Главная страница
Навигация по странице:

  • Реформаторская педагогика конца ХΙХ – начала ХХ в.

  • педагогика. семинары по педагогике1. Семинарское занятие 1 Системы образования и педагогическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме Вопросы для обсуждения


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеСеминарское занятие 1 Системы образования и педагогическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме Вопросы для обсуждения
    Анкорпедагогика
    Дата16.11.2020
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласеминары по педагогике1.docx
    ТипСеминар
    #150892
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Творческий уровень

    1. Составьте словарь античных понятий, которые вошли в педагогическую науку и по-прежнему актуальны.

    2. Подготовьте выступление на педсовет для педагогов по теме «Физическое воспитание детей в Спарте и Афинах. Возможность использования некоторых традиций в условиях современной средней школы (УДО)».

    3. Выделите основные проблемы, получившие свое осмысление в работах античных философов, и определите их вклад в зарождающуюся педагогическую теорию.


    2.«Физическое воспитание детей в Спарте и Афинах. Возможность использования некоторых традиций в условиях современной средней школы (УДО)».
    В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее типичными в этом отношении были Спарта и Афины



    Физическая культура Спарты, упорно державшейся за племенные традиции, достигла апогея в VI в. до н.э. Центральной задачей физического воспитания было формирование подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося взрослым. Спартанец-отец должен был показать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет находил его жизнеспособным. Слабых детей сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Детей с рождения не пеленали, чтобы они выросли закаленными. Систему физического воспитания Спарты освещают заметки Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Детей, достигших 7-летнего возраста, отнимали у родителей и передавали в распоряжение государственных воспитателей. Воспитатели закаляли детей, приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль, осуществляли общую физическую подготовку. В этих условиях к 14 годам каждый ребенок привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал представление об основах гимнастики и орхестрики. Чтобы убедиться в том, что дети растут удальцами, устраивались состязания перед открытыми могилами героев прошлого, тем самым воспитывалось чувство ответственности перед свершениями предков. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в 15-летнем возрасте был выработан обычай – криптий. Он означал испытательный год, в течение которого 30 – 40 будущих посвящаемых проходили боевые учения в районе мятежных деревень. В ходе таких акций молодежь вместе с руководителем совершала ночные налеты, убивая и уводя намеченные жертвы. По истечении испытательного срока подростки попадали в группы эйренов. В основу их обучения были положены строевые занятия по овладению оружием, пятиборье, кулачный бой (спартанская гимнастика). Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до 30 лет. До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечивали порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое потомство.



    По-иному осуществлялось физическое воспитание в Аттике с центром в Афинах. Воспитательная и образовательная системы в Афинах в VI – V вв. до н.э. не ограничивались только военнофизической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давали разностороннее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. После 7 лет девочки продолжали воспитываться дома, а юноши до 16 лет посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в мусической (от слова «муза»; давала умственное, эстетическое и нравственное воспитание) . В гимнастических школах – палестрах (пале – борьба) – обучались с 12 лет, с 14 лет продолжали обучение в мусической школе. С 16 – 18 лет юношей после гимнастических и мусических школ определяли в гимнасий. В Афинах было три гимнасии: Академия, Ликей и Киносарг, где помимо занятий физической культурой изучались политика, философия и литература. С 18 лет молодых людей определяли в государственную военную организацию эфебию, где они несли военную службу. В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общее физическое воспитание, и агонистику – специальную подготовку и участие в состязаниях. Гимнастика состояла из палестрики, орхестрики и игр. В палестрику входили разнообразные упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку. Основу палестрики составляло пятиборье (пентатлон), которое включало: бег на одну стадию – стадиодром (около 200 м), прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу. В палестрику также входили: панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, фехтование, стрельба из лука и др. В орхестрику входили различные ритуальные упражнения и танцы для развития пластики и грации, формирования осанки, красивых форм тела, красивых телодвижений, выполняемых обычно под музыку. Игры, в основном подвижные, использовались главным образом при занятиях с детьми. Были игры с мячом (сферистика), колесом, клюшкой, палкой, в кости, перетягивания, игры с преодолением сопротивления партнера, удерживанием равновесия, качели и др. С юных лет эллины познавали вкус победы в состязаниях. Одной из задач физического воспитания было привитие навыков борьбы, состязания в силе, ловкости, быстроте, выносливости. Этот подход лежал в основе стройной системы соревнований, которую греки называли агонистикой. Агонистика распадалась на гимнастические игры и состязания, а также мусические соревнования (музыка, танцы, поэзия). Соревнования – агоны – проводились ежегодно во всех греческих полисах. Они были непременной частью любого праздника и всегда проводились в присутствии зрителей. Некоторые из агонов переросли местное значение и приобрели общегреческий – панэллинский – статус. Древние греки были язычниками и посвящали агоны своим любимым богам. Из гимнастических агонов большой популярностью пользовались истмийские игры (в Дельфах) в честь бога морей Посейдона, панафинейские игры (в Афинах) посвящались богине Афине Палладе. Однако из всех игр наибольшее значение имели олимпийские игры, проводившиеся в честь главного бога – Зевса Олимпийского.



    Первые античные олимпийские игры Олимпийские игры проводились в Олимпии, расположенной в западной части Пелопоннесского полуострова. Здесь, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей, до сих пор зажигается олимпийский огонь современных Игр. Происхождение олимпийских и других игр Древней Греции определялось материальными условиями жизни общества, его политическим, культурным, военным развитием. Одна из главных причин возникновения игр – потребность в воспитании воинов, демонстрация превосходства военной и аристократической знати в области военно-физической подготовки.

    Афинская система воспитания является одной из наиболее известных и общепризнанных систем воспитания и обучения. Элементы афинской системы используются в ряде современных образовательных систем и технологий. Афинская система воспитания подтвердила свою состоятельность тем, что государство длительное время оставалось непобедимым, благодаря хорошо подготовленным воинам и образованным политикам.

    3.Вклад античных философов в развитие педагогической теории

    Античность оказала незаменимую теоретическую и практическую поддержку в развитии таких наук как психология, педагогика, социология и др. Любые учения, связанные с развитием и становлением человека, тем или иным образом опираются на универсальные знания о психике и мышлении, личностном и интеллектуальном совершенствовании индивида; знания, полученные много веков назад в эпоху расцвета древнегреческой культуры.

    Именно в этот период философы впервые задались вопросом, как лучше побудить человека к познанию мира, какие методы и способы должен отбирать учитель, чтобы не «загубить» в ребенке стремление к знанию.

    Можно согласиться с воззрениями ученых-практиков тех времен, которые утверждали, что ребенок – открытая книга или сосуд, который нужно должным образом наполнить.

    Что касается школьного образования, именно в этот период закладывается основа будущего обучения, закладывается основа к последующему воспитанию ребенка и подготовки его к жизни в обществе. Любой человек обладает врожденным стремлением к познанию, любознательностью, которая, по объективным причинам, может быть утрачена посредством применения недопустимых методов общения, принуждения ребенка к деятельности. Поэтому, в последующих этапах школьного обучения любые методики воспитания, преподавания могут оказаться непродуктивными.

    В поисках лучших путей поддержания в ребенке активности и любознательности необходимо прибегать к опыту предыдущих поколений. Эти знания проверены временем и могут оказать педагогу посильную помощь в его практической деятельности.

    В основу возрастной периодизации развития человека, отмечая основные возрастные рубежи, античные философы положили цифру 7: в первые 7 лет выпадают зубы, затем наступает половая зрелость, затем – отрастает борода. По их мнению, обучать и воспитывать следует во всяком возрасте, чтобы и дети не вели себя как младенцы, и юноши как дети, и взрослые люди как люди и т.д.

    С самого начала становления древнегреческого государства появилась необходимость воспитание необходимых полису граждан. Эмпирический материал был богат и разнообразен, центры обучения возникли и функционировали почти во всех городах античного мира. Научные знания основывались на философии того времени, в содержание которых добавлялись и педагогические воззрения .


    Впервые человека ввели в мир древнегреческой педагогической мысли сочинения Гераклита, которые, к сожалению, дошли до нас лишь во фрагментах. В сочинениях содержались кардинальные педагогические идеи. Так Гераклит утверждал, что каждый человек способен к обучению, познанию истины, добра и самосовершенствованию; абсолютно любой способен познать себя и обрести добродетели. Человек познает мир двумя путями: через ощущения и через разум. Ощущения помогают нам услышать и почувствовать истину, а разум – понять ее .

    Однако Гераклит в своих сочинениях делает акцент на том, что только разум, а не чувства, должны говорить нам о правдивости или недостоверности знания. Постигая мир, нельзя опираться лишь на ощущения, разум и здравый смысл должны стоять во главе угла. Гераклит утверждал, что человек ставящий чувства выше разума, не может называть себя образованным.

    Цель умственного развития и воспитания человека по Гераклиту – познание замысла и целей возникновения тех или иных явлений. По Гераклиту, цель обучения человека – научиться говорить лишь правду и действовать согласно природе, осознавая истину, не подвергаясь давлению общества. А для познания истины необходимо быть не только усердным учеником, умеющим видеть и слышать окружающий мир, но и обладать развитой душой .

    Развитие интеллекта и воспитание нравственных чувств Гераклит считал единым процессом совершенствования человека. Большое значение он придавал развитию способности самостоятельно мыслить, действовать, не вредя природе, овладевать истиной и смыслом существования. Отсюда философ делал вывод о важной роли самовоспитания, самообразования и самосовершенствования в развитии личности человека.


    Древнегреческий философ Демокрит также одним из первых занимался проблемами воспитания. Помимо вышеозначенных учений он дал развернутое описание развития познания человека, различая чувственное знание и знание разума, считая чувственный опыт лишь первым шагом к познанию истины. В этом он был солидарен с Гераклитом, считая, что истину постигает разум, а не чувства .

    Демокрит также развивал в своих учениях мысль о необходимости соединять воспитание с внутренним миром ребенка, который он назвал словом «микрокосм».

    Также к педагогическим идеям Демокрита можно отнести :

    - высокая роль семейного воспитания, где родители – пример для ребенка, эталон для подражания;

    - необходимость постоянного самосовершенствования, которое достигается через упражнения;

    - необходимость приучения ребенка к труду, ибо личность человека развивается и достигает совершенства только через усилие над ленью, усилия над собой.

    Таким образом, Демокрит поднял педагогическое учение на новый уровень, одним из первых он очертил главную задачу учителя – побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего, словесным убеждением, способствовать развитию души ребенка, а не «губить» его естественное стремление к истине через насилие и убеждение .


    Нельзя не отметить достижения древнегреческого ученого и философа Сократа (470-399 до н. э.), который занимался воспитанием молодежи. Его вклад в развитие педагогической науки заключался в нахождении универсального способа передачи знаний – диалог с учеником. Умение, которое он в своей практике доводил до совершенства. В его учениях говорилось, что только через диалог можно познать истину, диалог ставит учителя наравне с учеником, обуславливает доверие сторон, умаляет убеждение и давление со стороны учителя, позволяет ученику (с помощью учителя) самому придти к истине .

    Суть его метода как раз и заключалась в том, что ребенок сам доходил до истины, лишь с небольшой помощью учителя (через систему наводящих вопросов). Главное, чтобы ребенок, обретя новое знание, так увлекся учебой, чтобы в последующем он сам (без чьего-либо принуждения) стремился к открытию нового. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск в решении увлекательной проблемы — лучший путь образования человека .

    В настоящее время, побуждение к самостоятельной учебной деятельности все еще остается насущной проблемой обучения.

    В эпоху античности существовало множество ученых, философов, занимавшихся проблемами обучения и воспитания. Каждый из них (например, Ксенофонт, Платон, Антисфен, а также вышеозначенные философы) внесли определенный вклад в будущее педагогической мысли.

    Можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые различия в их учениях и способах передачи знаний будущим поколениям, неизменным в их трудах оставалось одно – ребенок, как открытая книга, задача учителя – довести ребенка до познания сущности мира; быть для ребенка наставником, а не надзирателем; разглядеть в ребенке внутренний потенциал, способствовать его развитию. Главное – не подавлять стремлений, неугодных обществу, осознать, что каждый человек обладает правом на познание истины и развитие уникальных качеств своей личности.

    Семинарское занятие 2

    Реформаторская педагогика конца ХΙХ – начала ХХ в.
    Вопросы для обсуждения

    1. Общая характеристика социально-экономического и культурного развития зарубежных стран в конце ХIХ – начале ХХ вв.

    2. Кризис традиционной педагогики и основные направления реформаторской педагогики.

    3. Идея трудовой школы, принципы организации Г. Кершенштейнера.

    4. Представители экспериментальной педагогики: В.А. Лай и С. Холл.

    5. Прагматическая педагогика Д. Дьюи.

    6. Вальдорфская педагогика Р. Штайнера.

    7. Концепция свободного воспитания Э. Кей.

    8. Метод научной педагогики М. Монтессори.

    9. Педагогические течения начала ХХ в.



    Учебно-исследовательские задания

    Базовый уровень

    1. Сделайте выписки из произведений реформаторов:

    Д. Дьюи «Школа и общество»,

    «Школа и ребенок»,

    1)В традиционной школьной комнате очень мало места для самого ребенка, для его самостоятельной работы. Мастерская, лаборатория, материалы, инструменты, при помощи которых ребенок мог бы строить, творить и самостоятельно исследовать, даже необходимое место для этого - все это в большинстве случаев отсутствует. Предметы обучения, которые имели бы дело с этими процессами, не имеют даже точно признанного места в образовании. Они являются только тем, что авторитеты в деле образования, которые пишут передовые статьи в ежедневных газетах, обыкновенно определяют словами: "прихоти" и "причуды".

    2) Я, возможно, допускаю некоторое преувеличение, чтобы сделать более ясными типичные черты старого образования: его пассивность, его механическое скучивание детей, его однообразие программы и метода. Оно может быть суммировано в том положении, что центр тяжести его лежит вне ребенка. Он лежит на учителях, на учебнике, везде, где угодно, но только не в непосредственных инстинктах и активной работе самого ребенка. На этом базисе многого не скажешь о жизни ребенка. Много можно сказать о занятиях ребенка, но школа ни в коем случае не есть то место, где ребенок живет. В настоящее время начинающаяся перемена в деле нашего образования заключается в перемещений центра тяжести. Это перемена, революция, подобная той, которую произвел Коперник, когда астрономический центр был перемещен с земли на солнце. В данном случае ребенок становится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования; он - центр, вокруг которого они организуются.

    3) Я хотел бы упомянуть здесь о системе ответов учениками своих уроков.

    Мы все знаем, в чем она состояла - ребенок перед учителем и прочими детьми отдавал отчет в сведениях, которые он почерпнул из учебника. При новой постановке дела в школе отчет в приобретенных сведениях становится самой важной общественной функцией для детей; для школы это то же, что непринужденная беседа у себя, в доме, но только более организованная и носящая более определенный характер. Отчет становится общественным делом, где происходит обмен опытами и взглядами, которые подвергаются критике, где неправильные мнения исправляются и где возникают новые течения мысли и новые вопросы.

    4) Я постоянно думаю о школе, о той школе, где поистине созидательная деятельность определяла бы ее сущность и служила бы источником всех ее начинаний; где бы вся работа строилась в двух направлениях: одно – социальное измерение этой конструктивной деятельности, другое – контакт с природой, поставляющей сырье для первой.‎ 
    М. Монтессори «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка».

    1) Идею, что жизнь идет сама собою, и, чтобы изучать ее, разгадывать ее тайны или направлять ее деятельность, необходимо ее наблюдать и понимать, не вмешиваясь, - эту идею, говорю я, очень трудно усвоить и провести на практике.Учительницу слишком долго учили быть единственно активным, свободно действующим лицом в школе; слишком долго ее задача заключалась в том, чтобы подавлять всякую активность в детях.

    2) Ум человека, не трудящегося над удовлетворением своих нужд, но требующего их удовлетворения от других, становится тяжелым и неповоротливым. Если такой человек когда-нибудь прозреет и, сознав свое жалкое состояние, пожелает вернуть свою самостоятельность, он убедится, что у него не осталось для этого сил.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта