Семинар. Семинара 5. Держава персов Ахеменидов (Древний Иран) Древневосточных цивилизаций
Скачать 19.81 Kb.
|
Кранчев Дмитрий Алексеевич, 1 курс, Би-201 Тема семинара №5. Держава персов Ахеменидов (Древний Иран) Древневосточных цивилизаций Вопрос №3. Переворот Гауматы и приход Дария I к власти. Организация государственной власти в Персидской державе после реформ Дария I Проблема: Специфика прихода Дария I к власти и трансформация государственного устройства при его правлении его внутреннюю политику Цель: Изучить приход Дария I к власти; Описать внешнюю политику Дария I Задачи: Рассмотреть переворот Гауматы и приход Дария I к власти Ознакомиться с внешней политикой проводимой Дарием I Изучить организацию государственной власти в Персидской державе после реформ Дария I Вскоре после смерти Бардии ( младший сын Кира Великого, назначенный им управлять восточными провинциями) Камбис получил тревожные известия из Ирана, где появился самозванец, называвший себя Бардией. Самозванцем был некий маг Гаумата. В Бехистунской надписи, повествующей об этих событиях, сообщается, что, когда в 522 году Гаумата объявил себя Бардией, «весь народ взбунтовался и перешел от Камбиса к нему, и Мидия, и другие страны. Гаумата захватил царство». Однако движение, возглавленное Гауматой, началось несколько раньше, и не в Персиде, а в Мидии. Согласно Геродоту, узурпация царской власти магом-самозванцем рассматривалась как переход власти в государстве от персов снова к мидянам. Смерть Камбиса, который при загадочных обстоятельствах умер в июле 522 года на пути из Египта в Иран, укрепила власть Гауматы. В интересах мидийской знати Гаумата пытался разрушить еще сохранившуюся общинную организацию Персиды с целью нанесения ущерба персидским воинам-общинникам. Однако значение переворота Гауматы не ограничивалось только этим. В сложной по своему составу державе переплетались разнообразные и противоречивые интересы. Наибольшее недовольство реформы Лжебардии вызвали у войска Западного Ирана и у персидской знати. Враждебные самозванцу на западе Ирана силы возглавил 27-летний военачальник Дарий, сын Гистаспа (по-персидски — Дараявауш, сын Виштаспы), представитель младшей ветви царского рода Ахеменидов. С помощью шести других представителей персидской племенной знати Дарий организовал в Мидии убийство мага Гауматы в том же 522 году до н. э. По вступлении на престол Дарий восстановил родовые святилища персов, разрушенные самозванцем, вернул привилегированное положение войску, в котором служили все свободные люди Западного Ирана, и лишил завоеванных Киром и Камбисом тех льгот, которые были им дарованы самозванцем. На Бехистунской скале Дарий увековечил события начала своего царствования. Эта скала является последним отрогом горной цепи, которая окаймляет на востоке долину Керманшаха, к северу от древнего Элама. Здесь, на большой высоте, клинописным слоговым письмом была вырезана большая надпись в 400 строк на древнеперсидском языке и ее переводы на эламский и аккадский языки. Над надписями изваян рельеф, который изображает Дария, торжествующего над связанным магом Гауматой и восемью вождями мятежных областей. Возвращение династии Ахеменидов господствующего положения вызвало восстание ряда западных областей державы, прежде всего Элама и Вавилонии. Элам скоро подчинился, но подавление восстания в Вавилонии потребовало нескольких месяцев. А тем временем от Дария снова отпали Элам, Мидия, Египет и Парфия. Среди мятежных областей в Бехистунской надписи названа и Маргиана. Восстания на востоке державы Ахеменидов отличались от западных. Мятежи на западе империи не выливались в подлинно народные движения. Об этом свидетельствуют сравнительно небольшие потери при их подавлении. В то же время на востоке Дарию пришлось иметь дело с подлинно народным восстанием против знати, которое вспыхнуло в Маргиане еще при Гаумате. В декабре 522 года Маргиана была разгромлена с беспредельной жестокостью. Непокорная Дарию область была буквально залита кровью. Количество казненных повстанцев превысило 55 тысяч человек. В плен взято 6 572 повстанца. В Бехистунской надписи Дарий хвастливо заявляет, что только в течение одного года он одержал 19 побед, захватил в плен 9 «царей» и полностью восстановил Персидскую державу. Продолжая политику своих предшественников, Кира и Камбиза, Дарий I поставил своей целью превратить Персию в самое могущественное государство Проблема морских коммуникаций занимала важное место во внешней политике Дария. Для того чтобы теснее связать Египет с Месопотамией и с Ираном при помощи прямого морского пути, Дарий закончил большие работы по прорытию канала от Нила к Красному морю. Особенное внимание Дария привлекали страны, расположенные к северу от Ирана. Для того чтобы окончательно укрепить власть Персии в областях Средней Азии, населённых саками, Дарий I совершил, в 517 г. до н. э. большой поход против саков, описанный им в последней части Бехистунской надписи. Но Дарию не удалось полностью подчинить себе племена среднеазиатских саков. Именно поэтому Дарий I предпринял грандиозный поход против европейских скифов, живших в областях южного Причерноморья (около 512 г. до н. э.). После ряда неудач Дарий был принуждён отвести назад персидские войска и тем открыто признать свою неудачу. Значительно больших успехов добился Дарий во время своих завоевательных походов на запад. Вплотную подойдя к району Эгейского моря, населённому греческими племенами, Дарий начал систематическую подготовку дальнейшего продвижения на запад с целью полного завоевания всех греческих областей. Дарий завоевал Барку, тем самым укрепившись на ливийском берегу Северной Африки. На северном фланге Дарий начал борьбу со скифами и проник во Фракию. Начав борьбу с греками, Дарий завоевал Фракию, Византию, Самос и ряд греческих островов, достигнув побережья Эгейского моря и непосредственно столкнувшись с греческими племенами и государствами. Беспочвенную мечту о господстве Персии над всем миром пытался осуществить в своей внешней политике и преемник Дария I, Ксеркс (486—465 гг. до н. э.), задумавший покорить все греческие племена и установить своё полное господство во всём районе Средиземного моря. Достижения дорожного строительства и финансовая организация государства были заимствованы персами у вавилонян, ассирийцев и других древних народов Передней Азии. Наконец, формы юридической документации и имущественного права были заимствованы у древних вавилонян. Поэтому нет никаких оснований утверждать, что скотоводческие племена Ирана что-либо потеряли во время своего общения с высокоразвитыми и древнекультурными земледельческими и оседлыми народами Передней Азии. На основе широкого использования богатейшего культурного наследства древних народов Передней и Средней Азии не погибла, а, наоборот, расцвела культура персидского рабовладельческого государства Ахеменидов. |