Семинары. Семинар Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории
Скачать 1.08 Mb.
|
1 семинар Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории. Формационный подход к истории. Основой этого подхода является марксистская концепция «материалистического понимания истории».Основными понятиями этого похода выступают: общественное бытие и общественное сознание, способ материального производства, базис, надстройка, общественно-экономическая формация, социальная революция. Общество - система, обладающая иерархией. Способ производства обуславливает социальный, духовный и политический процессы. Общественное бытие определяет сознание людей. В общественном производстве главную роль выполняют производительные силы. Ведущая роль здесь, по Марксу, отдана технике. Производственные отношения - отношения людей, складывающиеся в процессе производства. Совокупность производительных сил и производственных отношений составляют экономическая основа общества. Она составляет базис. На базисе выстраивается надстройка - юридические и политические отношения в обществе. Цивилизационный подход к истории. Термин «цивилизация» - (от лат. civilis – государственный, гражданский) – многозначное понятие, которое означает: то или иное общество в реальном историческом времени; этап в эволюции общества, пришедший на смену первобытно-общинному обществу; совокупность средств и программ деятельности, с помощью которых люди достигают целей, поставленных перед ними обществом и культурой. Формация - Тип, строение чего-л., соответствующие определенной ступени, стадии развития. Содержание формационного подхода К.Маркса Формационный подход, предложенный К. Марксом, рассматривает типы общества как сменяющие друг друга ступени — общественно-экономические формации. Причины образования древнерусского государства. Происхождение Древнерусского государства связывают с 862 годом, когда славяне из-за распрей между племенами пригласили «третью» сторону – скандинавских князей Рюриков для наведения порядка. Однако в исторической науке есть расхождения по поводу происхождения государства на Руси. Существует две основные теории: Норманнская теория (Г. Миллер, Г. Байер, А.Л. Шлецер, Н.М. Карамзин): ссылаясь на летопись «Повесть временных лет», создание которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, ученые пришли к выводу, что государственность на Руси – дело рук норманнов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора; Антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, Б.А. Рыбаков): последователи данной концепции не отрицают участия приглашенных варяжских князей в становлении государства, но полагают, что Рюрики пришли не на «пустое» место и данная форма правления уже существовала у древних славян задолго до описываемых событий в летописи. государство - это политическая структура общества, имеющая следующие основные признаки: Наличие территории, первоначально с естественными границами Наличие аппарата управления Наличие налоговой системы Наличие основ права Наличие аппарата принуждения( вооружённых отрядов, 3. Вечевое собрание в Древней Руси - это орган исполнительной власти 4. Великий князь в Древнерусском государстве это ограниченный монарх 5. Официальная дата крещения Руси: 988 6. Как назывался глава древнерусской церкви? митрополит 7. Выберите причины крещения Руси: Б) Русские земли не имели другого выбора В) Христианство укрепляло княжескую власть 8.Наука, изучающая древние памятники материальной культуры называется Археологией 9.Метод логического вывода на основе перехода от частного положения к общему называется Дедукцией 10.Ступень общественного развития, следующая за варварством – это Цивилизация 11. Марксистская методология решающую роль в развитии общества отводила духовным факторам развития 12.«Русская Правда» была создана при князе Ярославе Мудром и его преемниках 13.Живопись по сырой штукатурке называется фреской 14. Н.М. Карамзин является автором труда История государства российского 15. Наука, изучающая труды, исторические концепции историков – это историография 16. Методологическая концепция исторической науки, которая отводит определяющую роль в процессе общественного развития «сильным мира» – вождям, князьям, королям, императорам называется формационной 17. К социальным функциям исторического знания не относится функция социального проектирования 18. Историко-системный метод состоит в сопоставлении исторических объектов в пространстве и во времени 19. Верование древних славян до принятия у них христианства назвались язычеством 20. Изображение, выполненное посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток, называется мозаикой 21.Выработка научного взгляда на мир общества, законы его развития относится к функции истории 22. Принцип объективности – это изучение исторических явлений… В развитии, в соответствии с конкретно исторической обстановкой 23.Ступень общественного развития, следующая за варварством – это формация 24.Погодные записи исторических событий в XI – XII вв. назывались получениями 25.Княжеский стол в Древней Руси XI в. передавался на основе принципа по нисходящей мужской линии – от отца к старшему сыну 26.Историческая наука в СССР основывалась на подходе к истории теологическом 27.Географические названия, личные имена, следы древних языков в устной речи современных народов относятся к письменным источникам 28.Выявление главных тенденций исторического процесса, закономерности развития общества относится к Познавательной функции истории: 29. Методологическая концепция исторической науки, предполагающая многолинейность исторического процесса называется формационной 30. Крупными теоретиками цивилизационного подхода к истории были К.Маркс, Ф.Эегельс 31. В правление княгини Ольги произошло Упорядочение сбора дани Русские земли в период феодальной раздробленности ( 30-е гг. XII в.- начало XV в) 1. Причины и предпосылки формирования удельного порядка в русских землях. Дореволюционная историческая наука именует этот период- удельным. Выписать определение понятия «удел». Распад единого древнерусского государства на ряд самостоятельных земель и княжеств был подготовлен рядом коренных изменений, которые происходили в то время в социально-экономическом и политическом развитии древнерусского общества. Какие это изменения. Выписать и суметь объяснить 3. Формирование новых политических центров. Основные модели политического устройства русских земель в удельный период (период феодальной раздробленности). вв. 1-я модель- южная Русь, в составе которой было Киевское княжество. Особенности системы управления. Судьба этих земель 2-я модель- Юго-Западная Русь (Галицко-Волынское княжество). Система управления. Судьба княжества 3-я модель- Владимиро-Суздальская Русь. Обратить на эту модель особое внимание, особенно на правление Андрея Боголюбского. Какую систему управления княжеством он пытался создать. Почему историки говорят о том, что именно в этих землях зарождалось русское самодержавие? Судьба С-в Руси 4-я модель- Новгородская и Псковская феодальные республики. Причины руспубликанской модели управления. Выписать определение понятия «Республика», признаки республиканской формы правления. Доказать, почему на основной (будущей территории) русских земель- а это Владимиро-Суздальская Русь закладывались основы самодержавия, а Новгород и Псков позволили себе вольности? Как посмели? Система управления Новгородской Республикой, время ее существования. Причины гибели. Смотрим какие процессы происходили в Новгородских землях в 14 и 15 веках? Судьба Новгорода и Пскова. 1.1. Католическая экспансия Запада В XIII в. серьезную опасность для северо-западных русских земель представляла агрессия со стороны немецких и шведских крестоносцев, которые выступали в авангарде агрессии со стороны католической Европы против народов Прибалтики и Северо-Западной Руси. По своему характеру агрессивная политика крестоносцев носила национально-религиозный характер и имела своей целью захват новых территорий на востоке Европы, их колонизацию, распространение католичества и ассимиляцию местного населения. Тем самым политика католического Запада создавала угрозу для проживания коренного населения Прибалтики и Северо-Восточной Руси и сохранения национальной идентичности. В 1219 г. была создана крепость Ревель (Таллин), ставшая еще одним оплотом агрессии западноевропейских рыцарей. Завоевательные походы против Северо-Западной Руси неоднократно совершали и шведские феодалы. В 1240 г. один из таких походов, во главе которого стоял родственник шведского короля Биргер, завершился битвой на реке Неве. В Невской битве новгородские войска во главе с князем Александром Ярославичем наголову разбили шведов. Активную завоевательную политику в Прибалтике проводили Тевтонский орден и орден меченосцев, которые перенесли свою агрессивную деятельность с Ближнего Востока в Прибалтику. В 1237 г. произошло их объединение и создание Ливонского ордена. В 1240 г. крестоносцы захватили Изборск, взяли Псков и начали завоевание Новгородской земли. За помощью Великий Новгород обратился к Александру Невскому — сыну Великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича. Русским войскам под руководством князя Александра удалось освободить г. Копорье, Псков. Решающее сражение произошло 5 апреля 1242 г. на Чудском озере, вошедшее в историю как Ледовое побоище. Крестоносцы были полностью разгромлены. Эта победа позволила остановить агрессию крестоносцев и защитить Северо-Западную Русь. 1.2. Нашествие монголо-татар В 1223 г. в битве на реке Калке русско-половецкое войско потерпело поражение от монголо-татар. В 1235 г. на курултае монгольской знати было принято решение о Великом западном походе монгольских войск под руководством внука Чингиз-хана хана Батыя. После разгрома Волжской Булгарии (1236) монголо-татарские войска подошли в 1237 г. к юго- восточным границам русских земель. Первым па их пути было Рязанское княжество. Несмотря на героическое сопротивление населения русских княжеств (ярким примером может служить оборона Козельска, который монголы назвали «злой город», Рязани, Владимира, других русских городов Северо-Восточной Руси), войскам хана Батыя удалось в 1237—1238 гг. дойти почти до Великого Новгорода. В 1238 г. в сражении на реке Сити было разгромлено войско Великого Владимирского князя Юрия Всеволодовича. В 1239—1240 гг. нападению и разорению монголо-татарами подверглись территории Южной и Юго-Западной Руси. В 1240 г. был захвачен и разорен Киев. После разгрома Руси войска хана Батыя двинулись в страны Центральной Европы и на Балканы. Однако в 1242 г. монголо-татарские войска развернулись и ушли в низовье Волги, где основали Сарай — столицу нового государства Золотая Орда. 2. А. Образование монгольского государства. Съезд монгольских племен- Курултай. Чингисхан К началу XI в. наибольшая часть нынешней Монголии была уже занята монголоязычными племенными объединениями. Они частью вытеснили с территории Монголии, а частью ассимилировали живших там раньше тюркских кочевников. Монгольские племена говорили на разных наречиях одного языка, позже названного монгольским. Имя «монголы» до начала XIII в. ещё не было известно, и происхождение его до сих пор не вполне выяснено. Официально это имя было принято только после создания объединённого Монгольского государства при Чингис-хане (1206—1227), когда понадобилось дать всем монгольским племенам, складывавшимся в единую народность, общее название. К концу XII — началу XIII в. монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Крупнейшими племенными союзами монголов, сыгравшими наиболее важную роль в последующих событиях, были татары, тайчжиуты, кераиты, найманы и меркиты. В 1207–1211 гг. были подчинены народы Сибири и Восточного Туркестана: буряты, якуты, ойроты, киргизы, уйгуры. В 1211 г. началось наступление на Северный Китай. В 1219 г. монгольское войско численностью свыше 150 тысяч человек во главе с самим Чингисханом вторглось в Среднюю Азию. К 1225 г. основное монгольское войско ушло в Монголию. Только 30-тысячный отряд монгольских полководцев Джебе и Субэдея продолжал войну на западе. Через Северный Иран монгольский отряд ворвался в Закавказье, опустошил часть Грузии и Азербайджана, по берегу Каспийского моря проник в земли аланов в 1222 году и, разгромив их, вышел в половецкие степи. Здесь в 1223 году состоялась знаменитая битва на Калке, в которой объединенное русско-половецкое войско потерпело сокрушительное поражение. В 1235 году совет нойонов принимает решение о походе на Запад. Отряды Батыя, внука Чингисхана, разгромили в 1237 году Волжскую Булгарию и вышли на границы Северо-Восточной Руси. … Тэмуджин был избран и назван Чингисханом частью родовых вождей, включая принцев, которые в силу своего высокого происхождения также могли претендовать на ханство. Теперь же он решил еще раз утвердиться в этом звании как хан всей нации – всех тюрко-монголов, и курултай подтвердил его титул – Чингисхан. Курултай был высшим органом власти, и только он имел право доверить функции управления определенному лицу, именуемому в дальнейшем ханом. На курултай съезжались царевичи, дяди, двоюродные братья царевичей, царевны, зятья-гурханы, влиятельные нойоны и старшие эмиры, должностные лица, а также покорные монголам цари и правители, все они являлись в нарочитом множестве, со свитой и челядью, с большими дарами и подношениями. 2.Б. Монголы и русские-первое столкновение 31 мая 1223 г. состоялась первая встреча монголо-татар с объединенной русско-половецкой ратью. Отсутствие сплоченности князей, единого командования и внутренние распри привели к поражению русскополовецких войск. Победители устроили пир, положив доски на пленных воинов. 2.В. 1211 - Войска Чингисхана захватили земли бурят, якутов, енисейских киргизов и уйгуров. Монголо-татары вели кровопролитную войну в Северо-Западном Китае. Они завоевали Пекин. 1217 – Завоевание северного Китая 1219-1221 – Завоевание Средней Азии 1220-1222 – Вторжение в Закавказье, Иран 1223 – Вторжение в половецкие степи и битва на Калке (31 мая) 1236 – Завоевание и разгром Волжской Булгарии 1237-1240 – Завоевание русских земель 1241-1242 – Вторжение в Восточную Европу 1237 – Разорение Рязанского княжества 1238 – Разрушение Коломны и Москвы. Вторжение во Владимиро-Суздальское княжество (захват Владимира) 4 марта 1238 – Сражение на реке Сити 1239 – Взятие Переяславля-Южного и Чернигова 6 декабря 1240 – Разорение Киева 1241 – Вторжение в Галицко-Волынское княжество 1243 - Образование на юго-восточных границах Руси нового государства- Золотая Орда 2. Г. Точки зрения историков на монголо-татарское иго 1. Первая точка зрения отражает значительное и положительное влияние монголо-татарского нашествия на Русь. 2. Сторонники второй точки зрения считают, что влияние монголо-татар на Русь было незначительным. 3. Третья точка зрения говорит об отрицательном влиянии монголо-татарского нашествия на Русь и ее дальнейшую историю в целом. 2. Д. Формы зависимости русских земель: политические – ярлык, экономические – ордынский выход, военные. Политическая зависимость. Русские князья попали в политическую зависимость – вассальную зависимость к монгольским ханам, т.к. должны были получать ярлык – ханскую грамоту на правление. Ярлык давал право на политическую и военную поддержку со стороны Орды. При этой системе в политическом отношении русские княжества сохраняли автономию и администрацию. Князья, как и прежде, управляли подвластным населением, но были вынуждены уплачивать подати и подчинятся представителям хана. Монгольские ханы осуществляли жесткий контроль за деятельностью русских князей, не позволяя им консолидироваться. Экономическая зависимость выражалась в том, что ежегодно русские люди должны были выплачивать дань – ордынский выход. Экономическое принуждение осуществлялось при помощи четкой системы налогов. В сельской местности был введен поземельный налог – харадж, в городах – тамга (торговая пошлина). Для упорядочения сбора налогов монголы трижды проводили переписи платежеспособного населения, для чего в Русскую землю посылались численники. Дань с Руси, отправляемая хану, получила название ордынского выхода. Русские князья хотели платить поменьше дани и поэтому часто жаловались ордынскому хану на чуму и болезни, о том, что некому платить дань. В Орду привозились телеги серебра. Военная зависимость. Русские князья должны были поставлять рекрутов для ханского войска (1 от каждых 10 дворов). 2. Е. Куликовская битва – историческое значение Куликовская битва 1380 года стала определяющей вехой в истории России. 8 (21) сентября 1380 года впервые в истории Россия предстала как единое и мощное государство, способное постоять за свою независимость: не московская, а общерусская рать разбила войско Мамая на Куликовом поле. Дмитрий Донской доказал, что сила Руси в единстве. В этом ключевое значение Куликовской битвы в русской истории. Впервые за многолетнюю историю русско - ордынского противостояния Дмитрий Донской использовал наступательную стратегию, делая ставку на упреждение действий противника, концентрацию сил на главном направлении удара для завязки генерального сражения и использование свежих сил Засадного полка. Победа в Куликовской битве развенчала миф о непобедимости и военном превосходстве Золотой Орды. Куликовская битва в русской истории – это и возвышение Москвы, как столицы единого и независимого государства, объединяющего политического, военного и духовного центра страны. Беспримерный поход русских войск за Дон сделал Московское княжество признанным центром антиордынской борьбы. 2. Ж. Стояние на реке Угре – историческое значение Историческое значение стояния на реке Угре заключается в том, что именно эта битва ознаменовывает конец зависимости Руси от монгольского ига. С этого момента начинается становление независимости Руси. 2. Е. Последствия монголо-татарского нашествия. Точки зрения ученых. Н.И. Костомаров утверждает, что «в Северо-Восточной Руси до татар не сделано никакого шага к уничтожению удельно-вечевого строя» и только в татарском «рабстве Русь нашла свое единство, до которого не додумалась в период свободы». В целом, по мнению автора, нашествие и последующее завоевание являлось толчком к переходу власти в руки единственного, московского князя. Н. М. Карамзин отмечал, что татаро-монгольское господство на Руси имело одно важное положительное последствие - оно ускорило объединение русских земель и возрождение единого Российского государства. С.М. Соловьев практически полностью отрицает роль монголо-татар на историю Руси. Одной из причин отсутствия влияния он считает то, что монголы жили далеко от русских княжеств. Их главной заботой был сбор дани и отсутствие заинтересованности в отношениях, которые складывались между княжествами и князьями в частности. Недооценку этих событий можно заметить и в том, что С.М. Соловьев в своих трудах уделяет этому событию очень небольшой объем. Еще одним сторонником второй точки зрения является В.О. Ключевский, который придерживается мнения о том, что именно монголотатары повлияли на образование централизованного русского государства, которое является аспектом первой, но он склонен к недооценке монголотатарского нашествия. В.О. Ключевский не обращает внимания на то, что русские княжества после завоевания попали в новые условия своего существования. Тем самым он подчеркивает, что ордынские ханы не навязывают Руси своих порядков. ЛН Гумилев считал, что монголо-татарского ига на Руси не было Нашествия Батыя были лишь военным рейдом, и последующие события не имеют к нему непосредственного отношения Он утверждал, что Великое княжество Владимирское в лице Александра Невского добилось выгодного союза с Золотой Ордой Пока существовала сильная Византия, ни католический, ни мусульманский мир не были страшны русским землям Но в 1204 г Византия была разрушена крестоносцами Такая же судьба ждала и Русь Своеобразие русско-ордынских отношений можно понять только в русле того исторического времени, когда удельная Русь подвергалась двойной агрессии – с Востока и с Запада При этом западная экспансия несла более тяжелые последствия для Руси: целью крестоносцев были территориальные захваты и уничтожение православия, в то время как ордынцы после первоначального удара отошли обратно в степь, а в отношении православия проявили не только терпимость, но даже гарантировали неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества Выбор внешнеполитической стратегии, осуществленной А Невским, был связан с защитой «исторического смысла своеобразия русской культуры – Православия» «Союз с Ордой – не иго Орды, а военный союз с нею – предопределил особый путь Руси» – считает историк Л И Гумилев Союз помог сохранить «золотой пояс» древних городов вокруг Москвы и основы русской культуры А в южных русских землях, которые вошли в состав Великого княжества Литовского, даже следов русской культуры не осталось Те русские земли, где отказались от союза с монголо-татарами и выбрали в качестве союзников католический Запад, потеряли все. Версия математиков А. Фоменко и Г. Носовского "На территории современной Монголии не найдено ни одной древней летописи, в которой рассказывалось бы о походе монгольского хана Батыя в далекую западную страну Русь. 4. Закрепощение русского крестьянства Причины 1. Природная среда. Из-за природно-климатических условий – большой территории самой России и ее геополитическом положении (расположение на карте мира), суровой природы и т.д. Изъятие большей части продукта, производившегося крестьянами, было необходимо для развития общества: обеспечения, выдачи зарплат чиновникам, выплаты жалования стрельцам и пушкарям, укрепление самого государства. Все это требовало создания жесткого механизма внеэкономического принуждения. 2. Противостояние крестьянской общины и общинного сознания поместному землевладению. Стремление служилых людей взять под свой непосредственный контроль часть общинной земли (т.е. создать барскую запашку) встречало сопротивление общины, которое возможно было преодолеть, только полностью подчинив себе крестьян. 3. Государство остро нуждалось в гарантированном поступлении налогов. Сбор налогов оно передавало в руки помещиков. Но для этого необходимо было переписать крестьян и прикрепить их к личности феодала. 4. Действие указанных предпосылок стало особенно активно проявляться под влиянием бедствий и разрушений, вызванных опричниной и Ливонской войной. В результате бегства населения из разоренного центра на окраины резко обострилась проблема обеспечения служилого сословия помещиков и вотчинников рабочей силой, а государства - налогоплательщиками. Результатом всех этих постановлений стало утверждение в нашей стране системы крепостного права, которое просуществовало вплоть до второй половины 19 века. Это крайне негативно сказалось на отечественной экономике, которая продолжала сохранять аграрный характер, в то время как новое время диктовало необходимость перехода к капитализму и рыночным отношениям. Впрочем, нельзя столь однозначно оценивать данный процесс, который был вызван становление поместной системы землевладения в России, а также формированием служилого сословия. Тем не менее долгое существование крепостной системы привело к тому, что промышленное развитие России происходило в сложных условиях. 1. 1497 – Судебник Ивана 3 – Указ о Юрьевом дне. Ограничение перехода двумя неделями в году с уплатой пожилого. 2. 1550 – Судебник Ивана 4 – Подтверждение указа о Юрьевом дне, повышение пожилого. 3. 1581 год - Указ Ивана IV Грозного "О заповедных летах" – Введение запрета на крестьянские переходы в Юрьев день. 4. 1597 год - Указ Федора Ивановича "Об урочных летах" - Установление 5-летнего государственного сыска беглых крестьян. 5. 1637-1641 гг. - Указы Михаила Федоровича - Увеличение срока государственного сыска до 9, а затем до 15 лет. 6. 1649 год - Соборное уложение Алексея Михалойвича - Установление бессрочного сыска беглых крестьян. Окончательное (бессрочное), полное (потомственное) закрепощение крестьян. 4. Династическая война в Московском княжестве во второй трети XV в. Пожилое - в Русском государстве XV-XVII в. денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельца в Юрьев день. Введено Судебником 1497 г. Исчезло с полным закрепощением крестьян. Оброк - форма феодальной ренты. В России - ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками. Продуктовый оброк отменен реформой 1861 г., денежный сохранялся до 1863 г . Дискуссия иосифлян и нестяжателей. Итоги дискуссии К нестяжателям относятся монахи-последователи лидера учения святого старца Нила Сорского, выступавшие против того, чтобы Церковь обладала каким-либо имуществом. При монашеском постриге инок дает обет нестяжания, подразумевающий абсолютный отказ от имущества и жизнь в уповании на Божью волю, и потому наличие земель у монастырей нестяжатели считали нарушением монашеских обетов. К князю же ученики Нила Сорского относились с уважением, почитая его справедливым, мудрым и потому достойным лично распоряжаться церковным имуществом. Поэтому земля и здания, принадлежавшие Церкви, должны были быть, по их мнению, переданы в руки государства, дабы оно могло укрепить свои границы и выплатить дворянам деньги за службу. Взамен же нестяжатели желали получить у правительства возможность свободно высказываться по различным вопросам, связанным с религией. Монахи же должны были, оставшись без имущества, полностью оставить все мирские дела и заниматься только «умным деланием», т.е. молитвой. Добывать себе пропитание позволялось исключительно своим трудом или подаяниями. При этом сами монахи должны были давать милостыню любому, кто бы их ни попросил. В свою очередь, сторонники основателя Иосифо-Волоколамского монастыря, преподобного Иосифа Волоцкого, названные иосифлянами по имени своего предводителя, считали, что церковь должна обладать всем своим имуществом, в том числе библиотеками, хозяйствами, церковной утварью. Это было необходимо для того, чтобы Церковь впоследствии могла вести следующую деятельность: осуществлять миссионерские задачи, творить милостыню, поддерживать бедных людей, снабжать народ продовольствием в неурожайные годы. К правителю же иосифляне относились как к наместнику Бога на земле и потому считали, что ответственность перед народом он должен сочетать с ответственностью перед Церковью. Еще одним моментом, в котором расходились мнения нестяжателей и иосифлян, был вопрос об исправлении сторонников еретических учений. На Руси в ту эпоху широко распространилась т.н. «ересь жидовствующих», и православные пастыри должны были придумать, как обеспечить в христианском мире воцарение каноничной формы исповедания. Иосиф Волоцкий полагал, что необходимо вести борьбу с ересью путем физического воздействия на еретиков вплоть до сожжения заживо на кострах. В свою очередь, Нил Сорский считал, что Бог ждет не смерти грешника, но его раскаяния, и потому отрицал возможность применения смертной казни против еретиков, проявляя христианское милосердие. Тех же, кто упорно не желал оставить ересь, старец предлагал изолировать от общества или выслать заграницу, но не лишать их жизни. В 1551 году на Стоглавом соборе священник Сильвестр пытался высказать предложение об ограничении земельных наделов у церквей и монастырей, но иосифляне, занимавшие на соборе лидирующие позиции, не приняли этого утверждения. Также иосифляне стали одними из идеологов введения опричнины во второй половине XVI века. Впоследствии это привело к тому, что репрессии Ивана Грозного развернулись и против самой Церкви. Жертвами её стали множество священников и монахов, в том числе и митрополит Филипп (Колычев), один из наиболее известных иосифлян. Википедия сообщает о 4,5 тысячах жертв опричников. Именно иосифляне окутали институт княжеской власти на Руси ореолом божественного происхождения (что затем закрепилось и за монаршим родом Романовых). Рассуждая, что после гибели Византии и падения Константинополя в 1453 году единственным в мире оплотом православия осталась Русь, последователи Иосифа Волоцкого в 1589 году сумели добиться обретения Московской митрополией статуса патриархии. Они также способствовали появлению идеологической концепции «Москва – Третий Рим». Это смогло повысить авторитет государства на международной арене. К общегосударственным Приказам российского царства относятся: · Посольский (1549 - 1720) - внешняя политика и откуп военнопленных. · Разрядный (1535 - 1711) - распределение людей на государственную службу. Должность могли получить только бояре и дворяне. Этот Приказ был едва ли не ключевым для знати, поскольку именно определял куда попадет человек в гражданской и военной службе. · Большая казна - получение доходов от отраслей (городов), подчиненных другим Приказам. · Оружейная палата - заведовал оружием. · Пушкарский (1577 - 1700) - наем людей на военную службу, назначение окладов и так далее. · Стрелецкий (1555 - 1701) - управление наземными подразделениями (основа - стрельцы) в армии, в том числе казаками. · Рейтарский (1649 - 1700) - управление конными войсками. Основная единица армии - рейтарские войска. · Иноземный (1623 - 1701) - общее управление русскими войсками и иностранными войсками, находящимися на службе русского царя. · Поместный - распределение поместий в стране и сбор налогов с поместий. · Ямской - почтовая связь и сообщения между городами. · Каменных дел - ведал каменным строительством в крупных городах. Просвещенный абсолютизм Екатерины || (1762-1796) 1. Просвещенный абсолютизм: понятие, характеристика В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям. Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма: Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий. Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования. Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей. Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами. Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности. Для того, чтобы выяснить, как Екатерина II понимала цели и сущность просвещённого абсолютизма, стоит обратиться к созданному ею «Наказу» Уложенной комиссии – этот документ разрабатывался на протяжении двух лет, под воздействием трудов таких европейских просветителей, как Д’ Аламбер, Дидро, Монтескье и Беккариа. Сама императрица не скрывала авторства большей части идей данного труда, отмечая, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской Империи. Основные положения: Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные). Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании. Свобода – это право делать все, что не запрещено законом. Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага. Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки. Несмотря на кажущуюся возвышенность описанных предложений, в реальности большая часть реформ не просто не коснулась крестьянства, а даже ухудшила его положение. Часть преобразований носили популистский характер, служили с целью представления императрицы в максимально благожелательном виде для иностранных монархов и деятелей. 2.1. Секуляризация церковных имуществ 1764 г. Понятие. Причины Российские правители 18 века пытались всячески отлучить духовенство от решения государственных вопросов и снизить церковное землевладение. Секуляризация церкви стала одним из пунктов такой политики. Необходимость увеличения поступления налогов в казну Повышение эффективности использования земель Желание ликвидировать способность церкви существовать автономно от государства 2.2. Суть церковной реформы Итогом работы комиссии стал Манифест о секуляризации, подписанный 8 марта 1764 г. Секуляризация при Екатерине II означала, что почти 9 млн. га земли, принадлежавших Синоду и монастырям, теперь будут находиться в распоряжении Коллегии экономии. Крестьяне, обрабатывающие эти территории (их насчитывалось около 1 млн. душ только мужского пола), тоже переходили в руки государства и облагались подушным окладом в размере 1,5 рубля. Треть этих денег отпускалась на содержание церквей и монастырей, часть планировалось тратить на содержание госпиталей, остальное же уходило в казну. К моменту подписания Манифеста в Империи насчитывалось 954 монастыря. По решению комиссии 567 из них следовало упразднить. Оставшиеся обители были разделены на 3 класса, в зависимости от которого определялось число послушников и их денежное содержание. Этих денег часто не хватало. Церковная реформа Екатерины II привела к тому, что многие монастыри обеднели и были заброшены. Церковь потеряла не только имущество, но и право управлять имениями и приходами. 2.3. Итоги реформы Упразднено 567 из 954 монастырей. 9 млн. га земли перестали быть монастырской и церковной собственностью и были переданы Коллегии экономии. Около 1 млн податных душ (здоровое мужское население, вместе с детьми и женщинами — около 2 млн.) больше не принадлежало монастырям и перешло под налогообложение государством в 1,5 рубля оклада — из этих денег и финансировалась церковь, напрямую государством. Ликвидирована способность церкви к самостоятельному существованию. Церковная реформа Екатерины II поставила окончательную точку в многовековом споре русских патриархов и российских монархов. Последних заботило то, что огромные церковные угодья не облагались налогами и не могли быть использованы для нужд государства. Теперь, после проведения реформы, настоятели заботились о вопросах содержания храмов, а часть земель передавалась в руки крестьян, которые до этого на ней же и работали. 3. «Наказ» императрицы Екатерины II «Наказ» Уложенной комиссии – документ разрабатывался Екатериной II на протяжении 1765-1767 годов, и представляет собой собрание идей таких западных просветителей, как Д’ Аламбер, Дидро, Монтескье и Беккариа, чего сама императрица и не скрывала. Являясь концепцией просвещённого абсолютизма в понимании Екатерины II, «Наказ» состоял из 506 статей и должен был служить в качестве направления деятельности депутатов Уложенной комиссии. Манифестом от 14 декабря 1766 года Екатерина II объявила созыв депутатов для работы в Уложенной комиссии. Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван заменить Соборное Уложение 1649 года. Несмотря на громадное количество нормативных правовых актов, созданных за предшествующие годы, ситуация в правовой сфере была сложной. На территории Российской империи действовали противоречащие друг другу указы, уставы и манифесты. Более того — кроме Соборного Уложения, в России не было единого свода законов. 4. Уложенная комиссия 1767-1768 Уложенная комиссия — временно существующее собрание избираемых представителей всех сословий (дворянства, купечества, крестьянства, духовенства, казаков и др), созванное Екатериной II для составления проекта Нового Уложения — обновленного свода законов взамен устаревшему Соборному уложению 1649 года. Цели: 1. Подготовка «Нового Уложения», нового свода законов взамен устаревшему Соборному Уложению 1649 года. 2.Повышение лояльности дворян к императрице посредством предоставления новых привилегий 3. Выяснение настроений разных слоев населения Состав: 564 депутата, из них 161 дворян (30%), 208 горожан (39%), 79 крестьян (14%), 28 чиновника (5%) и 54 казака, 34 иноверца и представители малых народностей (12%). 31 июля 1767 года — состоялось открытие комиссии и первое заседание. Депутаты должны были к этому моменту собрать от своих губерний и сословий отдельные «наказы» с прошениями и описаниями проблем населения, чтобы приступить к коллективному изучению и обсуждению. Первое и последующие семь заседаний были посвящены чтению «Наказа», документа составленного Екатериной II для наставления комиссии, и решению об избрании титула для императрицы — «великой, мудрой матери отечества». Уложенная комиссия была плохо организована, входящие в её состав частные комиссии не имели тесной связи с общим собранием. Кроме отсутствия координации в работе, представители дворян, купечества и крестьян не могли найти взаимопонимания в вопросах уравнивания прав и создания справедливых для всех сословий законов. В результате, уже к 10 июня 1768 года комиссия начинает собираться все реже и реже, а начавшиеся войны с Барской конфедерацией и Османской империей и вовсе вынуждают большую часть депутатов отправиться на фронт. Оценив плодотворность работы (за год заседаний не было принято ни одного серьёзного решения), Екатерина II разочаровалась в собственном мероприятии и объявила о роспуске комиссии 18 декабря 1768 года. 5. Сословный строй России во второй половине XVIII века Господствующее сословие Дворянство (шляхетство) Титулованная Потомственное Личное дворянство аристократия (князья, дворянство графы, бароны) Полупривилегированные сословия Духовенство Купечество Иностранные Разно- Именитые Солдаты Черное (монашество) 3-х гильдий колонисты чинцы граждане и солда- и белое (священники, тские церковнослужители) дети Податные сословия Крестьяне Цеховые Мещане Мастеровые и ремесленники работные люди Крестьяне государственные - Однодворцовые - крестьяне Российской империи, принадлежащие однодворцам. Это право однодворцам давало их происхождение от служилых людей. - Экономические (бывшие монастырские) - категория государственных крестьян, образовавшаяся после проведения Екатериной II в 1764 году секуляризационной реформы из бывших монастырских и церковных крестьян. Экономические крестьяне первоначально были переданы в заведование коллегии экономии (поэтому и назывались экономическими), а в 1786 году, после упразднения этой коллегии — в заведование казенных палат. Обладали личной свободой. Несли государственные повинности. Платили денежные оброки вместо барщины и натурального оброка. - Приписные - государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых или частных заводах и фабриках, то есть прикреплённые (приписанные) к ним. - Черносошные - крестьяне, которые не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства. Земля составляла как бы собственность черносошного крестьянина; он мог отдавать её в залог и продавать, но с условием, чтобы покупщик тянул в общинные разрубы и разметы или сразу уплатил все общинные пошлины. - Ясачные – это категория крестьян, плативших государственный налог – ясак, который взимался с народов Поволжья (в XV-XVIII вв.), Сибири (c XVII в.) и Севера. - Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу. Крестьяне- дворцовые (с 1797 г- удельные) – это категория зависимого крестьянского населения, которая принадлежала лично царю и членам его семьи. Они населяли дворцовые земли, и их основной функцией было обеспечивать царский (поначалу великокняжеский) двор продовольствием. Крестьяне-помещичьи - крепостные крестьяне, принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам. Посессионные крестьяне – это категория крепостных крестьян в России XVIII-XIX вв., которые были закреплены за посессионными мануфактурами. 6. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII века Сельское хозяйство оставалось основой экономики страны и имело экстенсивный характер, достигалось за счет следующих факторов: рост населения; освоение новых территорий. Присоединение Новороссии (Северное Причерноморье и Приазовье), Крыма, районов Северного Кавказа, украинских, белорусских и литовских земель, принадлежавших Польше. Продолжалось освоение Сибири и Приуралья; сохранение и усиление крепостного права. Начали действовать и прогрессивные факторы развития сельскохозяйственного производства. Усилилась региональная специализация аграрного производства. Вводились новые сельскохозяйственные культуры. Стала культивироваться сахарная свекла. Повышалась товарность сельского хозяйства. Увеличивались закупки зерна для армии, технических культур для промышленности, увеличился экспорт зерна в Западную Европу. К концу 18 на основе роста товарности, укрепления торговых связей между различными районами страны, сложился единый всероссийский хлебный рынок. В результате этих процессов в стране развивались товарно-денежные отношения. Рост промышленного производства был более значительным. Особенно быстро развивалась черная металлургия (прежде всего на Урале), увеличившая объем производства в 5 раз. Российское железо вывозилось в Западную Европу. В Сибири началась добыча золота. Быстро развивалось текстильное производство. Новые предприятия возникали в центре страны, и особенно активно на Украине, в Эстонии и Латвии. Развивались различные формы организации промышленности. Основными являлись ремесленное, мелкое товарное производство, среднее и крупное товарное производство в виде мануфактур. В ряде районов Центра и Поволжья развивалась кожевенная, текстильная крестьянская промышленность, составлявшая серьезную конкуренцию городским ремесленным и купеческим предприятиям. Мануфактура (среднее и крупное товарное производство, основанное на разделении труда и ручном труде) господствовала в черной металлургии, производстве полотна, сукна, шелка. Основные типы мануфактур: - Казенные - принадлежали государству, обеспечивались госзаказами и были основаны на крепостном труде. Их продукция предназначалась прежде всего для армии и флота. - Посессионные частные мануфактуры обеспечивались работниками, прикрепленными к предприятиям. - Вотчинные - принадлежали помещикам. На них крепостные крестьяне отрабатывали барщину. Такие предприятия (прежде всего винокуренные и текстильные) были выгодны благодаря бесплатному труду крепостных, но развивались все медленнее. Положение крепостных рабочих на этих мануфактурах было крайне тяжелым. - Купеческие и крестьянские мануфактуры были основаны на вольнонаемном труде. Число таких мануфактур росло очень быстро. Такие предприятия составляли костяк хлопчатобумажной промышленности. Мануфактуры отличались крупными размерами. Положение основных сословий Петр III предоставил новые льготы предпринимателям из дворян - в 1762 г. мануфактуристам недворянского происхождения было запрещено покупать к своим предприятиям крепостных, дворяне были освобождены от обязательной государственной службы, что должно было направить их усилия в народное хозяйство. Эти льготы были расширены Жалованной грамотой дворянству, изданной Екатериной II в. 1785 г. Главной либеральной мерой Екатерины стал Манифест 1775 г. Представители всех сословий, включая крепостных, получили право заводить станы и рукоделия, не испрашивая никаких разрешений и без всякой регистрации. Это способствовало быстрому росту крестьянских промыслов и кустарной промышленности. Указами Петра III и Екатерины II было провозглашено право помещика без суда отправлять крестьян в ссылку в Сибирь (1760), на каторжные работы (1765), крестьянам было запрещено жаловаться на помещика (1767). Процветала продажа и перепродажа крепостных без земли, проводились аукционы. Возможности развития хозяйства на основе феодализма серьезно сократились. Крепостничество становилось тормозом экономического прогресса. Во второй половине XVIII в. экономика развивалась относительно высокими темпами. 7.1. Жалованная грамота дворянству 1785 Жалованная грамота дворянству 1785 года — грамота Екатерины II, освободившая дворян от обязательной службы, телесных наказаний, а также наделившая их новыми привилегиями. Основными причинами разработки и подписания данного документа, являлись : Желание увеличить лояльность правящего класса (дворян) к императрице Укрепление вертикали власти Правовое оформление привилегий дворян перед остальными сословиями Грамота вводного манифеста и четырёх разделов (92 статьи): А. О личных преимуществах дворян; Б. О собрании дворян, о реформе дворянского общества в регионах; В. Указания о составлении и продолжении родословных книг в новых условиях; Г. О доказательствах благородного происхождения. Определение дворянского звания: Дворянское звание рассматривалось, как неотъемлемое, потомственное и наследственное качество, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Права дворянина: Личные права — грамота освободила знать от телесных наказаний и необходимости воинской службы. Имущественные права — абсолютное право собственности и наследования движимого и недвижимого имущества (в том числе крепостных крестьян) 1) Право на оптовую и розничную торговлю, строительство и получение прибыли от фабрик, заводов, мастерских, ярмарок в принадлежащих имениях и на территории городов. 2) Благородным подтверждается право иметь или строить, или покупать дома в городах 3) Кроме того, отмечалось:« Благородной самолично изъемлется от личных податей.» Т.е. полное освобождение от необходимости платить налоги. Процессуальные (судебные) права — осуществлять судебный процесс над совершившим преступление дворянином имели право только равные ему, т.е. также принадлежащие к дворянскому сословию. 7.2. Жалованная грамота городам 1785 Жалованная грамота городам были принята Екатериной Второй 21 апреля 1785 года. Полное название исторического документа - Грамота на права и выгоды городам Российской империи. Этот документ создавал привилегированное положение для городского купечества, которое на момент конца 18 века составляло 4% населения. Основные положения Грамоты: В Грамоте городам важно понимать, что, несмотря на свое название, она давала привилегии не городам в целом, а конкретно купечеству. Суть Жалованной грамоты городам сводится к созданию 3-х условий для городского купечества: Официальное признание всех прав купечества, которые действовали до 1785 года. Создание системы городского самоуправления, где ключевую роль играли богатые. Разделение городского населения на 6 разрядов. По отношению к каждому разряду устанавливались права и обязанности. |