Главная страница

Латинский язык. Серебряная латынь. Серебряная латынь, периоды которой iii век н э


Скачать 17.56 Kb.
НазваниеСеребряная латынь, периоды которой iii век н э
АнкорЛатинский язык
Дата12.02.2021
Размер17.56 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСеребряная латынь.docx
ТипДокументы
#175909

Серебряная латынь, периоды которой I-II век н.э. - это время окончательного утверждения грамматических норм латинской письменности, лексически богатой и стилистически отточенной в произведениях Сенеки, Марциала, Ювенала, Светония, Тацита, Апулея.

Язык прозаических писателей и поэтов этого времени отличается значительным своеобразием в выборе стилевых средств, но так как выработавшиеся в течение предшествующих столетий нормы грамматического строя латинского языка почти не нарушаются, указанное деление латинского языка на «классический» и «послеклассический» имеет скорее литературоведческое чем лингвистическое значение.

Так же эпоха средневековья в истории латинского языка характеризуется как период Latinitas vulgaris («вульгарная латынь») или еще как Latinitas culinaria («кухонная латынь»). В работах римских филологов, произведениях Сенекии Тацита, а также в трактатах по медицине, кулинарии, сельскому хозяйству, архитектуре демонстрируется разговорный синтаксис и отступления от грамматической нормы. Например, кулинарная книга римского гастронома Апиция «О кулинарном деле» воссоздает картины повседневной жизни Рима, изобилует полезными советами и непроизвольно дает материал для лингвиста. Трактат «Об архитектуре» Марка Витрувия Поллиона демонстрирует разговорные обороты, выглядящие с точки зрения литертурной нормы как ошибки.

Во времена эпохи серебряной латыни отмечается возрастающее влияние риторики, что пагубно сказывается на развитие поэзии и прозы. Преобладало сатирическое изображение реальности. Традиции стихотворной сатиры продолжили Ювенал и Персий, а меннипова сатира (смесь стихов и прозы) была использована в произведениях Петрония и Сенеки. Самым крупным поэтом-эпиком века был Лукан Марк Анней, он воспевал гражданскую войну между Помпеем и Цезарем, как пример соперничества между тираническим и свободолюбимым началами. Авторами эпических произведений были также Папиний Стаций, Валерий Флакк, Силий Италик и Марк Манилий.

Так же в эту эпоху в Риме появился жанр басни. Первым баснописцем был вольноотпущенный Августа Федр. Единственными полностью сохранившиеся до наших дней римскими трагедиями являются трагедии философа-стоика Сенеки. Кроме трагедий Сенека написал и множество сочинений по нравственной философии, влияние которых оказалось значительным и далеко за пределами этой эпохи. Постепенно начинало вырождается красноречие. Величайший римский историк Тацит считал, что причиной его упадка является ликвидация республиканской свободы при императорах. И все же именно в эту эпоху творил известнейший теоретик римского красноречия Квинтилиан.  Его основной труд — «Наставление в ораторском искусстве» — в 12 книгах он обобщает опыт древнегреческой и римской риторики. Он считал, что речь оратора должна быть чистая, ясная, красивая, уместная. «Нам следует пользоваться богатым выбором слов умело, так как мы должны иметь перед глазами не рыночную болтовню, а настоящее красноречие», — писал он.

Именно «вульгарная латынь» (а не классический латинский язык) является основой для романских языков. К ним принадлежит: итальянский, французский, провансальский языки, испанский, португальский, румынский, молдавский и сардинский язык, как наиболее близкий к классической латыни из всех современных романских языков. В этот период в язык вводится масса новых слов и понятий, отсутствовавших в классической латыни. Но в итоге происходит распад римской империи, варвары разрушают дороги и начинают появляться новые языки. Латинский язык «умирает».


написать администратору сайта