Главная страница
Навигация по странице:

  • Средневековое государство Индии – государственный и общественный строй. Делийский султанат и империя Великих моголов.

  • семинар. Семинар Феодальное государство и право стран Востока. Вопросы для обсуждения Занятие 1


    Скачать 180.9 Kb.
    НазваниеСеминар Феодальное государство и право стран Востока. Вопросы для обсуждения Занятие 1
    Анкорсеминар
    Дата23.06.2020
    Размер180.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSeminar_9.docx
    ТипСеминар
    #132147
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    уголовное право;

    Сложное сочетание требований морали и закона было характерно и для уголовного права. Вполне очевидно, что уголовной ответственности подлежали греховные действия (в развитие древних конфуцианских и других религиозных предписаний о восьми смертных и пяти малых грехах). Однако воспринятое в законах понимание греховности было переиначено: наиболее тяжкими объявлялись посягательства не на семейные и даже не религиозные устои, а на священное место власти.

    Следуя религиозно-этической традиции, рицу выделяли 8 тяжких преступлений из всех прочих (полная систематика преступлений древнего права неизвестна, так как большая часть именно уголовных законов не сохранилась). В их число входили (1) мятеж или заговор против императорского дома, (2) разрушение или заговор с таковой целью императорских могил, дворцов, храмов, (3) государственная измена, в т. ч. переход на сторону неприятеля или убийство членов царствующего дома; (4) «великое убийство», т. е. убийство своих родственников, множественное убийство в семье, связанное с нарушением религиозных заповедей; и др. Обычное убийство, кражи, разбой, ограбления и т. п. – все это было отнесено к группе прочих преступлений.

    Разделение преступлений на два больших класса было важно не столько для назначения основного наказания (это почти не регулировалось законами и находилось на усмотрении суда), сколько для последствий его исполнения. По тяжким преступлениям не применялась амнистия преступников, весьма распространенная по другим делам. Различны были требования к сопутствующему наказанию – конфискации имущества.

    Законы держались строгой системы из 5 видов наказаний: 1) смертная казнь, 2) ссылка, 3) каторга, 4) битье палками и 5) плетьми. Тюремное заключение, о котором много говорилось в законах и которое детально регламентировалось (вплоть до того, что можно и чего нельзя иметь заключенным и что их «должно снабжать одеждой, питанием, циновками, врачами, лекарствами» за счет конфискаций), применялось только как промежуточная мера на время следствия, обжалования и т. п. Смертная казнь применялась главным образом в виде повешения или обезглавливания. Однако позднее в обиход вошли более диковинные ее виды: сваривание, отпиливание головы, сожжение, распятие, замуровывание. Специфическими японскими видами были сажание на деревянную лошадь, под которой разводили огонь, и четвертование (когда приговоренному в 1-й день рубили палец, во 2-й – другой, и только на 13-й – голову). Ссылка считалась одним из самых тяжелых наказаний, она была сопряжена с принудительными работами. В зависимости от тяжести преступления ссылка была в более или менее отдаленные от родных мест поселения, куда препровождали «по этапу». Она могла быть срочной и бессрочной. Ссыльные питались за свой счет, и только в случае большой бедности семье или ее отдаленности выдавалось казенное пропитание. Ссылка по режиму видимо, не различалась от каторги, поскольку осужденные обязаны были работать. Телесные наказания различались в зависимости от толщины применяемых бамбуковых палок: битье розгами или тонкими палками; при следственной пытке применялись палки наибольшей толщины. В случае ссылки или каторги, кроме того, как дополнительное телесное наказание применялось заковывание в кандалы и шейные деревянные колодки.

    Одним из своеобразных институтов уголовного права был выкуп наказания. По усмотрению провинциальных начальников любое из наказаний можно было выкупить (неясно только, можно ли было выкупить наказания за 8 тяжких преступлений): смертную казнь в течение 80 дней, наказание плетьми – 30 дней. В любом случае, правда, следовало возместить причиненный преступлением ущерб. Ущерб казенному имуществу компенсировался даже в случае, если само преступление подлежало амнистии.

    Помимо основных, законы предписывали применять и дополнительные наказания. Одним из существенных была конфискация имущества, причем в зависимости от важности преступления то учитывались, то нет интересы родственников. Конфискации подлежали даже земельные наделы. Однако наделы, предоставленные за служебные или воинские заслуги, можно было конфисковывать лишь при совершении первых трех самых тяжких преступлений, наградные наделы – только за восемь тяжких преступлений. Другими дополнительными наказаниями, особенно для чиновников, были исключения из семейных списков, лишение постов, лишение рангов или государственной награды.

    Ответственность за преступления была неравнозначной и носила сословный характер. Шесть категорий знати и ученых (от родственников царя до «великих талантов») пользовались снисхождениями. В случае малозначительных преступлений предписывалось прощать монахов (если наказание соответствовало году каторжных работ). Если же преступление буддийских монахов было более значительным, то его расстригали. В случае еще менее значительных преступлений монахам телесные наказания заменялись епитимьей (из расчета 10 дней «дел, угодных Будде» за 10 палок). Наказания за тяжкие преступления, помимо прочего, приводили к исключению преступника из общины, что в тех примитивных условиях жизни было едва ли не наиболее тяжким последствием, особенно для семьи преступника. Таким образом формирующаяся государственная власть стремилась гарантировать соблюдение установленных порядков и подчинение.

      1. судебный процесс.

    Администрация была в Древней Японии тесно связана с юстицией. На самом высшем уровне и на уровне местном судопроизводство осуществляли одни и те же учреждения. Однако существовали и специальные юридические ведомства.

    Все судебные дела первоначально должны были передаваться в низшие органы власти: «в административный орган по месту основной приписки» (т. е., по-видимому, налогообложения). Допускалось подавать жалобу и в ближайшее административное управление. Затем при наличии оснований и с «письменным изложением недовольства» истца или ответчика дело можно было передавать на обжалование выше по инстанции. Конечным пунктом судопроизводства могло стать рассмотрение дела в Государственном совете. Только после неудовлетворительного решения в Совете можно было апеллировать к императору.

    Император считался высшей судебной властью, однако непосредственным судьей он не являлся. От его имени это производил Государственный совет. Императору принадлежало право помилования и амнистии, утверждения смертных приговоров, приема апелляций на неудовлетворительные по содержанию решения Государственного совета.

    Реально важнейшим специализированным судопроизводственным органом было министерство юстиции, или «наказаний» (гебусё). Оно состояло из трех специализированных ведомств: центрального управления, управления штрафов и управления тюрем (всего чиновников насчитывалось до 270). Министерству подчинялись судебные чиновники в составе городских (столичных) управлений и провинциальных администраций. Здесь в равной степени и почти в одинаковой процедуре разбирались жалобы по гражданским и уголовным делам. Из компетенции министерских судов были изъяты только дела знати и чиновников выше пятого ранга; их судили в придворном ведомстве.

    Административные ведомства и расследовали дела, и выносили решения. Однако следствие и суд (по уголовным делам), по-видимому, были разделены друг от друга: в штатах министерства упоминались раздельно судьи и следователи. Решения по делам требовалось выносить строго по месту возбуждения дела. Исполнение приговора производилось по-разному, в зависимости от важности преступления и тяжести наказания: более тяжелые преступления полагалось рассматривать вторично в более высоких инстанциях (в провинции, в столице) и там приводить приговор. В случае смертных приговоров утверждение его императором и Государственным советом затребовалось даже трижды. Местом исполнения смертной казни определялся городской базар. Чинам выше седьмого ранга, царевичам разрешалось в замену смертной казни прибегнуть к самоубийству.

    Многократная перепроверка материалов дела составляла сущность и предварительного расследования. Оно начиналось либо с заявления, либо с доноса. Первейшим действием следователя был арест – и обвиняемого, и обвинителя; задерживали и доносчика. После первой проверки и установления истины невиновного отпускали. Во-первых, следователя обязывали оценить заявление по пяти аспектам: как арестованный говорит, как слушает, каково выражение лица и т. п. Во-вторых, должны быть правильно оценены улики. В случае противоречий подозрительности обстоятельств предписывалось применять пытку к подследственному – довольно примитивную (битье палками). Пытку можно было повторять троекратно с интервалами в 20 дней. Правила законов допускали, что арестованный и умрет в процессе дознания. Об этом эпически-спокойно предписывалось «доложить начальству». По незначительным преступлениям следствие шло сокращенным порядком, по обвинениям в мятеже предусматривалось какое-то особое разыскание.

    Одной из важнейших особенностей древнего судопроизводства было требование строгой подзаконности судебных решений: чиновникам предписывалось «придерживаться официального текста уголовных и гражданских законов».

    Еще одной, чисто японской особенностью древнего судопроизводства было требование доноса о преступлении от всех якобы знавших о нем. Касалось это прежде всего родственников жертвы, а также и виноватого. Вероятно, таким образом в общей форме стимулировалось моральное осуждение нарушителя законов и правил, столь важное для конфуцианства и для буддизма. (Родственников жертвы обязывали доносить еще и потому, чтобы обеспечить исполнение государственного закона, а не сделки с возможным преступником.) Родственник, который знал о преступлении, но спустя месяц не донес о нем, подвергался также наказанию, хотя и несколько ниже подлинного преступника. Вместе с тем младшие родственники и слуги, рабы виновного были освобождены от обязанности доносить. Так древний закон находил компромисс между государственным правом и семейной моралью. Впрочем, при совершении самых тяжких преступлений – государственных – доносить вменялось в моральный долг (уже иначе понимаемый) всем, включая рабов.

    1. Средневековое государство Индии – государственный и общественный строй. Делийский султанат и империя Великих моголов.

    С начала XI века Индия становится ареной разрушительных нападений тюркских завоевателей-мусульман. Индийские княжества, переживали феодальную раздробленность, не могли противостоять этим нападениям, и постепенно на севере Индии образовалось большое мусульманское государство во главе с мусульманскими завоевателями, получившее название Делийский султанат. Индия была вовлечена в сферу мусульманского мира. Но сам Делийский султанат оказался под угрозой вторжения монголов. К тому времени последние завоевали всю Центральную Азию от Маньчжурии до Туркестана. Опустошенные постоянной войной, монголы не дошли до границ Делийского султаната, но угроза новых монгольских нашествий длительное время висела над Индией.

    Хотя два первые крупные султаны избирались мусульманскими военачальниками, один из правителей - Ильтутмиш назначил преемником свою дочь Разиййю, которую считал «лучшим мужем», чем его сыновья. Эта правительница была женщиной храброй и умной, но военачальники, через свои мусульманские предрассудки, считали невозможным подчиняться женщине. После четырех лет ее правления было убито и начался период смуты и дворцовых переворотов. В это время монголы неодновременно совершали набеги, а в 1241 году даже взяли одну из провинций Делийского султаната – Лахор.

    Следующий этап в развитии Делийского султаната связан с именем жестокого правителя Ала-уд-дина. Он был способным военачальником и талантливым администратором. В то время усилились набеги монголов, поэтому Ала-уд-дин бросил все усилия на разгром врага. Для пополнения казны он конфисковал или взял в долг налогом земли духовенства и богатых военачальников. Чтобы избежать заговоров, он запретил пированья и собрания, разослав повсюду своих шпионов. Стремясь сосредоточить в своих руках большую часть земель, Ала-уд-дин ввел незначительную денежную оплату использования земли. Цены на городских базарах было строго регламентировано; специальные чиновники следили за порядком и жестко наказывали за мошенничество или обвеса.

    Налог с индусов было повышено. им запрещалось носить оружие, богато одеваться или ездить верхом. Эти меры должны были удовлетворить правоверных мусульман. Однако воинам жалованье было повышено. Эти суровые меры позволили султану создать значительное боеспособное войско и отразить набеги монголов. Последний раз за Ала-уд-дина монголы появились 1306 года и были им разбиты.

    Огромная империя Ала-уд-дина не была централизованным государством. Хотя султан щедро раздавал сокровища, добытые в результате удачных завоеваний, его подозрительность, конфискации, преследования индусов вызвали значительное недовольство, всюду возникали беспорядки.

    После смерти Ала-уд-дина на трон взошел его сын, который полностью отменил все экономические реформы отца, но не отказался от завоевательной политики. Новый султан провел ряд мероприятий, стремясь устранить недостатки, которые были следствием реформ его отца. Земельный налог сын снизил, были построены ирригационные каналы. Внутренняя политика последующих султанов сводилась к введению дополнительных поборов (абваб) с землевладельцев.

    Султаном, который положил конец налоговому рабству, был Фируз. Он прибег к решительным мерам по ликвидации пагубных последствий правления предыдущих султанов. Абваби больше не вздымалась, земельный налог был уменьшен, для поднятия урожайности построено пять оросительных каналов, отменены высокое рыночное пошлина, издан указ о запрете пыток. Мусульманским военачальникам пришлось предоставить ряд привилегий, но это лишь раззадоривало их сепаратистские тенденции. Вместе с тем Фируз жестоко подавлял любые еретические волнения, преследовал индусов и шиитов-мусульман. Во время походов на индусские княжества он вращал населения в рабов, используя их труд в своем царском хозяйстве. Общее количество рабов в стране достигла около 180 тыс.

    Когда престарелый султан умер, разгорелась борьба между могущественными группировками феодалов, каждый из которых поддерживал своего выдвиженца на престол. Окончательный удар по империи, которая распадалась, нанесло вторжение войск Ты мура, правителя Самарканда (1398 год). Тимур, стремясь запугать индусов своей жестокостью, приказал вырезать в окрестностях Дели 100 тыс. пленных, взятых им в разных местах Северной Индии. Делийский султан бежал. В Дели войска Тимура несколько дней грабили и убивали жителей. В Индии после его нашествия начались голод и болезни. Империя распалась. Последний правитель Делийского султаната умер в 1413 году, не оставив наследников.

    На разрушенной территории Тимур оставил наместника, и с 1414 года начинается правление династии Сайдив - ставленников Тимура.

    В стране продолжалась разрушение, земельные налоги собирались только с помощью войск, а казна пополнялась за счет военной добычи. Власть Делийских правителей была номинальной. За султана Ибрахима Делийском княжеству все же удалось скинуть с себя гнет сторонников Тимура и даже расширить свои владения за счет двух соседних княжеств. Однако его деспотическое правление и попытки сломить власть афганских военачальников приводили к мятежам. Феодальные споры и недовольства не прекращались. Наконец некоторые из феодалов обратились к правителю Кабула Тимурида (потомка Тимура Тамерлана) Захиреддина Мухаммада (Бабура) (1483-1530 годы) с просьбой освободить их от тирании султана.

    Империя Великих Моголов

    Основателем империи Великих Моголов стал правитель Афганистана Захиреддин Мухаммед (1483-1530 годы) по прозвищу Бабур (тигр). Бабур - выдающаяся личность. Он не только полководец-завоеватель, выдающийся государственный деятель, но и известный поэт, автор замечательных стихов и выдающейся историко-литературного памятника «Бабур-наме», которой по инициативе ЮНЕСКО отмечалось во всем мире. Бабур разбил Ибрахима, а еще через год закрепил свое правление в Северной Индии, положив этим начало новой мусульманской империи, которое определило историю Индии на двести лет. Бабур фактически овладел долиной Ганга. Воинам, которые принимали участие в разгроме последнего Делийского султана, он раздал земли в служебное использование, которое получило название «джагир». Всеми хозяйственными делами новых владений ведали управляющие - обычно индусы, знавшие обычаи страны и размер налогов, которые могли платить крестьяне. Бабур правил Индией три года. Он был высокообразованным носителем среднеазиатской культуры. Его записи отражают отношение к истории, быта, флоры и фауны посещенных им стран, имеющих значительную историческую и литературную ценность. «Бабур-наме» уже в эпоху Великих Моголов служила настольной книгой императоров, переводилась на фарси и изысканно иллюстрировался лучшими мастерами индусской миниатюры. Индусов Бабур рассматривал как "неверных", смотрел на них с презрением, но не преследовал. Перед смертью он разделил свои владения между сыновьями, оставив Индию старшему – Хумаюну и приказав остальным, получившим Пенджаб, Кабул и Кандагар, подчиняться ему.

    Хумаюн предпринял попытку расширить свои владения путем завоевания соседних с империей территорий. Ему не удалось закрепить победу через внутренние противоречия. Его братья, стремясь отделиться от него, попытались захватить Дели. Главным противником Хумаюна выступил лидер афганских феодалов Шер-хан сур. В битвах с Шер-ханом Хумаюн был разбит и бежал до соседнего княжества Синд. Там он женился на 14-летней дочери местного мусульманского военачальника, и в 1542 г. у него родился сын Акбар. Через преследования братьями Хумаюну пришлось бежать еще дальше, а Акбара взял на воспитание его брат.

    С 1540 по 1545 годы в Дели правил Шер-хан, который принял титул Шер-шаха. Своей первоочередной задачей он считал обуздание феодалов. С этой целью он стал строго требовать от землевладельцев-джагиров соблюдения обусловленной величиной джагиру количества всадников, которые составляли основную часть армии государства. Для контроля Шер-шах ввел обязательное клеймение коней тавром джагирдара и периодический осмотр войск, чтобы прекратить наем случайных людей, что практиковалось джагардами, которых распускали после осмотра войска. Шер-шах стремился ввести фиксированную норму при сборе доли урожая, которая принадлежала государству, и ограничить в интересах казны произвол сборщиков при определении величины крестьянских участков и тем самым размера урожая. Осуществляя выплату своим наемным воинам исключительно деньгами, Шер-шах пытался перевести натуральный налог в денежный. Он жестко подавлял сопротивление крестьян и любое сепаратистское движение. После смерти Шер-шаха началась жестокая борьба между претендентами на трон. Этим воспользовался Хумаюн, пришедший из Ирана с разноплеменной армией, состоявшей из тюрок, персов, афганцев, туркмен и узбеков. Он разбил войска претендентов и занял Дели в 1555 году. Но Хумаюн правил недолго: через несколько месяцев он умер.

    На трон восходит его 13-летний сын Акбар. В течение почти полувекового правления Акбара (1556-1605 годы) в Северной Индии укрепилась власть моголов. Повзрослев, Акбар начинает борьбу с феодалами, сепаратистские настроения которых достигают своего пика. В борьбе с сепаратизмом феодалов Акбар предпринял ряд мер, ограничивал власть крупных джангиров, предпринял в 1574 году попытку ликвидировать систему джангиров, и вместо раздачи земли военачальникам стал платить им содержание из казны, а сбор налогов со всех земель поручил чиновникам. Эта политика Акбара вызвала сопротивление мусульманских феодалов-джагирдал и Акбар стал выдвигать индусов на важные государственные посты, династическими рамками скрепил связи с соседними княжествами, ввел новую религию «дин-и-илах» («божественную веру»), которая составляла смесь верований и обрядов, взятых главным образом из ислама, индуизма, парсизму и джайнизма. Новой религии признавался Акбар, который совмещал в своем лице светскую и религиозную власть.

    После смерти Акбара к власти приходит его сын, а потом внук, но они не смогли удержать и приумножить завоевания своего предшественника. Недавняя мощная империя оказывается на обочине истории. Этому есть несколько причин:

      1. армия становилась менее гибкой, военная техника не совершенствовалась, некоторые военачальники начинали действовать на свое усмотрение, меньше считались с планами своего правителя;

      2. лишенные возможности расширять свои владения за счет завоевания новых земель, монгольские феодалы еще более усилили эксплуатацию крестьянства;

      3. феодальные бунты приобрели серьезного характера и функцию центральную власть.

    Существует мнение, согласно которому начало падения империи заложили религиозные движения сикхов и маратхов, которые сначала появились как секты, а уже потом отошли от вопросов религии к вопросам политических, явив собой симбиоз общественного мнения по доктринальным верованиям, направленным против власти Империи Моголов.

    Таким образом, совокупность социальных, экономических и политических обстоятельств повлияло на дальнейшую судьбу Империи Моголов. В XVI веке в империю проникают европейские торговые кампании, которые во второй половине XVII века положили начало ее колониальному подчинению.
    1. 1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта