Главная страница
Навигация по странице:

  • Сходство воспитания в Афинах и Спарте: - До 7 лет дети воспитывались в семье;- Женское образование не было развито, девочки воспитывались дома.Отличия

  • только человек способен к восприятию таких понятии, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п.

  • М.Ф. Квинтилиан «Наставление оратору»

  • педагогика. семинары по педагогике1. Семинарское занятие 1 Системы образования и педагогическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме Вопросы для обсуждения


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеСеминарское занятие 1 Системы образования и педагогическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме Вопросы для обсуждения
    Анкорпедагогика
    Дата16.11.2020
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласеминары по педагогике1.docx
    ТипСеминар
    #150892
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Наумова Елена, ЗФПО, ДО, 2 курс

    Семинарское занятие 1

    Системы образования и педагогическая мысль

    в Древней Греции и Древнем Риме
    Вопросы для обсуждения

    1. Общая характеристика античного мира.

    2. Спартанская система воспитания.

    3. Афинская система образования личности.

    4. Римская образовательная система.

    5. Зарождение элементов педагогической теории у античных философов (Платон, Аристотель, М.Ф. Квинтилиан).

    6. Идея общественного дошкольного воспитания.

    7. Влияние христианской религии на образование.


    Учебно-исследовательские задания

    Базовый уровень

    1. Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.

    Сходство воспитания в Афинах и Спарте:

    - До 7 лет дети воспитывались в семье;

    - Женское образование не было развито, девочки воспитывались дома.

    Отличия:

    - Направленность воспитания в Афинах - гармоническое и ум и тело, в Спарте – ставка на физическое воспитание;

    - В Спарте – обучение происходило в агелах, в Афинах – обучение было двуступенчатым: сначала – палестры, потом - гимнасии;

    - Содержание образование носило различную направленность: в Спарте обучение письме, чтению и речи носило утилитарный характер, в Афинах – эти дисциплины имели целью эстетическое воспитание.


    1. Дайте характеристику первых учебных заведений Древней Греции и Древнего Рима.

    Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой — особенностями развития данной страны.

    Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

    Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. В связи с этим быт спартиатов имел своеобразную военизированную форму — все взрослое мужское население спартиатов составляло войско, которое держало рабов-илотов в постоянном страхе и повиновении.

    В этих условиях сложилась особенная спартанская государственная система воспитания, целью которой было готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Государство контролировало семенное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались (по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть).

    Малышей, как правило, воспитывали матери с помощью кормилиц-рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах.

    В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения — агелы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в агеллах руководили педономы, люди, специально выделенные государством. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие — физический труд, быть беспощадными к рабам. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы (“лаконическая речь”).

    Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся.

    Важным средством воспитания будущего воина и рабовладельца было участие подростков 14—15 лет в криптиях — ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов.

    С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами.

    Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие , военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях.

    Воспитание и школа в Афинах.

    Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство — демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики.

    Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы — презрение к физическому труду и рабам.

    До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц из Лаконии. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

    С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13—14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13—14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.

    Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже — гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

    Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения — демоса — оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы.

    Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома — в гинекее.


    Первые попытки создания учебных заведений в Древнем Риме относятся к 449 г. до н.э. Занятия проводились частными лицами на форуме — месте общественных сборищ римлян. К III в. до н.э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4-5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и рабов-педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Ремесло педагога считалось для свободных граждан унизительным.

    Уже на заре римской цивилизации греческая образованность почиталась как эталон. По уверениям римских авторов, первым царям Рима было дано прекрасное образование по греческим образцам. Со II в. до н.э. на организацию обучения большое влияние оказывала традиция эллинистических центров. Однако педагогика в Риме никогда не теряла самобытности. При заметном внимании к семейному воспитанию и признании важности как общественных, так и частных учебных заведений эти идеи имели более практическую направленность — на подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства — музыку и пение, ибо, как полагали многие римляне, они побуждают более мечтать, нежели действовать. Девиз «польза» можно назвать главным в римском воспитании и обучении, основной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или искусство оратора.

    В первые века новой эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единый канон содержания, системы и методов образования. В I в. считались основными девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

    Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с 7-летнего возраста. В круг дисциплин входили латинская (иногда греческая) грамота, общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской — абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для хорошо успевающих учеников.

    Грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными школами грамматические школы размещались в благоустроенных помещениях. В этих школах предлагалась более широкая программа. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Число учеников было ограниченным, а обучение — преимущественно индивидуальным. В более поздний период делались попытки распределить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей предусматривались уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам.

    Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях — легионах.

    В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно — философию. Нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например «Прославление мухи». Риторические школы выполняли социальный заказ — готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.


    1. Сделайте сообщение об особенностях воспитания девочек в античную эпоху.

     Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя затворническую жизнь, девочки и девушки появлялись на людях весьма редко, например во время религиозных церемоний. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой «совокупностью добродетелей». Ее уделом было домашнее хозяйство.

    Воспитание девочек и девушек-спартиаток мало отличалось от мужского. Оно состояло, по преимуществу, из физических и военных упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, как у юношей, было сексуальное поведение.

    В Древнем Риме  девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Римляне заботились и о том, чтобы получили образование женщины в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. И считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица

    1. Сделайте выписки из произведений античных авторов (Платон «Законы», Аристотель «Политика», М.Ф. Квинтилиан «Наставление оратору»).

    Платон «Законы»

    1)Но ребёнка гораздо труднее взять в руки, чем любое другое живое существо. Ведь, чем меньше разум ребенка направлен в надлежащее русло, тем более становится он шаловливым, резвым и вдобавок превосходит дерзостью все остальные существа. Поэтому надо обуздывать его всевозможными средствами...

    2) Занятие, с малых лет развивающее мужество, заключается в умении побеждать нападающие на нас боязнь и страх.

    Аристотель «Политика»

    1. только человек способен к восприятию таких понятии, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п.

    2. человек есть существо общественное в большей степени

    М.Ф. Квинтилиан «Наставление оратору»

    1) И в старости можно научиться всему, была бы охота.
    2) Ничто так не укрепляется старанием и ничто так не слабеет от нерадения, как память.
    3) Осуждают то, чего не понимают.



    1. Кому из древних мыслителей принадлежат эти слова и как вы их понимаете:

    «…надлежащее воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души прекраснейшими и наилучшими».- Платон «Воспитание»

     «Советую еще всего более остерегаться, чтобы ребенок не возненавидел учение, которое полюбить еще не имел времени и чтобы, испытав однажды горечь, не страшился ее и в зрелом возрасте».- М.Ф. Квинтилиан «Наставление оратору»

    «Для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственной, а не делом частной инициативы».- Аристотель «Политика».

    1. Определите положение учителя в античную эпоху и основные требования к нему.



    В период Античности в Древней Греции возникло слово «педагог» (от греч. nmSaycoyiKfj — детоводитсль). Оно применялось по отношению к более или менее образованному рабу, который сопровождал ребенка своего господина на занятия и обратно, дома следил за его поведением, охранял от разного рода опасностей. Следует заметить, что спрос на хорошего педагога был очень велик. Так, на работорговых рынках было запрещено выставлять рабов-мужчин из Спарты, так как считалось, что они обладали для этого излишне мужественным и волевым характером. При этом очень высоко ценились женщины-спартанки. Их покупали для ухода и присмотра за детьми, домашнего воспитания. Это было связано с тем, что такие женщины воспитывались с раннего детства в традициях спартанской системы воспитания: умели великолепно руководить и заставить себя слушаться, хорошо владели методикой физического, умственного и нравственного воспитания детей. Поэтому позднее слово «педагог» утратило первоначальное значение, стало относиться к людям, которые могли самостоятельно заниматься обучением и воспитанием, образованием ребенка.
    Платили учителям немного – примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: «Он умер или стал учителем».

    Конструктивный уровень


    1. Разгадайте кроссворд.


    По горизонтали:

    1) Испытания, соревнования.

    2) Оратор.

    3) Палочка для письма.

    4) Учитель в афинской школе.

    5) Философское сочинение Аристотеля.

    6) Воспитатель в государственных воспитательных учреждениях Спарты.

    7) Автор методики разучивания стихотворений.

    8) Школа пятиборья.

    9) Место приятного времяпровождения.

    По вертикали:

    1) Кому принадлежит фраза «Платон мне друг, но истина дороже»?



























    а1

    г

    о

    н

















































    р2

    и

    т

    о

    р








































    с3

    т

    и

    л

    о










































    и

    д

    а

    с

    к

    а

    л





































    5п

    о

    л

    и

    т

    и

    к

    а








































    п6

    е

    д

    о

    н

    о

    м







































    в

    и

    н

    т

    и

    л

    и

    а

    н


































    п8

    а

    л

    е

    с

    т

    р

    а





































    ш9

    к

    о

    л

    а























































    ь




































    1. Сделайте сравнительный анализ изученных образовательных систем

    античной эпохи и заполните таблицу 1.

    3. Определите, в чем заключается своеобразие взглядов античных

    философов в решении педагогических проблем и заполните таблицу 2.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта