Главная страница
Навигация по странице:

  • Право средневекового Китая: источники права (

  • семинар. Семинар Феодальное государство и право стран Востока. Вопросы для обсуждения Занятие 1


    Скачать 180.9 Kb.
    НазваниеСеминар Феодальное государство и право стран Востока. Вопросы для обсуждения Занятие 1
    Анкорсеминар
    Дата23.06.2020
    Размер180.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSeminar_9.docx
    ТипСеминар
    #132147
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    до монгольского завоевания (империя Цзинь, правление династий Суй, Тан и Сун);

    В конце III в. в Китае была введена надельная система землепользования (чжань тянь), каждый лично свободный простолюдин имел право получить семейный отдел (на мужчину выделялось 40 му, на женщину – 20 му), к которому можно было получить дополнительно надел для содержания вола или раба в размере 20-30 му приусадебной садово-огородной земли, не подлежащей перераспределению. Со всей этой земли платились фиксированные налоги.

    Общественный строй Китая состоял из трех сословно-классовых групп:

    1. «Благородные люди» - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Они освобождались от налогов, повинностей, телесных наказаний.

    2. «Добрые люди» - мелкие земледельцы и ремесленники - были основными налогоплательщиками.

    3. «Дешевый народ» - неполноправные свободные и рабы (без- и малоземельные крестьяне-арендаторы, работавшие слугами, батраками в домах землевладельцев).

    Существовал единый термин для обозначения большинства населения — «подлый люд» (цзянь жэнь), статус которых противопоставлялся аристократии — «доброму народу» (лян минь), знатность которой определялась принадлежностью к старым кланам Китая. В китайском средневековом обществе домонгольской эпохи размежевание шло по линии аристократов и не-аристократов, служилого сословия и простолюдинов, свободных и зависимых. К зависимому населению относились государственные крепостные (гуапьху), казенные ремесленники (гуи) и музыканты (юэ), частновладельческие и зависимые безземельные работники (буцой).

    В годы владычества династии Тан (618—907 гг.) земельный надел передавался от имени государства на период трудоспособности людей, поэтому подлежал перераспределению. Каждый имевший свое поле должен был платить налог в казну: с 80 му для мужчин, 40 му для женщин, а семейный надел облагался налогом в 120 му и 3 даня. Кроме этого женщины обязывались сдавать в казну шелк или пряжу, а мужчины нести трудовую повинность в течение 20 дней в году.

    Особую прослойку общества составляли монахи буддийских и даосских монастырей.

    В период правления династии Сун (960—1279 гг.) столица государства переехала на юг, поэтому исторически сложилось название династии - Южная Сун, в период правления которой началось бурное развитие науки, астрономии, техники и технологии печати. На территории Китая периода династии Сун сосуществовали две империи: государство Ляо, основанное тунгусским племенем киданей (китаев) на территории Маньчжурии, Внутренней Монголии и северной части современных китайских провинций Хэбэй и Шаньси, и государство Ся Западное (империя Си-Ся), образованное тангутами, которые заселили земли вдоль северо-западной границы. Китай был вынужден подписать с ними договор, в соответствии с которым платил им ежегодную дань.

    В области сельского хозяйства сунские императоры продолжали прежнюю политику, касавшуюся обеспечения крестьян землей и взимания с них за это налогов. В 780 г. была отменена надельная система. Земельный фонд Китая был представлен следующими землями:

    • казенные земли категории гуань-тянь (владения знати и двора, храмовые и чиновные земли) обрабатывались сидевшими на них крестьянами, платившие налоги владельцам земли;

    • земли категории минь-тянь (основа земельного фонда империи), каждый из владельцев платил казне в среднем доу (10 л) зерна с му.

    С X в. власть правителя, официально именовавшегося Сыном Неба и императором, стала передаваться по наследству, а сама персона императора провозглашалась неприкосновенной.

    • Центральное управление включало следующие государственные органы:

    • Государственный совет из числа высших сановников, включая близких родственников императора;

    • Канцлеры (цзайсян — левый канцлер и чжичэн — правый канцлер);

    • Три палаты, осуществлявшие управление страной, при этом одна палата руководила органами исполнительной власти (гиэнами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии;

    • Шаншугиэн (правительство Китая) включал шесть ведомств (шэнов), три из которых были предназначены для управления империей, а три обслуживали императора. Шаншушэн был целиком занят управлением, в его сложной структуре отражаются почти все полномочия государства:

    • Цензоры-прокуроры специальной палаты Юйшитай контролировали работу канцлеров и всех шести ведомств, имея право лично докладывать императору о правонарушениях;

    • Имперский секретариат, Имперская канцелярия, занимавшиеся церемониалом.

    • Местное управление. В период Тан страна была разделена на 10 провинций (дао), в состав которых входили области (чжоу), делившиеся на уезды (сянь), которые подразделялись на категории по размерам, населению и сумме собираемых налогов.

      1. в условиях монгольского завоевания;

    В эпоху династии Юань, или монгольского владычества (1271 — 1367 гг.) все население Китая было разделено по этническому принципу:

    1. монголы, в ведении которых сосредоточилось руководство административным аппаратом и командование войсками;

    2. «Сэму жэнь» - «люди разных рас» - иностранцы, на службе были выходцы из Средней Азии, Персии, европейцы. В Пекине было 5.000 христиан – европейцев (например, Китай посетили - в 1294 г. посол папы монах Джованни Монте Корвино, в 1318-1328 гг. – Одарино ди Парденоне(1286-1331), М. Поло (1254-1324);

    3. китайцы-северяне, и ассимилированные кидане, чжурчжэни, корейцы и т. д.;

    4. низший разряд – свободное население, жители Юга Китая (нань жэнь).

    Коренное население Китая обладало меньшей правоспособностью, чем первые две категории. Оно подвергалось ограничениям – запрещено появляться на улицах города ночью, устраивать сборища, изучать иностранные языки, военное искусство.

    Система китайской модели общества осталась неприкосновенной. Было сохранено значение сущности императора как носителя в едином лице всех функций управления – политических, административных, правовых. Была создана специальная группа ведомств из 15 учреждений, обслуживающих потребности двора и столицы.

    Главным управленческим органом монголов стал императорский совет – кабинет министров с шестью ведомствами при нем, как при империи Суй. Был введен цензорат, осуществлявший надзор за чиновниками. Монголы занимали ведущие позиции в управлении военными делами (Шумиюань) и в главном военном ведомстве вооружений. Но под управлением центрального правительства находилась лишь столица г. Даду (Пекин) и примыкавшие к столичной области северо-восточные пределы Юаньской державы. Остальные территории были поделены на 8 провинций. Была восстановлена система сдачи экзаменов. В 1291 г. появился указ об учреждении публичных школ и академий (шуюань), чтобы привлечь южносунских книжников. Но введению системы экзаменов противодействовала монгольская знать. При Хубилае это не было введено. И только лишь при Жэнь-цзуне (1312-1320) сопротивление монгольской знати было преодолено, и в 1313 г. был издан указ об экзаменах.

    Начиная с 1315 г. экзамены проводились регулярно каждые 3 года вплоть до конца правления династии Юань. В правление Хубилая (1260-1294) было издано «Положение о с/х общинах», по которому каждые 50 дворов составляли общину, во главе которой стоял выборный староста. Обязанности старосты – руководство с/х работами и наблюдение за порядком в общине. Крестьяне платили поземельные налоги, налог с каждого взрослого мужчины, исполняли конную повинность.

      1. в период правления династии Мин;

    В XIV в. в эпоху Мин было учреждено специальное ведомство, подчинявшееся только императору для контроля за всем государством — Парчовые халаты. Единицей денежной системы страны стала ассигнация и мелкая медная монета.

    Новая династия, основанная представителем крестьянства, на первых порах проводила политику, несколько облегчающую положение народа. Так, в целях более равномерного распределения налогов были пересмотрены податные списки. В результате конфискации земель монгольской знати значительно увеличилось число государственных крестьян; издавались указы о списании недоимок. Горожане также получили некоторые льготы: ремесленникам дали возможность работать и продавать свои товары, а купцам — свободно ездить по стране и торговать. Налоговый гнет был несколько ослаблен и в отношении городских ремесленников. Однако феодальный строй сохранялся незыблемо. Крупные землевладельцы и привилегированное чиновничество сохранили свое господствующее положение.

      1. в период завоевания и правления манчжуров в Китае (династия Цин).

    Согласно закону, принятому правителями Цин, государство маньчжуров имело свои особенности. Все привилегии и излишества, в том числе правовые, имели только маньчжуры. Порабощенные китайцы и представители других наций находились в зависимом положении.

    Свободных китайцев, стоявших на ступень ниже после маньчжуров, разделили на четыре сословия: ученые (шэньши), земледельцы, ремесленники и торговцы. Среди них по численности преобладали китайские земледельцы, как простые крестьяне, так и крупные землевладельцы. На низшей ступени стояли бедняки, к ним относились артисты, простые служащие, слуги. Представители этой группы никогда не допускались к сдаче государственного экзамена, так как не имели права состоять на государственной службе. После захвата маньчжурами Китая они стали хозяевами самых больших и плодородных земель в государстве. К середине XVIII в. в собственности императора Цин находилось 70 земельных хозяйств, площадью 13 тыс. цин (1 цин = 6 гектаров).

    Верховный правитель государства — богдыхан (император) — считался сыном Неба. Его личность являлась священной. Простой народ не мог видеть его лица, на это налагался строгий запрет.

    Так, когда император покидал дворец в Пекине и переезжал в летнюю резиденцию, чтобы никто не увидел его лица, все окна в домах плотно закрывали. Произносить вслух или писать на бумаге настоящее имя императора запрещалось. Народ называл его тем именем, которое он сам устанавливал. Верховной законной структурой Цинской империи являлись Административный и Военный советы. На государственную службу в первую очередь привлекались маньчжуры, а затем — преданные им китайцы и часть монголов.

    Государственное устройство Цинской империи строилось на примере учреждений и отраслевых управленческих органов, сформировавшихся при правлении династии Мин.

    1. Право средневекового Китая:

      1. источники права (указы императора (чи); кодификации законодательства; своды правовых норм; «Законы великой династии Мин»; Уложение династии Цин);

    В средневековом Китае произошел переход от обычного права к кодифицированному законодательству. Несмотря на то что обычное право еще сохраняло свое значение в качестве источника права, нормы которого использовались на уровне общин и уездов, доминирующим источником права становятся законы, кодексы, императорские указы. Например, «Свод законов династии Тан» (VII в.), «Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов» династии Сун (X в.), «Свод законов из 900 статей» (XI в.), «Свод законов династии Мин» (XIV в.) и др.

    В Китае важными источниками права были закон, императорский указ, но основной самого указа являлось конфуцианская традиция, отобранная конфуцианскими идеологами. Учение Конфуция сыграло огромную роль в формировании и применении китайского права, оно стало официальным мировоззрением китайского народа. Отступление от конфуцианских правил морали и поведения признавалось тяжким преступлением.

    Самым древним китайским законодательным актом был уголовный кодекс, разработанный, по преданию, в X в. до н. э. и состоявший из 3 тысяч статей. Такое обилие объяснялось в достаточной степени казуистическим способом изложения, тщательностью классификации и дифференциации различных видов преступлений, которые в то время различались 500 разновидностями. Ссылки на исключительную давность китайских кодексов – дань традиции, конфуцианскому учению, что правитель «не создает право, а передает его, доверяя древним и любя их».

    Развитие китайского средневекового права проходило главным образом по линии разработки норм уголовного права, регулирования сословно-ранговых различий, налоговых повинностей населения, обязанностей различных категорий держателей государственных земель, а также лиц, ответственных за сохранение государственной собственности, за пополнение государственной казны. Все эти тесно связанные между собой нормы и составляли содержание многочисленных правовых памятников, династийных сводов законов, получивших название кодексов.

    В династийных сводах законов костяк норм создавался основателем династии (эти нормы со временем приобретали черты божественного установления), а его преемники расширяли, дополняли этот костяк своими законодательными постановлениями, совершенствуя их.

    Начиная с Хань, сборники законов неизменно строились на закреплении стабильного ядра традиционно-правовых норм – люй, которые дополнялись новыми – лин. Постепенно между люй и лин произошло разделение по сферам правового регулирования: люй включали уголовные законы, а лин -- административные постановления и прочее.

    Большая работа по систематизации законов была проведена в суйском (VI в.) и танском (VII в.) Китае. При династиях Суй (581-- 618 гг.) и в первый период правления Тан кодексы подвергались пересмотру каждое царствование. Первым дошедшим до нас сводом законов был кодекс VII в. династии Тан. В 960--963 гг. было составлено "Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов", почти целиком повторяющее танский кодекс.

    Законодательство империи Тан позволяет выделить по юридической силе и предмету правового регулирования следующие виды законов и норм, которые составляют содержание термина «фа» (право, закон):

    а) законы «люй», содержащие уголовно-правовые нормы, которые квалифицировали преступления и определяли точные наказания;

    б) законы «лип» дополняли законы «люй» и содержали меры административно-властного воздействия в случаях нарушения предписаний и образцов благодетельного поведения при взаимоотношениях «благородных» и «простолюдинов»;

    в) законы «кэ» и «ши» представляли собой ведомственные административные предписания, относящиеся к соблюдению внутреннего распорядка в учреждении, содержали меры поощрения и порицания в пределах ведомства.

    Тем не менее по мере централизации императорской власти особую роль в качестве источника права приобретают сборники императорских указов (чи). Они не отменяли действия законов, однако нормы «казного права» обладали верховенством по отношению к кодексам при разрешении конкретного дела. В качестве самостоятельного источника права в средневековом Китае действуют правила ритуала (ли). В целом в основе законодательного регулирования различных сфер жизни традиционного общества Китая лежит ортодоксальное конфуцианство – основная мировоззренческая и законоведческая доктрина, исходящая из необходимости взаимодействия моральных устоев и норм ритуала (ли) и жестких предписаний закона (фа).

    В конце XI в. в Китае было создано специальное бюро по пересмотру и классификации законов, которое, в частности, подготовило «Свод законов из 900 статей». В конце XIV в. увидел свет «Свод законов династии Мин», воспроизводивший многие положения предшествующих кодексов.

    В 1644 году, после захвата маньчжурами Пекина, началась работа по изучению минского кодекса, одной из целей которой было внесение в него исправлений и изменений в соответствии с новыми политическими реалиями.

    В результате работы маньчжурских придворных сановников и судей в 1647 году был создан кодекс, подавляющее большинство положений которого было заимствовано из старого кодекса династии Мин (1369--1644 гг.), причем часть из них в виде основных, коренных положений (люй), которые не разрешалось изменять. Более трехсот положений цинского кодекса было взято из дополнительных постановлений минского кодекса, в который, в свою очередь, вошли без всяких изменений многие положения танского кодекса. Составленные на основе старых кодексов, маньчжурские кодексы XVII в. почти без изменений действовали в Китае вплоть до начала XX в., определяя содержание принципов и норм традиционного китайского права.

      1. регулирование имущественных отношений;

    Виды собственности в Древнем Китае отличались эволюцией от общинных форм собственности к частной, главным образом на землю и рабов. Для Китая было характерно наличие крупной государственной собственности как на землю, так и на рабов. Формирование товарно-денежных отношений сопровождалось развитием договорной практики. Совершение торговых сделок сопровождалось заключением договора в письменной форме и уплатой денежной пошлины. С развитием ростовщичества получил распространение договор займа, оформлявшийся долговой распиской. Помимо этого были известны договоры дарения, личного найма, аренды земли и прочие. Можно сказать, что нормы частного права не получили самостоятельного развития в праве Древнего Китая, однако глагол «ю» означавший «иметь собственность» был известен в Китае еще с конца Чжоу (IV - III вв. до н.э.).

    Верховная государственная собственность на землю существовала в Древнем Китае одновременно с общинным и частным землевладением крестьян. Землю в Древнем Китае продавали и покупали, дробили на мелкие участки или она концентрировалась в крупные наделы, однако какие бы превращения не претерпевало землепользование, частный или коллективный владелец имел право только на владение землей, которое никогда не переходило в полную частную собственность. Государство неизменно сохраняло свою руководящую роль в хозяйственной жизни. Социально-экономическая структура Китая исключала какие-либо правовые и политические гарантии, с помощью которых могли бы быть созданы условия для развития частной собственности в целом, и особенно на землю. Рост частной собственности, будучи кризисным для данной структуры, очень скоро вел за собой реформы, которые восстанавливали экономический контроль государства. Несмотря на переход большей части общинной земли в частное владение, еще в I в. до н. э. община могла вступать в договорные поземельные отношения как самостоятельная сторона, а присутствие представителя общины было непременным условием для совершения поземельных сделок. В соответствии с источниками I в. н. э. договоры купли-продажи земли могли заключать женщины и государственные рабы. Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на медную доску. Вместе с куплей-продажей распространение получил договор аренды земли. Также широко были распространены договоры найма людей, договоры ростовщического займа, и условия их регулировались обычным правом. С целью поощрять земледелие с древних времен существовало право каждого занять бесхозные или покинутые земли. После определенного срока такие земли записывались в кадастр как частные за теми, кто их обрабатывал.

    В Древнем Китае нередко издавались законы, в той или иной мере отражавшие требования по защите мелкого крестьянского землевладения. Особенно четко это проявилось в I в. до н. э. при изменении государственной политики в отношении тех лиц, которые попали в рабство за долги, и в отношении рабовладения. Обычай закладывать за долги детей, которые не были выкуплены в течение 3-х лет и затем становились рабами, был распространен повсеместно.

    С.306. В I в. н. э. императором Уди был издан рескрипт, касающийся освобождения всех людей, которые были обращены ранее в государственных рабов и рабынь, «если прежние законы не предусматривали наказание за совершение ими преступлений». Также были освобождены в ряде областей Древнего Китая рабы, которые продавали себя из-за голода или были проданы насильно, и женщины, отданные в наложницы. Теперь запрещалось клеймение рабов, а к тем лицам, которые «силой чинили препятствия» освобождению рабов, предписывалось применять наказания «в соответствии с законом о насильственной продаже людей в рабство». Таким образом, можно сделать вывод, что главными объектами права собственности в Древнем Китае выступали земля и рабы. Обобщим особенности имущественных отношений в соответствии с эпохами различных династий Древнего Китая. Земля: в период Инь - собственность сосредоточена в руках императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями; во времена Чжоу - землевладения превращаются в частную собственность; в период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств происходит совершение торговых сделок с землей, интенсивно формируется частнособственническое землевладение в результате перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

    Рабы: в период Инь рабов считают государственной собственностью. Хоть рабы и были во владении частных лиц, купля-продажа еще не существовала; во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н. э. существовали два вида рабов: частные и государственные; в период Цинь существовала широкая и свободная торговля рабами. Древнекитайским правом регламентировались разные виды договоров, в том числе: договор мены, договор купли-продажи, договор дарения, договор займа, договор аренды земли, договор личного найма. Одним из первых возник договор мены. Договор купли-продажи заключался в письменной форме с обязательной уплатой пошлины. Широко распространен был договор дарения: земли, колесниц, рабов, оружия и иного имущества. Договор займа, который появился в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Данному договору сопутствовали отсрочка платежа, выдача письменных обязательств, внесение залога. Также появилось ростовщичество, долговое рабство, в V - Ш вв. до н. э. очень часто заключался договор аренды земли.
      1. 1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта