Главная страница
Навигация по странице:

  • Занятие 2. Образование феодального общества и государства в Японии – общественный и государственный строй.

  • семинар. Семинар Феодальное государство и право стран Востока. Вопросы для обсуждения Занятие 1


    Скачать 180.9 Kb.
    НазваниеСеминар Феодальное государство и право стран Востока. Вопросы для обсуждения Занятие 1
    Анкорсеминар
    Дата23.06.2020
    Размер180.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSeminar_9.docx
    ТипСеминар
    #132147
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    виды земельной собственности и их эволюция. Государственная (гуань), частная (сы), общественная (гун), собственность религиозных общин.

    Верховная государственная собственность на землю сосуществовала в Древнем Китае с общинным и частным землевладением крестьян.

    Делилась собственность в Китае на три вида : частная «сы», государственная «гуань», общественная «гун».

    Земля в Китае стала продаваться и покупаться, дробиться на мелкие участки или концентрироваться в крупные наделы, но, какие бы превращения землепользование не претерпевало, частный или коллективный владелец мог распоряжаться лишь правом владения ею, никогда не переходящим в полную частную собственность. На этом пути стояло всесильное государство, сохранявшее неизменно свою руководящую роль в хозяйственной жизни. «Азиатская» социально-экономическая структура исключала правовые и политические гарантии, которые могли бы создать условия для процветания частной собственности вообще, на землю в особенности. Кризисный для такой структуры рост частной собственности незамедлительно влек за собой реформы, восстанавливающие экономический контроль государства.

    Несмотря на ранний переход основной массы общинной земли в частное владение, община еще в I в. до н.э. могла вступать в договорные поземельные отношения как самостоятельная сторона, а присутствие представителя общины являлось непременным условием при совершении поземельных сделок. Согласно источникам I в. н. э. заключать договоры купли-продажи земли могли женщины и государственные рабы. Поземельная сделка (купчая крепость) заносилась красной киноварью на медную доску, что являлось отражением ранее распространенного обычая записывать подобные сделки кровью жертвенных животных. Наряду с куплей-продажей распространен был договор аренды земли, как правило, на условиях испольщины, ее заклад. Широко были распространены также договоры найма людей, ростовщического займа, условия которых регулировались обычным правом.

    В целях поощрения земледелия с древнейших времен существовало право каждого занимать бесхозные или покинутые земли. По истечении определенного срока эти земли записывались в кадастр как частные за обрабатывающими их.

      1. брачно-семейное и наследственное право;

    Семья носила в Древнем Китае патриархальный характер. Большие семейные связи отличались прочностью. Во главе большой семьи как хозяйственной единицы стоял старший в семье мужчина, которому подчинялись все члены семьи: жены и наложницы, сыновья и внуки, их жены и дети, рабы и слуги. Глава семьи выступал в роли ее властителя, хозяина имущества.

    Большие семейные связи стали ослабевать вместе с развитием частной собственности на землю. Этот процесс был ускорен политикой легистов. Борясь против сепаратизма влиятельных больших семей, семейных кланов, являющегося препятствием на пути создания сильной центральной власти, Шан Ян в 356 — 350 гг. до н.э. санкционировал принудительный раздел больших семей, но большая семья, вместе с жесткими патриархальными порядками, как социально-хозяйственная ячейка не исчезла и в последующие века.

    Основы брачно-семейного права строились на конфуцианских представлениях о семье как о первичной социальной ячейке, функционирующей на основе естественных законов в общей системе социального порядка. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства, "чтобы человек, — как было записано в Ли цзы, — был в состоянии правильно служить усопшим предкам и иметь возможность продолжать свой род". Отсутствие потомства рассматривалось конфуцианцами как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.

    Для заключения брака необходимо было соблюдение ряда условий. Брак заключался семьями жениха и невесты или самим женихом и скреплялся частным соглашением, нарушение которого влекло за собой не только определенные материальные потери, но и наказание в уголовном порядке старших в семье. Если в шаньско-иньском Китае допускались браки между родственниками, то впоследствии были запрещены браки не только между родственниками, но и утвердилось правило, что жених и невеста не должны носить одну и ту же фамилию, чтобы ненароком не смешать родственные семьи.

    В книге V Ли цзы были закреплены своеобразные нижний и верхний пределы брачного возраста: для мужчин с 16 до 30, для женщин с 14 до 20 лет, фиксировавшие как бы пределы терпения и сдерживания гнева предков на неблагодарного и непочтительного потомка. В соблюдение этих возрастных пределов в древности было вовлечено и само государство, следившие за тем, чтобы они не нарушались.

    Муж мог иметь «второстепенных» жен и наложниц (особенно в случае бесплодия жены), число которых определялось в зависимости от социального положения мужчины (Ли цзы, кн. XIV, Чжоу ли, кн. VII). Служили препятствием к браку и определенные сроки ношения траура по мужу и его родителям, а также браки с лицами, совершившими преступление. Запрещались и межсословные браки, влекущие за собой уголовную ответственность, особенно браки свободных с рабами. Свободный, взявший в жены рабыню, наказывался как вор. В китайском традиционном праве в отличие от большинства других восточных правовых систем развод не только разрешался, но и поощрялся или прямо предписывался под угрозой уголовного наказания в случае «нарушения супружеского долга» Имелось в виду, например, причинение вреда путем оскорблений, побоев, ранений и пр. самому супругу и его родственникам. Требование развода могло предъявляться не только супругами, но и членами их семей. Возможности женщины оставить своего мужа или протестовать против развода были незначительны. Согласно древнему правилу, жена должна была оставаться с мужем в "жизни земной и загробной" (Ли цзы, кн. XI), ей нельзя было выходить второй раз замуж, но и мужу, требующему развода без оснований, грозила каторга. Он не мог развестись, если жене некуда было уйти или она носила траур по его родителям и пр. Ответственность мужа за жену выражалась и в том, что при всех ее правонарушениях, кроме тяжкого преступления и измены, она выдавалась ему на поруки.

    В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, явившегося следствием нанесения им побоев, сохранилась до XIX в. Члены семьи, связанные обязанностью ношения траура по умершим родственникам, несли ответственность за целый ряд «семейных» преступлений, например несоблюдение сроков ношения траура. Наказывались сыновья, внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества. Родственные отношения, положение старших и младших в семье влияли на тяжесть наказания как за «семейные», так и за другие преступления. Например, кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался.

    Традиционный взгляд требовал, чтобы имущество наследодателя наследовалось всеми его наследниками, невзирая на их пол, в равных долях. К наследованию допускались даже наложницы. Только незаконнорожденные могли претендовать на 1/2 от обычной доли, получаемой законными детьми наследодателя. Правда, надо заметить, что в более древнюю эпоху право преимущества на наследство получали братья покойного или его внуки, здесь они конкурировали с прямыми нисходящими. Объяснить это можно наличием сильных родовых пережитков, когда агнатская филиация конкурирует с когнатской — система чжао му.

    При несовершеннолетии наследников имуществом управляла вдова, если и ее не было в живых, то ближайший совершеннолетний агнат. При выходе вторично замуж вдова обязана была произвести раздел имущества.

    Стоит отметить, что к наследованию не допускались замужние дочери. Старший сын, и только он имел право наследовать общественное положение отца. Думается, это понятно. Приданое, которое брала с собой дочь, выходя замуж, являлось символическим выкупом ее права наследования сначала общеродового, потом семейного имущества.

    Китайское право, хотя и знало завещание, но практической силы за ним не признавало.

      1. уголовное право - понятие состава преступления, концепция «10 зол», виды преступлений и наказаний;

    Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное право, нормы которого носили как бы над-отраслевой характер. Они пронизывали сферу и брачно-семейных, и гражданских отношений и пр.

    Понятие преступления в Древнем Китае связывалось с проявлением преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как "низкий человек", его "низость" определялась тем, что он выступал носителем этой пагубной, преступной воли, которая в зависимости от характера преступления могла разрушить или весь мир, или порядок, гармонию в той социальной группе, к которой преступник принадлежал. Из признания примата моральных норм вытекало, что мера виновности и суровость наказания должны были соответствовать не столько характеру самого поступка, сколько характеру духовного состояния преступника, не столько тяжести преступного действия, сколько интенсивности преступной воли.

    В ханьском Китае, согласно конфуцианскому принципу «если воля добрая, человек не нарушает закон», стали складываться специфическое учение о форме вины, учитываться преступная воля при определении меры наказания. Требование учета воли преступника было закреплено и законом в 120 году до н. э. В соответствии с этим требованием в китайском праве стали выделять предумышленные и преднамеренные преступления, преступления, совершенные с умыслом и без такового, а также по ошибке. Одно наказание следовало за умышленную клевету, другое, более легкое, — за не подтвердившийся донос. Тяжесть наказания за телесное повреждение зависела от того, было оно нанесено со «злодейским умыслом» или в драке. В древнем праве проводились различия и между оконченным преступлением и покушением как проявлением- преступной воли, наказываемым в принципе более мягко.

    Концепция "преступной воли" определяла и содержание таких институтов как соучастие и групповое преступление. Еще на рубеже новой эры сложилась особая норма, согласно которой главарем в преступной группе считалось лицо, непосредственно замыслившее преступление, планировавшее его. Преступление признавалось групповым, если оно было совершено по предварительному сговору, в противном случае участники преступной группы отвечали каждый за отдельное преступление. Выделение главаря, идейного вдохновителя преступления, вина которого считалась особо тяжкой по сравнению с другими участниками преступной группы, было победой конфуцианцев над универсальной идеей наказания легистов, закрепленной еще в вышеупомянутом законе в 120 году до н. э.

    Содержание правых положений о смягчающих вину обстоятельствах и отягчающих их (понятия невменяемости китайское традиционное право не знало) определялось также наставлением Конфуция. Освобождались от телесных наказаний дети младше 8 лет и старики старше 70 лет.



      1. судебный процесс.

    В состязательном по своему характеру судебном процессе в Древнем Китае очень рано стали вводиться элементы розыскного процесса, который со временем утвердился безраздельно. Расследование преступлений еще в древности поручалось особому чиновнику (линьши).

    Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы (доноса) потерпевшего в уездную управу или суд, составленной по определенной форме. Донос, особенно касающийся кражи и убийства, должен был быть точно определенным, неточность влекла за собой наказание. Доносчик обязан был указать год, месяц и место совершения преступления; должен был обращаться с заявлением строго по инстанции. «Право» на донос зависело от социального положения лица и его места в системе кровнородственных связей, за исключением доноса о преступлении против государя и государства. Малолетние и престарелые не могли сами обращаться с заявлением к властям. Тот, кто не донесет о заговоре против государства или о намерении поднять мятеж, подлежит удавливанию. Жестко, на основе принципа «возврата обвинения», карался лжедонос. В этом случае доносителю грозила та же кара, которая предполагалась лицу, если бы донос был правдив. Запрещались под угрозой смертной казни доносы на родителей, деда, бабку и других близких родственников, кроме убийства отца, при котором доносить можно было даже на мать. Подлежали удавлению рабы, донесшие на своего хозяина, за исключением обвинения последнего в мятеже и измене. Запрещались анонимные доносы, осужденные по такому доносу освобождались. Рабы и «буцюй», донесшие на хозяина, за исключением обвинения его в мятеже или измене, карались смертной казнью. Китайское право не признавало анонимного доноса. Выдавать своих людей, т. е. представлять в суд домочадцев и рабов должен был глава семьи, в противном случае он наказывался сам. Ему же предоставлялось право наказывать своих рабов, а по специальному разрешению властей даже убивать их за провинности. Уездные чиновники вели следствие и приводили в исполнение приговор, например битье палками осуществлялось тут же, в суде. Специальные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных. Расследование тяжких преступлений (мятежей, измены и пр.) передавалось в окружные управы.

    Арестованные по делу (за исключение больных, инвалидов, беременных женщин; детей младше 10 лет и старше 80 лет) содержались во время следствия в тюрьме. Женщин отдавали на поруки в дом мужа.

    При Сун было введено разделение чиновников на тех, кто вел следствие, и тех, кто рассматривал дело и выносил приговор. Процесс был письменным. Если дело шло о преступлениях, наказуемых палками, оно решалось уездным начальником. Если же речь шла о более суровой мере наказания, в уездной управе проводили следствие, а затем все материалы по делу и самого обвиняемого передавали в округ для вынесения ему приговора.

    Исходя из презумпции виновности задачей следствия было не столько уличить обвиняемого, сколько добиться от него признания вины. Допрос свидетелей производился при обвиняемом.

    Китайское право разрешало допрос под пыткой, которая заключалась в битье обвиняемого палками. При этом допускалось три допроса под пыткой с общим числом ударов не более 200. При допросе под пыткой каждый допрос должен был отстоять от другого на 20 дней. Если нормы битья были превышены или следователь прибегал к иным мерам физического воздействия на обвиняемого, он наказывался 100 ударами палкой. Находящуюся под следствием беременную женщину можно было допрашивать под пыткой только через 100 дней после родов.

    Следствие могло иметь три результата:

    1. обвиняемый признавал свою вину или признавался виновным под тяжестью улик;

    2. он мог быть оправдан;

    3. дело могло быть признано сомнительным.

    Если дело признавалось сомнительным, то его допускалось решить путем предоставления обвиняемому права на откуп от того наказания, к которому его могли бы приговорить.

    Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Приговор записывался. При вынесении приговора о наказании каторжными работами (или более суровом) требовалось согласие обвиняемого. Если он не соглашался, дело подлежало пересмотру. Если доказательств было недостаточно и обвиняемый не признавался, приглашали поручителей и его отпускали на свободу. При сомнительном решении обвиняемому давалась также возможность откупиться. Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.

    Право на амнистию и помилование считалось прерогативой императора. Не подлежали амнистии также те преступления, в которых преступники признавались во время объявления амнистии и после. Не амнистировались и те преступления, которые преступник совершал намеренно, зная о предстоящей амнистии. Не подлежали амнистии все преступления из группы «10 зол», поэтому их называли «непрощаемыми»; не прощались также «буцюй» и рабам такие преступления, как причинение побоев хозяину, замысел убить его или изнасилование хозяйки. Не амнистировали виновных в подделке казенных документов и печатей.

    Под помилованием в средневековом Китае понимали уменьшение меры наказания и пересмотр приговора.
    Занятие 2.

    1. Образование феодального общества и государства в Японии – общественный и государственный строй. Влияние на социально-политическую структуру Японии китайских социальных и политических институтов.

    В древности японский архипелаг населяли племена кумасо и эбису, в течение нескольких веков сюда переселялись племена маньчжурского происхождения с северо-востока, а также другие племена Индонезии, Кореи и Индокитая.

    В III-VII веках шел процесс разложения первобытнообщинных отношений и формирование раннеклассового общества Родовая община постепенно уступала место соседской.

    Наряду со свободными крестьянами появились полусвободные члены общины (бэ или бэмин) и рабы. Рабов по сравнению с бэ было меньше.

    Ожесточенная борьба за государство велась между отдельными племенами и родами. Глава самого сильного рода, а впоследствии и племенного союза получал титул сумэраги (царь, император) и сосредотачивал в своих руках огромную власть, являясь и вождем, и верховным военачальником, и судьей, и жрецом племени.

    Уже в III-VII веках в Японии было развито сельское хозяйство. В конце 6 века род Сога одержал победу над другими родами. Его поддержали бэ, исповедавшие буддизм, так как старейшины этого рода обещали уравнять бэмин с прочими общинниками. В начале 6 века принц Сетоку-тайси издал иерархическую Табель 12 рангов и Закон из 17 статей, основанные на буддистских и конфуцианских догмах о государстве и неограниченной власти императора.

    После свержения рода Сога начался новый период в истории Японии, были проведены реформы. Страна была разделена на провинции и уезды. Земля была объявлена государственной собственностью и раздавалась в наделы. Крупные феодалы расширяли свои владения за счет пустошей.

    Эксплуатация крестьян в VIII веке усилилась. После выплаты налогов у них не оставалось денег даже на семена, это привело к всевозможным восстаниям и бунтам. Властям в ряде случаев приходилось идти на уступки.

    В результате роста крупного феодального землевладения усилилась междоусобная война. Центральная власть приходила в упадок.

    Господствующим сословием Японии была родовая знать, постепенно превратившаяся в крупных земельных феодалов.

    К категории полузависимых относились корейцы и китайцы, полусвободные земледельцы (табэ) и ремесленники, которые являлись собственниками своего имущества; их нельзя было продать или безнаказанно убить.

    Рабы относились к бесправному населению.

    В 646 г. ремесленники из Кореи и Китая (табэ, томобэ и какибэ) были приравнены к феодально-зависимыми крестьянам, владевшим подушными наделами и обязанные платить установленный натуральный налог в виде зерна и ремесленной продукции, нести трудовую повинность в пользу государства на строительстве дорог, ирригационных сооружений и т.д. Им запрещалось покидать свои наделы.

    К середине X в. в Японии надельная система была заменена дворцово-вотчинной системой, когда феодалы получили в частную собственность поместья (сеэны) и право создавать военные отряды. Со временем воины объединились в замкнутое сословие самураев (буси), действовавшими в соответствии со сводом норм поведения самурая (бусидо), который требовал, например, покончить жизнь самоубийством (харакири), следуя определенному ритуалу, в случае бесчестия или невозможности выполнить свой долг.

    Ремесленники и торговцы с XIII в. стали объединяться в особые корпорации, платившие натуральную ренту в виде продукции.

    До XII в. во главе государства стоял император, а центральное управление было сосредоточено в руках Верховного государственного совета, которому были подчинены восемь ведомств, наместники провинций и уездные начальники.

    В 1192 г. был введен сан сегун, которому принадлежала вся полнота светской власти, в то время как императоры исполняли верховные жреческие функции. Был создан правительственный аппарат (бакуфу), в состав которого входили такие государственные органы как главная административная палата, выполнявшая правотворческие функции; главная военная палата, контролировавшая сословие воинов-самураев; главная судебная палата.

    К началу XVII в. только правитель государства (сёгун), феодалы и монастыри (буддийские и синтоистские) могли быть собственниками земельных владений.

    По своду законов 1639 г. податное население страны делилось на четыре сословия: воинов, земледельцев, ремесленников и торговцев. Высшим сословием считались князья (Займе), владевшие крупными латифундиями, а также обладавшие административной властью и правом суда над всей своей территорией. Большая часть самураев была лишена земельных участков и превратилась в военно-дворянское сословие, получавшее за свою службу рисовой паек.

    В течение XVII в. в деревню стали проникать товарно-денежные отношения; рента становилась смешанной, натурально-денежной. Развивалось ремесло; появились первые мануфактуры. Значительно расширилась внутренняя торговля. В Японии начал формироваться капиталистический уклад. Однако возраставшая эксплуатация крестьянства уже к середине XVIII в. привела к упадку сельскохозяйственного производства, к застою в экономическом развитии в целом. Крестьянское население быстро разорялось. Это вызвало крупные крестьянские восстания, волны которых прокатились по Японии в XVIII — начале XIX в. С конца XVIII в. наряду с крестьянскими восстаниями вспыхивали антифеодальные выступления городской бедноты.
    1. 1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта