их переживания, закрепленного в смысле его образа. По мере индивидуализации переживания бытия предметов (реальных или созданных воображением) и средств их воплощения в художественном языке искусство выделяется в специфический вид духовного опыта. Образная его речь позволяет предоставить идеальным духовным феноменам целостности бытия: внутренней жизненности, что обусловлено присущими им качествами. Это символическая реальность, которая одновременно является действительной, ведь образована чувствами, фантазией, воображением, памятью, мышлением и практическим опытом человека. Основное ее назначение, учитывая сказанное, - питать духовный мир человека, образуя его целостность и обусловленную целостной жизненностью идеальных предметов неравнодушия гармоничную уравновешенность духа.

    В созданном символическом мире человек повсюду познает собственный образ, а следовательно, пространство предстает не отчужденным, а полным человеческого содержания. Это символы ее мечтаний, надежд, понимание ценностей. В характере изображений отсвечивает уровень его творческих взаимодействий с миром. Причем, если в мифологии они имеют преимущественно вербальный (поименування) и ритуальный (обряды почитания) характер, то в искусстве дух объективирует себя в материи формирования как же-оценочный.


    написать администратору сайта