4. Планы семинарских занятий. Семинар Тема Особенности исторического развития России истоки, факторы, проблемы выявления Аннотация проблемы
Скачать 100.34 Kb.
|
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 2. Тема 1. Особенности исторического развития России: истоки, факторы, проблемы выявления Аннотация проблемы. Россия является цивилизацией с особыми природно-климатическими и геополитическими факторами развития, определяющими соответственно ее социально-экономическое и общественно-политическое своеобразие в мировом сообществе. Развитие и роль России в мировом сообществе определялись ее пограничным положением между Европой и Азией, обусловившим противоречивое воздействие на Россию Запада и Востока. Но признание самобытности не означает обособления России от общего исторического развития. История России рассматривается в рамках становления мировой цивилизации. По мнению современных исследователей, путь российской истории представляет не отставание и не задержку развития, а самобытное развитие, ведущее к творческому синтезу общего и специфического, внутреннего и внешнего, собственного и зарубежного опыта. В цивилизационной трактовке Россия больше определяется как общество восточного типа. Ни одна из современных цивилизаций не является моноконфессиональной и моноэтнической. Особенности российской цивилизации связаны с ее этническим составом, сочетанием территориальной распыленности этносов с компактностью их проживания, отсутствием естественных границ, континентальностью территории, характерной удаленностью от морей. В полемике западников и славянофилов сформировались в ХIХ в. две противоположные версии цивилизационной принадлежности России. В современной отечественной исторической науке все больше появляется аргументов в защиту теории модернизации для определения российской цивилизации и для понимания особенностей ее истории. Мобилизационный тип развития осуществляется за счет сознательного вмешательства государства в механизмы функционирования общества. В таком обществе постоянно идет поиск инструментов ускорения развития в связи с внешним воздействием. Для России такими воздействиями являются вызовы европейской цивилизации или Запада. Одной из особенностей исторического развития России является доминирование политических факторов или гипергосударственность. Особенности исторического развития России глубоко разработаны в евразийской теории. Одной из основных идей евразийства является идея «сокровенного сродства душ» народов, населяющих Евразию. У Льва Гумилева это получило название комплиментарности, как необходимого условия объединения народов России в одну целостность, умения жить вместе, несмотря на значительное национальное и религиозное многообразие. Специфику русской истории невозможно понять без изучения влияния географического и природно-климатического фактора. Г. Вернадский писал, что Россия демонстрирует самый наглядный пример влияния географии на историю. Евразия представляет целостную природную систему, в составе которой европейская и азиатская части не имеют заметной границы. Яркой географической особенностью России является отсутствие выраженных естественных границ. Защита протяженных границ всегда была трудной задаче. На нужды армии и обороны в разные исторические эпохи расходовалось до двух третей национального дохода страны, отвлекались и гибли лучшие силы общества. Соответственно своим геополитическим условиям Россия обречена быть распространенной до берегов Тихого океана и иметь общество и государство военно-оборонного характера. Вопросы для обсуждения
Дополнительная литература
Сетевые ресурсы
Тематические доклады для индивидуальной работы
Семинар 3. Тема 2. Русь и цивилизации Востока в Средние века: проблемы взаимовлияния Аннотация проблемы. Вопросы соотношения истории России с развитием соседних регионов стали основополагающими для отечественной исторической науки еще в XIX в. Однако тогда проблематика, разрабатываемая ведущими российскими историками, лежала, главным образом, в плоскости взаимоотношений России со странами Европы, т.е. с Западом. Интерес к истории Востока вообще и истории взаимовлияния восточных цивилизаций и России в частности возник усилиями «евразийцев» с 1920-х гг. Современная историческая наука уже не подвергает сомнению силу этого взаимовлияния и его определяющую роль во многих аспектах российской истории. С начала своей истории в силу географического положения Русь постоянно подвергалась нашествиям с востока. Орды кочевников, привлекаемые богатствами Европы или вытесняемые более сильными соседями, покидали азиатские степи и, проходя степным коридором между Черным морем и восточно-европейскими лесами, неизбежно сталкивались с восточными славянами. Если не считать скифов и сарматов (которые населяли степи Северного Причерноморья до формирования славянских этнических групп и которых многие историки сопоставляют с одними из предков славян), с IV по XIII вв. в южнорусских степях сменили друг друга гунны, авары, хазары, печенеги, торки, половцы. Через территорию Руси прошли на запад венгры (мадьяры, угры). Контакты Руси с кочевниками не ограничивались военными столкновениями, но включали и торговые, и дипломатические отношения, в особенности с половцами, которые являлись соседями русских княжеств на протяжении двухсот лет вплоть до монгольского нашествия. Постоянное соседство Руси с кочевыми народами во многом определяло ее культурную, экономическую и политическую специфику. Нашествие Батыя на Русь было лишь частью широкомасштабной (и, возможно, спланированной) монгольской экспансии, осуществлявшейся в это время в Южном Китае, на Ближнем Востоке, в Корее, Японии и Индии. Монгольское государство, образовавшееся в 1206 г., активно расширялось и после смерти Чингис-хана. В результате нашествия образовалось новое государство – Золотая Орда. Основную массу ее населения составляли, по-видимому, все те же половцы, но политическая структура соответствовала монгольскому образцу. Вопрос о степени и характере влияния золотоордынского владычества для Руси вызывает горячие споры у историков. Если брать за основу факт специфичности российской цивилизации, то на современном этапе развития отечественной исторической науки можно выделить три основных точки зрения на проблему. Первая заключается в том, что монгольское иго явилось катастрофой для России, оно способствовало тому, что развитие Руси затормозилось или пошло по иному, не свойственному ей исторически пути. Вторая, имеющая больше всего приверженцев, заключается в том, что монгольское иго, безусловно, отрицательно сказалось на состоянии Руси, но оно не поменяло кардинальным образом направление развития российской цивилизации. Наконец, сторонники третьей точки зрения утверждают, что никакого ига не было, а вхождение Руси в состав Золотой Орды способствовало сохранению ее культуры, религии и традиций государственности в условиях нарастающей экспансии со стороны католического Запада. В любом случае отношения с Золотой Ордой долгое время – около двухсот лет – определяли как внутреннюю, так и внешнюю политику многих русских княжеств. И именно в этот период зародилось и укрепилось Московское государство, ставшее новым политическим ядром русских земель, ядром России. Вопросы для обсуждения
Дополнительная литература
Сетевые ресурсы
Тематические доклады для индивидуальной работы
Семинар 4. Тема 3. Русь и Европа в Средние века: единство и противоречия Аннотация проблемы. Отношения Европы и России всегда находились в центре внимания отечественных историков. И дело здесь не только в том, что российская историческая наука начала формироваться в XVIII в., в эпоху, когда Россия страстно желала превратиться в настоящую европейскую державу, а научные подходы становились знакомыми россиянам благодаря европейским учителям, да и многие первые наши историки были иностранцами. Не только в том, что позднее, в XIX столетии, Россия должна была определить свое место в стремительно европеизирующемся мире. Просто Россия никогда не переставала быть частью Европы. Пусть окраиной, полуварварским фронтиром, но все же – частью. В Европе, на небольшой территории, по сути – полуострове материка Евразия – корни не только современного Запада – англо-саксонского, но и Европы французской, германского протестантизма, католического Юга, романтичной Греции. И даже – очень своеобразной России. Никогда не прекращались контакты Руси-России и Европы. Часто они были силовыми, еще чаще – торговыми и культурными, и всегда – тесными. Именно поэтому вопросы взаимоотношений России и других европейских культур и государств требуют пристального внимания. Если формализовать отношения Руси и Европы в период средних веков, то можно выделить три основных «контактных поля»: Русь и Восточная Римская империя (Византия); Русь и католическая романо-германская (Западная) Европа; Русь и Литва. Русь и Византию связывали особые отношения. Неслучайно, «Повесть временных лет» начинает отсчет русской истории с того момента, когда Русь становится известной Константинополю. Неслучайно и то, что после падения Византии российские правители стали ощущать себя преемниками константинопольских императоров. И даже в Европе, к которой географически и как преемницу Римской империи мы относим Византию, она воспринималась и воспринимается как нечто особенное, противоположное западноевропейской цивилизации, иногда, как у А. Тойнби, – в совокупности с Россией. Отношения Руси и стран католической Европы нельзя назвать простыми. С одной стороны, Европа для России всегда являлась важнейшим торговым партнером. С другой – Запад не оставлял попыток победоносно завершить крестовый поход, начавшийся еще против прибалтийских славян в XI веке (поход этот привел к полному уничтожению целых племен). Вместе с тем, Русь стремилась закрепиться на Балтике. К этим противоречиям примешивалась и религиозная вражда между православием и католичеством. Возможно, именно в средних веках стоит искать истоки взаимного недоверия и противопоставления Европы и России, как и причины конфликта внутри России между «западниками» и «почвенниками». Пик противостояния наступил в середине XIII века. В последующие столетия основным соперником Руси на западе стало Литовское государство, однако за многими русско-литовскими конфликтами угадываются противоречия русско-европейские. Литовское государство, вобрав в себя значительную часть бывшей Киевской Руси, так же, как Москва, стала центром объединения русских территорий, но на иной цивилизационной основе, близкой западноевропейской: политический и экономический либерализм, католическая церковь. Уже по этой причине история Литовского государства представляет интерес. Литва, как государство, претендующее на русские земли, вступило в вооруженный конфликт с Московским княжеством. Это обстоятельство на века определило приоритеты внешней политики России. Вопросы для обсуждения
Дополнительная литература
Сетевые ресурсы
|