Главная страница

История Казахстана. Семинарским занятиям по дисциплине Культурология


Скачать 0.84 Mb.
НазваниеСеминарским занятиям по дисциплине Культурология
АнкорИстория Казахстана
Дата08.11.2022
Размер0.84 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVg0C9xk8n1iaPNTiI8FMRqzT8c4SgC4dV1QzXenx.pdf
ТипСеминар
#776543
страница2 из 5
1   2   3   4   5
Тема 3. Культура и цивилизация: взаимосвязь и отличие.
1. Многообразие форм культуры.
2. Евроцентризм и типология культур: плюсы и минусы. Запад и Восток.
Север и Юг.
3. Культура и цивилизация.
План-сценарий проведения семинара.
Технология подготовки и проведения
Методические замечания

Диалог - это разговор, беседа, обмен мнениями между двумя или не- сколькими людьми с целью доказательства определенной мысли или какой-то системы взглядов. Как форма совместного размышления собеседники могут взаимно дополнять друг друга, взаиморазвивать высказанные положения по проблеме. Диалог – это дискуссия равноправных собеседников, здесь нет начальников и подчиненных. Собеседники активно отстаивают свою точку зрения, с аргументами в руках возражают, опровергают ошибочную позицию.

Диалоги подразделяются на открытые и скрытые. Открытый диалог – это обмен мнениями, оценками и знаниями, который ведется путем постановки вопросов перед собеседниками, подсказывается направление его осмысления, а полученный ответ комментируется, уточняется преподавателем или совместно со студентами.

Скрытый диалог - это такая форма взаимодействия, когда ведущий диалог предвидит уровень компетенции собеседников и отражает их позиции в ходе своего выступления. В результате каждый участник диалога видит, что его

14 мнения и оценки комментируются, уточняются и развиваются, что постепенно создает обстановку, при которой каждый может стать участником коллективного обсуждения проблемы.

В ходе диалога собеседники ставят друг другу вопросы. Вопросы должны быть простыми, недвусмысленными, их необходимо формулировать так, чтобы они побуждали к живому, непосредственному обмену мнениями.

Диалоги на данном занятии ведет преподаватель со студентами (пре- подаватель-студент) и студенты между собой (студент – студент). И в одном и в другом случаях организатором диалогов является преподаватель. Многое зависит от его умений:
 найти подход к каждому студенту;
 владеть собой, быть тактичным и объективным;
 не допускать того, чтобы собственная речь превратилась в растянутый монолог, мини-лекцию;
 не превращать диалог в контрольный опрос студентов;
 не занимать позицию ментора и знатока единственно верного ответа на все вопросы.
1. На подготовительном этапе
Успех семинара-диалога в решающей степени зависит от подготовленности студентов и преподавателя к занятию. Подготовка к нему начинается еще на лекции по данной теме, которую преподаватель стремится вести в диалоговой форме. Он ставит вопросы, на которые отвечает сам. Лучше, когда к этому привлекает и студентов. Ответы студентов, даже неточные, неверные, преподаватель поддерживает, подбадривает и стимулирует искать более точные и ясные формулировки. Лучшие находки поощряет словами «умница»,
«молодец», «приз в студию» (по примеру телепередачи «Поле чудес»). Так как
«приз» на подносе никто не вносит, то преподаватель вручает победителю специально подготовленный на этот случай «презент» (это может быть значок, открытка, фотография студентов группы). Возникает некая положительная психологическая обстановка, которая вызывает у студентов одобрение и желание принять участие в такого рода состязательных диалогах.
Здесь же на лекции преподаватель акцентирует внимание на коренных положениях темы, которые выносятся на обсуждение будущего семинара- диалога. Он просит записать, подчеркнуть и выделить данные положения, подумать над формулировкой вопросов и подходов к раскрытию и пониманию их. В целях облегчения последующей поисковой работы, он называет литературу для самостоятельного рассмотрения.
Важную роль играют групповые и индивидуальные консультации. Они призваны придать самостоятельной работе студентов целенаправленный характер. На консультациях формируются диалоговые группы, закрепляются за студентами вопросы, проблемные задания для подготовки специальных выступлений (по их собственному желанию и выбору – в первую очередь и по рекомендации преподавателя – во вторую). В это же время полезно проводить

15 просмотр новой литературы, подбор слайдов, подготовку мультимедийной аппаратуры и других технических средств обучения.
Как правило, групповая консультация носит установочный характер.
Преподаватель раскрывает методическую сторону самостоятельной работы, но не проводит новое изложение вопросов темы, которые предстоит разобрать на самом семинаре.
Индивидуальная консультация проводится на добровольных началах или по вызову преподавателя. На них преподаватель оказывает помощь в организации самостоятельной работы, в изучении отдельных вопросов, а также ведет контроль подготовки к занятию.
Такие консультации позволяют преподавателям и студентам ближе познакомиться друг с другом, лучше понять личную ответственность за качество подготовки к занятию, выявить способности и деловые качества.
Итак, на подготовительном этапе активность проявляет и преподаватель и студенты. Этим и отличаются семинары, проводимые активными и интерактивными методами и формами, от традиционных семинаров, когда в подготовке активен лишь преподаватель, который стремится все сделать один, не доверяя студентам.
2. На этапе проведения занятия
Преподаватель является ведущим семинара. Во вступительном слове он напоминает о том, что данная тема раскрывает основные проблемы эмпирического уровня культурологического знания. Отмечает, что по теме
«Культура и цивилизация: взаимосвязь и отличие» проведена значительная подготовительная работа: лекция, консультация по подготовке к семинару, студентами выполнены определенные задания, в процессе самостоятельной работы изучены методические подходы к ведению диалогов и др.
Объявляет цель семинара: совместными усилиями научиться сравнивать основные параметры основных типов культуры (Критерии архаической, оседлой, индустриальной культуры).
Указывает, что семинар проводится методом диалога, кратко напоминает основные положения диалога. Приглашает просмотреть план семинара, который имеется у каждого участника. Отмечает, что по первому вопросу он будет вести диалог с двумя группами из двух-трех студентов поочередно; завершится обсуждение вопроса диалогом двух экспертов между собой. По второму и третьему вопросам диалоги «студент-студент» поведут определенные пары собеседников.
3. На заключительном этапе занятия
Ведущий предоставляет слово аналитикам (жюри). После их выступлений преподаватель в своем заключительном слове благодарит аналитиков, оценивает их работу, анализирует подготовленность группы к занятию и его теоретический и методический уровень. Тщательно оценивает характер и содержание, методику прозвучавших диалогов. Он дает ответ по существу тем позициям собеседников, которые, на его взгляд, были ошибочными, несостоятельными. При этом он должен проявлять большую выдержку, эрудицию и такт.

16
Безнравственно высмеивать ошибки, допущенные студентом, распекать его за это, раздражаться, навешивать ярлыки и читать нотации, нравоучения. Все это не может привести к исправлению неверных взглядов, а, наоборот, студенты воздержатся впредь ставить острые вопросы или открыто высказываться по ним. Этим преподаватель лишает себя возможности оказать влияние на формирование свободы и творческого мышления, особенно по трудным для них вопросам.
В конце формулирует задание на следующий семинар.
Регламент работы:
общее время - 50 мин; вступительное и заключительное слова преподавателя – 5 мин; диалог «преподаватель – студент» - 15 мин; диалог «студент – студент» - 20 мин; выступления аналитиков (жюри) – 7 мин; задание на очередной семинар – 3 мин.
СЕМИНАР – КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ – КСО
(ЭЛЕМЕНТЫ)
Тема 4. Номадические типы культуры: формы и приемы
кодирования культурной информации
1. Уникальность культурного кода национальной культуры.
2. Типы глобальных культурных кодов: дописьменный (традиционный), письменный (книжный), экранный, цифровой.
3. Символы и архетипы культуры.
План-сценарий семинара.
Технология подготовки и проведения
Методические замечания

Педагогическая технология «коллективный способ обучения» КСО представляет собой такой метод организации семинара, когда все обучают каждого, а каждый – всех.

Знание, формируемые при КСО, становятся общей ценностью, так как знания каждого участника семинара зависят от знаний других членов учебной группы.

Семинар – КСО нацелен на создание и поддержание реальных условий становления студента как активного субъекта обучения, развития инициативы, повышения познавательной активности и интереса к учебным занятиям.

Всем составом учебной группы на семинаре руководит преподаватель, в микрогруппе – ведущий группы.
1. На подготовительном этапе
До начала семинара (за одну-две недели) преподаватель и студенты обсуждают план и методику его проведения.
Учебная группа делится на три микрогруппы. Их формирование ведется, как правило, на добровольной основе, учитываются и рекомендации преподавателя, чтобы в них входили студенты с разным уровнем

17 познавательных способностей.
При этом преподаватель проявляет педагогический такт, подчеркивает, что это позволяет каждому успешно выполнить задание.
Студенты совместно с преподавателем формулируют цель занятия и планируют действия по осуществлению этой цели в соответствии с утвержденным кафедрой планом семинара.
Каждая микрогруппа из плана выбирает узловую проблему для подготовки сообщений, рефератов, докладов. С микрогруппами проводятся групповые и индивидуальные консультации, уточняются основные проблемы и индивидуальные вопросы, определяется необходимая литература, возможные средства наглядности.
В группах назначается (выбирается) руководитель–ведущий заседание микрогруппы, определяется наименование, например, первая –прагматики; вторая – интеллектуалы; третья – знатоки. Могут быть выбраны и другие названия.
Студенты и преподаватель разрабатывают дополнительный перечень вопросов к каждому узловому вопросу семинара. После утверждения преподавателем они тиражируются и выдаются участникам микрогрупп и другим студентам учебной группы в целом. Кроме того, в процессе заседания микрогрупп их участникам могут быть письменно или устно заданы уточняющие, встречные, наводящие вопросы.
Назначается группа (2-3 чел.) аналитиков. Старосте учебной группы поручается подготовить трафаретки с названием микрогрупп и фамилиями их участников. Лучше это поручать одному умельцу, чтобы все трафаретки были выполнены в едином формате.
До начала семинара преподаватель вместе со старостой и ведущими микрогрупп контролирует ход подготовки к занятию.
2. На этапе проведения занятия
Староста учебной группы вместе с дежурным и помощниками готовит аудиторию к занятию, расставляет учебные столы, ставит на них со- ответствующие трафаретки с названием микрогрупп, фамилиями и именами студентов, входящих в нее. Целесообразно столы расположить в виде треугольника (см. схему ниже).
Вступительным словом преподаватель открывает семинар. Оно может включать:

название темы;

актуальность темы;

цель изучения темы;

порядок заседания микрогрупп;

напоминание основных проблем плана семинара;

установление регламента;

предоставление слова ведущему первой микрогруппы.

18
Вопросы для обсуждения в микрогруппе ставит преподаватель. По ходу заседания одной микрогруппы члены двух других слушают и подают в письменной форме вопросы по обсуждаемой микрогруппой проблеме.
Ведущий микрогруппы определяет, кто будет анализировать их, и соответственно предоставляет слово выступающим. Свои вопросы могут задавать и участники семинара, а также аналитики. Они могут вносить дополнения, высказать собственное мнение по обсуждаемой проблеме.
Ведущий завершает заседание микрогруппы краткими выводами.
Преподаватель последовательно в таком же порядке открывает заседания других микрогрупп. В ходе заседаний преподаватель по необходимости делает замечания, пресекает возможные оценки не содержания выступления, а личностных качеств выступающих, тем более, возможные грубости, бестактность при полемике, следит, чтобы обсуждение шло в рамках темы. И так посредством реферативных сообщений, докладов, анализа вопросов, реплик из зала, диалогов, споров рассматриваются основные вопросы плана семинара.
3. На заключительном этапе
Преподаватель представляет слово аналитикам. Один из них, или все поочередно, характеризует работу микрогрупп, определяет лучшие выступления, показывает недостатки. Подсчитывает количество заданных каждой подгруппе вопросов, анализирует ответы, отмечая тех, кто смог лаконично, четко и ясно их дать.
Подсчитав полученные баллы, определяет места, занятые группами. В заключительном слове преподаватель подводит общие итоги семинара, концентрирует внимание на наиболее важных и сложных вопросах. Оценивает подготовленность учебной группы к занятию, его теоретический и методический уровень.
Важно проанализировать и оценить выступления. Отметить их положительные моменты и слабые стороны. Высказывает оценку группе аналитиков. Соглашается (не соглашается) с теми или иными их оценками и определениями мест, занятых микрогруппами.
Преподаватель дает задание на подготовку очередного семинара, определяет форму и метод его проведения, договаривается о времени проведения индивидуальной или групповой консультации к следующему занятию.
Участники семинара
Участники семинара
Интеллектуалы
Преподаватель
Аналитики
Знатоки
Прагматики

19
Регламент работы
– Общее время – 50 мин.
– Вступительное слово и заключение – 5 мин.
– Выступление с сообщениями в микрогруппе, заседания микрогрупп, формулирование вопросов и ответов – каждой группе по 15 мин.
Задания для обсуждения в первой микрогруппе:
1. Что такое культурный код?
2. Какие типы кодов выделяет Р. Барт? В чем выражаются их особенности?
3. Какими характеристиками должен обладать основной код культуры?
4. Чем характеризуется национальная культура?
5. Что такое культурная самоидентичность?
6. Что следует считать национальными ценностями?
7. Каким образом природные условия повлияли на процесс формирования менталитета казахов?
Задания для обсуждения во второй группе.
1. Какие, на Ваш взгляд, элементы дописьменной, книжной и экранной культуры присутствуют в Вашей жизни (если они есть)? Сравните свое мнение с мнением Ваших товарищей.
2. Почему в дописьменной культуре большое внимание уделялось ритуалам, гаданиям и пророчествам?
3. В чем проявляется значение изобретения книгопечатного станка?
4. Как Вы определите сущность понятия «глобальная деревня»?
5. Какая система ценностей доминирует в традиционной культуре?
6. Какие новые регуляторы поведения появились в модернизированной культуре7 7. Какие типы модернизированной культуры Вы знаете?
Задания для обсуждения в третьей микрогруппе.
1. В чем разница между знаком и символом?
2. Какими типами можно представить совокупность знаковых средств?
3. Что такое знак? Какие виды знаков вы знаете?
4. Что такое знаки-индексы? Приведите примеры.
5. В чем отличие знака-символа от других видов знаков?
6. Чем обогатила теория архетипов К.Г. Юнга культурологическое знание? Чем обогатила символическая концепция культуры Э.
Кассирера культурологическое знание?
7. Как рождаются вещи-символы?
СЕМИНАР – «РЕФЕРАТ И ЕГО ЗАЩИТА»
Тема 5. Культурное наследие саков, массагетов, гуннов, усуней и
канглы и их роль в формировании культурного наследия тюркских
народов
1. Мифы и религиозные верования саков, сарматов, скифов.
2. Искусство саков, массагетов, скифов, сарматов: оружейное, декоративно- прикладное, скульптура, зодчество.
3. Военное искусство саков, массагетов, скифов.

20
План-сценарий семинара.
Технология подготовки и проведения
Методические замечания

Семинар «Реферат и его защита» - активная форма обучения, целью которого является демонстрация возможностей и умений студента логично и ясно излагать содержание реферируемых источников, аргументированно защищать (опровергать) сопоставляемые подходы, привлекать внимание учащихся к новым проблемам, требующим решения.

Реферат (от лат. refero – сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания источника с лаконичной оценкой; раскрытие состояния какой-либо проблемы на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников.

Источниками реферата могут быть статьи научных журналов, научные труды, авторские учебные пособия по теме, научные доклады на конференциях, проблемные материалы из Интернета и др.

Обсуждение и защита реферата позволяют: расширить и закрепить знания, полученные в ходе лекции и самостоятельной работы; акцентировать внимание студентов на новых проблемах; дать им ориентировку в потоке информации по теме семинара.

Защиту принимает специальная комиссия («Ученый совет») под председательством преподавателя, члены которой задают дополнительные вопросы и оценивают авторов (составителей) реферата, принимают решение о качестве реферата и его защите, могут ходатайствовать о поощрении лучших.
1. На подготовительном этапе
За одну-две недели студентам учебной группы предлагается план семинара с вопросами, сценарий подготовки и порядок их обсуждения, рекомендуется организовать подготовку двух-трех рефератов по каждому из них. Ниже приведены примерные темы рефератов по трем вопросам.
По первому вопросу «Мифы и религиозные верования саков, сарматов, скифов»: а) Мифы и религиозные верования саков. б) Мифы и религиозные верования сарматов. в) Мифы и религиозные верования скифов.
По второму вопросу «Искусство саков, массагетов, скифов, сарматов: оружейное, декоративно-прикладное, скульптура, зодчество». а) Искусство саков, массагетов. б) Искусство скифов. в) Искусство сарматов.
По третьему вопросу «Военное искусство саков, массагетов, скифов». а) Военное искусство саков. б) Военное искусство массагетов. в) Военное искусство скифов.
Литература:
1. История Казахстана. С древнейших времен до наших дней. Т.1 – Алматы,

21 1996. – 531 с.
2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий.
– Алма-Ата, 1992. – 374 с.
3. Кузеибайулы А. История Казахстана. –С.-Пб.,2004. - 420 с.
4. Акишев К.А. Искусство и мифология саков. – Алматы, 1984.
5. Акишев К.А. Культура саков и усуней долины Или. – А-А., 1981.
6. Акишев К.А. Курган «Иссык». Исскуство саков Казахстана. – М.,1978 7. Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура савромат. – М.,
1964.
8. Античные источники по истории Казахстана. – А., 2005, 297 с.
9. Петухов Ю.Д. Васильева Н.Н. Евразийская империя скифов. М. «Вечер».
2007 10. Евразийский народ саки- Алматы., 2006 11. Агапов П.,Кадырбаев. Сокровища древнего Казахстана. – А.,1979 12. Артыкбаев Ж.О. Кочевники Евразии в калейдоскопе веков и тысячелетий.- СПб., 2005
Со студентами, выбравшими темы реферативных сообщений, преподаватель проводит групповую и при необходимости индивидуальную консультации.
Уточняются особенности темы, вопросы работы с литературными источниками, методика подачи содержания сообщения и его защиты.
Для активизации процесса защиты рефератов можно порекомендовать выделить трех студентов (по каждому из трех вопросов плана семинара для выполнения роли «нападающих»). На эти «роли» целесообразно назначать (отбирать из желающих) студентов, которые хорошо ориентируются по всей тематике занятия, обладают острым умом и оригинальностью мышления, или тех, которые стремятся развить в себе эти качества.
«Нападающий» подготавливает возможные вопросы и ситуации (не менее трех). От него во многом зависит не только активность дискуссии, но и глубина понимания проблемы реферата и эмоциональный настрой всей аудитории. Если автор реферата не может ответить на вопрос «нападающего», ответ может давать он сам по своему усмотрению, а также другие участники семинара.
Вопросы могут задавать также студенты аудитории.
Кроме того, целесообразно создать специальную комиссию («Ученый совет»).
Перечень примерных дополнительных вопросов и заданий, которые могут быть использованы «нападающими» и аудиторией.

Каковы, на ваш взгляд, причины появления «звериного стиля» у саков и его особенности?

В чем, на ваш взгляд, особенности скифо-сакской цивилизации?

Дать определение терминам «космогония», «мифология».

В каких древних источниках сообщается о трех группах саков?

Каким был отличительный этнографический признак саков-тиграхауда?

На какой территории обитали саки-тиграхауда?

Где были обнаружены Пазырыкские курганы?

22

Какой комплекс курганов обнаружен в Восточном Казахстане?

Когда и кем были обнаружены Бесшатырские курганы?

На каких языках составлены надписи персидских царей Дария и Ксеркса?

К какой из девяти книг «Истории» Геродота имеются сведения о сакских племенах Казахстана?

В текстах «Авесты» обществу оседлых скотоводов и земледельцев противопоставляются восточно-иранские кочевые племена под собирательным именем…

Как именовали саков-амюргиев (в греческих источниках) в персидских клинописных источниках?

Где расселяет аргипеев Геродот?

Против кого был заключен военный союз между персидским правителем
Киром и саками?

С каким историческим событием связаны легендарные слова: «Ты жаждал крови, пей же ее!»?

В каком году предпринял Дарий 1 поход против саков?

Какой греческий историк повествует о подвиге рядового кочевника
Ширака?

Какие три этапа в развитии материальной культуры саков Восточного
Казахстана выделяют?

На какой территории Казахстана получила распространение саргатская культура?

В чем особенность саргатской культуры?

Что такое петроглифы?

Какое название получила культура древних скотоводов Центрального
Казахстана?

Какие курганы получили название «курганы с усами»?

В чем выразилась преемственность андроновской строительной традиции в тасмолинской культуре?

По предположениям исследователей, какие племена составлял ядро центрально-казахстанских племен в эпоху железа?

В каком регионе кочевали савроматы?

Какие археологические памятники относятся к культуре савроматов?

В чьих сочинениях сохранились сведения о повозках сакского времени?

Какие виды ремесел получили распространение у сакских племен?

Как называется сборно-разборное жилище, отвечающее подвижному образу жизни?

Какие верования и культы имели место в мировоззрении сакских племен?

Какие две точки зрения на происхождение звериного стиля существуют?
Какие виды орнамента выделяют в сакское время
2. На этапе проведения занятия
Вступительное слово преподавателя:
– называет тему и цель занятия,

23
– определяет актуальность темы,
кратко поясняет порядок проведения занятия,
– устанавливает очередность представления авторами своих рефератов,
– объявляет регламент работы,
– предоставляет слово первому студенту для изложения темы реферата.
В соответствии с планом семинара разработчики рефератов делают свои сообщения. После завершения рефератов по рассматриваемому во- просу темы, или после каждого реферативного сообщения по отдельности (в зависимости от решения преподавателя, а также студентов учебной группы) слово представляется «нападающему». Как уже говорилось ранее,
«нападающие» задают вопросы (не менее трех). Если у студентов аудитории возникают свои вопросы, то преподаватель разрешает задать их.
3. На заключительном этапе
После завершения рассмотрения проблем темы, преподаватель дает слово членам комиссии («Ученого совета»), которые оценивают сообщения, вносят предложения о зачете реферата и предлагают ходатайствовать о поощрении его автора.
Преподаватель в заключительном слове подводит итоги семинара, дает качественную оценку всех выступлений с рефератами, работы членов Совета, называет тему очередного занятия и возможный метод (форму) его проведения. При необходимости вступает в ходатайство о поощрении лучших авторов рефератов.
Регламент работы
– Общее время – 50 мин.
– Вступительное и заключительное слово преподавателя – 5 мин.
– Обсуждение вопросов: 1-го – 13 мин., 2-ого – 13 мин, 3-его – 13 мин.
– Выступление членов специальной комиссии («Ученого совета») – 6 мин.
СЕМИНАР – ДОКЛАДЧИК И ОППОНЕНТ
1   2   3   4   5


написать администратору сайта