Педагогические
проблемы
| Платон
| Аристотель
| М. Квинтилиан
|
Концепция | По Платону, жизнь — преходящий этап движения человека к истинному бытию — неким умопостигаемым и бестелесным идеям. Земная жизнь должна готовить к слиянию человека с истинным бытием. Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек.
| Идеал счастья — блаженство Аристотель видел в напряженной работе мысли по постижению основ мироздания. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной — чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной.
| Квинтилиан высказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая, однако, такие свойства единственными. (Дети от природы склонны к худшему.) Побороть дурные наклонности помогает воспитание. Чтобы достичь педагогических результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание, так как эти начала не могут существовать раздельно.
|
Цель воспитания
| Формирование идеальной личности
| гармоничный баланс трех составляющих души является результатом воспитания. Задача педагогики - формирование в человеке физического, нравственного и умственного начала.
| Целью воспитания Квинтилиан рассматривал наилучшую подготовку к исполнению гражданских обязанностей.
|
Факторы развития
личности
| Разностороннее воспитание, образование, самопознание
| Природные задатки, развитие навыков, разностороннее воспитание и образование с учётом возрастных особенностей
| Природные задатки+здоровое семейное воспитание+организованное обучение
|
Умственное воспитание
| Последовательное, раннее, с учётом наклонностей ребёнка
| главной задачей общего образования Аристотель считал сообщение ученикам фундаментальных неспециализированных знаний из различных областей и выработку у молодежи способности самостоятельного суждения.
| верил в созидательные возможности обучения, считая, например, что ученики-тупицы — на совести педагогов. По его мнению, дети одарены памятью, которая нужна для изучения любой науки, что прилежание учеников зависит от доброй воли, а последнюю нельзя вызвать путем принуждения.
|
Нравственное воспитание
| Пожизненное нравственное воспитание, стремление к идеалу
| Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум — таковы три источника нравственного воспитания.
| Квинтилиан полагал, что нравственное становление личности предпочтительно в условиях семейного воспитания: «Нравственность детей будет в большей безопасности вне толпы товарищей».
|
Физическое воспитание
| Спортивные упражнения, танцы
| Физическое воспитание предшествует умственному. Мальчиков нужно прежде отдавать в руки учителей гимнастики; но при этом нельзя чрезмерно утомлять детей, пока организм не окреп.
| Важное, но не основное направление воспитания
|
Дошкольное воспитание
| В семье - пробуждение и развитие у детей одухотворенности.
| В семье. Семейное и общественное воспитание должны быть взаимосвязаны. Государство должно заботиться о тождественном воспитании. Аристотель дал ряд рекомендаций по семейному воспитанию. До 7 лет дети воспитываются в семье. Необходимо кормить ребенка соответствующей его возрасту пищей, обеспечивать гигиену движений и постепенное закаливание ребенка. С 7 лет мальчики должны посещать государственные школы.
| домашнее воспитание и обучение. До семи лет ребенок должен был овладеть началами латинской и частично греческой грамматики (предлагалось начинать с иностранного языка, поскольку, по мнению Квинтилиана, затем лучше усваиваются правила родного языка). В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес к обучению через игру и похвалу, соблюдая чувства меры в нагрузках, чтобы «ребенок не возненавидел ученье». С особой тщательностью Квинтилиан предлагал подходить к выбору товарищей-сверстников, окружавших ребенка.
|
Игра
| Игровое обучение
| Большое значение в педагогической системе Аристотеля занимал досуг и игровая деятельность, способствовавшие, по мнению ученого, отдыху и расслаблению человека.
| В раннем возрасте – обучение через игру
|
Формы и методы обучения
| Воспитывающее обучение
| В области методики воспитания и обучения Аристотель на первое место ставил такое, как он считал, внутренне присущее человеку качество, как способность к подражанию. Повторение, копирование, следование примеру, образцу доставляет чувство удовлетворения, радость. И умственное, и физическое, и нравственное воспитание требуют целостной серии продуманных упражнений, частых повторений желательных действий, вызывающих чувство удовольствия.
| Обучение следовало вести индуктивным путем — от простого к сложному, на основе работы памяти. Предлагался ряд приемов мнемонического характера для развития точной памяти.
|
Образование женщин
| Семейное воспитание и образование
| Семейное воспитание и образование
| Семейное воспитание и образование
|
Требования к учителю
| наставники преклонных лет, т.е. люди, стоящие на пороге мира идей. Тесная духовная связь с учеником
| Аристотель, подчеркивая значение воспитания и воспитателя в жизни человека, всегда говорил о том, что воспитатели достойны даже большего уважения, чем родители, ибо если родители лишь дают жизнь, то воспитатели делают эту жизнь достойной.
| одним из первых уделил особое внимание личности педагога и его профессиональным качествам, предложив ряд обязательных требований к личности учителя. Вот лишь некоторые из них:
«Учитель должен во всем служить примером и образцом, для своих воспитанников»; «Пусть учитель, прежде всего, вызовет в себе родительские чувства к своим ученикам»; «Пусть он будет прост в преподавании, терпелив в работе, более старателен, чем взыскателен»; «Пусть учитель не будет раздражительным и в тоже время пусть не потворствует тем, кто нуждается в исправлении»; «Учитель должен замечать «различия умов», узнавать к чему каждый из них является более способным от природы»; «На похвалы не скуп и не расточителен»; «Пусть каждый учитель повышенных школ должен некоторое время преподавать в элементарной школе, вырабатывая методы работы с детьми и изучая их».
|