Главная страница

семинар по педагогике. Семинар педагогика. Семинар педагогика наука о воспитании, а так же практическая деятельность искусства, часть культуры народа. Образование


Скачать 0.49 Mb.
НазваниеСеминар педагогика наука о воспитании, а так же практическая деятельность искусства, часть культуры народа. Образование
Анкорсеминар по педагогике
Дата13.01.2023
Размер0.49 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСеминар педагогика.docx
ТипСеминар
#885325

СЕМИНАР

Педагогика- наука о воспитании, а так же практическая деятельность искусства, часть культуры народа.
Образование- процесс усвоения знаний, обучения, просвещения. (Ушаков)

В широком смысле, образование- процесс формирования ума, характера или физических способностей личности.
В техническом смысле- это процесс, посредством которого общества через школы, университеты и другие институты целенправлено передает свое культурное наследие, накопленное знание, ценности и навыки от одного поколения к друому.
Вопитание- целенаправленный процесс, направленный воздействием на личность сцелью формирования каких либо свойств и качеств.
Развитие- процесс становления формирования личности под влиянием внешних и внутренних факторов, в числе которых обучение и воспитание играют ведущую роль.
Педагогический процесс- это система из 6 элементов: цель, содержание уч.инф., способы, организованные формы преподавателя и учащихся.

Беседа- далог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе.
1.Педагогика как научная дисциплина.

Свое название педагогика получила от греческих слов "пайдос" – дитя и "аго" – вести. В дословном переводе "пайдагогос" означает "детоводитель". Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу Постепенно слово "педагогика" стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства "вести ребенка по жизни", т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Функции педагогики:


Теоретическая функция:

  • изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);

  • выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

  • проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

Технологическая функция:

  • разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);

  • внедрение достижении науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

  • анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.

Исходя из этих функций, основными задачами педагогики являются:

  • анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

  • разработка образовательных стандартов;

  • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

  • изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций;

  • изучение истории развития образования и педагогической мысли.


2.Становление и развитие педагогики как науки

Воспитание и обучение в странах Древнего Востока

Приблизительно в IV тысячелетии до н. э. по берегам Персидского залива в междуречье Тигра и Евфрата, заселенном шумерскими народами, возникает ряд рабовладельческих государств (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия), в которых был достигнут высокий уровень развития культуры. В исторической науке эти государства принято называть Междуречьем. Здесь успешно развивались математика, астрономия, агротехника, была создана оригинальная письменность, культура, существовала даже система нотной записи. Почти в каждом городе Междуречья были школы, организовывавшиеся при храмах. По-шумерски школа. В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20–30 учеников, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть. Методика обучения базировалась на многократном повторении.

К I тысячелетию до н. э. складывается шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений. Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики, девочки могли научиться письму дома у своего отца. Зарождались новые методы обучения – беседа, разъяснение, спор.
Первые школы в Древнем Египте появляются в Ш тысячелетии до н. э. Они были небольшими по числу учеников, за обучение в них взималась высокая плата. Школу посещали в основном мальчики из семей чиновников, жрецов, землевладельцев, зажиточных граждан, девочки чаще обучались дома. Обучение было индивидуальным, его продолжительность зависела от старания и способностей ученика. На начальном этапе обучения дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие осваивали математику, третьи – основы ведения хозяйственной деятельности. Процесс обучения был рутинным и сводился к переписыванию и заучиванию стандартных текстов, поучений, примеров.
В Древней Индии обучение носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была доминирующей.

Воспитание и обучение в Древней Индии имело тесную связь с религиозными верованиями, было обязательным для высших каст, для шудры считалось достаточным умение читать, считать и писать. На уровне семейного воспитания систематического образования не предполагалось. Мальчики начинали обучение в 7–8 лет, их посвящение в ученики проходило в форме обряда упанаямы, но обучение чтению и счету начиналось за несколько лет до него. После прохождения упанаямы начиналось обучение у учителя, отношения которого с учениками складывались по модели «отец – дети»: ученики жили в доме у учителя, во всем повиновались и почитали его.

К середине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии выстроилась своеобразная система образования. На начальной ступени дети получали образование в семье. Сроки упанаямы для трех высших каст были неодинаковыми: для брахманов – 8 лет, для кшатриев – 11 лет, для вайшья – 12 лет. Самым широким было содержание образования брахманов, которое длилось около 8 лет и могло после этого продолжаться еще 3–4 года. Оно включало в себя поэзию и литературу, грамматику, зачатки философских знаний, математику, астрономию. Следующим уровнем образования повышенного типа, которому посвящали себя немногие ученики, было обучение у гуру – особо почитаемого учителя.

В конце I тысячелетия до н. э. в Древней Индии возникает буддизм. В буддизме признается равенство прав представителей различных каст в образовании и общественной жизни. В этот период увеличивается число школ, которые открываются при буддийских монастырях, располагавшихся по всей территории Древней Индии, одновременно существуют начальная религиозная «школа вед» и светская школа. Успех буддийских школ объяснялся отсутствием кастового деления.

Учителя-буддисты организовывали индивидуальное обучение, опираясь на результаты постоянного наблюдения за учениками, обучение и воспитание носило не авторитарный, а рекомендательный характер.

Во II–VI вв. произошло возрождение индуизма, в результате чего образование приобрело практическую направленность. Сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы, где обучали счету, чтению и письму на санскрите и местных языках, и средние школы, в программу обучения которых входили география, математика, языки, врачевание, скульптура, живопись и т. д. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию.
Традиции обучения в Древнем Китае базировались на опыте семейно-общественного воспитания. В основе школьного обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец.

Первые школы в Древнем Китае появились в Ш тысячелетии до н. э.

Во II тысячелетии до н. э. школу посещали в основном дети состоятельных людей, главной целью школы было стремление научить их пользоваться иероглифическим письмом, это умение передавалось по наследству и распространялось очень медленно.

Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае оказало учение Конфуция (551–479 до н. э.), в котором особое внимание уделялось нравственному самосовершенствованию личности. Конфуций считал воспитание и образование необходимыми условиями развития общества. Со временем в Китае слова «конфуцианец» (последователь Конфуция) и «ученый» стали синонимами, вся ученость заключалась в знании его книг, которые должны были составлять основу обучения. Идеалом воспитания, по Конфуцию, считается осознание человеком своего места в обществе и овладение «шестью искусствами» – церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ездой в колеснице, письмом и счетом. Конфуцианство выработало особый тип образованного человека, который усердно делает служебную карьеру и гордится ею, повторяет старинные тексты, беспрекословно чтит нормы и правила поведения в обществе и семье.

В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.
Античная Греция (Спарта и Афины).
Вследствие того что Спарта – это город, где главенствующую роль играл спорт, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже могли стать рабовладельцами.

В Спарте готовили воинов, поэтому занимались воспитанием мальчиков в специализированных учреждениях. Мальчики в 7 лет забирались из семьи, подготовка состояла из военно-физической тренировки: необходимо было научиться быстро бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, быть неприхотливыми в еде, не бояться темноты, легко переносить трудности, голод, жажду и другие неудобства. Самое главное, чему учили мальчиков, – беспрекословно подчиняться старшим, уметь четко и кратко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, а затем зачислялись в войско. Основная направленность воспитания в Спарте – презрение к рабам и физическому труду и восхваление спортивных достижений.

Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Так же как и мужчины, девушки участвовали в спортивных состязаниях и празднествах. В то время, когда мужчины-воины участвовали в военных действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам приходилось самим охранять свое жилище и свой город, а также держать рабов в строгом подчинении.

Афины.
В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Огромное внимание уделялось физическому развитию детей. Чтобы дети развивались умственно, им читали сказки, литературные произведения, играли с ними, слушали музыку. Дети с малых лет участвовали в торжествах, праздниках, спортивных состязаниях, учились играть на музыкальных инструментах. Одним словом, развитие детей отличалось эмоциональной направленностью, а воспитание носило эстетический характер. Сначала в школе грамматиста дети обучались чтению, письму и счету, затем в школе кифариста учились литературе и здесь специально получали эстетическое воспитание – учились петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. Следующий этап обучения – палестра, где подростки овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание), занимались спортом, а также беседовали на нравственные и политические темы с наиболее уважаемыми гражданами.

Для богатых рабовладельцев Афин существовали гимназии – школы, где изучались такие науки, как философия, литература, управление государством. С 18 лет в течение двух лет юноши, так же как и в Спарте, проходили военно-физическую подготовку.

Таким образом, процесс поэтапного и разностороннего обучения, воспитания и образования был возможен и доступен только детям состоятельного сословия. Для остального бедного населения – народа – образование заканчивалось в палестре, рабы вообще не имели права учиться, а образование девушек было ограничено семейным кругом.

Древний Рим и Римская империя.
В древнем Риме существовала практика семейного образования, когда все обучение велось в стенах дома.
Учителя на дому занимались с детьми богатых и знатных родителей литературой. Воспитание мальчиков и девочек проводилось совместно до достижения ими возраста 4–5 лет, затем их разделяли. Воспитанием девочек занимались матери, кормильцы, няни. Главное их занятие – рукоделие, музыка, танцы. Так продолжалось до замужества. Прослеживается очень характерное светское воспитание.

Мальчиков воспитывали отцы, воспитатели. Их учили владеть оружием и приучали к мужским занятиям.

Дети небогатых граждан могли получить образование в платных и частных школах. Возникают грамматические школы, где обучались сыновья богатых родителей. Основным дисциплинами, которые преподавали в таких школах, были: риторика, греческий язык, литература, история. Таким образом, благодаря появлению общественных структур, можно было проводить образовательные занятия. Так постепенно образование и воспитание в Риме выходят из круга семьи и становятся общественным явлением.

Целью воспитания становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека.

Школы ораторов появляются в годы республиканского Рима, где юноши, чьи родители принадлежали к высшим слоям общества, получали образование за высокую плату, и их готовили к высшим государственным должностям. Обучение велось таким наукам, как: риторика, греческий язык, правоведение, математика, философия.

Во времена Римской империи все школы получили статус государственных и готовили чиновников, преданных императорской власти. Во времена христианства учителями назначались представители духовенства. Воспитание все больше приобретало религиозный характер.

3.Структура педагогической науки.


Общая педагогика исследует основные закономерности педагогического процесса и является основой для разработки всех педагогических наук и отраслей педагогического знания. В структуре общей педагогике выделяются…

- общие основы педагогики (к ним относятся общие закономерности педагогического процесса, базовые педагогические теории, методология педагогической деятельности и педагогического исследования);

- дидактика (теория обучения) ;

- теория воспитания;

- школоведение (теория управления школой, организации деятельности педагогического коллектива).
История педагогики изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.

Философия образования занимается изучением роли философских концепций, необходимых для понимания сущности педагогического процесса, определяет идеологию образования, анализирует основные подходы к определению целей обучения и воспитания и путей их реализации.
Возрастная педагогика исследует особенности развития человека различного возраста. В этом разделе выделяются…

- преддошкольная педагогика;

- дошкольная педагогика;

- школьная педагогика;

- андрогогика (рассматривает вопросы обучения взрослых);

- геронтогогика – педагогика старости (в пожилом возрасте также приходится приобретать новые знания и умения – и не только те, которые связаны с поддержанием собственной жизнеспособности; например, в последние годы пожилые люди стали активно осваивать пользование компьютером и интернетом).
Профессиональная педагогика исследует проблемы профессионального образования. В свою очередь, она подразделяется по двум основаниям.
1. По уровню, ступени профессионального образования:

- педагогика начального профессионального образования (НПО);

- педагогика среднего профессионального образования (СПО);

- педагогика высшей школы или педагогика высшего профессионального образования (ВПО);

- педагогика труда, изучающая особенности образования работающих людей (повышение квалификации, переподготовка, обучение в трудовом коллективе).
2. По отрасли, для которой ведётся подготовка специалистов. Совокупность отраслевых подразделов часто рассматривают как самостоятельный раздел: отраслевую педагогику. Отраслевая педагогика включает в себя инженерную, спортивную, юридическую, военную и другие.
Социальная педагогика разрабатывает проблемы влияния общества на формирование и развитие личности. К ней относятся следующие отрасли:

- семейная педагогика, занимающаяся вопросами воспитания в семье;

- педагогика трудовых коллективов; - пенитенциарная (исправительная) педагогика, в круг проблем которой входят проблемы воспитания и перевоспитания лиц, нарушивших закон, содержащихся в пенитенциарных (исправительных) учреждениях.
Коррекционная (специальная) педагогика изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими отклонениями в развитии. В её структуре традиционно выделяются…

- дефектология (изучает вопросы обучения и воспитания детей с задержками в психическом развитии);

- логопедия или логопедагогика (исправление дефектов речи);

- сурдопедагогика (образование глухих и слабослышащих);

- тифлопедагогика (образование слабовидящих и незрячих детей);

- олигофренопедагогика (образование умственно отсталых).
Этнопедагогика исследует опыт народного воспитания.
Сравнительная педагогика изучает образования в различных странах мира, сравнивает его и выделяет его содержательные и организационные особенности.
Частные (предметные) методики занимаются вопросами преподавания отдельных учебных дисциплин.

Итак, современная педагогика имеет разветвлённую структуру, обусловленную большим объёмом накопленных знаний и разнообразием связей с различными науками, с потребностями человека и общества. 
4.Категориальный аппарат педагогики.

Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.
Развитие– процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности.
Воспитание– целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д.
Образование– процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.
Обучение –целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.
Педагогическая деятельность– вид профессиональной деятельности, реализующей цели воспитания и образования.
Педагогическое взаимодействиеявляется движущей силой педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние, и его активное восприятие и усвоение учащимся.
Категории «воспитание», «обучение», «образование», «педагогическая деятельность» в современных условиях базируются на понятии «педагогическое самосовершенствование».Для эффективности педагогического процесса очень важны целенаправленные усилия самой личностипо усвоению предшествующего опыта, ценностей и образцов поведения, системы знаний, умений, навыков, средств передачи опыта и др.
Педагогическое взаимодействие организуется для решения какой—либо педагогической задачи – материализованной педагогической ситуации, решаемой с помощью определенных педагогических технологий.
Педагогическая технология– это последовательная система взаимодействия педагога и учащегося, основанная на применении тех или иных методов воспитания и обучения с целью решения педагогических задач.
Таким образом, педагогический процессможно представить как специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
5.Связь педагогики с другими науками.



написать администратору сайта