Главная страница

Документ Microsoft Office Word (3). Семинар Сущность и тенденции развития профессионализма


Скачать 56.02 Kb.
НазваниеСеминар Сущность и тенденции развития профессионализма
Дата31.05.2020
Размер56.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Office Word (3).docx
ТипСеминар
#126962
страница1 из 3
  1   2   3

Семинар 2.

Сущность и тенденции развития профессионализма. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Понятие «профессионализм» является более широким, чем может показаться изначально. Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата. (Спасателем на водах не может быть тот, кто, по выражению А.Н.Леонтьева, «знает, как плавать», но не умеет этого делать). Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.), то есть при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Без высокой образованности, морали, культуры «специалист» скорее всего окажется бесполезным в трудовом коллективе, проявит себя как формалист, равнодушный к людям, нуждающимся в помощи, безразличный к результатам своего труда работник, не заинтересованный в использовании новых форм и методов. Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II в. до н.э. христианская библейская книга «Мудрость Иисуса, сына Сирахова», в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: «корм, палка и бремя – для осла; хлеб, наказание и дело – для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему – и он будет искать свободы». В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. В феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, ад представлялся как вечная жизнь без труда. Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом. Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей. Здесь речь идет не только об уроке моральности, но и, в первую очередь, о должном исполнении своих профессиональных обязанностей. (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий менее, чем каких-либо других, поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми – объектами деятельности. При этом нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Обще моральные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии, Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, к деградации самой личности. Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Профессиональная честь и достоинство, как правило, выступают мерой профессионализма в любой области.

Семинар 3

Нравственная культура личности. Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культурой личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности. Структуру нравственной культуры личности составляют: а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности); б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования); в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.); г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали. По содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, направленностью. Так, «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив. Один трансформирует его только к семейным отношениям, другой - к неофициальным межличностным отношениям, третий - к профессионально-служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными. Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.

Семинар 4.

Инвайроментальная этика.

Экологическая (энвайронментальная) этика – учение о должном в отношениях человека с природой, основанное на восприятии природы как морального партнера (субъекта), признании равноправия и равноценности всего живого, внутренней ценности природы, уважении ее прав и ограничении прав человека. Предметом экологической этики (экоэтики) выступают наиболее фундаментальные принципы и проблемы нравственных взаимоотношений в триаде Человек–Природа–Общество, где все участники взаимодействия рассматриваются как автономные и равные моральные субъекты. Основатель экоэтики О. Леопольд считал, что она есть «ограничение свободы действий человека в борьбе за существование».

В структуре экоэтики выделяют: 1)новое, энвайронментальное сознание, включающее всю Природу – живую и неживую – в круг забот, внимания и взаимности с человекам; 2) этические нормы и принципы, моральные взгляды и чувства, выражающие ценностно-мировоззренческое отношение людей к природе; 3) безопасные и благоприятные для природного равновесия навыки поведения и технологии деятельности человека в природном мире.

Экоэтика имеет свои принципы и правила. Ее главным принципом является экобиоцентризм, нацеленный на сохранение как можно большего количества видов живых существ и участков природы независимо от пользы человеку или даже во вред ему.

Экологическая этика – это не этика отдельной личности или общества, основанная на экологических императивах культуры. Это – универсальная этика человеческой деятельности. Акцентируя внимание на проблемах окружающей среды, экологическая этика создает предпосылки действий, ориентированных на сохранение и развитие и природного, и человеческого бытия. Таким образом, предмет экологической (энвайронментальной) этики – это, прежде всего, отношение Человека к Природе, предполагающее в то же время и его отношение к самому себе: противопоставление себя окружающей среде или включение в нее. Подлинно этический подход заключается в необходимости отказа от «эгоцентризма» и признании существования в основах мироздания равных человеку и «благорасположенных» к нему природных сил.

Нравственный смысл и цель экологической этики, как считает О. Леопольд – формирование нравственных ценностей и критериев вокруг двух стержней: чувства времени и чувства любви и сострадания к природе.

Чувство времени перешагивает рубеж одного человеческого поколения и предполагает заботу о природных условиях существования будущих поколений – обращенность в будущее, базирующееся на ряде специфических

моральных принципов, норм и ценностей, которые должны лежать в основе наших обязательств перед будущими поколениями, имеющими право на достойную жизнь. Это, в частности:

· принцип хронологической объективности, запрещающий игнорировать интересы индивидуумов из-за их временного, пространственного или идеологического отдаления;

· понятие “долг перед потомками”, предполагающее решение ряда проблем:

нормы-императивы диалога с будущим.

Любовь к природевыступает как внутренний отклик души человека на красоту, гармонию природы в целом – то, что остается за пределами научного познания. Такая любовь возможна, если человек не одержим жаждой самоутверждения, покорения природы, получения от нее максимальной прибыли, а стремится понять природу вплоть до их взаимопроникновения. Для «любви к природе» необходимо, чтобы «не-человеческий субъект» признавался источником любви, равным субъекту человеческому. Условием того, чтобы любовно-творческое отношение к природе стало реальностью, выступает совершенствование самого человека как нравственной личности.

Экологическая этика отстраивает свое проблемное поле, систему нравственных категорий и базовых принципов на двух основных уровнях: теоретическом (метаэтика) и нормативном. На уровне метаэтики разрабатываются концептуальные основания экологической морали как сферы должного, осуществляется поиск и обоснование ценностей, их критериев и статуса, выдвигаются правила моральных суждений. На нормативном уровне формулируются конкретные нравственные принципы, отвечающие на практический вопрос «что я должен делать», регламентирующие поведение людей в природе и способы разрешения социоприродных конфликтов.

На основе предмета и целей экологической этики, формируются ее основные задачи:

· теоретическое обоснование основных принципов и норм моральной регуляции отношения человека к природе;

· поиск практических регулятивов, технологий и институтов взаимодействия человека и природы;

· разработка средств и методов формирования энвайронментального сознания людей, обеспечивающего переход к «нравственно-понимающему» отношению с природой.

Семинар 5

Доктрина православной трудовой этики

Православная этика труда — это система общих принципов и ориентиров отношения к труду, опирающаяся на основы христианской этики. Смысл православной этики труда вытекает из того, что человеческая жизнь служит разумной, достойной цели. Им руководит не случайный произвол, а проникающее во все стороны жизни единое высшее начало — Бог. Православная этика труда зарождается с возникновением христианства (I в.н. э.). Её постулаты вытекают из учения Христа, Священного Писания — Нового Завета, книги «Деяния апостолов» и Священного Предания.

Значительную роль в осмыслении и развитии православной этики труда сыграли работы: 1. архиепископа Иоанна (Шаховского) (1902—1989), такие как:

· «Православное отношение к деньгам»,

· «Христианское отношение к богатству и бедности»; 2. русского философа, богослова и священника Сергея Булгакова (1871—1944):

· «Христианство и труд»,

· «Философия хозяйства»; 3. русского религиозного философа и психолога Семёна Франка (1877—1950):

· «Духовные основы общества»; 4. учёного, юриста и богослова Николая Фиолетова (1891—1943):

· «Очерки христианской апологетики». На юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 году был принят важный документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в котором излагаются взгляды Церкви на вопросы собственности, труда и его плодов. Основой для понимания православной этики труда является учение о спасении как главной цели человеческой жизни. Для спасения необходимо одновременное участие Божественной и человеческой воль (синергия или соработничество). Православная этика труда предполагает преображающее и бережное отношение ко всему, что создано Богом и помогает человеку сформировать своё отношение к труду в его самых различных проявлениях по принципам, которые не противоречат ни моральным, ни религиозным нормам. Православная этика труда является важной составной частью православной антропологии — науки о человеке.

Предыстория возникновения

Согласно христианству, Бог создал и поселил человека в раю не для того, чтобы он только наслаждался благами сотворённого для него мира и пребывал в праздности. Первой обязанностью Адама в раю, ещё до грехопадения, была обязанность возделывать рай.

И взял Господь Бог человека, [которого создал], и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

— Быт. 2, 15

Возделывать рай — это значит трудиться: не только сохранять, но и продолжать совершенствовать его. Поэтому христианство относится к труду не как к Божьему проклятию, а как к средству, призванному преобразить человека, вернуть ему утраченный рай и Божье благоволение.

Основные принципы православной этики труда

Православная этика труда содержит общие принципы труда с точки зрения православия:

а) главный принцип — принцип ориентации на исполнение Евангельских заповедей. Поскольку важнейшим вопросом человеческой жизни в православии является спасение, то принципы православной этики труда и строятся на отношении к этому главному вопросу,

помогают они спасению или затрудняют его. Затрудняют спасение или делают невозможным человеческие грехи и страсти. Соответственно, если человеческий труд и его плоды сопряжены с умножением этих страстей, то такой труд не считается добром и не поощряется. И, наоборот поощряется;

б) принцип справедливой взаимности. В Православной этике труда действует принцип справедливой взаимности. То есть, православный человек должен уважать и сознавать ценность каждой личности, участвующей в процессе труда и так должен трудиться, чтобы не ущемлять интересы других, а, наоборот, по возможности, оказывать другому поддержку, делиться опытом и прочее;

в) принцип обращения к общественно-полезным, социально-значимым делам и отказ от труда небогоугодного. В Церкви существует понятие труда богоугодного и небогоугодного. Небогоугодным становится труд, который направлен на то, чтобы удовлетворять греховные страсти человека. К такому труду относятся, например, труды, положенные на производство и распространение табака, наркотиков, секс-индустрию и тому подобное. Труд богоугодный всегда направлен на пользу отдельного человека и общества в целом. Поэтому Православная этика труда предписывает предпринимателям обращать своё внимание на социально-значимые проекты, даже если при этом они теряют часть своей прибыли. Тем более, что прибыль для человека, живущего по Православной этике труда никогда не будет стоять во главе угла, а являться лишь одной (не главенствующей) из составляющих процесса. Прибыль значима только тогда, когда обеспечена чистой совестью;

г) принцип устремлённости к добру. Истинное добро в православном понимании есть исполнение воли Божией о человеке. Каждый человек не может рассматриваться просто, как «машина для зарабатывания денег», а, наоборот, есть личность, способная реализовать свой потенциал;

д) принцип полагания на волю Божью. И успехи и неудачи в своей трудовой деятельности православный человек воспринимает, как промысел Божий, как повод к смирению — самой главной добродетели христианина. Дело христианина — трудиться, а даровать или не даровать в этом успех — дело Божье;

е) принцип отношения к предпринимательству, как исполнению необходимого земного послушания, данного Господом, как сфере служения Богу и людям. Человек, в православном понимании, лишь управитель вещного мира, и только Бог — полновластный собственник его;

ж) Принцип бережного отношения к природе, ресурсам и прочему. В том числе и к полученным материальным благам. Вместе с бережливостью православная трудовая этика учит употреблению своего богатства на благо ближних, милосердию и благотворительности;

з) стремление к совершенству. Понимая связь труда и духовности, православный предприниматель стремится к Богу и совершенствуется в Боге и для Бога. Бог для него мерило всей его жизни, собственных планов и отношений в коллективе, критерий правильности организации производства, стимул для совершенствования и раскрытия всех своих творческих способностей, мотивация сделать продукт своего труда качественным, красивым;

  1   2   3


написать администратору сайта